- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект занятия познавательно - исследовательский деятельности Свойства воды
Конспект занятия познавательно - исследовательский деятельности Свойства воды
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова С.Ю. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Российская Федерация
Муниципальное образовательное учреждения
для обучающихся, воспитанников с проблемами в развитии
«Специальная (коррекционная) Начальная школа - детский сад № 61 «Малыш» г.Нерюнгри
«Согласовано»
Заместитель руководителя
Анисимова Г.П.
« 29 » апреля 2010г.
Конспект открытого занятия
по познавательно - исследовательской деятельности
Районный конкурс профессионального мастерства «Город мастеров»
Тема: «Свойства воды»
Подготовила:
учитель - дефектолог
Морозова С.Ю.
Цель Мобилизировать силы дошкольников в развитии и познании реального мира. Формировать умение самостоятельно раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости реального мира.
Задачи:
-
Учить получать зрительную информацию, активно включая в процесс обследования сохранные анализаторы.
-
Закреплять умение анализировать, классифицировать предметы по основным признакам и свойствам.
-
Создавать условия для анализа и синтеза предметов в условиях исследовательской деятельности.
-
Формировать умение самостоятельно использовать и применять систему перцептивных действий и сенсорных эталонов в исследовательской деятельности.
-
Учить творчески мыслить при анализе и синтезе
-
Учить делать самостоятельные выводы на основе полученных данных опытов.
-
Формировать знания об основах безопасности жизнедеятельности.
-
Пополнять активный словарь детей (русло)
Оборудование: Ткань (голубая) со снежинками в виде ручья или реки, лёд. Картины с изображением времён года «Весна», «Зима». Карточки для игры, фонограмма ручейка. Прозрачный таз с корабликами (10 штук), вода, подкрашенная в голубой цвет в ведёрке, мерный стакан для смешивания льда, вода горячая и холодная, мостик, лейки маленькая и большая. Магнитофон, маркеры. Нарисованный мост.
Этапы
Ход занятия
Примечания
Орг.
момент
Актуализация внимания
Проблемная ситуация
Поисково-исследовательская деятельность
Релаксаци
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться со свойствами воды. Что вы знаете о воде? Где вы могли её видеть? Какие качества воды вы знаете?
Дети: Дети делают предположения
Педагог: А где мы можем найти воду?
Дети: В реке, в море, в кране и т.д.
Педагог:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
А потом весною тает
В лес рекой она бежит
А потом ручьём журчит
Я приглашаю вас поискать воду в природе и отправиться в лес. Посмотрите перед нами река, сейчас я попробую по ней пройти, а вы пока оставайтесь на берегу.
(Педагог проходит через импровизированную реку) ребята
пройти по ней можно, потому что она твердая, но очень скользкая. Будьте внимательны и осторожны. Пройдёт по реке тот, кто услышит своё имя.
( помогает детям)
Игра на внимание: «Услышь себя»
(педагог произносит разные имена, дети должны услышать своё имя и пройти по импровизированной реке)
Педагог: Перейдя реку, мы познакомились с двумя свойствами воды. Вода в реке, была какая?
Дети: Твёрдая и скользкая
Педагог: Почему?
Дети: Замёрзла, превратилась в лёд
Педагог: Вот мы с вами пришли к тому месту, где я хотела вам показать воду. Но её здесь нет - почему?
(на мольберте изображение «Зима»)
(На листе бумаги картинки с изображением примет «Весны»)
Дети: Потому что «Зима» всё замёрзло
Педагог: Предлагаю вам с помощью подсказок примет превратить «Зиму» в «Весну» возьмите изображения и расположите их на картине.
Дети: Подходят к картине и располагают изображения (солнце - вверху, заяц - у дерева и т.д.)
Педагог: Как вы думаете, в нашем лесу наступила «Весна»
Дети: Да.
Педагог: Докажите.
Дети: Ярко светит солнце, бегут ручьи, прилетели птицы, заяц сменил белую шубку на серую, просыпается медведь, появились сосульки.
(педагог включает фонограмму воды и демонстрирует картину с изображением «Весны»)
Педагог: Я приглашаю вас в лесной уголок «Почемучек».
Опыт 1. «Взаимодействие льда с тёплой с водой»
Педагог: Вода очень полезна для всех живых организмов, но в некоторых случаях она бывает опасна. Может быть, вы сами знаете в каких?
Дети: Делают предположения
Педагог: Мы сейчас проведём опыт, и вы узнаете, что произойдёт.
У каждой реки есть своё русло - это путь, по которому она течёт, и есть свои берега. Давайте представим, что вода в нашей ёмкости это - река, а уровень воды - это берега. (Показать уровень) Возьмите маркеры и отметьте берег нашей реки.
(дети маркером отмечают уровень воды в ёмкости) Как вы уже знаете, зимой вода в реке превращается во что? правильно в лёд - а что такое лёд?
Дети: Это вода в твёрдом состоянии (педагог демонстрирует лёд) Потрогайте лёд - холодный, скользкий, а теперь
потрогайте ёмкость, - она какая?
Дети: Обследуют ёмкость. Тёплая. Представим, что так греет солнце.
Как вы думаете, если мы добавим лёд в тёплую воду, что с ним произойдёт?
Дети: Растает.
Педагог: (Педагог соединяет лёд с горячей водой, и он тает уровень, повышается выше метки, затем предлагает детям опустить кусочки льда в воду и понаблюдать, затем сделать свои метки маркером)
Вывод: Твёрдая вода, т.е. лёд при соединении с тёплой водой тает. Количества воды становиться больше. А значит, когда солнце топит на реке лёд воды становиться много и она может выйти из берегов и затопить радом стоящие поселения, а это опасно.
Педагог: Наш урок почемучек не закончен и сейчас я покажу вам, как вода может приносить много радости. Проведем второй опыт под названием
Опыт 2. «Помощница вода»
Кинезиологическая гимнастика рук. «Кораблик»
Педагог: Отгадайте загадку. Ваш друг предложил вам пустить кораблик по ручейку. А всё кораблики оказались в ёмкости на дне. Как достать кораблик, не опуская туда руки.
Дети: Делают предположения
Педагог: Проведём опыт.
(педагог вливает в ёмкость подкрашенную воду, постепенно, дети ведут наблюдение, как вода повышает уровень, а кораблики поднимаются)
Вывод: Вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри лёгкие предметы
Педагог: Наш урок «почемучек» заканчивается, нам нужно возвращаться обратно. Ребята посмотрите лёд на реке, которую мы с вами переходили, совсем растаял. Вода как-то изменилась? Когда мы шли в лес, она была какая?
Дети: Скользкая, твёрдая
Педагог: А сейчас.
Дети: Жидкая, холодная, бурлящая, быстрая, стремительная.
Но нам надо переправиться обратно на другой берег, пройти теперь по реке нельзя, а как?
Дети: Делают предположения. (Переплыть - но река весной очень холодная, можно на лодке)
Педагог: Перекинем через реку мост и пройдем по нему.
(педагог перекидывает через реку нарисованный мост и дети проходят)
Педагог: Вам понравилось наше путешествие?
С какими свойствами воды мы с вами познакомились? Какая она бывает? (Скользкая, твёрдая, опасная, помощница, спасительница) Спасибо вам большое.
Дети стоят перед входом в группу
Дети проходят по голубой ткани из снежинок
Дети проходят и садятся подушечки
Дети снимают карточки и прикрепляют на картину
Дети подходят к столу
Подходят к другому столу
Проходят по мостику