ТЬЮТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В условиях перехода на ФГОС приоритетной является организация внеурочной деятельности обучающихся, их вовлеченность в образовательные проекты. Для эффективной реализации внеурочной деятельности необходим особый тип педагогического сопровождения – тьюторское сопровождение, которое позволит каждому обучающемуся выбирать собственный путь освоения актуального для него знания. Однако для организации тьюторского сопровождения внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с учётом задач, доминиру...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЬЮТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Бояджан Наталья Николаевна преподаватель анатомии


ГБОУ СПО «Медицинское училище№9», г. Москва


Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность студента становится центром внимания педагога.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира [8].

Среди направлений совершенствования работы средних профессиональных учебных заведений по интеграции их воспитательных и образовательных функций, как показывает опыт, продуктивным является внеурочная деятельность, которая позволяет сформировать у студентов не только деловые качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но и развить способности, привнести в свою деятельность оригинальное, работать в режиме поиска.

В условиях перехода на ФГОС приоритетной является организация внеурочной деятельности обучающихся, их вовлеченность в образовательные проекты.

Для эффективной реализации внеурочной деятельности необходим особый тип педагогического сопровождения - тьюторское сопровождение, которое позволит каждому обучающемуся выбирать собственный путь освоения актуального для него знания. Однако для организации тьюторского сопровождения внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с учётом задач, доминирующих на данном этапе развития личности, необходимо использование специальных технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателя.

Педагогическая технология - это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящая своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

«Педагогическая технология» - учение о педагогическом мастерстве. Понимая под педагогическим мастерством «ансамбль четко зафиксированных психолого-педагогических приемов, их сочетание, методы анализа и диагностики, педагогическую технику и другие составляющие» [7, 9].

В нашем понятии педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы с развитием познавательного интереса студентов. Тьютор - педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение студентом индивидуальной образовательной программы [8].

Есть старая притча, там нет слова тьютор, но есть тьюторский подход. Голодный попросил мудреца накормить его, а тот ответил: «Я могу дать тебе рыбу, но, поев, ты вскоре снова станешь голодным. Я могу дать тебе удочку, но однажды она сломается. Я могу научить тебя делать удочки, но когда-то ты придешь в лес, где не будет реки. Я могу научить тебя добывать себе пропитание, и тогда ты всегда сможешь накормить себя сам. И тебе уже не понадобится моя помощь, ты будешь свободен от меня. Выбирай свой путь».

В настоящее время и у нас в стране, и во всём мире идет активный поиск и отбор образовательных технологий, обладающих именно таким потенциалом.

Говоря о технологиях тьюторского сопровождения, мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) студента.

Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, «Портфолио», «Кейс-обучение», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).

Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.) [1, 5].

Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы, изучения материалов, а впоследствии коллегиального принятия важного для всех решения? Как сделать так, чтобы каждый член группы почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь людей в обсуждение и не допустить конфликта?

Существует специальный инструмент - технология модерации. Её цель: обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки.

Главное для Модератора - понимать, что во время дискуссии наиболее интересным для ее участников является не личность ведущего - модератора, а сам процесс дискуссии. В процессе модерации группа людей овладевают навыками активного слушания, открытого обмена идеями, конструктивной критике и взаимооценке [1, 4, 6].

Одной из интересных технологий является технология мастерских.

«Педагогическая технология мастерских - это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формированию критического и творческого мышления» [7].

Деятельность по выполнению заданий в ходе «мастерской» требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Особенностью данной технологии является то, что задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью, неопределенностью. Студенты самостоятельно формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления, т.е. «мастерская» позволяет каждому студенту не усваивать, а выстраивать знания [2, 6, 7].

Бесспорно, меняется роль преподавателя: педагог указывает на возможные направления развития студента, стимулирует его желание совершенствоваться, помогает сосредоточиться на том, что ранее казалось второстепенным. В данной технологии находит применение индивидуальный, парный, групповой способы обучения.

Применение индивидуального способа обучения выдвигает на первый план личность студента, который самостоятельно без вмешательства преподавателя соприкасается с проблемой, конкретизирует ее, формулирует вопросы. Тем самым студент отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания [2, 8].

Парный способ обучения равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Групповой способ - важная составная часть урока-мастерской. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, предъявлены индивидуальные и парные наработки. На следующем этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования, после социализации - предъявление другим группам своих находок, планов [8, 10].

Как становится очевидным, целью технологии «мастерских» является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, сотрудничество преподавателя и студента, сотрудничество с теми, кто рядом.

Отметим, что педагогу приходится отказаться от привычных функций лектора, руководителя. Его задача в ходе урока - мастерской состоит, прежде всего, в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, работать вместе со студентом, не ругать и не хвалить, при этом дать почувствовать ему собственное достижение [9].

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» [3].

Итак:

Первый этап - ВЫЗОВ - задачи (функции) которого:

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

пробудить к ней интерес;

активизировать обучающегося, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ - поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

получение новой информации;

ее осмысление (в том числе, необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап - РАЗМЫШЛЕНИЕ:

выражение новых идей и информации собственными словами;

целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний студентами, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим студентом. Постановка студентами самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого студента создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения [11, 12].

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Студент получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером студента в его образовании [1, 2, 4].

Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих стадиях работы. Этот этап способствует появлению мотивации в познании нового материала, изучаемого на второй стадии [3, 5].

Все стадии дополняют друг друга. Данная технология позволяет грамотно проводить учебное занятие. Педагог, владеющий приемами технологии РКМЧП, раскрывает творческий потенциал студента.

В технологии РКМЧП используется система целей обучения, дающая преподавателю множество инструментальных возможностей. Для каждой из целей существуют разные стратегии и технологические шаги, которые могут быть гибко скорректированы в зависимости от промежуточных результатов обучения [3].

Технология развития критического мышления подразумевает привлечение обучающихся к различным способам и приемам оценочной деятельности (самооценка, взаимооценка). Такой подход отвечает особой философии технологии РКМЧП, одним из принципов которой является понятие «личностного процесса достижения свободы», а одним из синонимов критического мышления является мышление свободное, независимое, «открытое мышление, не принимающее никаких догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [3].

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии предполагает следующие подходы к содержанию образования и процессу обучения: обучение ведется обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Общеучебные умения, формируемые в технологии: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости; появляется возможность объединения, интеграции отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; используется положительное стимулирование учения; формируются такие черты, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии. Этому способствуют такие аспекты технологии РКМЧП, как: активность субъектов; организация групповой работы в аудитории; развитие навыков общения; идея ценности личности; связь обучения с жизнью.

Рассмотрим технологию педагогического целеполагания.

В современных условиях особую актуальность приобретает эффективность и качество обучения. Роль технологии педагогического целеполагания с позиции этих требований состоит в том, что она направлена на гарантированное обеспечение эффективности и качества учебно-воспитательной деятельности педагога, безотносительно к используемым им учебникам и учебным пособиям.

Методологическая и практическая значимость теории определяется тем, что она основана на учете принципиальных различий целей, которые реализуются в течение всех лет обучения, в каждом учебном году, при прохождении каждой темы и на каждом учебном занятии [3, 4, 9].

С позиций последовательной соподчиненности и иерархической зависимости целей, реализуемыми при прохождении каждой учебной темы, технология позволяет на основе принципа преемственности обеспечить преподавателю поэтапный переход от одного уровня усвоенных знаний к другому, что гарантированно обеспечивает качество и эффективность учебного процесса.

Технология педагогического целеполагания, отражая специфичность проявления целостности и тематической фрагментарности учебного процесса, обеспечивает адресное обращение к знаниям при прохождении той или иной темы, что исключает необходимость реализации требований повторения пройденного материала.

В современной педагогике технология проектной деятельности - это одна из личностно-ориентированных технологий.

Технология проектной деятельности - это технология сопровождения самостоятельной деятельности студентов и организации образовательных ситуаций, в которых студент ставит и решает собственные проблемы. Данная технология требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования [6, 7].

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студент приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов.

Проектная деятельность студентов - это широкое поле новой для них деятельности, которое способствует появлению широкого круга интересов, оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

Что мы понимаем под проектами?

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы [1, 2, 4, 7].

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проект - это «брошенный вперёд» т. е. прототип, прообраз какого - либо объекта, вида деятельности, а проектирование это процесс создания проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

• развивают системное мышление.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности студентов:

• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

• информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

• творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

• ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

•предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Проектная деятельность студентов - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий студент оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект [10, 12].

Кроме того, студент вместе с тьютором выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Тьютор помогает студенту не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:

• владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;

• инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);

• предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе со студентом «проживает» его проект);

• помогает студенту осуществить самостоятельное исследовательское действие;

Задача тьютора - не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь студенту в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление ее (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии студентом проделанного пути [3, 8, 11].

Критерии оценки проекта.

Критерии должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Критерии оценки результатов проектной деятельности студентов:

• владение способами познавательной деятельности;

• умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;

• коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

• самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Этапы исследовательской деятельности.

Начальный этап

1. Актуальность темы.

2. Идея исследования.

3. Замысел исследования.

4. Объект исследования (с кем или с чем работать).

5. Предмет исследования (что будут исследовать).

6. Цель исследования.

7. Задачи.

8. Гипотезы (что возможно и при каких условиях).

9. Диагностический инструментарий.

10. Критерии оценки ожидаемых результатов.

11. Прогноз возможных негативных последствий.

12. Способы коррекции, компенсации негативных последствий.

Основной этап

1) подготовительный;

2) практический;

3) обобщающий;

Заключительный этап (внедренческий)

- выступление;

- презентация;

- участие в конкурсах, семинарах, конференциях и т.д.

- вывод и рецензирование.

Технология проектной деятельности в процессе тьюторского сопровождения является эффективным средством реализации внеурочной деятельности. Использование тьютором данной технологии позволяет реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Внеурочная деятельность, определяемая нами как деятельность по самоорганизации и самореализации студентов, достигаемая усилием педагогов и тьютором, которые направлены на получение студентами знаний об окружающем мире и формирование собственного активного отношения к нему, является основой для активизации познавательного процесса, предполагающего субъектную позицию студента, что способствует реализации его возможностей и развитию интересов и склонностей.

Психолого-педагогический потенциал этого вида деятельности позволяет ей выступать в роли системообразующего компонента педагогического процесса, а также в качестве фактора развития воспитательной системы образовательного учреждения.


Литература


  1. Афанасьева Т. П. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения. //Профильная школа. - Москва, 2007.-№2.-С.5-15.

  2. Бондаренко Н.А. Возможности использования педагогической технологии мастерских в системе общего среднего образования. //Интеллект. Культура. Образование. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения академика РАО И.С.Ладенко - Новосибирск: РАО, 2008.-С.141-142.

  3. Вишнякова Е.Е. Возможности технологии РКМЧП в обеспечении предметного вектора деятельности педагога-тьютора. //Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании. Сборник статей. - М.: МИОО, 2008.-С.92-98.

  4. Григорьев Д.В., Селиванова Н.Л., Степанов П.В. Мониторинг процесса воспитания в образовательном учреждении (программа дополнительного профессионального образования).

  5. Карма А.Е. Реализация проектной деятельности в современном образовании. //Технологическая компетентность учителя. Сборник занятий преподавателей кафедры и уроков слушателей курсов повышения квалификации. - М.: 2010. -С127-129.

  6. Лобачева О.В. Тьюторство как новый ресурс модернизации образования. //Вестник университета Москва: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2009.-№ 32.-С.71-73.

  7. Мейчик Г.А. Реализация педагогической технологии мастерских в вузе. //Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - С-Пб: 2006, 33 С.

  8. Министерство образования и науки Российской федерации. Письмо от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта».

  9. Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. //СПб, «Речь».-2005 г.-С.9.

  10. Польдяева О.В. Развитие критического мышления через чтение и письмо. //Новые ценности образования. Открытое образование.-№ 3 (т.27)-М.: 2006.-С.65-74.

  11. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: 2005.-109 С.

  12. Хачатрян Э.В. Значение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» для реализации антропологического вектора тьюторского действия. //Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании.-М.: МИОО, 2008.-С.80-97.


© 2010-2022