Классный час Общение как развитие коммуникативных качеств личности

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тименцева Елена Николаевна, учитель технологии, МБОУ «СОШ№19 с УИОП»

г. Черногарска

Классный час «Общение как развитие коммуникативных качеств личности».

9 класс

Цель: определение понятия «общение», виды, средства и процедура эффективного общения и проявление на коммуникативные качества личности.

Оснащение: листы, ручки, презентация «Общение как развитие коммуникативных качеств личности».

Ход классного часа

«Самая большая роскошь в жизни - это роскошь человеческого общения».

Слова Антуана де Сент-Экзюпери.

Для некоторых эта роскошь превращается в мучение, если человек очень стыдливый и неуверенный в себе. Встречаются и «гении» в общении - люди, которые в той или иной ситуации интуитивно находят правильные приемы контакта. Чтобы иметь друзей, быть успешным в жизни надо много общаться. Постараемся определить правильное направление в развитии коммуникативных качеств личности при общении.

Обще́ние- «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное общение- обмен предметами или продуктами деятельности.

  • Когнитивное общение- обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

  • Эмоциональное общение- обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга - пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

  • Мотивационное общение- обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

  • Деятельностное общение- обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок- формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

  • Светское общение- его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

  • Формально-ролевое общение- когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

  • Деловое общение- это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

  • Межличностное общение (интимно-личностное)- раскрываются глубинные структуры личности.

  • Манипулятивное общение- направлено на получение выгоды от собеседника.

Средства общения.

Общение бывает вербальным (словесным) и невербальным (жесты, мимика).

Паралингви́стика (греч. Pará-«около»)- раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Различают три вида паралингвистических средств:

  • фонационные - темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные, социальные особенности артикуляции звуков;

  • кинетические - жесты, поза, мимика говорящего;

  • графические - особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.

В вербальном общении важным является: значение и смысл слов, темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм тембр интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальную сторону общения характеризуют дистанция, жесты, мимика. Одним из важных параметров, которые характеризуют невербальную сторону общения, является межличностное пространство - дистанция, которая неосознанно устанавливается в процессе непосредственного общения с людьми. Чем более тесные отношения между людьми, тем меньшая пространственная дистанция между ними в процессе общения. Весьма близкая, как и отдаленная, дистанция отрицательно отражается на эффекте общения.

Процедура общения. В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  • Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

  • Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

  • Ориентировка в личности собеседника.

  • Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

  • Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

  • Установление контакта

  • Обмен мнениями, идеями, фактами

  • Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

  • Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Проверьте свою коммуникабельность при общении с помощью теста.

«Умеете ли вы общаться?»

Каждый ваш ответ «да» оценивается в 2 балла, «иногда» - 1, «нет» - 0.

1. Завтра у вас свидание. Вы постоянно думаете о нем, возможно, долго не можете заснуть?

2.Вы приехали в чужой город, где живут ваши родственники. Остановились у одного из них, другие тоже знают о вашем приезде, и нельзя не посетить их. Вы откладываете визиты до последнего момента?

3.Вас попросили выступить на собрании с сообщением. Вы недовольны?

4.Жизнь «дала трещину»: и дела не идут, и в любви «прокол». Вы можете поплакать в жилетку даже не очень близкому человеку?

5.Настроение паршивое. А на улице к вам подходит незнакомец и просит показать дорогу. Вы отвечаете раздраженно?

6.К старым неприятностям прибавилась ссора с родителями. Объясните ли вы ее тем, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга?

7.Знакомый «одолжил» у вас небольшую сумму денег и забыл об этом. Напомните вы ему о долге?

8.В столовой вы получили твёрдый шницель. Вы будете устраивать скандал по этому поводу?

9.В электричке напротив вас сидит человек, явно настроен поговорить. Вы отвечаете на вопрос односложно, мысленно отсылая его... в другой вагон?

10.В магазине очередь - дают нужную вам вещь. Будете стоять?

11.Ваши друзья поссорились. Оба обращаются к вам: рассудить, кто прав. Вы беретесь за роль судьи с большой неохотой?

12.Вы любите Аллу Пугачеву, а ваша приятельница считает ее вульгарной. Ей нравятся фильмы Тарковского, а вы отдаете предпочтение французским комедиям. Ее мысль вы категорически отвергаете, признавая только свой вкус?

13.В гардеробе вы услышали, как двое обсуждают, что рок-звезда повесилась. А вы только что видели ее живой в прямом эфире. Вы проинформируете их?

14.Приятель просит вас проверить сочинение или задачу по алгебре. Просьба вызывает у вас неудовольствие?

Теперь подсчитайте баллы.

26-28 баллов. Назвать вас коммуникабельным невозможно. Вы явно отдаете предпочтение уединению, хотя сами себя за это наказываете. Все коллективные дела вас бесят, и при каждом удобном случае вы стараетесь от них уклониться. Ясно, что это не способствует улучшению ваших контактов с окружающими, которые постепенно отдаляются от вас. Подумайте, может, дело не в том, что вы не желаете быть в коллективе, а в вашем нежелании идти навстречу другим людям.

24-25 баллов. Не очень вы разговорчивый, во всяком случае, сами разговор не начнете. Приятелей у вас немного, хотя друг, который вас видел давно, извиняет вам замкнутость, понимая, что это не главное. Переход на другое место обучения или работы вас пугает - именно из-за необходимости установления новых контактов. Впрочем, бывает, что увлекшись каким-нибудь делом, вы забываете о своей нелюдимости и становитесь коммуникабельным человеком. Вот такое состояние и старайтесь поддерживать.

19-23 балла. Ну что же, вы достаточно коммуникабельный и в незнакомой компании чувствуете себя «в своей тарелке». Новые знакомства вас не смущают, но это не означает, что вы будете их всегда продолжать. В разговоре вы можете свободно вставить свои «пять копеек», однако в дискуссии вступаете редко. Иногда вы саркастический, это у некоторых вызывает раздражение, так что контролируйте себя, когда собираетесь отпустить очередную шутку.

14-18 баллов. У вас с коммуникабельностью все в норме. Благодаря любознательности вы выслушиваете каждого нового собеседника. К вашим достоинствам нужно отнести и то, что вы возражаете, не горячась, не подавляя других, а стремитесь убедить. Новые контакты даются вам легко и просто. Если что-то вас и бесит, то это многословие, суетливость, экстравагантность. Хотя и в этих случаях вы умеете сдерживаться.

9-14 баллов. Да, в некоммуникабельности вас не упрекнешь. Вам, не мешало бы немного уменьшить любознательность, несколько меньше говорить, а главное - меньше высказываться по любому поводу. Признайтесь, вы любите быть в центре внимания. Отвечать отказом в просьбах вы не умеете, даже когда выполнить их не в силах. Бывает, вдруг вспыхиваете, но к счастью быстро успокаиваетесь. Чему вам не мешало бы поучиться, так это усердию и умению не пасовать перед трудностью. Однако если вы пожелаете, то сможете заставить себя не отступать, довести начатое дело до конца.

4-8 баллов. О таких, как вы, говорят «рубаха-парень». Общаться, быть на людях - ваша потребность. Никакое дело мимо себя не пропустите, особенно если делать ничего не нужно, а только можно поспорить. Вступаете в разговор вы обязательно, даже когда совсем не представляете, о чем идет речь. Начать дело для вас важнее, чем его закончить. Окружающие относятся к вам доброжелательно, но с некоторым сомнением. Немного больше самоиронии вам бы не помешало.

3 балла и меньше. Общение с вами требует некоторых усилий. Ваша словоохотливость, возможно, и не вызвала бы протеста, если бы вы не стремились быть судьей в делах, к которым не имеете ни малейшего отношения и в которых, по правде говоря, не очень понимаете. Объективность, терпеливость, сдержанность не входят в число ваших положительных черт, а вот обидчивы вы через меру. Подумайте о том, что каждый характер, в том числе и свой, можно улучшить

Выполним задание «Факторы, которые помогают и мешают в общении»

Возьмите по два листа и на одном напишите фактор, который мешает вам в общении, а на другом - тот который помогает в общении. Потом эти листы прикрепите к разным факторам на доску.

Факторы, которые мешают общению

Факторы, которые помогают в общении

Пример факторов:

Умение слушать;

Плохое отношение к собеседнику;

Отсутствие интереса к собеседнику;

Стереотипы;

Неумение слушать.

Доброжелательность;

Сопереживание;

Принятие другого человека.

Обсуждение факторов, разработка памятки как стать хорошим собеседником при этом развить коммуникативные качества личности.

Итог урока: На уроке познакомились с понятием «общение», видами, средствами и процедурой эффективного общения для проявления коммуникативных качеств личности. Мы узнавали о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные задания, тесты, составляли памятки. Мы подумаем, что можно изменить в себе и как помочь однокласснику, чтобы слова Антуана де Сент-Экзюпери «Самая большая роскошь в жизни - это роскошь человеческого общения» стали понятными, и нашли для себя правильные приемы общения.

Литература

  1. Горянина В. А. Психология общения - М.: Издательский центр «Академия» - 2002.

  2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с. - (Учебник нового века). - 7000 экз.

  3. Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 157-159.

  4. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.

© 2010-2022