«Учитесь властвовать собой» надо уметь сдерживаться

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Учитесь властвовать собой» надо уметь сдерживаться

Цели: помочь детям в процессе самопознания и самовоспитания.

Форма: мастерская общения.

Подготовительный этап: листы бумаги и фломастеры.

Оборудование, оформление: плакаты с высказываниями известных людей.

Высказывания: « Всегда будь своей воли хозяином, совести же своей рабом». (М.Эшенбах)

« Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе воли с разумом». (В.А. Жуковский)

« У кого характер упорядочен, у тех жизнь благоустроена». (Демокрит)


Ход мероприятия.

Ребята! Сегодня мы поговорим о самовоспитании. Попрошу вас высказать своё мнение по теме классного часа. Значим ли для вас эта проблема? Нужно ли заниматься самовоспитанием и для чего это нужно делать?

Подытоживая ответы учащихся, педагог обращает их внимание на написанное на доске определение: «Самовоспитание - это деятельность направленная на совершенствование своей личности». Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь исполбзовать громадные резервы нашего мозга и тела. Из чего складывается система самовоспитания? Прежде всего необходимо выбрать себе достойную цель. Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту сумеете обрести важное качество - целеустремлённость.

Но для нравственного самовоспитания одной целеустремлённости недостаточно, необходимо развивать свою волю.

Обратить внимание детей на определение, записанное на доске: «Воля - это способность человека к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления».

Волевой человек - это человек с твёрдым характером. Самая большая победа - это победа над самим собой. Человек должен быть хозяином своей воли.

Приходилось ли вам проявлять свою волю?

Знакома ли вам такая ситуация: трое ребят, одинаково недолюбливают геометрию:

- Володя выполнил домашнее задание по этому предмету в первую очередь.

- Дима начал готовить урок, придя вечером после тренировки.

- Сергей вообще не выполнил домашнее задание, а весь вечер просидел в беседе с друзьями.

Что вы можете сказать о воле этих ребят?

Волю, как и тело можно тренировать. Вот несколько упражнений, которые могу вам помочь.

Упражнение «Прогулка».

Выйдя из дома, вернуться ровно через час ( ошибка должна составлять не более одной минуты). Это упражнение требует точного расчёта времени, поэтому оно не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Время может меняться (от 40 минут до 2-х часов).

Упражнение «Телевизор».

Отметьте в недельной программе 1-3 передачи, которые можете посмотреть до конца. Зато другие передачи имеете право смотреть не более 7 минут (можно меньше). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.

Упражнение «Письменный стол».

Это трудное упражнение - привычка, но оно самое важное.

Следует четко обозначить время, когда вы сядете за уроки ( скажем, в 16.00 или в 17.00 с колебаниями в 1-3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут.

Если упражнение не получается, то проанализируйте его по схеме:

- какова ошибка во времени в момент начала упражнения;

- соблюдаются ли временные рамки, есть ли отвлечения;

- каков общий объём сделанной работы.

Давайте попробуем определить ваш уровень самоорганизации при помощи анкеты.

Анкета.

1) В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

А) в основном сформированы достаточно устойчиво;

Б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

В) не сформированы.

2) Умеете ли вы организовывать своё время самостоятельно?

А) в основном умею;

Б) умею, но не всегда это делаю;

В) практически не умею.

3) Способны ли вы самостоятельно, без внешнего принуждения, организовать своё время?

А) в основном способен;

Б) делаю это нерегулярно;

В) практически никогда этого не делаю.

4) Садитесь ли без всякого напоминания за приготовление домашних заданий?

А) практически всегда;

Б) только иногда;

В) только при напоминании.

5) Способны ли вы длительно ( в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

А) в основном способен;

Б) только иногда;

В) не способен.

6) Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?

А) постоянно;

Б) от случая к случаю;

В) не проявляется.

7) Если проявляется интерес к самовоспитанию, тов какой мере этот интерес носит действенный характер?

А) регулярно проявляются попытки самовоспитания;

Б) от случая к случаю;

В) никаких попыток не предпринимаю.

8) Имеется ли у вас какая-либо программа самовоспитания?

А) да имеется;

Б) определённой программы нет, но есть некоторые намётки;

В) никакой программы нет.

9) Свойственна ли вам привычка доводить все свои дела до конца?

А) да, в достаточной мере;

Б) не всегда довожу дела до конца;

В) очень редко довожу дела до конца.

10) Планируете ли вы своё свободное время (особенно на воскресенье и каникулы) или действуете как придётся?

А) в основном планирую;

Б) планирую только иногда;

В) практически никогда не планирую.

11) Достаточно ли вы внимательны при выполнении интеллектуальной деятельности?

А) достаточно;

Б) не всегда достаточно;

В) как правило, очень невнимателен.

12) Умеете ли сдерживаться в эмоциональных ситуациях?

А) в основном умею;

Б) иногда не могу сдержаться;

В) как правило, не сдерживаюсь.

13) Умеете ли серьёзно и ответственно выполнять задание, которое сами считаете важным?

А) как правило, умею;

Б) не всегда умею;

В) не умею.

14)Обнаруживаются ли у вас попытки определить для себя серьёзную жизненную цель (овладение внешкольными, но важными навыками, выбор профессии)?

А) да;

Б) от случая к случаю;

В) нет.

15) Если имеется какая-либо серьёзная цель, делается ли что-либо для её осуществления?

А) кое-что делается;

Б) делается очень мало;

В) ничего ни делается.

При оценке результатов подсчитайте общую сумму баллов: А-3 балла, Б-2 балла, В- 0 баллов.

Сравните свои результаты с результатами своих одноклассников, которых считаете людьми волевыми и целеустремлёнными.

Научитесь делать не любимые дела, договариваться самим с собой.

Выберите предмет в школе, который вам не нравится, представляется скучным и неинтересным. Подготовьте по нему доклад или сделайте какую-то другую самостоятельную работу.

Не хочется помогать родителям по дому, а надо; не хочется делать зарядку, а всё равно не отступайте. Вскоре вы увидите, что не только смогли преодолеть себя, но и окружающие стали к вам относиться с большим уважением и любовью.

Сильная воля помогает человеку преодолеть любые невзгоды. И ещё очень важно то, что сильная воля может обуздать нелучшие черты человека, например, вспыльчивость, нетерпимость.

Послушайте сказку.

Орёл и пустыня.

В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые зыбучие пески- ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орёл: « Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.»

И решил орёл преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.

Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе: « Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса.

И каждое новое утро опять заставало орла за работой.

Вопросы.

Что такое цель? Какую цель поставил себе орёл?

Можно ли назвать цель орла высокой?

Какие качества развивает стремление к высокой цели?

Есть ли у вас высокая цель? Как вы стремитесь её реализовать?

Какие качества нужны для реализации цели?

А есть ли у вас цель жизни?

Чтобы достичь поставленной цели, нужно представлять себе, как вы будите это делать, иными словами, иметь план действия.

Каждый человек может разработать для себя положительную программу внутренней настройки, используя самопознание. Но самое главное, чтобы у вас сформировалось положительная система действий, поступков. Если вы только говорите о том, что хотите стать лучше, и ни чего не делаете для этого- результата ни когда не добьётесь.

© 2010-2022