Обобщение педагогического опыта Агитбригада как форма профилактики вредных зависимостей среди обучающихся школ

В настоящее время вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все  более актуальным, особенно среди молодежи, так как они, несмотря на свой еще далеко юный возраст попадают под пагубное влияние социума, друзей, коллег и тем самым, разрушают себя.          Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача куль...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Вышневолоцкого района Тверской области

«Академическая средняя общеобразовательная школа»




Обобщение педагогического опыта на тему:

«Агитбригада как форма

профилактики вредных

зависимостей среди

обучающихся школы».



Социальный педагог:

Воробьева Ольга Петровна

- 2015-

Актуальность проблемы.

В настоящее время вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным, особенно среди молодежи, так как они, несмотря на свой еще далеко юный возраст попадают под пагубное влияние социума, друзей, коллег и тем самым, разрушают себя.
Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.

Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий.

Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека.

Обучающиеся пропускают уроки физкультуры, многие мальчики и девочки курят уже с седьмого класса, с каждым годом все больше и больше детей занимаются в специализированной медицинской группе, а в спортивных секциях занимаются преимущественно те ребята, которые имеют хорошее здоровье и любят спорт.

Вот почему вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к

своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых

знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни и

воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не

только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.

Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.

С данной проблемой должно бороться не только общество, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.

«Вредные привычки» ежегодно отравляют, разрушают здоровье и уносят жизни тысяч людей. И все это на добровольных началах, так как человек сам отравляет, разрушает и убивает себя, зачастую даже не подозревая об этом.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, школа. Школа представляет удобную возможность охватить профилактической работой все возрастные группы обучающихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью «выпадения» из социальной среды). Именно работники системы образования - социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, учителя - предметники, - являются основными проводниками целевых профилактических программ, реализуемых в школах .

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра.

В нашей школе «стержнем» первичной, позитивной профилактики является использование педагогических, образовательных технологий, которые обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни у обучающихся и взаимосвязь с учебным процессом, делают профилактическую работу интересной и результативной для школьников.

В целях совершенствования работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма среди детей и для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • актуализировать знания о здоровье человека у детей через личное осмысление, привлечь внимание к своему здоровью и здоровью окружающих как ценностной категории;

  • содействовать развитию детского движения за здоровый образ жизни;

  • вести первичную профилактику наркомании и употребления ПАВ через переадресацию внимания и интереса обучающихся, формировать у детей позитивное отношение к действительности, к будущему;

  • привлекать обучающихся к содержательному, интересному и качественному досугу;

  • привлечение к организации и проведению мероприятий большего числа педагогов и родителей;

  • проведение единой с родителями воспитательной стратегии по профилактике и предупреждению употребления наркотиков среди обучающихся школы;

  • привлечение к участию в мероприятиях школы сотрудников субъектов профилактики.

Работа по профилактике употребления ПАВ в нашей школе, как и в каждом образовательном учреждении : классные часы, лекции, конкурсы рисунков, беседы, анкетирование, проектная деятельность - все это уже успело стать традицией в воспитательной работе по профилактике употребления ПАВ .

Для успешной воспитательной деятельности на смену традициям неизменно должны приходить инновации.

В нашем образовательном учреждении впервые в этом году прошел апробацию такой метод профилактики употребления ПАВ, как тренинг.

Именно в контексте тренинга можно научить подростка достижению личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами. Дети усваивают информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда они имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, так же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

Тренинг - особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию .

В широком смысле под социально-педагогическим тренингом понимается практика педагогического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития. Главная отличительная черта тренинга - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых они осведомлены в общих чертах, сколько последствий социальных.

Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга:

- повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;

- изменение отношения детей к наркомании;

- умение сказать «Нет наркотикам»;

- формирование мотивации к сохранению здоровья.

Перед современной школой стоит задача формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Для педагога - это переход от простой передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.

Для обучающихся - это переход от пассивного приѐма информации к активному ее поиску, осмыслению, применению на практике.

Главная проблема педагога - поиск новых форм организации работы с обучающимися.

Этого можно добиться, используя инновационные формы организации работы с детьми, в которых педагог выступает как педагог-сценарист, режиссер, партнѐр - это новшество обеспечивающее качественный рост эффективности процессов воспитания.

Таковой является организация волонтѐрской деятельности обучающихся школы.

Деятельность агитбригады осуществляется волонтерами из числа обучающихся школы, которые участвуют в разработке и проведении профилактических акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни, информационных мероприятий для обучающихся школы .

Агитбригада - творческий коллектив, выступающий по различной тематике и

затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает

отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты.

Цель данного направления заключается в создании условий для формирования

социально значимых поведенческих практик, направленных на сохранение и

поддержание здоровья молодых людей.

Агитбригада - это доступный жанр, практически удобная и мобильная форма профилактический мероприятий, ключевым словом которых должно выступать

слово "ЗА".

Принципы агитбригадного жанра: принцип творчества, принцип нравственности, принцип злободневности, принцип целостности.

Стили выступления: разговорный жанр, песни, частушки, стихи, танцевальные композиции, сценки.

Оригинальность формы профилактического мероприятия.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Волонтерство широко развито в мире и рассматривается, как глобальный

процесс объединения людей, стремящихся внести вклад на благо своей страны и

мирового сообщества.

Участники агитбригады рассматривают свою деятельность, как инструмент

социального и культурного развития. Волонтерство основано на нравственных

высших ценностях, стремлении помочь, сделать добро, на любви к людям.

Данная форма профилактического мероприятия представляет интерес для всех субъектов образовательного процесса. Для педагогов, как эффективная программа профилактики злоупотребления ПАВ, пропаганды ЗОЖ.

Для учащихся, как средство раскрытия и реализации своего потенциала.

Как художественный архетип советской культуры, агитбригада выполняет

важную идеологическую функцию культурно-просветительной работы, являясь

важнейшей и эффективной составляющей агитационно-пропагандистской

деятельности .
Обязательное главное условие - наглядность (декорации, плакаты, растяжки) и музыкальное сопровождение.

Состав агитбригады - 16 обучающихся школы: старшая группа ( 8-11 классы) и младшая группа (6-7 классы). Так же в состав коллектива входят оформители

декораций, ответственные за музыкальное сопровождение, исправность видео и

ауди аппаратуры.

Целевая аудитория: мероприятия предусмотрено для обучающихся 7-11 классов с привлечением обучающихся, состоящих на различных видах контроля , а так же обучающихся «группы риска».

Цели профилактических программ агитбригад :


  • Формирование интереса у обучающихся к ЗОЖ, знаний о его значении для здоровья человека.

  • Содействие у школьников представления и понимания разрушительной силы вредных привычек, укрепление системы ценностных ориентаций школьников.

  • Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи профилактических программ агитбригады :

  1. Создание условий для развития творческих способностей обучающихся в области здорового образа жизни.

  2. Содействие творческому выражению жизненной позиции обучающихся.

  3. Формирование интереса детей и подростков к здоровому образу жизни.

Для формирования волонтѐрской группы (агитбригады) в нашей школе была выбрана форма организации по типу «команда», которая представляет собой группу 16 учеников-активистов, имеет своего руководителя (социальный педагог), установленное место сбора (кабинет социального педагога) и перспективный план работы на учебный год, который обычно корректируется и пополняется в течение года по необходимости.

Группа формировалась не сразу: руководствуясь основным из принципов волонтѐрской деятельности (добровольчество), руководитель группы, а позже и сами участники, приглашали всех желающих заняться волонтѐрской деятельностью.

Спустя какое-то время часть участников уходит из группы, решив, что эта деятельность не подходит для них, другая часть группы становится основным составом постоянно действующих активистов.

В состав группы входят и те, кто участвуют лишь в некоторых мероприятиях (в зависимости от собственных желаний, интересов и склонностей). Кроме того, группа пополняется новичками, привлечѐнными мероприятиями и результатами их деятельности.

На данный момент участниками агитационного волонтерского движения являются обучающиеся средних и старших классов. Несмотря на разницу в возрасте дети легко находят общий язык: старшие показывают пример младшим, младшие - перенимают положительный опыт старших. Объединяет их общее социально - значимое дело.

Следует помнить, что здоровый образ жизни - это не только медицинская, но и социальная категория. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного отношения к здоровью и к жизни в целом. Поэтому участники агитбригады в своей профилактической работе основной акцент делает на создании в социуме школы общей атмосферы оптимизма, ориентации на позитивные моменты в жизни. Основная тематика мероприятий, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ: занятия спортом, безопасная организация досуга, соблюдение правил гигиены, правильное питание , способность взаимодействовать с другими людьми ,совершение добрых поступков и внимательное отношение к людям, как условие сохранения своего духовного здоровья, соблюдение законов РФ.

Основные виды деятельности агитбригады по пропаганде здорового образа жизни в нашей школе: творческая деятельность ( агитационных программ, создание агитационных плакатов, презентаций, проектов), распространение информации о здоровом образе жизни (через раздачу памяток, оформление информационных стендов), проведение, обработка и анализ данных анкетирования и опросов школьников с целью выявления отношения к проблемам здоровьесбережения, проведение массовых пропагандистских акций, конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет на антинаркотическую тематику, проведение классных часов о здоровом образе жизни для младших классов, а так же выступления на общешкольных родительских собраниях с профилактическими программами.

Самое ценное в данной работе то, что подростки-активисты личным примером пропагандируют здоровый образ жизни по принципу «сверстник-сверстнику».

Помощь педагога на начальном этапе, конечно, была необходима, но постепенно приобрела консультативный характер . Таким образом, дети получают возможность работать самостоятельно и творчески, принимать участие в разработке новых моделей пропаганды здорового образа жизни, интересных для них и их сверстников.

При этом происходит: формирование более ответственной, адаптированной, здоровой личности, освоение знаний о здоровом образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам, увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в работу агитбригады и проведение альтернативных мероприятий, привлечение детей к общественно значимой деятельности, формирование умения общаться с учащимися и взрослыми, овладение нормами и правилами уважительного отношения.

«Вредные привычки» ежегодно отравляют, разрушают здоровье и уносят жизни тысяч людей. И все это на добровольных началах, так как человек сам отравляет, разрушает и убивает себя, зачастую даже не подозревая об этом.

Список литературы: 1. Гурова С. С. Программа работы волонтѐрского отряда "Вместе мы сила" [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: festival.1september./artikles/553465/

2. Давыдов, В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 42-48.

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст]:/ Иванов И. П. - М.: Педагогика , 1989. - 208 с.

4. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Электронный ресурс] / Кон И.С. // Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. Дата обновления: 23.04.2012. - Режим доступа: psylib.org.ua/books/index.htm.

5. Леонтьев А. А. Психология общения [Текст]: Учебное пособие / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - М. : Смысл, 1999. - 365 с.

6. Ляпунова Н. Ф.: Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтѐрский отряд) [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть».- Режим доступа: .-http//nsportal.ru/nachalnayashola/ vospitatelnayarabota/ obrazovatelnaya-progravva-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-―>

7. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Вестник высшего образования сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31

8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. [Электронный ресурс] - М.: Педагогическое общество России, 2002. // Документы. - Режим доступа: rudocs.exdat.com/docs/index-268955.html








© 2010-2022