Программа воспитания 10-11 класс `Социализация личности`

Программа воспитания 10-11 класс `Социализация личности` Основание для разработки программы Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными; должны быть подготовле...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Истинное значение человека венчается

познанием своей личности».

Л.Н. Толстой

1.Аналитическая записка.

Положение детей и подростков в настоящее время очень тревожно:

  • самоустранение родителей от воспитания в ряде семей;

  • социальное сиротство и бродяжничество;

  • ничтожное предложение бесплатного досуга;

  • проблема трудоустройства подростков;

  • распространение детского алкоголизма, наркомании, проституции, детской преступности…

Стало очевидным, решение проблемы - в программно - целевом объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. Сегодня главным социальным институтом для ребенка является школа. Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.


  1. Психолого - педагогическая характеристика 10 класса.

На начало 2008-2009 уч.г. в классе обучается 23 человека, из них 9 девушек и 14 юношей. Возраст большинства учащихся - 16 лет. По итогам окончания 9 класса и сдачи выпускных экзаменов на «4» и «5» закончили учебный год 9 человек (Балукова А., Барулев И., Ваганов Д., Денисова Ю., Комарова А., Милкова Ж., Рябинина Е., Померанцева О., Саратов С.,). После окончания 9 класса основой 10 класса стали ученики 9а, из 9б пришел только один ученик - Ваганов Дмитрий. Уровень познавательной активности ребят к учебе различный, В целом класс работоспособный, но чувствуется некоторая несобранность, неуверенность.

Здоровых детей в классе очень мало, поэтому часто пропускаются уроки по болезни. С начала этого учебного года не было случаев пропуска уроков без уважительной причины.

Взаимоотношения в классе достаточно неплохие. Сейчас начали проявляться у некоторых ребят качества лидера (Крупин В., Балукова А.).

Ребята в классе очень инициативные, с ними легко работать, если сразу находятся общие мысли и точки соприкосновения. Беспокойство вызывают Вихарев И. и Шилова Я.,очень неуверенные в себе ребята, не сформулированы планы на ближайшее будующее, чаще всего не знают чего хотят, хотя у большинства ребят с этим не возникает проблем.

Социальный статус семей, в которых живут учащиеся, средний, достаточно благополучный, хотя есть и неполные семьи. Отрадно что большинство родителей следят за обучением детей, принимают участие в их воспитании.


  1. Социальный паспорт класса.

Класс: _10___

Классный руководитель:_Черных Н.В.___

Социальный педагог:_Березина Л.А.____

1.Количество учащихся:_23__

Количество девочек:_9__, количество мальчиков:_14__

Год рождения детей:_1991, 1992, 1993__

2.Состав семей:


ФИО детей

Дата рождения

ФИО родителей

Дом.адрес

Многодетные семьи



Неполные семьи (потеря родителя)



Неполнве семьи (развод)






Неполные семьи (матери-одиночки)


Неблагополучные семьи


Малообеспеченные семьи


Дети, проживающие в дет. доме


Дети-сироты


Дети из семей беженцев, переселенцев


Дети, входящие в группу риска

_________


Единственные дети в семье:__6 семей______

Имеют братьев и сестер:__17 семей________

3.Жилищные условия семей

- проживающие в коммунальных квартирах:__----____

- в отдельных квартирах:__15 семей_______

- арендуют жильё:__------________

- в частных домах:___8 семей_______

4.Образовательный уровень родителей

Образовательный уровень

Мать

Отец

Высшее образование



Среднее специальное



Среднее



Неполное среднее



5.Состояние здоровья детей

- находятся на индивидуальном обучении:__----_____

- имеют хронические заболевания:__----______

- имеют нарушение зрения:________

6.Внешкольная деятельность

- обучаются в музыкальной школе:___----_____

- занимаются в спортивных секциях:_____

- занимаются в танцевальном кружке:_______


2.Основание для разработки программы

Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя. В данной программе ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

3.Концептуальная основа программы

- оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование;

- предварительная диагностика (наблюдение, тестирование, беседы, ранжирование, анкетирование, метол социометрии), определяющая необходимость социализирующих воздействий;

- воспитание у подростков веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения;

- оптимизация социального поведения подростка;

- использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.

4.Цель и задачи программы

Цель: Создать условия для формирования личности школьника, готового к достойной самореализации в сложнейших условиях 21 века, для формирования социально компетентного, активного, ответственного, высоконравственного, духовно богатого гражданина и патриота России.

Задачи:

- формирование нравственного самосознания и обучение культуре поведения на основе управления собой;

- развитие самосознания и культуры самовоспитания;

- воспитание гражданственности;

- формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;

- Обучение школьников способам саморегуляции во всех видах деятельности.


5.Кадровое обеспечение

Для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д.

Методическим объединением классных руководителей и психолого-валеологической службой организуются семинары, на которых рассматриваюся вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.

6.Управление процессом воспитания в классе

6.1. Совместная работа с общественными организациями и методическими центрами.

- связь с общественными организациями (поселковая администрация, школьный музей, библиотеки, Дом культуры и т.д.);

- методист по воспитательной работе ИДЦ Шахунского района;

6.2. Административная работа

- знакомство с опытом воспитательной работы других учителей школы;

- обмен опытом;

- методическое объединение классных руководителей;

- психолого-валеологическая служба.

6.3. Работа с классным коллективом

- классные собрания;

- работа с активом класса;

- работа с творческими группами класса.

6.4. Работа с родителями

- всеобуч для родителей;

- работа с родительским комитетом;

- совместные дела родителей и учеников.

6.5. Сбор информации

- педагогические наблюдения;

- анкетирование, мониторинг;

- анализ собранной информации.

6.6. Планирование

- разработка программы и планов воспитательной работы, направленных на развитие учащихся, на повышение их уровня воспитанности;

- подбор форм и методов в соответствии с собранной информацией.

6.7. Контроль и коррекция

- анализ и оценка программы воспитательной работы (пед. советы, ШМО классных руководителей)

7.Сроки реализации программы

Первый этап - 2008-2009 уч.г.

Второй этап - 2009-2010 уч.г.

Программа расчитана на два года.

8.Основные направления программы

8.1. Самопознание

- знание потенциальных возможностей;

- формирование адекватной самооценки.

8.2. Самовоспитание

- выбор позитивного социально значимого поведения;

- волевой баланс «хочу - могу - надо».

8.3. Самообучение

- расширение кругозора;

- развитие познавательной активности;

- формирование общеучебных умений и навыков.

8.4.Самоутверждение

- формирование навыков самоутверждения в группе;

- формирование навыков общения с противоположным полом;

- толерантность.

8.5. Самоопределение

- формирование базовой культуры;

- формирование жизненных ценностей;

- выбор профессии.

8.6. Саморегуляция

- саморегуляция в конфликтах;

- социальное закаливание.

8.7. Самоактуализация

- формирование навыков самозащиты;

- правовое воспитание;

- подготовка к семейной жизни.

9.Содержание программы

1этап 2008-2009 уч.г.

1.Самопознание «Познай себя»

  • Тест «Моя самооценка»

  • Тест «Познай самого себя»

  • Составление карты самооценки

2.Самовоспитание «Сделай себя сам»

  • Тематический классный час «День без сигареты»

  • Организация дежурства по школе

  • Планирование работы класса

  • Дебаты «Алкоголь - проблема социальная?»

3.Самообучение «Научи себя и других»

  • Участие в предметных олимпиадах

  • Упражнения на овладение рациональными приемами самообразования

  • Тренинг творческих способностей

4.Самоутверждение «Деловое и межличностное общение»

  • Организация выборов актива класса

  • Выдвижение кандидатов на пост президента школьной организации «Союз взрослых и малышей»

  • Диагностика уровня развития коллектива

5.Самоопределение «Найди себя»

  • Опросник профессиональной направленности

  • Участие в ремонте школы

  • Временное трудоустройство подростков в летний период

6.Саморегуляция «Учитесь властвовать собой»

  • Самооценка психических состояний

  • Аутотренинг «Отвыкание от вредных привычек»

  • Тест «Подвержен ли ты чужому влиянию» (обсуждение)

7.Самоактуализация «Реализуй себя»

  • Деловая игра «Защита проекта по организации досуга»

  • Тест «Нравственная готовность к браку»

  • Анализ ситуаций «Ответственность - мера добра и зла»



2 этап 2009-2010 уч.г.

1.Самопознание «Познай себя»

  • Социометрия межличностных отношений

  • Сбор по итогам тематического периода (рефлексия)

  • Тренинг «Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением»

2. Самовоспитание «Сделай себя сам»

  • Организация продуктивных деловых игр по самокоррекции учащихся

  • Дебаты «Курящая девушка - это модно?», «Нецензурные выражения - часть национальной культуры?»

  • Участие в общешкольных конкурсах

3. Самообучение «Научи себя и других»

  • Подготовка и проведение уроков в начальном и среднем звене в дни самоуправления

  • Довузовская подготовка

  • Учеба на курсах

4. Самоутверждение «Деловое и межличностное общение»

  • Игры-тренинги «Бой ораторов», «Этюды»

  • Ролевая гимнастика «Педагогический театр» (разбор ситуаций)

5. Самоопределение «Найди себя»

  • Защита профессий (деловая игра)

  • Участие в днях открытых дверей в учебных заведениях

6. Саморегуляция «Учитесь властвовать собой»

  • Тренинг «Как избежать конфликтов?»

  • Тренинг «Умеет сказать «нет»

  • Практикум «Правило счастливого человека»

7. Самоактуализация «Реализуй себя»

  • Разработка и проведение сценарных праздников

  • Подготовка и проведение праздника «Последний звонок»

10.Материально - техническое обеспечение программы

В школе работают театральный и танцевальный кружки, спортивные секции - волейбол, баскетбол; имеются актовый зал, спортивный зал.

- технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, DVD - плеер, телевизор,компьютеры, интерактивная доска

- музыкальные инструменты: баян, гитара, фортепиано, музыкальный центр

- спортивное оборудование: мячи, настольные игры, шахматы

Также имеется детская литература,канцелярские принадлежности.

11.Ожидаемые результаты

Входе реализации программы планируется подготовить будущего выпускника школы - здоровой, конкурентноспособной, творчески развитой, социально ориентированной личностью, способной строить достойную человека жизнь:

  • умеющей сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;

  • умеющей адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;

  • умеющей продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, компетентности и др.)

  • умеющей сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социокультурной среде;

  • знающей свои реальные профессиональные предрасположенности;

  • умеющей делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.




© 2010-2022