Рабочая программа кружка Бисероплетение

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ангарская средняя общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНО МО

Руководитель МО______________

Протокол от «__»_______2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________________О.Н.Румянцева

«___»____________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Ангарская СОШ

____________С.А.Кузьмин

«___»____________2015г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Волшебная мастерская»



ФИО педагога-разработчика программы ДАМБУЕВА Л.С.









п. Ангарский, 2015г.

Пояснительная записка


На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, "культуру творческой личности". Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию "я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" учителя по принципу "делай как я", выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума и работу рук", а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Отличительные особенности образовательной программы:

Формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями в бисероплетении.

Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, во время познавательно-досуговой деятельности, дети младшего школьного возраста знакомятся с материалом в игровой форме.

Программа рассчитана на возрастной диапазон - 7-14 лет.

Срок реализации программы - 3 года.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю). Продолжительность занятия - 1-ый день - академический час, 2-ой день - два академических часа. Занятия с младшими школьниками проводятся в игровой форме. Обязательно проведение физкультминуток, гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз проводится через каждые 20-30 мин. работы с материалом.

Ожидаемые результаты

Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);

• название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

• правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

• соблюдать правила безопасной работы инструментами;

• под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

• подбирать детали для работы.

• самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;

• работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,

• читать простейший чертеж, выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;

• работать в бригаде (3-4 ч), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль;

• проявлять элементы творчества на всех этапах.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные, использование поделок-сувениров в качестве подарков.

Способы проверки знаний:

-самоанализ достижений: чему новому научились, способы плетения бисером, какие работы были на выставке, конкурсе;

-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;

-контрольные занятия.

Цель программы: Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи программы: Развитие творческих возможностей учащихся. Изготовление поделок из бисера. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд. Правильное использование цветовой гаммы.










Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Давайте знакомиться

4

-

4

2

Из бабушкиного сундучка

4

2

5

3

Плоское параллельное плетение на проволоке

2,5

11,5

14

4

Объемные изделия на основе параллельное плетения

4,5

14,5

19

5

Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек.

2

5

7

6

Элементы плетения бижутерии. Колье

2

10

12

7

Ажурное плетение

2

10

12

8

Метод низания петлями

2

10

12

9

Метод низания дугами

4

10

14

10

Подведем итоги

1

2

3



2 год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1


1

2

Плоские игрушки и миниатюры

2

3

5

3

Объемные игрушки и миниатюры

1

5

6

4

Изготовление сувениров

6

24

30

5

Изготовление игрушек

11

31

42

6

Изготовление бижутерии

11

6

17

7

Итоговое занятие

1


1



3 год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Смешанная техника плетения

4

11

15

3

Ажурное плетение

3

9

12

4

Сувениры

2

13

15

5

Бижутерия

2

10

12

6

Панно для интерьера

2

10

12

7

Ткачество бисером

3

12

15

8

Объемное плетение на проволоке

4

14

18

9

Итоговое занятие

2


2

Календарно-тематический план

1-ый год обучения

Наименование раздела/темы

Кол-во занятий

Дата проведения

Форма занятия, методы

Оборудо

вание

Вид контроля

Давайте знакомиться


1

Правила техники безопасности. Материалы и инструменты

1


Беседа

Журнал инструктажей,

проектор


2-3

Демонстрация изделий. Выставка книг

2


Беседа

Проектор, работы из бисера

Тест

4

Беседа «история возникновения бисера»

1


Беседа


Тест

Из бабушкиного сундучка


5-6

Бисерная азбука. Общие сведения о бисере

2


Беседа

Проектор, бисер

Доклад

7

Основные правила при работе с бисером

1


Беседа

Проектор

Тест

8-9

Виды работ из бисера

2


Групповая

Книги и журналы

Реферат

10

Цветоведение и композиция

1


Групповая

Проектор

Практическая работа

Плоское параллельное плетение на проволоке


11-12

Выполнение простейших изделий из бусин: бабочка, стрекоза, жук.

2


Индивидуальная

Схемы, бисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

13-15

Плетение игрушек из бисера, бусин

3


Групповая

Схемы, бисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

16-18

Изготовление миниатюр и сувениров

3


Индивидуальная

Проектор, схемы, бисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

19-21

Выполнение коллективной работы «Аквариум»

3


Коллективная. Проект

Схемы, бисер, проволока, ножницы.

Выставка

22

Изготовление цветов

1


Групповая

Книги, бисер, проволока, ножницы.

Выставка

23-24

Выполнение коллективной работы «Бабочки на цветах»

2


Коллективная

Проектор, схемы, бисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

Объемные изделия на основе параллельного плетения


25

Плетение брелков из бисера на леске

1


Индивидуальная

Проектор, бисер, леска, ножницы.

Практическая работа

26-27

Изготовление игрушек на леске

2


Индивидуальная

Проекторбисер, леска, ножницы.

Выставка

28

Плетение миниатюр и сувениров на леске

1


Групповая

Схемыбисер, леска, ножницы.

Практическая работа

29-30

Плетение объемных игрушек на проволоке: «Черепаха»

2


Групповая

Схемы, бисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

31

Плетение объемных игрушек на проволоке: «Котенок»

1


Индивидуальная

Проектор, бисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

32-33

Плетение объемных игрушек на проволоке: «Дед Мороз и Снегурочка»

2


Коллективная

Схемы, бисер, проволока, ножницы.

Выставка

34-36

Плетение объемных игрушек на проволоке: Елочные украшения

3


Индивидуальная

Бисер, проволока, ножницы.

Выставка

37-39

Плетение символа года «Змейка»

3


Индивидуальная

Проектор, бисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

40-42

Снежинки из бисера и стекляруса

3


Групповая

Бисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

44

Подарок другу

1


Индивидуальная

Проектор, бисер, проволока, ножницы.

Выставка

Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек.


45

Простые цепочки из бисера и бусин

1


Индивидуальная

Бисер, леска, иглы, ножницы.

Тест

46-47

Цепочка с бугорками и петельками

2


Индивидуальная

Бисер, леска, иглы,ножницы.

Практическая работа

48

Цепочка зигзаг

1


Индивидуальная

Бисер, леска, ножницы.

Практическая работа

49-50

Цепочка змейка, цветы

2


Индивидуальная

Бисер, леска, иглы, ножницы.

Практическая работа

51

Цепочка крестик в одну, две нити

1


Индивидуальная

Проектор

Практическая работа

Элементы плетения бижутерии. Колье.


52-54

Зимнее утро

3


Индивидуальная

Бисер, леска, иглы, ножницы.

Выставка

55-57

Лесная полянка

3


Индивидуальная

ПроекторБисер, иглы, леска, ножницы.

Практическая работа

58-60

Королева

3


Индивидуальная

Бисер, леска, иглы, ножницы.

Практическая работа

61-63

Мария

3


Индивидуальная

Бисер, леска, ножницы, иглы.

Выставка

Ажурное плетение


64-66

Плетение бабочек для оформления интерьера

3


Групповая

Бисер, проволока, ножницы.

Доклад

67-69

Плетение цветов «Фиалки»

3


Индивидуальная

ПроекторБисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

70-72

Плетение брошки

3


Индивидуальная

ПроекторБисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

73-75

Плетение салфетки

3


Индивидуальная

Проектор

Практическая работа

Метод низания петлями


76-78

Плетение рыбок

3


Индивидуальная

Бисер, проволока, ножницы.

Реферат

79-81

Плетение бабочек

3


Индивидуальная

ПроекторБисер, проволока, ножницы.

Практическая работа

82-84

Изготовление деревьев

3


Коллективная


Практическая работа

85-87

Бижутерия

3


Индивидуальная

ПроекторБисер, проволока, ножницы.

Тест

Метод низания дугами


88-90

Изготовление цветов по французской технике плетения

3


Индивидуальная

ПроекторБисер, проволока, ножницы.

Тест

91-96

Изготовление поделок по выбору учащихся

6


Индивидуальная

ПроекторБисер, проволока, ножницы.

Самостоятельная работа

97-99

Изготовление сувенира «Павлин»

3


Групповая

Бисер, проволока, ножницы.

Выставка

Подведем итоги


100-101

Итоговая выставка

2


Экскурсия

Проектор, работы из бисера

Выставка

102

Итоговое занятие

1


Беседа

Проектор, работы из бисера

Экскурсия










2-ой год обучения

Наименование раздела/темы

Кол-во занятий

Дата проведения

Форма занятия, методы

Оборудо

вание

Вид контроля

Вводное занятие


1

Вводное занятие

1


Беседа

Журнал инструктажей,

проектор

Тест

Плоские игрушки и миниатюры


2-6

Составление сюжетных открыток, панно.

5


Групповая

Проектор, работы из бисера

Тест

Объемные игрушки и миниатюры


7-9

Объемные игрушки и миниатюры в технике параллельного низания

3


Индивидуальная

Бисер, леска, ножницы.

Практическая работа

10-12

Параллельное низание с добавлением ажурного плетения

3


Индивидуальная

Бисер, леска, ножницы.

Практическая работа

Изготовление сувениров


13-18

Изготовление сувениров-деревьев из бисера и бусин

6


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, ножницы.

Самостоятельная работа

19-21

Изготовление цветов из бисера параллельным методом плетения

3


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, ножницы.

Практическая работа

22-24

Параллельное плетение с усложнением

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, ножницы.

Практическая работа

25-27

Оформление букетов

3


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, ножницы.

Доклад

28-30

Изготовление цветов

3


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, ножницы.

Практическая работа

31-39

Изготовление новогодних сувениров и игрушек

9


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, ножницы.

Выставка

40-42

Изготовление новогодних поделок

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, паетки, ножницы.

Выставка

Изготовление игрушек


43-48

Изготовление игрушек в технике «Мозаика по кругу»

6


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, леска, паетки, ножницы.

Тест

49-54

Изготовление игрушек с добавлением ажурного плетения

6


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, паетки, ножницы.

Практическая работа

55-60

Изготовление игрушек с добавлением плоского мозаичного плетения

6


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

61-66

Изготовление игрушек с добавлением параллельного плетения

6


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

67-69

Изготовление подарка к «8 Марта»

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

Доклад

70-72

Кирпичный стежок

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

тест

73-78

Изготовление сувениров приемом «Кирпичный стежок»

6


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

79-84

Изготовление объемных игрушек на основе плоского ажурного плетения

6


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

Изготовление бижутерии


85-87

Виды цепочек: усложнение в крестик

3


Коллективная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

88-90

Виды цепочек: плетение в крестик с доплетомследующих рядов

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

91-93

Виды цепочек: ступенчатая цепочка

3


Коллективная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Тест

94-96

Виды цепочек: двурядная и многорядная цепочка

3


Коллективная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

97-99

Бижутерия: броши, заколки для волос

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Самостоятельная работа

100-101

Техника плетения: листочек

2


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Выставка

Итоговое занятие


102

Итоговое занятие

1


Беседа, выставка

Проектор

Выставка





































3-й год обучения

Наименование раздела/темы

Кол-во занятий

Дата проведения

Форма занятия, методы

Оборудо

вание


Вводное занятие


1

Вводное занятие

1


Беседа

Журнал инструктажей,

проектор

Тест

Смешанная техника плетения


2-4

Изготовление игрушек в смешанной технике плетения

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

5-7

Изготовление цветов в смешанной технике плетения

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

Реферат

8-10

Изготовление деревьевв смешанной технике плетения (осенняя березка)

3


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы, гипс.

Практическая работа

11-13

Изготовление деревьев в смешанной технике плетения (зимняя березка)

3


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы, гипс.

Практическая работа

Ажурное плетение


14-16

Ажурное плетение: соты, уголки

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

17-19

Ажурное плетение: уголки с зубчиками, сетка

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

20-22

Пасхальное яйцо (ажурная оплетка)

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Доклад

23-25

Ваза (ажурная оплетка)

3


Коллективная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы,

Практическая работа

Сувениры


26-28

Сувениры

3


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы,

Практическая работа

29-34

Мастерская Деда Мороза

6


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, иглы, ножницы, гипс.

Выставка

35-40

Елочные украшения

6


Коллективная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы,

Выставка

Бижутерия


41-43

Бижутерия: колье

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

44-46

Бижутерия: ожерелья

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Доклад

47-49

Бижутерия: серьги, браслеты

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Реферат

50-52

Бижутерия: браслеты, броши

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

Панно для интерьера


53-58

Панно для интерьера «Букет»

6


Коллективная

Бисер, бусины, стеклярус, иглы, ножницы, рамки, клей

Практическая работа

59-61

Панно для интерьера «Зимняя сказка»

3


Групповая

Бисер, бусины, стеклярус, иглы, ножницы, рамки, клей

Практическая работа

65-67

Подарок маме

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, стеклярус, иглы, ножницы, рамки, клей

Практическая работа

Ткачество бисером


68

Ткачество бисером

1


Индивидуальная

Бисер, бусины, стеклярус, иглы, ножницы

Практическая работа

69-70

Ткачество бисером: открытка

2


Индивидуальная

Бисер, бусины, стеклярус, иглы, ножницы, рамки, клей

Практическая работа

71-76

Ткачество бисером: картины

6


Индивидуальная

Бисер, бусины, стеклярус, иглы, ножницы, рамки,

Практическая работа

77-82

Пасхальное яйцо «Матрешка»

6


Индивидуальная

Бисер, бусины, стеклярус, иглы, ножницы, заготовка яйца

Практическая работа

Объемное плетение на проволоке


83-91

Объемное плетение на проволоке «Жар птица»

9


Групповая

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы

Практическая работа

92-97

Объемное плетение на проволоке «Дерево счастья»

6


коллективная

Набор для творчества

Практическая работа

98-100

Объемное плетение на проволоке по выбору

3


Индивидуальная

Бисер, бусины, проволока, леска, иглы, ножницы,

Практическая работа

Итоговое занятие


101-102

Итоговое занятие

2


Беседа, выставка

Проектор, Изделия из бисера

Выставка















Методическое обеспечение программы

Занятие проводится согласно теме, в форме игры. Игра, беседа, викторина - могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части.

Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д.

Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе - салфетка из льняной ткани (для удобства работы с бисером). Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, водопада, пением птиц).

Для проведения занятий по бисероплетению собрана необходимая обучающая литература.

Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера.

Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера.

Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске.

Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др.

Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера.

























Литература

Для учителя:

1. Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г.

2. Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004

3.Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г

4.Педагогика. Харламова И.Ф.Гардарики" 2009 г.

5.Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.

6.Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. 7.Практическое пособие. Слободяник Н.П.

8.Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.

9.Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО, 2004 г

Для учащихся:

1.Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство "Феникс", 2004 г.

2.Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 2007 г.

3.Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 2007 г

4.Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.

5.Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 2009 г.

6.Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

7.Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

Сайт: uchkopilka.ru



© 2010-2022