Технологическая карта, 6 класс Значение бактерий в природе и жизни человека

Технологическая карта урока в 6 классе по ФГОС, использовалась на открытом занятии, для учителей района и получила высокую оценку. Карта отработана мною.  Уточняю, что эта карта размещена в журнале "Все для учителя биологии", №2, журнал очень интересный по содержанию и я, вам рекомендую, по возможности оформить подписку. Мне хотелось бы, узнать и вашу оценку этой разработанной технологической карте урока, мои ученики, с удовольствием работали на уроке, активно включились в работу на все сорок пя...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта, 6 класс Значение бактерий в природе и жизни человекаТехнологическая карта, 6 класс Значение бактерий в природе и жизни человекаТехнологическая карта, 6 класс Значение бактерий в природе и жизни человекаТехнологическая карта, 6 класс Значение бактерий в природе и жизни человекаТехнологическая карта урока

Тема учебного модуля

Многообразие живых организмов.

Тема урока

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Опорные понятия, термины

Бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Новые понятия, термины

Бактериология, клубеньковые бактерии, симбиоз, микроорганизмы, болезнетворные бактерии.

Цель урока

Формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Домашнее задание

Изучить п 10, выполнить в раб/тетради № с 1-6, стр 29 или см в конце карты

Этап урока

Цель этапа

Универсальные учебные действия

Содержание деятельности

Методическое обеспечение урока

Личностные

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Предметные

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Проверка усвоения учащимися основных вопросов темы

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.


Фронтальный опрос по вопросам: 1.Назовите основные части бактериальной клетки. 2. Какие типы питания характерны для бактерий? 3. Как размножаются бактерии? 4. Назовите бактерии, в клетках которых содержится хлорофилл, раскройте их роль в природе.

В начале урока учитель обращает внимание на тезисы и желает удачи в решении проблем.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Таблица «Бактерии», влажный препарат «клубеньки на корнях бобовых растений», на доске тезисы: «Хочу, потому что могу», «С малой удачи начинается большой успех».

2

Актуализация знаний

Актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Возникновение познавательного интереса

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Умение формулировать новые понятия

Деятельность учителя

1. Демонстрирует микропрепарат.

2. Задает вопросы:

- Назовите царство, к которому относят данные организмы?

- Тело данных организмов можно назвать клеткой, и почему?

- Назовите характерные особенности строения бактерий, которые вы заметили?

- С помощью, каких методов можно изучать данные организмы?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся

Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

Подводится итог работы, определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии, клубеньковые бактерии и симбиоз.

Демонстрация микропрепарата ( распечатка фото микропрепарата на каждую парту)


Надо знать

3 Цель: Создание проблемной ситуации, и переход к изучению нового материала

Личностные УУД: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

Коммуникативные УУД: умение свободно высказывать собственное мнение, умение вести диалог

Предметные УУД: закрепляют материал о роли бактерий в масштабе биосферы, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

Ставит перед учащимися проблемную ситуацию: Предположите, изменится ли облик Земли, если на ней отсутствовали бы бактерии гниения.

Деятельность учащихся

Высказывают предположения - предварительно обсуждают в парах!

Итог: формулируют тему урока и предполагают пути решения проблем

Постановка проблемы: Полезными или вредными организмами являются бактерии?

Обсуждение выдвигаемых гипотез

4

Цель: Изучение нового материала через поисковую работу.

Вид деятельности: Работа в группах сменного состава.

Личностные УУД: Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Деятельность учителя

1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (яблоко, лимон, персик, апельсин) - формирует группы сменного состава по названию фрукта.

2. Раздает текст (материал приложения).

3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите лидера группы, который будет выступать с результатами работы и сможет оценить вклад каждого ученика в решение проблемы.

2. Прочитайте текст.

3. Назовите его.

Составьте план текста.

1 группа

- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.



2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

- Сформулируйте и запишите определение "Спора - это…".

- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?

Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

- Заполните схему.



- Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

Раздача инструкций, текста и фото с изображением бактерий

Могу узнать.

5."Открытие нового знания".

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД: высказывание учащихся, на основе личного участия в обсуждении проблемы

Познавательные УУД: проводят обобщение и совместно участвуют в составлении кластера по предложенной схеме

Деятельность учителя

1. Заслушивает лидеров групп с результатами работы. Просит лидера назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую перед вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие - изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

4. Структурирует материал в виде схемы (кластера)

(схема представлена на доске)

Деятельность учащихся

Выступление лидеров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, Итог работы: составление итоговой схемы (кластера).




Лидеры групп заполняют схему (кластер) на доске

6

Применение нового знания

применение знаний в новой ситуации

Личностные УУД: усваивают новые понятия и конкретизируют основные вопросы урока.

Предметные УУД: характеризуют важную роль бактерий в природе- понятие «симбиоз» на примере клубеньковых бактерий и бобовых растений; выясняют полезную роль бактерий, их использование в народном хозяйстве; обобщают и делают вывод о значении бактерий.

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

- При разложении органического вещества бактерии выделяют тепло. Как можно использовать это свойств бактерий.

Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.


Итог работы: исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

7

Рефлексия

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Личностные УУД: собственная оценка участия каждого ребенка в работе на уроке

- Что вы узнали сегодня на уроке? Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Оценивает работу учащихся, и для закрепления изученного дает выполнить тестовое задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Выполняют тест и проводят взаимопроверку.

8

Домашнее задание

1. прочитать П. 10.

2. Творческое задание - подготовить сообщения: Какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский? Хочу знать. Предложите области применения светящихся бактерий. Как используют бактерии дикие мусорные куры?

Дифференцированное

Приложение к уроку! Бактерии - мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры.

Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет оформленного ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.

Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 - 30 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

Бактерии не только заселили разные среды жизни, но и активно их изменяют. Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной, некоторые бактерии участвуют в образовании руд, природного газа.

Человек давно научился использовать бактерии для своих нужд. С помощью бактерий человек получает кефир, йогурт, маринованные огурцы, некоторые лекарства. Некоторые бактерии могут причинять вред человеку, вызывая опасные заболевания, такие как брюшной тиф, чуму, холеру, туберкулез. Чтобы предотвратить заболевание, нужно соблюдать правила гигиены.






приложение к уроку!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 1

1.Оформленное ядро отсутствует в клетке:

а) грибов б) растений в) бактерий г) животных

2.Споры бактерий служат для:

а) питания б) дыхания в) размножения г) перенесения неблагоприятных условий

3. Выберите три верных утверждения.

Для бактерий характерно:

1. Деление клетки пополам

2. Размножение семенами

3. Дыхание

4. Образование тканей

5. Питание

6. Формирование органов

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 2

1.Наследственный материал клетки бактерии расположен в цитоплазме у:

а) грибов б) растений в) бактерий г) животных

2.Бактериальная клетка размножается:

а) спорами б) жгутиками в) участками цитоплазмы г) делением клетки

3.Выберите три верных утверждения.

В состав бактериальной клетки входят:

1. Оформленное ядро

2. Хлоропласт

3. Цитоплазма

4. Наружная мембрана

5. Митохондрия

6. Жгутик

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



© 2010-2022