Исследовательская работа История и архитектура зданий Эрмитажа

Исследовательская работа " История и архитектура зданий Эрмитажа"Государственный Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры. В 2014 году Государственный Музей Эрмитаж отмечает своё 250-летие. Эрмитаж является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ильковская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области






ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ ЭРМИТАЖА»




ВЫПОЛНИЛА:

Учитель нач.классов

Пилипенко Ю.А. с. Илёк, 89207235776

yuliya - [email protected]



2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. История создания музея

2. Здания музея

3. Зимний дворец архитектора Б.Ф. Растрелли

4. Малый Эрмитаж архитекторов Ж.Б. Вален - Деламота, Ю.М. Фельтена, В.П. Стасова

5. Большой Эрмитаж архитектора Ю.М. Фельтена

6. Меншиковский дворец архитекторов Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя

7. Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги

8. Главный штаб. Восточное крыло Главного штаба архитектора К.И. Росси

9. Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В.П. Стасова, Н.Е. Ефимова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Государственный Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры. В 2014 году Государственный Музей Эрмитаж отмечает своё 250-летие. Эрмитаж является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Моя исследовательская работа носит информационный характер. Все знают, что такое Эрмитаж, но мало кто задумывался о том, как появился и с чего начинался этот известный храм искусства. Что означает название этого музея. Почему Эрмитаж? В своей работе я постаралась создать яркое впечатление, цель которого заинтересовать тех, кто не был в Эрмитаже, побудить в них желание посетить музей. Эрмитаж - это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций - все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа.

  1. История создания музея

История музея начинается вскоре после вступления Екатерины II на престол. В 1764 году в Петербург доставили крупную партию картин, приобретенных императрицей у берлинского купца Гоцковского. Желая погасить свою задолженность русской казне, он предложил вместо денег богатейшее собрание западноевропейской живописи, включавшее 225 картин. Коллекция Гоцковского положила начало систематическому собирательству художественных ценностей и составила ядро будущего музейного собрания, хотя еще в начале 60-х годов XVIII века много художественных ценностей - картин, скульптуры, разных камней, гобеленов, принадлежащих императорской семье, - находилось в Зимнем дворце. Среди них были полотна таких мастеров, как Диркван Бабюрен, Хендрикван Бален, Рембрандт Ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йордан-с, Антонисван Дейк, Хенрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Герритван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы XVII века. Частная коллекция Ее Величества стала первой в собрании Эрмитажа, но до нас дошла только малая часть из этой партии - 96 полотен.

Получение коллекции Гоцковского, состоявшей преимущественно из картин голландской и фламандской школ, вызвало интерес Екатерины II, а также явилось предметом ее гордости. Можно полагать, что это было одним из факторов, который побудил ее к дальнейшему коллекционированию живописи. Агенты за границей, русские послы (в частности большой знаток искусства, князь Ю.А. Голицын - посол во Франции и Голландии) получают указания следить за аукционами художественных ценностей и приобретать произведения искусства для императрицы.

Не забывала императрица и о современном искусстве, заказывая картины у неизвестных европейских мастеров, только потом вставших на путь к мировой известности. Покупала она и скульптуры, но в коллекции их было очень мало. Самые ценные из них - античные фигуры, купленные у банкира Д.Л. Брауна, и «Скорчившийся мальчик» Микеланджело.

Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Не все покупки достигали берегов русской столицы. В 1771 году буря разбила следовавший из Голландии корабль, в трюмах которого находились голландские картины, приобретенные в Гааге в 1771 г. Весь ценный груз оказался на дне Северного моря.

Уже после покупки первого собрания картин императрица Екатерина начала жалеть, что никто, кроме нее и группы придворных, не может полюбоваться этой красотой. Во время ее царствования, а также при Павле I и Александре I, Эрмитаж можно было назвать неофициальным дворцовым музеем, количество экспонатов которого продолжало расти.

В 1770-х годах в Эрмитаже начали появляться нумизматические, а в 1780-х годах - минералогические экспонаты.

Среди ценных материалов, собранных в Эрмитаже во второй половине XVIII века, были и книги. В 1779 году была куплена библиотека Вольтера, ставшая одной из самых знаменитых и недоступных достопримечательностей Эрмитажа. В 1785 году в Эрмитаж прибывает библиотека Дидро, купленная Екатериной II еще в 1765 году при жизни философа. «Великая мастерица создавать сама себе славу Екатерина, узнав о денежных затруднениях Дидро, купила его библиотеку, оставила ее в пожизненном владении философа и назначила его библиотекарем с выплатой ему жалованья за 50 лет вперед».

Помимо картин и книг, эстампы, монеты и медали, мебель, фарфор, серебро, табакерки, часы, минералы и многие другие высокохудожественные изделия заполняли залы Эрмитажа.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Канавой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства музея увеличилось более чем в четыре раза.

  1. Здания музея

Можно сказать, что Эрмитаж был создан самой Екатериной: заложение, расположение, выбор и многочисленность сохраняемых в нем вещей, внешняя и внутренняя изящность - все по ее вкусу. Первоначально это место (специальный дворцовый флигель - Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Само название говорит нам об этом - Эрмитаж (ermitage) - в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 в. не допускались. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. Музеем, доступным для широкой публики, Эрмитаж стал при Николае I, при котором музейная коллекция существенно расширилась.

Все строения, входящие в состав Эрмитажа, обладают своей индивидуальностью и прекрасно дополняют друг друга, создавая грандиозное и неповторимое архитектурное полотно. Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют семь зданий, связанных друг с другом на Дворцовой набережной.



  1. Зимний дворец архитектора Б.Ф. Растрелли

С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м.

Сама Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, поэтому 6 апреля 1762 принимал работу уже Петр III. К тому моменту закончили отделку фасадов, но здание внутри было не готово. Завершилось строительство уже при Екатерине II, так как летом 1762 года Петра III свергли с престола.

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Пышная отделка фасадов и помещений придают парадность зданию. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, созданной Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне. Впечатление неупокоя, торжественности и великолепия создают различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены).

Зимний дворец считается основой Эрмитажа, так как это самое большое здание среди всех окрестных представителей.

  1. Малый Эрмитаж архитекторов Ж.Б. Валлен-Деламота, Ю.М. Фельтена, В.П. Стасова.

В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад.

Зимний дворец Екатерине II казался слишком неуютным, мрачным и холодным. Поэтому, придя к власти, она решила построить для себя «маленький уединенный уголок», спроектированный по ее вкусу. Малый Эрмитаж был создан по проекту Ж.- Б. Вален - Деламота рядом с Зимним дворцом. «Уголок» получился настолько большим, что в нем хватало места и для парадных комнат, в которых принимали гостей, и для отдельного крыла, в котором жили ее фавориты, и для висячего сада, в честь которого новый павильон получил свое первоначальное название - Оранжерейный сад. Вскоре к нему пристроили еще один павильон - «Северный».

Снаружи здание было украшено коринфскими колоннами, барельефами и декоративными скульптурными группами. Южное крыло получило название «Фаворитский корпус». Первым его жильцом стал граф Григорий Орлов, потом его сменил князь Григорий Потемкин. Апартаменты фаворитов императрицы и ее собственные покои соединялись коридором. В северном крыле организовывались увеселительные вечера. Часто там ставились пьесы, написанные императрицей. Такие вечера стали традицией, Екатерина называла их «малыми эрмитажными собраниями». Это привело к переименованию Оранжерейного дома в Малый Эрмитаж.


  1. Большой Эрмитаж архитектора Ю.М. Фельтена

К востоку от Малого Эрмитажа еще одно строение - Большой Эрмитаж. Постройка предназначалась для размещения дворцовых художественных коллекций. Новое здание по своим размерам значительно превышало здание Малого Эрмитажа, вслед за которым оно и возводилось, поэтому и возникло такое название.

Новую постройку сумели гармонично вписать в ряд уже существующих. В отличие от Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, Большой Эрмитаж, построенный под руководством архитектора Ю.М. Фельтена, отличается очень строгим, без каких-либо украшений, внешним обликом. Изнутри строение выглядит намного изысканнее и живописней, чем снаружи: В интерьерах широко применена позолота, цветной камень, ценные породы дерева, живопись и лепной декор измельчённого рисунка.

6. Меншиковский дворец архитекторов Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя

Дворец Меншикова находится на Васильевском острове, который Пётр I сразу после основания Петербурга подарил своему приближённому, генералу-фельдмаршалу, генералиссимусу, князю, первому губернатору Петербурга Александру Даниловичу Меншикову. Современников характеризуют этот дворец как построенный «на итальянский манер». В огромной усадьбе размещалось множество построек - церковь, флигеля, галереи. Регулярный сад украшали статуи, фонтаны, грот и оранжереи. После опалы Меншикова в его дворце разместили Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Сейчас дворец отреставрирован и является филиалом Эрмитажа - музей быта петровской эпохи.

7. Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги

Примерно в те же годы, что и Большой Эрмитаж, на Дворцовой площади был возведен Эрмитажный театр, созданный по проекту Д. Кваренги. К тому времени императорские спектакли стали очень популярным дворцовым развлечением. В Малом Эрмитаже не хватало места для всех придворных, приглашенных Императрицей Екатериной.

Архитектор использовал фундамент предшествующих зданий, которые были построены на этом месте раньше при Зимнем дворце.

8. Главный штаб. Восточное крыло Главного штаба архитектора К.И. Росси

Это классически строгое здание занимает огромное пространство от Невского проспекта до излучины реки Мойки. Величественная арка - символ триумфа России в Отечественной войне 1812 году, является основным акцентом в композиции фасада. По рисункам Росси С. Пименовым и В. Демут-Малиновским исполнены скульптурные композиции арки и триумфальная колесница, запряженная шестеркой коней. Восточное крыло здания, сейчас принадлежащее Государственному Эрмитажу, предназначалось для Министерства иностранных дел и Министерства финансов. Величественная постройка Росси завершила формирование ансамбля Дворцовой площади.

9. Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В.П. Стасова, Н.Е. Ефимова

Новый Эрмитаж, как и Большой Эрмитаж, было построено с целью хранения новых картин и скульптур, возведенное по проекту немецкого зодчего Лео фон Кленце. Чтобы связать здание с его окружением, архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов, осуществлявшие проект, внесли существенные изменения в замысел.

Новый Эрмитаж поражал великолепием залов и разнообразием коллекций. «Если бы мы могли описать красоту и величие этого места, что едва ли возможно, то наши друзья сочли бы это преувеличением. Конечно, мы смогли получить только общее представление, хотя прошли, наверное, милю или больше по галереям и залам, выполненным в пышном, но в, то, же время строгом стиле. Некоторые посвящены медалям и монетам, другие - скульптуре классической и современной. Большая же часть - картинам, Однако более всего поражает пышный характер мебели в залах, богатство и высокая тщательность обработки множества колонн итальянского мрамора, обычно из одного монолита, красота потолков», - писал современник.

Новый Эрмитаж возведен в стиле историзма. Ему характерны строгость и монументальность облика, гармония архитектурных объемов. При входе в музей мы видим портик с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского гранита скульптором А.И. Теребеневым. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Оживляют орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами крупные плоскости фасадов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эрмитаж - это не музей, вернее, это не просто музей. Это сама история, сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском масштабе. «Музей - это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения». На вопрос, сколько времени понадобится для ознакомления с коллекциями музея, можно ответить так - на это понадобится вся жизнь, потому что каждая новая встреча даже с уже знакомым памятником всегда открывает в нем нечто новое, незнакомое. Таково свойство настоящего, истинного искусства.

Сегодня экспозиции Государственного Музея занимают свыше 350 залов. Эрмитаж ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители.

Более 3,5 млн. человек в год посещают музей. Люди со всего мира приезжают посмотреть на такие произведения искусства, как Тициан «Бегство в Египет», Джорджоне «Юдифь», Микеланджело «Скорчившийся мальчик», Караваджо «Лютнист», «Камея Гонзаго», Канава «Три грации», Поль Сезанн «Берег Марны» и т.д.

В моей исследовательской работе была совершена попытка охватить лишь малые аспекты такой темы, как история Эрмитажа. Работа лишь обозначила вехи и штрихи в богатом и многозначном мире музея. Однако даже это позволяет нам с полным правом сделать вывод о том, что наряду с крупнейшими музеями мира, Эрмитаж в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляет собой явление общечеловеческой значимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре / М. Алпатов. - М.: Просвещение, 2011. - 240с.

2. Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж / Л.Н. Воронихина. - М.: Феникс, 2012. -146с.

3. Шапиро Ю. Эрмитаж. По выставкам и залам / Ю. Шапиро. - М.: Просвещение, 2013. - 235с.

4. Шапиро Ю. По Эрмитажу без экскурсовода / Ю. Шапиро. - М.: Просвещение, 2011. - 255с.

5. Молдавский Д. Мы идем по Эрмитажу / Д. Молдавский. - М.: Просвещение, 2013. - 139с.

6. Суслов А. Эрмитаж / А. Суслов. - М.: Просвещение, 2014. - 247с.

7. Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа / Т.М. Соколова. - М.: Феникс, 2013. - 168с.

9. Персианова О.М. Сокровища мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа / О.М. Персианова. - М.: Планета, 2014. - 236с.



© 2010-2022