- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья «РОЛЬ ПОРТФОЛИО И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Статья «РОЛЬ ПОРТФОЛИО И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аскерова Н.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Н.А. Аскерова,
воспитатель школы - интерната № 1 ОАО «РЖД»
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат №1 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», город Котлас
«РОЛЬ ПОРТФОЛИО И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
В каждом учебном заведении (школе), в каждом классе есть обучающиеся, которые хорошо учатся, участвуют в олимпиадах различного уровня - от классных до международных. Как же быть детям, которые не участвуют в предметных олимпиадах, но имеют желание и возможность проявить себя, заявить о себе в других областях? Потенциал возможностей у всех разный, одинаковых детей нет. Одни легко решают задачи по физике, другие легко проходят дистанции по бегу, третьи - предпочитают творчество. Конечно, каждому ребенку хочется, чтобы его достижения заметили, оценили, гордились, ставили в пример.
В последние несколько лет обучающиеся и их наставники стали чаще обращать внимание на понятие «портфель достижений» или, как говорят, «портфолио».
Что такое портфолио? Портфолио ученика - это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга воспитанников [1].
На первом этапе в начальной школе портфолио важно для ребенка тем, что «зарабатывая» грамоты, дипломы, реализуя свои возможности, ребенок получает мощную мотивацию к действиям. Получив одно поощрение, он понимает: «Если я могу здесь, то почему бы не попробовать там, где сложнее?». В силу возраста, деток начальной школы гораздо проще заинтересовать в участии в различных мероприятиях. Им интересно почувствовать себя ответственными за «честь класса», взрослыми и, наконец, просто порадовать родителей.
На базе школы-интерната в послеобеденный период дети всегда заняты. График очень плотный: занятия по хореографии, музыке, танцам, различные кружки. Поэтому наработав материал, поставив музыкальные номера с детьми, педагоги дополнительного образования могут легко заявить их на участие в конкурсах различного уровня. Практически всегда участники получают сертификаты, поэтому портфолио обучающихся начальной школы и 5-6 классов достаточно быстро наполняется.
С детьми 7-9 классов сложнее в том плане, что дети, как правило, посещают различные кружки и секции вне школы, поэтому времени на участие не хватает и, часто они отказываются участвовать в мероприятиях. Лишь немногие с удовольствием ждут новых конкурсов. Так, например, из воспитанников 8 класса (17 человек) - 10 человек посещают внешкольные кружки и секции, оставшиеся 7 человек послеобеденное время проводят в классе, 5 из них заняты подготовкой к городским этапам спортивной игры «Зарница», где после выступлений, в случае победы, или при личном первенстве, детям выдают сертификаты, которые также пополнят их портфолио. В традиционных школьных мероприятиях всегда задействована большая часть класса: спортивный праздник, участие в украшении класса к Новому году, Мисс Осень. Дети, безусловно, в этих мероприятиях отмечены грамотами. В предметных олимпиадах муниципального уровня, проходящих ежегодно, участвует до 30 % детей. Воспитатель класса не пропускает ни одного конкурса муниципального уровня для детей средней школы. В первом полугодии 2015-2016 учебного года двое детей 8 класса участвовали в муниципальном конкурсе по здоровому образу жизни, где один получил 1 место за презентацию на тему «Будь в теме - будь здоров!», второй - 3 место за рисунок на тему «Будь в теме - будь здоров!». Семь человек участвовали в конкурсе «Здоровье нации» российского уровня в разных номинациях, где один ребенок занял 3 место по рисункам. В конкурсе рисунков железнодорожной направленности участвовали три человека. Семь человек имеют грамоты за 1, 2, 3 места в спортивных достижениях, как на муниципальном уровне, так и на общероссийском, двое детей имеют второй спортивный разряд, один воспитанник - первый юношеский разряд.
Таким образом, за 1 полугодие портфолио детей класса постепенно наполнилось. Во втором полугодии 3 детей были заявлены на школьный уровень исследовательских работ «Первый Северный - 29 регион», победители будут защищать свои работы на Ломоносовских чтениях «Юный исследователь» в городе.
Теме «портфолио» были посвящены родительские собрания в начальных классах, в 5-9 классах. С родителями постоянно проводится разъяснительная работа по необходимости участия воспитанников в мероприятиях, по оформлению портфолио, согласно положению, разработанному в школе - интернате № 1 ОАО «РЖД». Данное положение имеет следующую структуру:
-
Социально-личностное развитие воспитанника школы - интерната №1 ОАО «РЖД»:
- интересы и увлечения, классные поручения ребенка,
- постановка цели и анализ достижений,
- самоанализ собственных планов и итогов года.
-
Учебно-познавательное развитие воспитанника школы - интерната №1 ОАО «РЖД»:
- успехи в проектной и исследовательской деятельности, фиксирование достигнутых результатов,
- результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.
-
Профориентационная направленность воспитанника школы - интерната №1 ОАО «РЖД»:
- прохождение практики на ДЖД г. Ярославля,
- посещение экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта, - творческие работы, конкурсы,
- акции дорожного уровня, в которых ученик принимал участие.
4. Моё творчество:
- творческие работы: рисунки, сказки, стихи,
- если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией,
- если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.
5. Физическое развитие:
- фиксирование достигнутых результатов в спорте,
- участие в соревнованиях, спортивных конкурсах.
6. Духовно-нравственное развитие ребенка:
- участие в социальных акциях, конкурсах, проектах.
Руководитель учреждения периодически вывозит детей на детскую железную дорогу в город Ярославль за особые успехи в учебе и творческих делах. Вот здесь каждому желающему ребенку необходимо предоставить свои достижения на поощрение поездкой, то есть свое портфолио.
В нашем классе родительский комитет приобрел всем воспитанникам одинаковые папки для портфолио. Воспитатель ведет портфолио класса.
В декабре 2015 года появились первые результаты, которые оправдали необходимость оформления портфолио. В конце декабря пришло положение в школу из города Архангельск ГБОУ «ДДЮТ». В рамках проекта «Одаренные дети» было предложено ограниченное количество бесплатных путевок в детский лагерь «Артек», где нужно было в очень короткие сроки подготовить документы, дающие право ребенку на путевку, главный из критериев - портфолио, которое рассматривала областная комиссия, и решали, кто достоин этой путевки. Из 8 класса были поданы документы трех человек, один получил путевку в лагерь. Таким образом, оформление и содержание портфолио оценили на высоком уровне.
Это является положительным результатом работы всего педагогического коллектива школы-интерната.
Несомненно, свою основную роль портфель достижений сыграет в выпускных классах, когда при поступлении в дополнение к результатам ГИА нужно будет еще убедительнее обосновать необходимость обучения в конкретном вузе.
В условиях ФГОС обучающимся необходимо накопление и систематизация портфолио, так как это один из важных критериев при желании продолжить свое обучение после девятого класса в десятом, после одиннадцатого - в самых престижных вузах страны.
Список информационных источников
-
festival.1september.ru/articles/570230/