Работа по самообразованию Роль общения в воспитании детей среднего школьного возраста

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа по самообразованию Роль общения в воспитании детей среднего школьного возраста







Работа по самообразованию Роль общения в воспитании детей среднего школьного возраста



Учитель Ширяева Г.В.

Общение в подростковом и юношеском возрасте приобретает новое содержание и новые формы. Тенденция переходного возраста состоит в том, что у подростка постепенно происходит перемена ориентации с учителей, родителей и, вообще, взрослых на ровесников, более или менее равных по положению.

Отрочество - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях. Уже в 5-6 классах основным мотивом межличностного взаимодействия становится потребность занять определенное место в коллективе ровесников. А в 8-9 классах особое значение приобретает потребность школьника в признании своей ценности в глазах одноклассников.

Начиная с 6-го класса подростки осознают, что основные конфликты, затруднения и проблемы в общении со сверстниками вызваны прежде всего особенностями их собственной личности. Подобное осознание связано с интенсивным развитием личностной и межличностной рефлексии в этом возрасте и, соответственно, благоприятным периодом для развития личной ответственности за успешность общения с окружающими. На этом фоне у 7-классников, а особенно у 8-классников возникает критичность по отношению к собственным недостаткам, а также стремление к самосовершенствованию, в том числе и в вопросах личностного общения.

Общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Также, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиниться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребёнок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. Общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автоматизацию от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Какова же роль общения в воспитании подростка?

Общение между учителем и учеником - одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, складывается из историй о монахах - учителях и их учениках.

Один из критериев продуктивного общения - это создание неблагоприятного психологического климата, формирование определённых межличностных отношений. При этом на определённых - высших - стадиях основным источником межличностных отношений становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу.

Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель - садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я - концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Позитивное отношение к личности учащегося и система приёмов поощрения являются важной стороной общения. Если мы относимся к ребёнку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять - мы создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение тот же механизм самореализующегося предсказания (эффект Пигмалиона), но в обратную сторону. Ребёнок будет плохо относится к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

педагог - улыбающийся педагог. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твёрдо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Чтобы молодой человек не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком. Не допускайте менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности. Демонстрируйте уважение к учащимся, не реагируйте буйно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечаний. Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают положительные черты характера. Умение старшего держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях - хороший образец для невольного, а нередко и для сознательного подражания. Неуклонное внимание к положительным чертам учащихся, систематическое обращение их внимания на лучшие поступки товарищей создаёт добрую атмосферу в коллективе, заставляет молодых людей тянуться к товарищам и старшим, стараться сделать друг для друга и для педагога что-то хорошее, приятное, радостное.


© 2010-2022