Доклад «Использование активных форм занятий по пропаганде здорового образа жизни в начальной школе для профилактики употребления ПАВ»

В данной статье представлен опыт работы классного руководителя по профилактике приобщения детей и подростков к употреблению ПАВ, а так же система работы по привитию положительно мотивации к здоровому образу жизни.Статья содержит рекомендации классному руководителю по организации совместного досуга детей и родителей.
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА

ГИМНАЗИЯ №7



Доклад

«Использование активных форм занятий по пропаганде здорового образа жизни в начальной школе для профилактики употребления ПАВ».


Воспитатель ГПД

Стасюк Т.Н.

Здоровье человека - тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога. В начальной школе мы не говорим детям с первого класса, какой вред наносит организму употребление наркотиков или курение, но мы приучаем детей заботиться о своем здоровье, потому что ребенок, который знает, каким сокровищем является здоровье человека, не будет впоследствии его уничтожать.

Пропаганда здорового образа жизни в начальной школе ведется и во время учебной деятельности и во внеурочное время, т.е. в группе продленного дня.

В учебной деятельности это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: различным видам гимнастик: оздоровительной, пальцевой, корригирующей, дыхательной. Для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, мы обучаем детей самомассажу. Кроме того во время учебной деятельности используются здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития: физкультминутки и подвижные перемены, проветривание и влажная уборка помещений, ароматерапия, функциональная музыка, чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью. Пропаганду здорового образа жизни можно включать и в отдельные виды уроков, например, на уроках окружающего мира мы учим детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; прививаем детям элементарные навыки, такие как мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле, представления о здоровой и вредной пище. Детям постарше даем информацию о строении человеческого организма, о функциях каждой его системы, каждого органа.

Привитие навыков здорового образа жизни происходит также во внеурочное время. Мной разработан и включен в воспитательную программу ГПД ряд мероприятий, целью которых стала пропаганда и формирование здорового образа жизни у младших школьников.

Основными задачами деятельности этих мероприятий в рамках данной программы являются:

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;

  • развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • развитие интересов и способностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде, экологическое воспитание;

  • привитие навыков гигиены и соблюдение режима дня;

  • организация совместной деятельности педагогов и разновозрастных групп учащихся, родителей.

Для выявления потребностей детей по данной теме я проводила ряд опросов, в ходе одного из них детям был задан один вопрос: «Хотел бы ты вести здоровый образ жизни?» и три варианта ответов «да, нет, все равно». Я увидела, что тенденция в потребности здорового образа жизни намечается уже с первого класса.

В программе предусмотрены курсы «Профилактика вредных привычек», «Школа экологической грамотности», которые предусматривают такие виды деятельности как экскурсии, беседы, часы общения, творческие работы. Вот уже несколько лет в моей группе работает клуб «Неболейка», на заседаниях которого ребята делятся своим опытом по сохранению здоровья, издают журналы, плакаты, проводят их презентации для всех учащихся класса.

Таким образом, я разделила свою работу на несколько направлений:

  • Организация досуга детей;

  • Работа с семьей;

  • Профилактика вредных привычек;

  • Изучение правил дорожного движения;

  • Развитие экологических представлений;

  • Пропаганда спорта, как способа сохранения и приумножения здоровья;

Организация досуга обучающихся играет большую роль в пропаганде и формировании здорового образа жизни. Мной был разработан и проведен ряд внеклассных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Это мероприятия спортивного, развлекательного и познавательного характера, такие как «Праздник веселого класса», игра «Умники и умницы», устный журнал «Золотые правила питания» и т.д.

Досуг предполагает специально организованную двигательную активность ребенка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры на прогулке и в помещении, массовые оздоровительные мероприятия: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья,

беседы, викторины, круглый стол и т.д.

В работе с семьей я использую такие формы работы как совместные спортивные соревнования, совместные праздники, культурные мероприятия, осуществляю пропаганду здорового образа жизни через систему организационно - теоретических и практических занятий в родительском лектории а также рекомендую родителям использовать личный положительный пример.

Для профилактики вредных привычек регулярно провожу заседания клуба «Неболейка», на которые приглашаю врача, соц. педагога, психолога, или агитбригаду старшеклассников, а также мы с детьми участвуем во всех акциях и мероприятиях, которые проводятся в гимназии.

С целью реализации направления «Изучение правил дорожного движения» у нас в группе был создан и уже третий год функционирует клуб «Светофорик», на занятиях которого мы с ребятами из отряда ЮИД знакомим детей с правилами дорожного движения. Для профилактики дорожно - транспортных происшествий с участием детей разработана программа «Азбука дороги». На её занятиях обучающиеся изучают права и обязанности водителей и пешеходов, знакомятся с правилами дорожного движения, узнают о статистике дорожно-транспортных происшествий в Мурманске и Мурманской области.

Экологическое направление работы играет важную роль в пропаганде и формировании потребности в здоровом образе жизни, в воспитании экологически грамотной личности. С этой целью в классе проводятся тематические недели, зеленые десанты, выходы на природу, экскурсии, дети посещают кружки «Природа и мы», «Природа и искусство»,

Эстетика играет немаловажную роль в формировании здорового образа жизни. Как известно - чистота залог здоровья. Направление предусматривает формирование экологической чистоты и красоты и, соответственно, направлено на формирование здорового образа жизни. Уже с первого класса учащиеся нашей гимназии посещают многие объединения нашего эстетического центра, они получают там моральное и эстетическое удовлетворение от своей деятельности, что в дальнейшем препятствует поиску других сомнительных удовольствий, таких, как сигарета и алкоголь.

Свое выступление я хотела бы закончить следующими словами:

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов

6


© 2010-2022