Всероссийский открытый конкурс педагогов «Образовательный потенциал России». Номинация: метод проектов в основной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский открытый конкурс педагогов «Образовательный потенциал России».

Номинация: метод проектов в основной школе.

Участник: Абдуллина Филюза Фаилевна. МОБУ СОШ с. Языково Благоварского района Республики Башкортостан

Адрес: РБ Благоварский район, ул. Победы 12, МОБУ СОШ с. Языково. Тел. 89876226757. [email protected]

Основной задачей школы является развитие и саморазвитие личности ученика, направленной на социальный успех как результат ориентированности человека на реализацию личного стремления найти дело своей жизни, отвечающее социальным ожиданиям общества. Чем больше направлений деятельности, где школьник может почувствовать свою значимость, тем полнее развиваются его природные задатки, спо­собности. На этой идее и основано применение метода проектов в воспитательной ра­боте.

Метод проектов рассматривается как способ достижения педагогической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реаль­ным, осязаемым практическим результатом. Метод проектов предусматривает:

а) наличие проблемы, актуальной для повседневной жизни;

б) интеграцию межпредметных знаний;

в) использование исследовательского метода;

г) самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая);

д) практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых
результатов;

е) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

В соответствии с доминирующей в проекте деятельности выделяют исследова­тельские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), информационные проекты.

Если мы сравниваем программы воспитания с программами обучения, то на­прашивается вопрос: «А какой предмет помогает изучить наша программа воспи­тания?» Что является предметом в области воспитания? Отвечая на этот вопрос, педагоги чаще всего исходят из привычного перечня направлений воспитательной работы: нравственность, этикет, эстетика, здоровый образ жизни, патриотизм и т.д. Мы обнаруживаем, что у нас много «предметов». Как же можно назвать обра­зовательную область, в которой такие «предметы». Оказывается, жизнь. Воспита­тель, классный руководитель учит жить. Специалист «по жизни». Данную область можно разделить на две: индивидуальная жизнь - индивидуальное развитие и коллективная жизнь, общественное развитие. В жизни человека есть и индивидуальная жизнь - отличная от других, и его же жизнь в различных коллективах - одина­ковая с другими (в чем-то). Причем коллективов бывает много: семья, родня, друзья, класс, творческие коллективы, трудовые коллективы, общественные объеди­нения, сообщество соседей, земляков, граждан страны, представителей определенной нации, жителей планеты. .

Уметь выстраивать свою личную жизнь, развивать себя - это и есть ответст­венность за свою жизнь. Уметь выстраивать свою жизнь в коллективе, таким обра­зом, чтобы происходило твое развитие, а не деградация - особые умения нужны. Но если ты умеешь развивать коллектив, сообщество в котором ты живешь и дей­ствуешь, то ты управляешь жизнью в целом,- это гражданская ответственность.

Понятно, что эти области - индивидуальная и коллективная жизнь тесно взаимосвязаны. Чем интереснее и богаче личность, тем богаче коллектив. Если коллектив не дружный, агрессивный развитие личности либо тормозится, либо развитие искажается.

При составлении программы стоит осознать, на что она направлена в первую очередь, так как эти две области различаются по предмету и по содержанию. В первой исследуется, проектируется, преобразуется собственная личность, индиви­дуальный образ жизни, во второй исследуется, проектируется, преобразуется жизнь коллектива, его образ жизни. Хотя в каждой из программ необходимо по­мочь детям в формировании идеалов, видении проблем (не соответствий с идеа­лом), обучить проектной деятельности, обеспечить умениями, навыками, техноло­гиями решения определенных проблем. Большинство имеющихся сейчас про­грамм направлены на личностный рост школьника. Школы актива детских и мо­лодежных общественных организаций тоже имеют крен в развитие лидерства, но там часто предметом является и коллективная жизнь. К сожалению, эти програм­мы доступны не для многих. Поэтому эти программы очень актуальны. Ведь если мы развиваем личность, но не учим управлению общественной жизнью, то лич­ность (развитая, тонкая) становится заложницей того социума, в котором сущест­вует. Когда человек не умеет что-то изменить в общественной жизни, не умеет уст­раивать ее, он становится социальным пессимистом, социально апатичным, появ­ляется желание уехать из России в те страны, в которых как-то без наших усилий все хорошо устроено.

Предлагаю проект тематической воспитательной программы

«Развитие личности в коллективе».

Содержание:

1. Общие положения.

2. Обоснование

3. Цель.

4. Задачи.

5. Ожидаемый результат.

6. Содержание.

6.1. Ценности. Отношения.

6.2. Знания.

6.3. Умения. Навыки.

6.4. Роли и позиции.

6.5. Жизненный опыт.

7. Модель реализации.

8. Библиографический список.

Библиографический список для педагога.

Библиографический список для учащихся.

1.Общие положения

Данная программа реализуется в течение первого полугодия. Она разработана для подростков 7-9 классов. Способствует наиболее успешному развитию процесса социализации подростка, его индивидуализации и способности к адекватным отношениям в коллективе, становлению уверенной в себе личности, способной преодолеть конформизм и строить свою успешную, счастливую жизнь.

Результатом создания программы явились методичные наблюдения автора за процессом активного личностного развития в условиях подросткового коллектива, стремлением доказывать свою индивидуальность и балансировать в этом стремительно меняющемся мире.

2.Обоснование

Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Этот процесс не совершается автоматически. Он требует усилий по созданию возможностей и объективных социальных условий для роста и совершенствования личности. Однако наличие условий и предпосылок само по себе ещё не решает задачу становления развитой личности в коллективе. Необходима, прежде всего, её собственная активность в этом сложном процессе. Противоречия между личностью и её нравственным идеалом побуждают к активности и стремлению самореализоваться. Так что же стоит за понятием личностного роста? Набор личностных качеств по А.В.Хуторскому группируется следующим образом: креативные качества, обеспечивающие условия создания подростком творческого продукта деятельности; когнитивные качества, обеспечивающие процесс познания внешнего мира; методологические, обеспечивающие организацию образовательной деятельности в познании и творении. Мои наблюдения за развивающимися подростками в классном коллективе подтверждают факт динамичности процесса роста личности. Изменения во времени свойств и качеств и составляют её рост и развитие. «Личность целостна. Поэтому и условия для её развития должны быть направлены на развитие всех её сторон. Достигается это путём включения ребёнка в познавательную, нравственную, трудовую, коммуникативную, эстетическую, и физическую деятельность» (С.В.Никитин). Структуру личности можно классифицировать следующим образом:

- подструктура направленности: моральные качества личности;

- подструктура социального опыта: знания, умения. навыки, привычки, приобретённые в процессе обучения и личного опыта;

- подструктура форм психического отражения: индивидуальные особенности психических процессов;

- подструктура биологически обусловленная: возрастные особенности, типологические свойства личности.

Становятся ясными и направления личностного роста, составляющие направленность личности, проявляющуюся в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности; знания умения, навыки, приобретающиеся в процессе жизненного опыта и познавательной деятельности; индивидуально-типологические особенности личности, проявляющиеся в особенностях темперамента, характера. способностях.

Могу полагать, что личностный рост стремлений моих учеников направлен на желание сохранить и продолжить жизнь; стремление к силе личности; к свободе, т.е. самостоятельности, опоре на себя; к самореализации, к развитию ценностей. В своей воспитательной деятельности, опирающуюся на положительную «Я - концепцию», стремлюсь придерживаться педагогической стратегии и тактики, направленной на то, чтобы поддержать всё положительное, что есть в подростке, т.е. что влияет на активность личности в процессе её становления в коллективе.

Размышляя над своими личностными качествами, жизненными ценностями мои ученики приходят к выводу: «Нам ещё не хватает уверенности в себе, чтобы чувствовать себя абсолютно защищёнными в этом сложном мире», «Хочу, чтобы меня все понимали», «Пусть каждый человек научится понимать, что другому может быть тоже больно от плохих поступков людей». Следовательно, развитие определённых личностных качеств, направленных на способность поиска жизненной опоры в себе в сочетании с умением жить в коллективе и следует рассматривать как приоритетное направление в работе. «Работа классного руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических. межконфессиональных отношений» (Ижбулатова Э.А., к.п.н.)

Мы воспитываем востребованную обществом личность. И, согласно утверждению социолога Бодо Шеффера, «Чтобы ответить на вызовы 21 века недостаточно высокой квалификации, эффективных методов работы и апробированных стратегий успеха. Новой эпохе нужна высочайшая компетентность, приложение максимальных интеллектуальных и эмоциональных усилий».

Спроектировать и построить воспитательную систему класса, направленную на создание оптимальных условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого человека, творческой активности, возможностей самореализации в социуме, будучи личностью, способной брать на себя ответственность за себя и за других - вот приоритетный аспект моей деятельности как классного руководителя.

3.Цель.

Воспитание социально активной, творческой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию, самоутверждению в условиях стремительно меняющегося мира.

4.Задачи.

- Создание оптимальных условий для реализации каждым подростком своих потенциальных возможностей;

- Стимулирование потребности учащихся в творчестве;

- Воспитание гуманистически направленной личности в условиях коллективной жизни;

- Реализация механизма субъективности воспитания, процесса самостроительства личности,

- Развитие эмпатии,

- Обучение способам проектирования своих отношений в социуме;

- Воспитание потребности самосовершенствования через приобщение к новому.

5.Ожидаемый результат.



Что изменится.

Формы и методы.

Уравновешивание эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам.

Повышение чувства уверенности в себе и самопринятие.

Усиление самостоятельности и ответственности.

Повышение инициативности учащихся в делах класса и школы.

Углубление процесса самопознания.

Усиление позитивности во взглядах на окружающий мир.

Дифференциально-диагностический опросник.

Недописанный тезис. Альтернативный тезис.

Анкеты «Мой жизненный выбор», «Познаю свою сущность», «Интересы и досуг»,

Тест: «Размышляем о жизненном опыте»(по Н,Е,Щурковой)

Тест Айзенка,

Исследование социальных сетей подростка.



6.Содержание.

6.1. Ценности, отношения.

Итогом программы должно стать формирование следующих ценностей:

- способности реализовать себя в креативе;

- решительности, способности ориентироваться в нестандартной ситуации;

- доброжелательности, терпимости, оптимистичности, взаимоподдержки,

-способности к лидерству в сочетании с уважением к мнениям одноклассников;

- инициативности, целеустремлённости.

Формируемые отношения:

-отношение к друзьям, одноклассникам - дружелюбное, основанное на уважении мнений, традиций, этнических особенностей, индивидуальности каждого;

- адекватное отношение к взрослым, к своим родителям.

- умение выстраивать общественные отношения, следуя правовым аспектам гражданского общества.

- подготовка к строительству модели отношений во взрослой жизни.



6.2. Знания.

Для совершенствования процесса личностного роста необходимо владение комплексом знаний:

- линия поведения в социальной среде - бесконфликтность, партнёрские отношения, сотрудничество и взаимоподдержка; «Всегда ли оправдана уступчивость?» , «Не судите других…», «Всегда ли оправдана доброта?»

-статус личности в коллективе - лидерство, отверженность сверстниками, «середнячок», способность влиять на формирование общего мнения; «Меня не понимают мои друзья»; «Не умею говорить «Нет!»,

- этикет общения и взаимоотношений - вежливость, уступчивость, положительность в высказываемом, грубость, хамство, заносчивость, агрессивность; «Этичен ли ты в школе? А дома?», «Как нужно отвечать на грубость? Грубостью?», «Всегда ли мы внимательны к пожилым людям?»

- самостоятельность в принятии решений - гибкость, решительность, способность к адекватному восприятию ситуации; «Безвольность и бездумное следование за другими», «Я сам всё могу…»

- уравновешенность эмоциональной сферы - спокойствие, холодный рассудок, энергичность, изменчивость в настроении, высокая реактивность; «Знакомый незнакомец (Темперамент)», «Я спокоен в любой ситуации…», «Для поддержания хорошего настроения я с моими друзьями…».

- принципиальность в защите своих интересов в сочетании с толерантностью - уважение к своим взглядам и интересам, умение вести дискуссии, принимая другие мнения, овладение умениями саморегуляции; «Уверенность в себе зависит от веры в наши права».

- стиль сотрудничества во взаимоотношениях - взаимоуважение, доверие, компромисность, общность целей, способность к поиску наиболее приемлемых для всех решений; « Я доверяю всем и во всём», «Общий результат - это…»

- внешность, стиль, мода - ухоженность, харизма, стильность, мера в одежде и в макияже, небрежная внешность, броскость или скромность; «Моих родителей не устраивает стиль моей одежды», « Подруга всегда следует новшествам моды. Она стильная», « По одёжке встречают…».

- искоренение в себе конформизма, вытеснение пороков в характере новыми позитивными привычками - поиск одобрения у других людей, объект манипуляций, зависимость от мнений других людей, воспитание в себе новых, положительных привычек; «Признание и одобрение - это одно и тоже?»

6.3. Умения и навыки.

Чтобы активизировать процесс личностного роста и развития необходимо приобретение умений и навыков:

- самообладания в нестандартных ситуациях - выдержка, сдержанность и умеренность в действиях в данных обстоятельствах, управление эмоциональной сферой,

- ориентирования в потоке информации, обретения и защиты собственного мнения;

- определения целей, ближайших и перспективных, и путей их реализации;

- позиционно-функционального самоопределения в коллективной деятельности;

- здорового образа жизни и вытеснения вредных привычек полезными;

- нравственного становления и ответственности за свои поступки;

- взглядов на жизнь сквозь призму любви к своей личности и к окружающему миру.

6.4. Роли и позиции.

Приоритетный уровень деятельности классного руководителя как движущей силы в росте своих учеников реализуется в процессе приобретения ими всё новых, прогрессивных свойств личности через активную самореализацию в социальной среде, в том числе и в классном коллективе, а также способность к адекватному переживанию развивающихся, а значит постоянно меняющихся отношений с другими людьми. Полагаю, что, развивая индивидуальные особенности и таланты каждого подростка в сочетании со способностями к гибкому преломлению своего «Я» в социуме, буду иметь возможность помочь ребёнку определить и реализовать свои жизненные позиции, ориентироваться в гражданско-правовом пространстве, осуществить профессиональные амбиции, совершенствовать свои лидерские качества, основанные на уважении к окружающим и способности к координации множества мнений.

В процессе реализации программы воспитания учащиеся обучаются следующим ролям:

- Друг, помощник, справедливый советчик;

- Лидер, организатор и координатор коллективных проектов;

- Гражданин своей страны;

- Счастливый человек.

6.5. Жизненный опыт.

«Жизненный опыт - важная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящейся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, с памятью чувств, памятью поведения, Ключевое слово в этом определении - прожито» (Белкин А.С, «Основы возрастной психологии». М. 2000. с. 134.)

В соответствии с осваиваемыми ценностями, отношениями, моделями поведения следует проектировать и жизненный опыт в следующей последовательности:

- Творческой самореализации, т.е опыт раскрытия своих талантов и способностей;

- Опыта деловых, дружеских отношений при организации и участии в досуговых мероприятиях, походах, благоустройстве класса, в тимуровском движении.

- Анализа возможностей дальнейшего своего развития, в том числе и являясь членом коллектива;

- Выстраивания своих отношений с другими людьми в свете эмпатии, терпимости, преодоления негативизма в мышлении и во взаимодействии.

7. Модель реализации программы.

Для передачи необходимых знаний, умений, способов формирования жизненного опыта, ролей и позиций мною отобраны следующие модели реализации:

- Классные часы;

- Диагностика личностного роста и коллективных взаимоотношений: (анкета, опрос, тест, тренинги, акции, самоаттестация, социометрия).

- Круглый стол;

- Доверительная беседа;

- Проектная работа;

- Конференции;

- Конкурсы, выставки;

- Поэтические гостиные.

- Медитации, релаксация.

Полагаю, что уклад жизни моего класса, будучи гибким, ориентированным на освоение всего нового и прогрессивного, имеет достаточно потенциальных возможностей для освоения данной программы, в результате реализации которой каждый подросток получит возможность выявить и развивать свои способности, уметь мечтать и строить модель своих перспектив, научится положительно мыслить, а значит настроиться на жизненный успех, найдя своё место в системе классного самоуправления (лидер, помощник, советчик, генератор идей, творческих дел мастер и т.д.).

Темы классных часов:

- «Человек и его пороки»;

- «Духовный мир человека»;

- «Счастливый случай»;

- «Я голосую за мир»;

- «В человеке всё должно быть прекрасно»;

- «Конфликты в нашей жизни»;

- «Думай хорощо. И мысли созреют в добрые поступки»

- «Научить своё сердце добру»;

- «Поговорим об ответственности»;

- «Любовью дорожить умейте…»

- «По одёжке встречают…»

- «Этикет в обществе».

- «Портрет нашего коллектива»;

- «Искусство согласия с собой».

- «Репка, или какие качества я в себе вырастил?»

Мероприятия:

- День знаний;

- Участие в праздновании дня Учителя;

- Поможем старшим! - ко Дню пожилого человека;

- День здоровья;

- День матери;

- Осенняя ярмарка, посвящённая Дню республики;

- Дни именинников;

- Семья - «Глаза в глаза»;

- Экскурсия в районный этнографический музей.

- Экскурсия в Национальный музей Республики;

- Психологический КВН;

- Брейн - ринг;

- Новогодний бал.

Дела:

- Участие в благотворительной ярмарке «Осенний бал»;

- Акция «Озеленим наш кабинет»;

- Разработка и оформление учащимися и их родителями классного альбома с фотографиями;

- «Мы тимуровцы!» - трудовой десант.

- Акция «Шежере»;

- «Почтовый ящик мнений»

- Долговременная игра (в течение недели) «Рыцари и прекрасные дамы».

Игры:

- «Морские командные учения» (Кьел Рудестам . Групповая психотерапия.);

- Ролевая игра «Планета друзей»;

- «Фантастический выбор»;

- «Пословицы»;

- Деловая игра «Права ребёнка».

Практикум - тестирование:

- «Личностный рост»;

- Недописанный тезис;

- Альтернативный тезис;

- «Тематический рисунок»;

- «Наши отношения».

- Социометрия.

Анкетирование, анализ, наблюдение:

- «Азбука мудрости»;

- «Зеркало»;

- «Здоровье молодых»;

- «Что вам интересно?»;

- «Уровень самооценки».

Доверительное собеседование

- «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

- «Хочешь иметь друга?- Будь им!»

- «Познай самого себя»;

- Что ты можешь сказать о своих недостатках и достоинствах?

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле…»(И.Кант).

«Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя» (Р.Декарт). «Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить» (Гераклит).

Уклад жизни класса:

- Создание оптимальных условий для общения;

- Соблюдение традиций и обычаев с учётом особенностей друг друга и принципов коллективной жизни: традиция записи в конце семестра в дневнике каждого ученика о том, что удалось ему сделать, чтобы стать увереннее в себе; традиция рефлексии в конце учебного дня; традиция написания сочинения в начале учебного года «Моя школа в моей жизни»; традиция «Праздник добрых пожеланий».

Школа будет жить тогда, когда в её стенах будут жить красивые традиции, которые окажут положительное влияние на формирование мировоззрения и мироощущения ребёнка. они и определяют особенности уклада жизни класса.

Формы самоуправления:

- Собрание класса «Выбираем актив»;

- Собрание класса «Помоги себе сам»;

- «Анализируем, оцениваем, планируем»;

- Выпуск «Экрана успеваемости».

Модель самоуправления:

Классное самоуправление осуществляется в планировании, проведении мероприятий, создании проектных групп, в проектной деятельности, в оформлении тематических газет, проведении социальных опросов и анализировании результатов, проведении пресс-конференции.

Президент класса назначает ответственных за подготовку мероприятия и его проведение, ответственные составляют план работы, подбирают группу помощников, распределяют обязанности. Они же периодически отчитываются о ходе подготовки к творческому делу, обращаются за советом к учителю. Анализ проведенных коллективных творческих дел проводится ответственным вместе со своей группой, отчёт предоставляется президенту класса и классному руководителю.

Следует отметить, что от участия одного ученика зависит результат деятельности другого, это налагает особую ответственность, заставляет подростка делать моральный выбор как в пользу своего развития, так и интересах другого человека. Деятельность творческих групп основана на атмосфере доброжелательности, запрете критики. А все мнения собираются в общий продукт. Подобная модель самоуправления в классном коллективе способствует методичной организации её деятельности и личностному развитию каждого подростка, члена этого коллектива.

8. Библиографический список:

1. Селевко Г,К, Энциклопедия образовательных технологий. М. 2006г.

2. Сластенин В,А, Методика воспитательной работы М. 2002г.

3. Елягина Л,Н, Проектирование воспитательной работы классного руководителя. Издательство БИРО. Уфа. 2006г.

4. Харламов И,Ф, Педагогика М. 2006г.

5. Щуркова Н,Е, Программа воспитания школьников. М. 1998г.

6. Кузнецова Н,В, Изучать, чтобы воспитывать. М. 1984г.

7. Ещеркина О,Е, Личностное становление подростка. Волгоград. Учитель. 2008г.

8. Шакурова .Ф. Применение метода проектов в воспитательной работе школы. Издательство БИРО.

9. Ижбулатова Э.А. Проблемы и пути творческого повышения квалификации педагогов на основе проектно-технологического подхода в сфере воспитания. Издательства БИРО.

10. Железная Т.С. Системное развитие ученической самоорганизации и самоуправления. Издательство БИРО.

Библиографический список для педагога:

1. Спутник классного руководителя. Составитель Билык Н.И М. 2006г.

2. Харламов И,Ф, О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. Педагогика. 1992г. № 7-8.

3. Юдин В,В, Педагогические технологии. Ярославль. 1997г.

4. Лютова Е,К, Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб: Речь 2003г.

5. Щуркова Н,Е, Классное руководство. Игровые методики. М. Педагогическое общество России, 2001г.

6. Маленкова Л,И, Педагоги, родители и дети. М, 1994г.

7. Аралова М,А, Классный час играючи. Выпуск 1. Издательство «Сфера»

8. Никишина И,А. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие. Волгоград. 1998г.

9. Козлов Н,И. Семнадцать мгновений успеха. М. ОАО ВЗОИ. 2004г.

10. Демакова И.Д. С верою в ученика. М. 2000г.

11. Энтони Р. Секреты уверенности в себе. 2004г.

12. Панченко Н.А. Педагогическая диагностика. Волгоград 2007г.

13. Бударникова Л.В. Родительский лекторий. Волгоград 2007г.

14. Дереклеева Н.И. Классный руководитель М. 2002г.

Библиографический список для детей:

1. К.Паустовский «Повесть о жизни».

2. С.Я. Маркан «Будущим героям»

3. Л.Захарова «Письмо». Воспитание школьников. М 1998г. №4.

4. В. Железняков «Чучело».

5. А.Макаренко «Флаги на башне».

6. М.Рощин «Дорогая Елена Сергеевна».

7. Ю.Яковлев «Приключения Фенимора»

8. М.Карим «Таганок».

х/ф «Розыгрыш».

х/ф «Кадетство»

х/ф «Вам и не снилось».

P.S. Данная авторская программа воспитания приняла участие в 2010-2011 учебном году во втором конкурсе тематических воспитательных программ по Республике Башкортостан и заняла первое место в номинации «Воспитание навыков коллективной жизни».





© 2010-2022