Статья: Нравственное воспитание - основа здоровой нации

Данная статья поможет классным руководителям и другим учителям предметникам в воспитании гуманной,активной, всесторонне развитой, нравственной личности учащегося. Ведь нравственное воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей педагога, а сегодня особенно. Данная статья поможет учителям бороться с бездуховностью, безнравственностью школьников. В статье указано на что необходимо обратить внимание учителя и классным руководителям при воспитании нравственных качеств у школьников.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственное воспитание - основа здоровой нации.

Выполнила студентка гр.СПС-11, Догодькина Ирина.

Воспитание нравственного человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Одновременно с социальными и экономическими преобразованиями в нашей стране идет активный процесс формирования нового человека. Нравственное воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенно большое значение. Так как, на современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни это звучит как moralis - мораль. Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. И закон Республики Казахстан «Об образовании» требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности народа, нравственного поведения. В этой связи возрастает ответственность, прежде всего школы.

Результаты нравственного воспитания школьников должны стать приоритетными показателями в ее работе. В школе предстоит воспитать такую личность, чтобы она сумела выстоять в это сложное время, когда все ярче обнаруживается неудовлетворительное состояние нравственной позиции окружающих людей, утрачиваются основные ценности.

В системе образования должны быть заложены наиболее долгосрочные нравственные установки, перспективы развития, перспективы развития общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Нравственное воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей педагога, а сегодня - особенно. Но решать ее в любое время было сложно. Часть школьников в нынешнее время поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых школьников является нравственное лицемерие, практическое использование двойственной морали: на виду - общественная активность, в душе - убежденность, что жизнь строится по законам жестокого эгоизма.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.

Еще в свое далекое от нас время, Аристотель стремится найти пути гармонического взаимодействия личности и общества, в разумном ограничении индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности к соответствию интересов общества.

Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлющее. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что её системообразующий признак - нравственное воспитание. Анализ его трудов и практического опыта даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности.

Так же очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» говорил он.

В настоящее время задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Именно поэтому, Президент РК Н.А.Назарбаев в своем послании говорит о том, что нужно сосредоточить внимание на важных моментах воспитательного процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание - эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях.

Развитие и процветание любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения. Самовоспитание, самообразование, саморазвитие в сочетании составляют основу личности, где главным вектором является духовность, а духовность это основа нравственности.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Одним из главнейших принципов, которыми должен пользоваться педагог при привитии ребенку нравственных качеств является принцип - гуманизма. Об этом в своих работах писал Л.А. Григорович, он рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность» - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; в готовности прийти на помощь другому человеку.

На основе гуманности осуществляется воспитание уважения к человеку как высшей ценности общества, развиваются чувства достоинства, гордости и чести.

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

«Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.» Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя: - культуру речи, культуру общения, культуру внешности, бытовую культуру.

Одной из центральных задач нравственного воспитания является - воспитание коллективизма. Она несовместима с проявлениями эгоизма, равнодушного отношения к окружающим людям, к деятельности, важной не только для себя, но и для других. Коллективизм основывается на развитии чувства симпатии, положительных, дружеских взаимоотношений. Воспитания у школьников организованности, начал ответственности, зачатков чувства долга, справедливости, что так важно для доброжелательного общения. Придавая большое значение развитию социальных чувств, А. В. Луначарский показал, что способность сильно чувствовать связана с богатством духовной жизни личности, что, в свою очередь, связано с развитием ее симпатий и антипатий, ценность которых в том, что они рождают сопереживание. Сопереживание заражает психику определенным подъемом, отражением сильных и гармоничных чувств. Для формирования нравственных чувств необходимо включать школьника в ситуации, требующие его соучастия, сострадания; развивать тонкость чувства в отношении к другим; обогащать их идейно-нравственным содержанием, придавать простейшим чувствам радости, негодования нравственную направленность.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство. Это пространство имеет свои временные, объемные, эстетические характеристики. Оно может находиться в состоянии позитивного расширения, активности нравственного взаимодействия, быть комфортным или дискомфортным, рождать возвышенные переживания или чувство неудовлетворенности жизнью. Оно может быть ограниченным, консервативным, замкнутым на узкие группы, компании, неформальные объединения, что нередко ведет ребенка к сужению его субъективного духовного пространства, к переживанию состояния нравственного кризиса, даже безысходности. Субъективное нравственное пространство школьников окрашивается эстетическими цветами и оттенками, рождающими у них целую гамму настроений: мажор, минор, драматическое напряжение, трагический стресс. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят с внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, проявляется в противодействиях, сопротивлении воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Преодоление противоречия в субъективном нравственном пространстве окрашивает жизнь школьников в мажорные тона.

Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в коллективе. Ему необходимо путем педагогической организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности. Все это позволяет более глубоко понять сущность нравственного воспитания.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Нравственное воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.








Список используемой литературы:

  1. abccba.ru/abc8.php

  2. volnakz.com/psihologiya-pedagogika/puti-i-sredstva-nravstvennogo-vospitaniya-v-sovremennoy-shkole/

  3. works.doklad.ru/view/cwaDkvmebms/all.html

  4. detskiysad.ru/ped/ped206.html

  5. Подласный И.П. Педагогика - М.: Владос, 2005. -574 с.

  6. Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.



© 2010-2022