Рабочая программа внеурочной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707;

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красночетайская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики по введению Федеральных государственных образовательных стандартов.

Цель :

формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Главными задачами обучения по данной программе являются:

развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;

развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Общая характеристика программы

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  1. работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

  2. изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.

Описание места курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом МБОУ «Красночетайская СОШ», на изучение курса во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек

Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность добра- направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности - любви.

Ценность семьи- как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы


Личностными результатами обучения предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются:
1.В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.


Содержание программы

I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1. Чрезвычайные ситуации

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.

Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.

Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

3.1. Безопасное поведение на воде

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

3.3. Безопасное поведение на дорогах

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.

Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
















Тематическое планирование 34 часа


№п\п

Наименование разделов и тем

Основные виды деятельности обучающихся

Защита человека в чрезвычайных ситуациях -5ч.

1

Чрезвычайные ситуации. Что это такое?

Находят опасные предметы .Узнают правила безопасного поведения.

2

Чрезвычайные ситуации природного происхождения

Знакомятся с ЧС природного происхождения

3

Наводнения. Причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

Знакомятся с причинами наводнения и необходимостью принятия мер по защите от наводнений

4

Службы экстренной помощи

Запоминают основные сигналы: 01, 02, 03, 04. Закрепляют понятия «опасность», «безопасность». Знакомятся правилами безопасного поведения.

5

Практическое занятие. «Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

П/Р по плану эвакуации населения из школы.

Отрабатывают действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 8ч.

6

От чего зависит наше здоровье

Знакомятся с причинами избыточного веса, что такое здоровое питание.

7

Как живет наш организм. Из чего состоит тело человека

Знакомятся со строением человека

8

Наши органы. Органы дыхания.

Знакомятся с органами человека, их значением

9

Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных болезней

Знакомятся, что такое инфекционные заболевания, их связью с образом жизни.

10

Заноза, кровотечение, укус, ушиб. П/р «Оказание первой помощи при занозе, кровотечении, укусе, ушибе»

Оказывают первую помощь при занозе, кровотечении, укусе, ушибе

11

Травмы, порезы, ссадины и царапины. П/Р «Оказание первой помощи»

Оказывают первую помощь при получении ссадин, порезов, царапин

12

Ожоги. Обморожения. П/р «Оказание первой мед. Помощи при ожогах, обморожениях

Оказывают первую помощь при получении ожогов и обморожений

13

Отравления. Причины, признаки отравлений. Первая помощи при отравлении

Знакомятся с причинами отравлений, оказанием первой помощи при отравлениях

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

Безопасное поведение на природе - 5 ч.

14

Чистый воздух, его значение для жизни человека. Причины загрязнения

Устанавливают причины важности чистого воздуха для жизни человека

15

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад

Знакомятся с правилами безопасного поведения в природной среде

16

Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности.

Знакомятся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми растениями.

17

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности

Знакомятся с опасными животными, с правилами безопасного поведения в лесу, в поле.

18

Ориентирование на местности. П/Р по отработке способов ориентирования.

Знакомятся с простейшими способами ориентирования.

Знакомятся ориентированием на местности.

Безопасное поведение на воде (3 часа)

19

Наши озеро, река, пруд.

Знакомятся с мерами безопасности при пользовании водной переправой.

20

Меры безопасности в осеннее и зимнее время.

Знакомятся с мерами предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках.

21

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже

Знакомятся с правилами купания, оказывают помощь терпящим бедствие.

Безопасное поведение на улицах и дорогах (8 часов)

22

Движение пешеходов по дорогам.

Знакомятся с правилами безопасности на улице. Приводят примеры опасных ситуаций.

23

Элементы дорог. Правила перехода дорог.

Познакомятся с назначением дорожной разметки и правилами перехода дороги.

24

Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика

Знакомятся с разными видами перекрестков, видами светофоров, значением знаков регулировщика

25

Дорожные знаки.

Знакомятся с дорожными знаками, находят сходства и различия в дорожных знаках.

26

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

Определяют наиболее безопасные места для игр.

27

Обязанности пассажиров

Вспоминают правила поведения в транспорте.

28

Будь внимателен, пешеход!

Тест по теме «Безопасное поведение на дорогах

Применяют полученные знания при выполнении самостоятельной работы

29

Наиболее безопасный путь в школу и домой

Практическое занятие «Улицы города»

Определяют на практике безопасный путь в школу.

Безопасное поведение дома (3 часа)

30

Современное жилище. Чем оно опасно для человека.

Электричество и газ как источники возможной опасности

Классифицируют окружающие предметы на опасные и безопасные . Вспоминают правила пользования электроприборами.

31

Лекарство и средства бытовой химии как источники опасности

Учиться понимать необходимость правильного использования лекарств и средств бытовой химии

32

Как вести себя со злоумышленниками.

Знакомятся с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Пожарная безопасность и поведение при пожаре (2 часа)

33

Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме.

Находят причины возникновения пожара в помещении, на транспорте, в природе и предлагают правильные меры предосторожности.

34

Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при пожаре.

Закрепляют знания о правилах пожарной безопасности.





























Описание материально-технического обеспечения программы внеурочной деятельности

1. Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности, 2 класс. Волгоград. Издательство «Волгоград», 2003г.

2. Памятка для малышей и их родителей, 2009г.

3. Дидактические карточки:

  • Безопасность в доме

  • Правила личной безопасности

  • Правила поведения

  • Безопасное поведение на природе

  • Правила противопожарной безопасности

  • Дорожные знаки

Технические средства обучения:

  • Аудиторная доска

  • Магнитно - маркерная доска

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия:

  • Презентации по ОБЖ

  • Видеофильмы по ОБЖ

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

  • Термометр медицинский

  • Компас

  • Оборудование класса.

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

  • Специализированная учебная мебель

  • Компьютерный стол




































Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Основные виды

деятельности обучающихся

1.

Чрезвычайные ситуации.

Наблюдают связи человека с окружающей средой. Моделируют ситуацию, требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС; Обобщают знания безопасного обращения с огнем.

Вырабатывают представления о способах тушения пожаров.

Наблюдают связи человека с окружающей средой. Моделируют ситуацию, требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС; Обобщают знания безопасного обращения с огнем.

Вырабатывают представления о способах тушения пожаров.

Наблюдают связи человека с окружающей средой. Моделируют ситуацию, требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС; Обобщают знания безопасного обращения с огнем.

Вырабатывают представления о способах тушения пожаров.

Наблюдают связи человека с окружающей средой. Моделируют ситуацию, требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС; Обобщают знания безопасного обращения с огнем.

Вырабатывают представления о способах тушения пожаров.

Наблюдают связи человека с окружающей средой. Моделируют ситуацию, требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС; Обобщают знания безопасного обращения с огнем.

Вырабатывают представления о способах тушения пожаров.

Наблюдают связи человека с окружающей средой. Моделируют ситуацию, требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС; Обобщают знания безопасного обращения с огнем.

Вырабатывают представления о способах тушения пожаров.

Наблюдают связи человека с окружающей средой. Моделируют ситуацию, требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС; Обобщают знания безопасного обращения с огнем.

Вырабатывают представления о способах тушения пожаров.

2.

Какими бывают чрезвычайные ситуации?.

3.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»

4.

Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!» Практическая работ№1: «Внимание всем!»

5.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения и их причины.

6.

Какими бывают наводнения. Мероприятия по защите от наводнений.

7.

ЧС природного происхождения. Человек - часть природы.

8.

От чего зависит наше здоровье?

Избегают ситуации, наносящие здоровью вред.

Обобщают то новое, что отрыто и усвоено на уроке.

Используют приёмы по оказанию первой доврачебной помощи

- при порезах, царапинах, ссадинах, кровоподтеках и кровотечениях, ушибах.

-при кровотечениях из носа, ушибах и сотрясениях мозга; анализировать ситуацию,

- при ушибах и сотрясениях мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

- при попадании инородного тела в глаз, ухо»

- при травмах опорно- двигательного аппарата

Избегают ситуации, наносящие здоровью вред.

Обобщают то новое, что отрыто и усвоено на уроке.

Используют приёмы по оказанию первой доврачебной помощи

- при порезах, царапинах, ссадинах, кровоподтеках и кровотечениях, ушибах.

-при кровотечениях из носа, ушибах и сотрясениях мозга; анализировать ситуацию,

- при ушибах и сотрясениях мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

- при попадании инородного тела в глаз, ухо»

- при травмах опорно- двигательного аппарата

Избегают ситуации, наносящие здоровью вред.

Обобщают то новое, что отрыто и усвоено на уроке.

Используют приёмы по оказанию первой доврачебной помощи

- при порезах, царапинах, ссадинах, кровоподтеках и кровотечениях, ушибах.

-при кровотечениях из носа, ушибах и сотрясениях мозга; анализировать ситуацию,

- при ушибах и сотрясениях мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

- при попадании инородного тела в глаз, ухо»

- при травмах опорно- двигательного аппарата

9.

Как живёт организм человека?

10.

Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы и т.д.

11.

Органы дыхания.

12.

Болезни и их возможные причины.

13.

Пути передачи инфекционных заболеваний.

14.

Как путешествуют болезни. От чего ещё можно заболеть.

15.

Как путешествуют болезни. Практическая работа №2: «Как защитить себя от болезни».

16.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

17.

Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическая работа №3: «Первая помощь при царапине, порезе, ушибе»

18.

Природное окружение и его опасности.

Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Вырабатывают правила безопасного движения по льду; оказание помощи провалившимся под лед. Вырабатывают правила безопасности при пользовании водной переправой. Используют приёмы по оказанию первой доврачебной помощи

-отравлениях, укусах насекомых.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения утопающего с помощью подручных средств спасения на воде.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

Повторяют и закрепляют правил безопасного поведения на воде;

Моделируют ситуацию, требующую спасения человека при несчастных случаях.

19.

Как не заблудиться в лесу. Практическая работа №4: «Ориентирование в лесу».

20.

Правила безопасного поведения в лесу.

21.

Чем опасны водоёмы зимой.

22.

Как вести себя на реке зимой.

23.

Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

24.

В волшебном лесу: за грибами и ягодами.

25.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности

26.

Первая помощь при отравлении грибами. Практическая работа №5: «Первая помощь при пищевых отравлениях».

27.

Встреча с животными. Опасные животные. Правила поведения и меры защиты от них.

28.

В волшебном лесу: опасные встречи. Как избежать неожиданной встречи с животными и змеями.

29.

В волшебном лесу: опасные встречи. Практическая работа №6: «Первая помощь при укусах насекомых».

30.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. Правила поведения.

31.

Скоро лето. Учимся плавать. Правила поведения на пляже.

32.

Правила поведения на воде.

33.

Правила перехода дорог. Элементы дорог. Перекрестки. Практическая работа №7: «Переход улиц и дорог»

Сигналы светофора и регулировщика.

Разбирают причины ДТП пешеходов и их последствия;

Вспоминают правила перехода дороги и перекрестка



описание Материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник, 1 класс - М.: «Просвещение», 2009

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер с принтером.4. Ксерокс
























© 2010-2022