Разработка внеклассного мероприятия Умники и умницы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РТ

ГБОУ СПО «Альметьевский профессиональный колледж»



Интеллектуальная игра: «Умники и умницы»



Разработали: преподаватель математики Хазиева А.Ф.

преподаватель информатики Бигашева Г.Р.

преподаватель физики Авезова Д.А.

Альметьевск, 2013

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»


Цели: обобщение, углубление уже известного материала;

формирование логического мышления;

формирование умений анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации;

воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности.

Ход мероприятия

На сцене 7 столов - 7 команд по три человека.

В зале - болельщики - 1 курс.

Жюри: 1.

2.

3.

Ведущий. Здравствуйте, участники, болельщики, педагоги, уважаемое жюри. Сегодня мы собрались с вами на интеллектуальной игре «Умники и умницы». На сцене самые умные от каждой группы представители. Им наши гости зададут вопросы по физике, математике и информатике. Вы будете рисовать, решать кроссворды, объяснять физические опыты.

Надеюсь, что каждый из вас и на сцене, и в зале узнаете не мало интересного и познавательного.

Итак, мы начинаем.

Оценивать ваши ответы и определить самых умных предстоит нашему уважаемому жюри. Это…

И первый этап нашей игры мы посвятим Физике.

1 тур. Вы знаете кто такой Шерлок Холмс? Это знаменитый сыщик, человек много знающий, наблюдательный, мыслящий. Сегодня он задаст вам вопросы, ответить на которые поможет знание физики. Пришел он к нам не один, а со своим другом доктором Ватсоном.

Им поставлен памятник в Москве около посольства Великобритании (апрель 2007г.)

Если посидеть с доктором Ватсоном и подержаться за его записную книжку, то все сомнения и проблемы разрешаться, а если потрогать трубку знаменитого сыщика, то забот прибавится.

(Идет слайд-шоу) Встречайте!

( На сцену за приготовленный столик с чайными чашками проходят Шерлок Холмс и доктор Ватсон. В ходе беседы между собой они задают 7 вопросов командам). (Приложение1)

Каждая команда получает задания на листах и бланки для заполнения ответов.

(Идет слайд-шоу: «Авы знаете, что…?»)

Ответы собраны.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон дают ответы на вопросы. Провожаем гостей, благодарим.

2 тур. Демонстрируются физические опыты. Команды называющие правильно физическое явление получают по 1 очку. (Жеребьевка - номер опыта)

Опыты:

  1. Монета - инерция

  2. Свеча - отсутствует доступ кислорода

  3. Яйцо - атмосферное давление

  4. Картошка - Архимедова сила

  5. Шар Паскаля - давление жидкости

  6. Шарик - реактивное движение

  7. Шар металлический через кольцо - расширение нагревающихся тел

  8. Пробирка с пробкой - расширение при нагревании.

Жюри считают очки.

Мы переходим ко второму этапу нашей игры. Это Математика.

И будет задавать вам вопросы немало известный Архимед. Уже при жизни Архимеда вокруг его имени создавались легенды, поводом для которых служили его поразительные изобретения. (Легенды сопровождаются слайдами. )

  1. Известен рассказ о том, как Архимед сумел определить сделана ли корона царя Герона из чистого золота или ювелир подмешал туда серебра. Трудность состояла в том, чтобы определить объем короны, ведь она имела неправильную форму. Как-то он принимал ванну, и тут ему в голову пришла блестящая идея: «погружая корону в воду, можно определить ее объем, измерив, объем вытесненной ею воды» Архимед выскочил из ванны с криком «Эврика», т.е. «Нашел». В этот момент был открыт основной закон гидростатики: закон Архимеда.

  2. Еще одна легенда. Во время осады города Сиракузы римский флот был сожжен защитниками города, которые при помощи зеркал и отполированных до блеска щитов сфокусировали на них солнечные лучи по приказу Архимеда.

  3. Другая легенда. Архимед соорудил систему блоков, с помощью которых он смог спустить на воду одним движением руки многопалубный корабль. Архимед заявил при этом: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

  4. В следствии измены Сиракузы были взяты римлянами осенью 212 года до н.э. В разгар боя 75-летний Архимед сидел на пороге своего дома, углубленно размышляя над чертежами, сделанными им прямо на дорожном песке. В это время пробегавший мимо римский воин наступил на чертеж, и возмущенный ученый бросился на римлянина с криком: «Не тронь мой чертеж!». Солдат остановился и хладнокровно зарубил старика мечом.

1 тур.

Но вернемся к нашим вопросам.

а) Архимед задает вопросы (11 вопросов). Команды заносят ответы в таблицы. (Приложение 2)

б) Жюри оценивает ответы. Архимед дает ответы для болельщиков.

2 тур. На листе бумаги нарисовать ,используя геометрические фигуры (треугольник, овал, круг, прямоугольник, точка, запятая) символ года «Лошадь».

Пока команды выполняют задание, проходит игра со зрителями. Вопросы по математике (Приложение 3). За правильный ответ вручается звезда.

Жюри оценивает рисунки по 5 бальной системе.

Мы подошли к третьему этапу игры. За окном 21 век и сегодня представить жизнь без компьютера просто невозможно. Это Информатика. Идет информация «Сколько нас…» (Слайды)

1 тур.

Вопросы по информатике нам задаст наш современник - компьютерный гений (10 вопросов). После паузы, ответы собраны. Звучат ответы для всех. (Приложение 4)

2 тур.

Разгадай кроссворд. (Приложение 5)

Игра с болельщиками. Русский язык (вопросы) (Приложение6). За правильный ответ вручается звезда.

Отгаданные кроссворды собраны.

  1. Выявляется самый умный болельщик по количеству звезд.

  2. Жюри подсчитывает общий итог.

Идет слайд-шоу: «А вы знаете, что…?»

  1. Объявляются победители.

  2. Награждение.

Литература:

  1. Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике: Задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий/ Сост. Э.М Браверман. - М.: Школа-Пресс. - 2001.

  2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  3. Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию / авт.-сост. А.Ф. Чернов, А.А. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2006.

Интернет ресурсы:


Приложение 1.

1) На обед, куда были приглашены Холмс и Ватсон, миссис Хадсон подала аппетитные пельмени, которые всегда мастерски готовила. Шерлок Холмс посмотрел на них и спросил:

-Как вы думаете, Ватсон, какие пельмени легче: только что сделанные, когда они ещё сухие, или вареные, когда влажные? Вот вам моя задача.

- Наверное, вареные, так как они всегда плавают,- ответил Ватсон.

-В таком случае предлагаю поразмыслить,- сказал Холмс.

Чем вызваны эти слова?

2) Давайте сверим часы для нашей операции,- сказал Шерлок Холмс Ватсону, зайдя к тому на пару минут.

- Мои идут неточно и часто ломаются,- ответил тот.

- Заводите их только утром, и они всегда будут идти верно, -посоветовал Шерлок Холмс.

- Не все ли равно, когда заводить? -возразил Ватсон.

-О нет, друг, и в этом надо знать суть, - парировал неторопливо Холмс.

Что же именно надо знать?

3) Хотите чаю?- спросил доктор Ватсон пришедшего к нему Шерлока Холмса .

-Да, - ответил гость.

- Вот и хорошо, - сказал Ватсон.- Сладкого?

- Да,- подтвердил Холмс.

-Я люблю горячий чай, поэтому кладу в него кусочки сахара только перед тем, как пить,- продолжал Ватсон.

-Разумнее это делать раньше, сразу как вам налили чай,- посоветовал Шерлок Холмс.

Прав ли он?

4) На кухне стоял скверный запах подгорелой каши.

- Всегда так, - ворчал Ватсон, - чуть замешкаешься, и каша подгорает.

- А вот суп греется спокойно: не подгорает,- заметил Холмс.

Почему отличается поведение каши и супа на зажженной плите?

5) Чайник на плите кипел. Ватсон стоял около него, медля с выключением, и повторял: «Я люблю очень горячий чай».

- Дорогой друг, вы можете неограниченно увеличивать время нагревая конфорки и чайника, вода будет сильнее бурлить, убегать из носика и из-род крышки, но температура воды от этого не повысится: она останется равной 100°С - скзал Шерлок Холмс.

-Почему? - недоумевал Ватсон.

Что именно надо знать?

6) - Учитель, мой сосед, постоянно жалуется на мел: сделает несколько записей на классной доске, и, пожалуйста,- все руки белые, - говорил Холмс.

- Что посоветовать ему? -Спросил Ватсон. - Я бы предложил обернуть кончик мела бумажкой.

- А я посоветовал обернуть мел невидимой плёнкой, - продолжал Шерлок Холмс, - опустив на малое время его в молоко, а затем высушив.

Почему такой мел не будет пачкать руки?

7)Шерлок Холмс и доктор Ватсон пережидали дождь. Вначале капли были редкие, но крупные, затем с неба посыпались мелкие-мелкие капельки.

-Ватсон, как вы думаете, какие капли падают быстрее -крупные или мелкие?

- Наверно, мелкие, так как сила сопротивления воздуха для них отсутствует, рассуждал Ватсон.

- Вы ошибаетесь,- возразил Холмс, - вы не учли …

Чего не учёл Ватсон?

1) Ватсон не прав: тяжелее вареные пельмени, так как они напитаны водой. Но при варке и тесто, и пельмени увеличиваются в объеме за счет расширения содержащегося в них воздуха: поэтому на пельмени действует большая выталкивающая сила, и они всплывают.

2) Заводить наручные часы, сняв их с руки вечером, нежелательно, так как пружина от руки нагрета, и последующее остывание и связанное с ним сжатие увеличит и без того большую деформацию, вызванную заводом; пружина может лопнуть.

3) Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура тут же понизится; чем меньше она будет отличаться от комнатной, тем медленнее чай будет остывать.

4) Каша состоит из крупинок, которые довольно плотно прилегают друг к другу и дну. Частицы, находящиеся у дна, благодаря теплопередаче нагреваются быстро до высокой температуры; теплопроводность крупинок невелика, поэтому нижние слои каши очень горячие. Нижние же слои супа тоже нагреваются вследствие теплопередачи от дна кастрюли, но тепло отводится интенсивными конвективными потоками жидкой компоненты супа.

5) Во время кипения воды ее температура остаётся неизменной, равной 100°С при нормальном атмосферном давлении.

6) Благодаря явлению капиллярности поверхность мела пропитается молоком, а при его высыхании образуется тонкая плёнка, которая предохранит руки от загрязнения частичками мела; при выполнении записей она в месте касания с доской стирается.

7) Не учтено изменение силы тяжести капель. С ростом размера капли сила тяжести увеличивается. Быстрее чем сопротивление, а значит растёт скорость падения на землю.


Приложение 2


  1. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром.

(радиус)


  1. График квадратичной функции

(парабола)

3) Прямоугольник, у которого все стороны равны

(квадрат)

4) Сумма длин всех сторон многоугольника

(периметр)

5) Отношение противолежащего катета к гипотенузе

( синус угла )

6) Отношение прилежащего катета к гипотенузе

( косинус угла)

7) Прибор для измерения углов

(транспортир)

8) Прибор для построения окружности

(циркуль)

9) На какое число делить нельзя

(ноль)

10) Наименьшее натуральное число

(1)

11) Мера веса драгоценных камней

(унция)



Приложение 4.

  1. О какой компьютерной программе идет речь в песне?

Он мне дорог с давних лет,

И его милее нет-

Этих окон негасимый свет. (Windows)


  1. Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная?

(эти слова синонимы)


  1. Имя какого греческого философа получила одна из компьютерных программ-переводчиков?

(Сократ)


  1. Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации?

(процессор)


  1. Совокупность программ, являющаяся посредником м/у ЭВМ пользователем?

(операционная система)

6) 1) Windows Millennium 2) Windows 2000 3) Windows NT 4) Windows XP

Это логическая цепочка возникновения операционных систем Windows, в которой допущена ошибка. Надо найти и исправить ее. Необходимо поменять местами выражения.

(3-2-1-4)

7) 1) Интегральная система 2) Транзистор 3) Электронно-вакуумная лампа. 4) Большие интегральные системы.

Это элементные базы каждого поколения ЭВМ. Возможно в данной цепочке допущена ошибка, найдите и исправьте её.

(3-2-1-4)

8) Сколько байт в слове «информатика»?

(11)

9) Устройство для создания электронной копии с бумажных носителей?

(сканер)

10) Разум делает человека человеком, а что делает компьютер компьютером?

  1. Память 2) Программы 3) Процессор 4) Фирма производитель

(2)

Приложение 5.

Разработка внеклассного мероприятия Умники и умницы

  1. «Мозг» компьютера.

  2. Устройство для ввода звука.

  3. Устройство для прослушивания музыки, звука.

  4. Устройство для хранения программ и данных.

  5. Устройство для просмотра информации.

  6. Устройство аналогичное «мышке».

  7. Устройство для ввода информации в компьютер с листа бумаги.

Приложение 6.

Русский язык(вопросы для болельщиков )

  1. Что делает сторож, когда у него на голове сидит воробей? (Спит)


  1. Какой месяц короче других? (Май -всего три буквы)


  1. На какой вопрос никто никогда не ответит «Да»? (Вы спите?)


  1. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)


  1. Когда дурак умен бывает? (Когда молчит)


  1. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает её из окна на улицу)


  1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)


  1. Можно ли в решете воды принести? (Можно, когда она замерзнет)


  1. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)


  1. На что похожа половина яблока? (На вторую половину)


  1. Когда машина едет, какое колесо у неё не крутится? (Запасное)


  1. Когда черной кошке легче пробраться в дом? (Когда дверь открыта)


  1. За чем вода в бутылке? (За стеклом)


  1. На что люди обувь покупают? (На деньги)


  1. За чем мы едим? (За столом)

16) Что случилось 30 февраля? (Ничего, в феврале 28 или 29 дней)



Приложение 3


  1. Девочка решила помочь маме, приготовив ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы оставался один час. Девочка знала, что приготовление блюд отнимает разное время.

10 минут - мытьё овощей

10 минут - их резка

10 минут - очистка картофеля

30 минут - его варка

10 минут - приготовление пюре

10 минут - приготовление котлет из фарша

30 минут - жарение котлет

10 минут - накрывание на стол

Итого: 2 часа

Но у девочки было всего 1 час.

В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?


  1. Утки отправились в путь так, что одна из них впереди, а две позади; одна позади, а две впереди и одна ещё в середине. Сколько уток в стае?


  1. У стола отпилили один угол. Сколько углов осталось?

ОТВЕТЫ:

Задача 1

  1. Чистка картофеля

  2. Варка картофеля, в тоже время: а)приготовление котлет

б)жарение котлет

в)мытьё овощей

г)резка овощей

3) Приготовление пюре

4) Накрывание на стол

Задача 2

Три утки

Задача 3

Пять углов


Приложение 3

Математика. (Вопросы для болельщиков.)

Варит отлично твоя голова :

Пять плюс один получается… (шесть)

Вышел зайчик погулять,

Лап у зайца ровно …(четыре)

Пакет молока на весах если взвесить,

То стрелка весов вам укажет на …(один)

Ты на птичку посмотри:

Ног у птицы ровно ...(две)

У меня собачка есть,

У нее хвостов аж …(один)

Говорил учитель Ире,

Что два больше чем … (один или ноль)

Знает точно ученица:

От десятка ноль отнять -будет (десять)

У доски ты говори,

Что конца у палки…(два)

Ходит в народе такая молва:

Шесть минус три получается…(три)

Отличник тетрадкой своею гордится:

Внизу, под диктантом, стоит…(пять)

На уроках будешь спать-

За ответ получишь…(два)

Век огромный, словно слон.

Сколько ж лет вмещает он…(Сто)

Вот пять ягодок в траве.

Съел одну. Осталось…(четыре)

Мышь считает дырки в сыре:

Три плюс две-всего…(пять)


© 2010-2022