- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа воспитания 10-11 класс `Социализация личности`
Программа воспитания 10-11 класс `Социализация личности`
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черных Н.В. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
« Истинное значение человека венчается
познанием своей личности».
Л.Н. Толстой
1.Аналитическая записка.
Положение детей и подростков в настоящее время очень тревожно:
-
самоустранение родителей от воспитания в ряде семей;
-
социальное сиротство и бродяжничество;
-
ничтожное предложение бесплатного досуга;
-
проблема трудоустройства подростков;
-
распространение детского алкоголизма, наркомании, проституции, детской преступности…
Стало очевидным, решение проблемы - в программно - целевом объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. Сегодня главным социальным институтом для ребенка является школа. Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
-
Психолого - педагогическая характеристика 10 класса.
На начало 2008-2009 уч.г. в классе обучается 23 человека, из них 9 девушек и 14 юношей. Возраст большинства учащихся - 16 лет. По итогам окончания 9 класса и сдачи выпускных экзаменов на «4» и «5» закончили учебный год 9 человек (Балукова А., Барулев И., Ваганов Д., Денисова Ю., Комарова А., Милкова Ж., Рябинина Е., Померанцева О., Саратов С.,). После окончания 9 класса основой 10 класса стали ученики 9а, из 9б пришел только один ученик - Ваганов Дмитрий. Уровень познавательной активности ребят к учебе различный, В целом класс работоспособный, но чувствуется некоторая несобранность, неуверенность.
Здоровых детей в классе очень мало, поэтому часто пропускаются уроки по болезни. С начала этого учебного года не было случаев пропуска уроков без уважительной причины.
Взаимоотношения в классе достаточно неплохие. Сейчас начали проявляться у некоторых ребят качества лидера (Крупин В., Балукова А.).
Ребята в классе очень инициативные, с ними легко работать, если сразу находятся общие мысли и точки соприкосновения. Беспокойство вызывают Вихарев И. и Шилова Я.,очень неуверенные в себе ребята, не сформулированы планы на ближайшее будующее, чаще всего не знают чего хотят, хотя у большинства ребят с этим не возникает проблем.
Социальный статус семей, в которых живут учащиеся, средний, достаточно благополучный, хотя есть и неполные семьи. Отрадно что большинство родителей следят за обучением детей, принимают участие в их воспитании.
-
Социальный паспорт класса.
Класс: _10___
Классный руководитель:_Черных Н.В.___
Социальный педагог:_Березина Л.А.____
1.Количество учащихся:_23__
Количество девочек:_9__, количество мальчиков:_14__
Год рождения детей:_1991, 1992, 1993__
2.Состав семей:
ФИО детей
Дата рождения
ФИО родителей
Дом.адрес
Многодетные семьи
Неполные семьи (потеря родителя)
Неполнве семьи (развод)
Неполные семьи (матери-одиночки)
Неблагополучные семьи
Малообеспеченные семьи
Дети, проживающие в дет. доме
Дети-сироты
Дети из семей беженцев, переселенцев
Дети, входящие в группу риска
_________
Единственные дети в семье:__6 семей______
Имеют братьев и сестер:__17 семей________
3.Жилищные условия семей
- проживающие в коммунальных квартирах:__----____
- в отдельных квартирах:__15 семей_______
- арендуют жильё:__------________
- в частных домах:___8 семей_______
4.Образовательный уровень родителей
Образовательный уровень
Мать
Отец
Высшее образование
Среднее специальное
Среднее
Неполное среднее
5.Состояние здоровья детей
- находятся на индивидуальном обучении:__----_____
- имеют хронические заболевания:__----______
- имеют нарушение зрения:________
6.Внешкольная деятельность
- обучаются в музыкальной школе:___----_____
- занимаются в спортивных секциях:_____
- занимаются в танцевальном кружке:_______
2.Основание для разработки программы
Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя. В данной программе ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
3.Концептуальная основа программы
- оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование;
- предварительная диагностика (наблюдение, тестирование, беседы, ранжирование, анкетирование, метол социометрии), определяющая необходимость социализирующих воздействий;
- воспитание у подростков веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения;
- оптимизация социального поведения подростка;
- использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.
4.Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для формирования личности школьника, готового к достойной самореализации в сложнейших условиях 21 века, для формирования социально компетентного, активного, ответственного, высоконравственного, духовно богатого гражданина и патриота России.
Задачи:
- формирование нравственного самосознания и обучение культуре поведения на основе управления собой;
- развитие самосознания и культуры самовоспитания;
- воспитание гражданственности;
- формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
- Обучение школьников способам саморегуляции во всех видах деятельности.
5.Кадровое обеспечение
Для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д.
Методическим объединением классных руководителей и психолого-валеологической службой организуются семинары, на которых рассматриваюся вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.
6.Управление процессом воспитания в классе
6.1. Совместная работа с общественными организациями и методическими центрами.
- связь с общественными организациями (поселковая администрация, школьный музей, библиотеки, Дом культуры и т.д.);
- методист по воспитательной работе ИДЦ Шахунского района;
6.2. Административная работа
- знакомство с опытом воспитательной работы других учителей школы;
- обмен опытом;
- методическое объединение классных руководителей;
- психолого-валеологическая служба.
6.3. Работа с классным коллективом
- классные собрания;
- работа с активом класса;
- работа с творческими группами класса.
6.4. Работа с родителями
- всеобуч для родителей;
- работа с родительским комитетом;
- совместные дела родителей и учеников.
6.5. Сбор информации
- педагогические наблюдения;
- анкетирование, мониторинг;
- анализ собранной информации.
6.6. Планирование
- разработка программы и планов воспитательной работы, направленных на развитие учащихся, на повышение их уровня воспитанности;
- подбор форм и методов в соответствии с собранной информацией.
6.7. Контроль и коррекция
- анализ и оценка программы воспитательной работы (пед. советы, ШМО классных руководителей)
7.Сроки реализации программы
Первый этап - 2008-2009 уч.г.
Второй этап - 2009-2010 уч.г.
Программа расчитана на два года.
8.Основные направления программы
8.1. Самопознание
- знание потенциальных возможностей;
- формирование адекватной самооценки.
8.2. Самовоспитание
- выбор позитивного социально значимого поведения;
- волевой баланс «хочу - могу - надо».
8.3. Самообучение
- расширение кругозора;
- развитие познавательной активности;
- формирование общеучебных умений и навыков.
8.4.Самоутверждение
- формирование навыков самоутверждения в группе;
- формирование навыков общения с противоположным полом;
- толерантность.
8.5. Самоопределение
- формирование базовой культуры;
- формирование жизненных ценностей;
- выбор профессии.
8.6. Саморегуляция
- саморегуляция в конфликтах;
- социальное закаливание.
8.7. Самоактуализация
- формирование навыков самозащиты;
- правовое воспитание;
- подготовка к семейной жизни.
9.Содержание программы
1этап 2008-2009 уч.г.
1.Самопознание «Познай себя»
-
Тест «Моя самооценка»
-
Тест «Познай самого себя»
-
Составление карты самооценки
2.Самовоспитание «Сделай себя сам»
-
Тематический классный час «День без сигареты»
-
Организация дежурства по школе
-
Планирование работы класса
-
Дебаты «Алкоголь - проблема социальная?»
3.Самообучение «Научи себя и других»
-
Участие в предметных олимпиадах
-
Упражнения на овладение рациональными приемами самообразования
-
Тренинг творческих способностей
4.Самоутверждение «Деловое и межличностное общение»
-
Организация выборов актива класса
-
Выдвижение кандидатов на пост президента школьной организации «Союз взрослых и малышей»
-
Диагностика уровня развития коллектива
5.Самоопределение «Найди себя»
-
Опросник профессиональной направленности
-
Участие в ремонте школы
-
Временное трудоустройство подростков в летний период
6.Саморегуляция «Учитесь властвовать собой»
-
Самооценка психических состояний
-
Аутотренинг «Отвыкание от вредных привычек»
-
Тест «Подвержен ли ты чужому влиянию» (обсуждение)
7.Самоактуализация «Реализуй себя»
-
Деловая игра «Защита проекта по организации досуга»
-
Тест «Нравственная готовность к браку»
-
Анализ ситуаций «Ответственность - мера добра и зла»
2 этап 2009-2010 уч.г.
1.Самопознание «Познай себя»
-
Социометрия межличностных отношений
-
Сбор по итогам тематического периода (рефлексия)
-
Тренинг «Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением»
2. Самовоспитание «Сделай себя сам»
-
Организация продуктивных деловых игр по самокоррекции учащихся
-
Дебаты «Курящая девушка - это модно?», «Нецензурные выражения - часть национальной культуры?»
-
Участие в общешкольных конкурсах
3. Самообучение «Научи себя и других»
-
Подготовка и проведение уроков в начальном и среднем звене в дни самоуправления
-
Довузовская подготовка
-
Учеба на курсах
4. Самоутверждение «Деловое и межличностное общение»
-
Игры-тренинги «Бой ораторов», «Этюды»
-
Ролевая гимнастика «Педагогический театр» (разбор ситуаций)
5. Самоопределение «Найди себя»
-
Защита профессий (деловая игра)
-
Участие в днях открытых дверей в учебных заведениях
6. Саморегуляция «Учитесь властвовать собой»
-
Тренинг «Как избежать конфликтов?»
-
Тренинг «Умеет сказать «нет»
-
Практикум «Правило счастливого человека»
7. Самоактуализация «Реализуй себя»
-
Разработка и проведение сценарных праздников
-
Подготовка и проведение праздника «Последний звонок»
10.Материально - техническое обеспечение программы
В школе работают театральный и танцевальный кружки, спортивные секции - волейбол, баскетбол; имеются актовый зал, спортивный зал.
- технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, DVD - плеер, телевизор,компьютеры, интерактивная доска
- музыкальные инструменты: баян, гитара, фортепиано, музыкальный центр
- спортивное оборудование: мячи, настольные игры, шахматы
Также имеется детская литература,канцелярские принадлежности.
11.Ожидаемые результаты
Входе реализации программы планируется подготовить будущего выпускника школы - здоровой, конкурентноспособной, творчески развитой, социально ориентированной личностью, способной строить достойную человека жизнь:
-
умеющей сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
-
умеющей адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
-
умеющей продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, компетентности и др.)
-
умеющей сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социокультурной среде;
-
знающей свои реальные профессиональные предрасположенности;
-
умеющей делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.