- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка
Методическая разработка
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волобуева Н.А. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
г.Шахты Ростовской области
Методическая разработка
внеклассного мероприятия «Разговор с детьми»
3 класс
Тема: «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож»
учитель начальных классов
Волобуева Н.А.
высшая категория
2014 год
Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи:
-
воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям разных народов;
-
развитие у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
-
развивать терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: книга Г.Х.Андерсер «Сказки», словарь Ожегова, карточки со словами, шкатулка.
1. Эмоциональный настрой.
− Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Я думаю, у вас хорошее настроение.
2. Объявление темы.
− Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, послушайте отрывок из сказки, вспомните ее автора и название.
− Он больно велик! - говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, поглядел на него и прсердито залопотал. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!
Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили ему:
- Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
А мать прибавляла:
- Глаза бы мои тебя не видали!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою".
− Назовите сказку. (Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»)
− Почему обитатели двора стали обижать утенка?
Учащиеся выбирают ответ на доске:
Утенок был самый умный.
Утенок был не похож на других.
Утенок был самый красивый.
Утенок был самый вежливый.
− Справедливо ли так обращаться с тем, кто отличается от других? Почему?
− Можем ли мы в жизни встретиться с такой же ситуацией, которая произошла на птичьем дворе? Где?
− Как строить отношения с теми, кто не похож на нас? Об этом мы сегодня с вами поговорим.
3. Работа по теме.
К доске вызываем детей класса по два человека и наглядно сравниваем их. На каждый случай новая пара.
Мальчик - мальчик, мальчик - девочка, близнецы, рост, цвет и длина волос, полнота, имя и т.д.
− Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие - маленькие. Одни - худые, другие - полные.
− Почему вы так отличаетесь?
− Правильно, у вас у всех разные родители. Да и в одной семье дети могут быть непохожи, т.к. один ребенок похож на папу, а другой на маму. − Но встречаются семьи, в которых есть дети близнецы. Внешне они очень похожи друг на друга. Можем ли мы сказать, что они одинаковые? Чем они различаются?
− Еще мы отличаемся характером. Одни веселые, другие добрые, скучные, энергичные, спокойные, злые, задиристые, заботливые… Характер человека зависит от наследственности и воспитания.
− Итак, мы все очень разные. В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации.
Работа в парах.
− Соберите пословицу: О вкусах не спорят.
− Как вы понимаете пословицу? (Не ссориться, если другой думает иначе, это его право. Даже если вам не нравится то, о чем говорит человек и как он думает, это не значит, что вы должны ему сделать что-то плохое.)
Упражнение «Волшебная шкатулка».
− Ребята, у меня в руках волшебная шкатулка. Как вы думаете, что в ней? Сейчас я приглашаю сюда по одному человеку от группы. Вы закроете глаза и будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает её, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
− Как вы думаете, кто этот уникальный и неповторимый человек?
− Как вы понимаете значение слова «уникальный?»
− Если каждый заглянет в шкатулку, он увидит себя.
− Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Работа в группах.
− Послушайте историю, которая произошла в одной школе.
В одном классе были ребята: красивая высокая девочка Кира, полная девочка Люба и низенький мальчик Петя. Люба очень переживала, что она толстая.
− Эх, Кира, вот бы стать красавицей! У меня мама очень красивая. И почему я на маму не похожа? Как мне быть?
Кира была очень мудрой девочкой. Она ответила:
Внимание! Задание 1-й группе: Что ответила Кира Любе?
У каждого из нас есть свои достоинства и свои недостатки. А вот некоторые человеческие качества вовсе не являются недостатками, зато их хозяева очень переживают по этому поводу. Надо поверить в свою привлекательность. Это только злые люди обращают внимание на те качества, которые им не нравятся у других. Не прислушивайся к тому, что порой говорят злые люди, ─ посоветовала Кира Оксане.
Тут вошел Петя.
− Ой, Кира! Я слышал ваш разговор. Может быть, ты и мне добрый совет дашь? Я вот переживаю оттого, что слишком низенький. Папа у меня высокий, баскетболом занимается, а я маленький.
− Эх, Петя, Петя, ─ сказала Кира.
Внимание! Задание 2-й группе: Как Кира успокоила Петю?
Твои страдания - вымышленные. Вот если бы ты был болен или печален, тогда - другое дело. У тебя есть друзья, которые тебя всегда поддержат
Задание 3-й группе: Какую помощь могут оказать одноклассники Любе и Пете?
− Да, самое лучшее, что можно сделать для человека, ─ это дружить с ним, не обращая внимания на те качества, из-за которых он сам расстраивается. Каждый человек по-своему красив.
− Из-за чего переживали Люба и Петя?
− Какие советы дает им Кира?
− Что самое лучшее можно сделать для человека, который переживает из-за своих недостатков? (Дружить с ним.)
− А еще видеть достоинства в человеке и не замечать его недостатки.
Притча о белом листе бумаги.
Учитель однажды позвал своих учеников и показал им чистый лист бумаги, в середине которого стояла черная точка.
− Что вы здесь видите? - спросил учитель.
− Точку, - ответил один.
− Черную точку, - подтвердил другой.
− Жирную черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
− Скажи нам, отче, о чем так горько плачешь? - удивились ученики.
− Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа.
(Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах.)
Вопросы:
− Почему расстроился учитель?
− Что скрывается за черной точкой? (Все нехорошее, темное плохое, недостойное человека.)
− Чему хотел научить мудрый учитель своих учеников? (Быть доброжелательными, вежливыми, стараться увидеть в каждом хорошее и не замечать плохого, больше прощать, чем критиковать.)
4. Итог урока.
− Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете - что?
Все мы - люди.
− Давайте ответим на наш главный вопрос: как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
− Итак, мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Наш класс - это маленькая семья. Многое вас объединяет, но все вы, по- своему, отличаетесь друг от друга. И хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, любовь. Умели друг друга прощать и относились терпимее к окружающим.
Рефлексия
-Вам понравился наш сегодняшний разговор?
Выскажите свое мнение:
-Заставило задуматься……….
-Навело меня на мысли………
─ Ребята, какой важный вывод сделал каждый из вас сегодня?