Описание опыта работы

Представление опыта моей работы с целями и задачами. Здесь вы можете найти формы и направления работы с классным коллективом, описание проблем, с которыми столкнулась я, став классным руководителем. Также здесь вы сможете взять себе на вооружение что-нибудь из раздела» Оригинальные идеи и находки». Обязательно загляните в раздел «Полученные результаты», там Вы найдете пути преодоления проблем для получения дружного и сплоченного коллектива учащихся, их родителей и классного руководителя. Всем кл...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18

Администрация Щёлковского муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.С. Титова
Щёлковского муниципального района Московской области












ПОРТФОЛИО

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ



7 «а» класса МБОУ СОШ № 11им. Г.С. Титова


Сидерко Натальи Евгеньевны



Содержание:

  1. Цель воспитания классного сообщества стр. 3-5

  2. Формы и направления работы с классным коллективом стр. 5-11

  3. Оригинальные идеи и находки стр. 11-13

  4. Проблемы в процессе воспитания и пути их решения стр. 13-14

  5. Полученные результаты стр. 14-17

  6. Приложения









  1. Цель воспитания классного сообщества

« Надо видеть себя в детях,

Чтобы помочь им стать взрослыми,

Надо принимать их как повторение своего детства,

Чтобы совершенствоваться самому,

Надо, наконец, жить жизнью детей,

Чтобы быть гуманным педагогом »

(Ш. А. Амонашвили)

Эти слова известного советского, грузинского и российского педагога и психолога я выбрала в качестве эпиграфа, потому что они целиком отражают мою жизненную позицию как педагога, так и человека в целом.

Описание своего опыта и системы работы мне бы хотелось начать с целей:

1. сформировать благоприятные условия в классном коллективе, позволяющие каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность, при этом оставаясь неотъемлемым звеном целостности классного сообщества;

2. создать теплую, душевную, доверительную атмосферу общения классного руководителя с детьми и их родителями для воспитания гармонично развитой личности с осознанием общечеловеческих ценностей: нравственности, гражданственности, патриотизма, милосердия и толерантности.

Моё отношение к ученикам, можно выразить строчками из стихотворения Р.Рождественского:

Все начинается с любви:

и озаренье, и работа,

глаза цветов, глаза ребенка -

все начинается с любви.

Но в то же время исхожу из убеждения, что нельзя любить безоглядно, любовь должна быть разумной, ибо конечная цель моей работы с классом - «воспитать Человека».

Поэтому на первое место ставлю задачи, которые создают целостную систему воспитания, направленную на развитие личности ученика:

«От гармонии воспитания - к осознанию нравственности, гражданственности, патриотизма, духовности и развитию физически и психически здоровой личности».

Мои педагогические задачи:

1. Создать необходимые условия для развития способностей и талантов ребёнка.

2. Научить их самостоятельности.

3. Развить умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни.

4. Научить их любить себя и окружающий мир.

5. Создать ситуацию успеха каждому ученику в учебной и внеурочной деятельности.

6. Уважать мысли, чувства и права своих питомцев, признавать их неповторимость.

7. Повышать качество работы:

* совершенствуя положительное

* развивая достигнутое

*преодолевая недостатки

* предупреждая ошибки

Мои заповеди:

* Обдуманность поступков

* Решительность в действиях

* Слова не должны расходиться с делом

* Быть терпеливой

* Постоянно искать в ребёнке богатство его души

Правила моей педагогической деятельности:

1.Главное не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который всем выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

2.Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, никогда не будут потрачены напрасно.

3.Помни - дети в классе - твое отражение - старайся постоянно работать над собой.

  1. Формы и направления работы с классным коллективом

Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

В своей работе с классом использую следующие воспитательные технологии:

  1. Гуманно - личностную технологию Ш.А. Амонашвили

  2. Путешествие по Играй - городу С.М.Курганского

  3. Методику воспитательной работы в новом классном коллективе М.П. Нечаева

  4. Технологию управления воспитательным процессом в классе М.Н. Нечаева

  5. Технологию воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова

Основные направления работы с классным коллективом.

  1. Трудовое воспитание и профориентация учащихся.

Цели:

  • формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;

  • воспитание бережливости, силы воли, трудолюбия;

  • социально-профессиональная адаптация;

  • развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

Формы и средства реализации:

  • КТД «Славим руки мастера», трудовые десанты, рейды, субботники;

  • организация и проведение ярмарок «Мастера», «Марьюшка-искусница», аукционов поделок «Дедушкина мастерская».

  • выставок предметов художественного промысла;

  • организация летней трудовой практики;

  • организация работы трудовых бригад.

  • цикл встреч «Свободный разговор» с представителями разных профессий.

  1. Художественно-эстетическое воспитание

Цели:

  • прививать чувства прекрасного;

  • помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интересы, талант, личностные качества);

Формы и средства реализации:

  • Привлечение учащихся класса для занятий в объединениях дополнительного образования: кружки (вокального пения, сольного пения, инструментальные, театральные, хореографические, литературные);

  • посещение театров, выставок, кинотеатров;

  • встречи с интересными людьми;

  • организация концертов, творческих вечеров, конкурсов по методике

Н. Щурковой «Тридцать пёстрых дел»: «Пять минут с искусством», «Приглашение к чаю», «Сократовская беседа», «Театр-экспромт», «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)», «Маски»;

  • экскурсии и туристические поездки.

  1. Социологическое воспитание

Цель:

  • формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим

Формы и средства реализации:

  • «Праздник семейных династий», устные журналы «Семейные традиции», «Моя родословная»; вечер отдыха «Молодость наших бабушек»;

  • родительский всеобуч «Что значит быть хорошим родителем?», конференция «Национальные традиции в моей семье», диспут «Что значит владеть собой?»;

  • благотворительная акция «День добрых сюрпризов»;

  • родительские собрания «Моральный долг и совесть человека. В чём они проявляются?», «Духовный мир человека».

  1. Физическое воспитание

Цели:

  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

  • создание условий для физического развития учащихся (приобщение учащихся к занятиям спортом в спортивных секциях, клубах и участие в классных, общешкольных, районных и областных спартакиадах, соревнованиях).

Формы и средства реализации:

  • дни здоровья, спортивные праздники «А ну-ка, naрни», «В одной связке».

  • агитбригада «Советы юных спортсменов»

  • Живая газета «Олимпиада: вчера, сегодня, завтра»

  • походы «За здоровьем в лес» или поход выходного дня.

  1. Гражанско - патриотическое воспитание

Цели:

  • формирование у учащихся высоких гражданских принципов и патриотических чувств,

  • воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны.

Формы и средства реализации:

  • встреча за «круглым столом» с ветеранами войны и труда;

  • военно-спортивная игра «Зарница»;

  • конкурс рисованных фильмов «От героев былых времён»

  • совместная работа с Советом ветеранов;

  • участие в городских и районных мероприятиях;

  • Открытый микрофон «Моё Отечество»,

  • пресс-конференция «Дорогами локальных войн»,

  • Час открытых мыслей «Я - житель планеты Земля»,

  • Философский стол «Диалог с веком»

  • Урок мужества «Орден твоего дела».

  1. Правовое воспитание

Цели:

  • формирование основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание помощи в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  • ориентации на гуманистические и демократические ценности.

Формы и средства реализации:

  • изучение правил поведения в школе и общественных местах;

  • школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);

  • деловая игра «Юный политик»;

  • цикл классных часов «Человек и закон»;

  • часы общения «Твои гражданские права»

  1. Духовно - нравственное воспитание

Цели:

  • формирование духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества;

  • развитие творческих и коммуникативных способностей, интеллектуального потенциала учащихся.

Формы и средства реализации:

  • тестирование учащихся «Размышляем о жизненном опыте» с целью выявления нравственной воспитанности;

  • цикл бесед «Что значит быть человеком?», психологический практикум «Дерево, посаженное тобой»;

  • организация и проведение тематических вечеров « Рождественские чтения», КВН;

  • литературно - музыкальные гостиные «Звуки музыки»;

  • проектная деятельность «Когда говорят предметы»;

  • викторина «Турнир знатоков этикета»;

  • цикл радиопередач «Человек - мыслитель и творец».

  1. Деятельность органов самоуправления учащихся

Цели:

  • формирование активной жизненной позиции учащихся через привлечение ребят к самостоятельной социально-значимой деятельности;

  • развитие лидерских качеств учащихся через освоение управленческого опыта и социальных ролей;

Формы и средства реализации:

  • планирование деятельности класса - города «САТУРН»

  • заседание департаментов (микрогрупп, которые осуществляют организацию познавательной, физкультурно - спортивной, трудовой, шефской и другой деятельности).

  • круглые столы, деловые игры, День самоуправления, мозговой штурм;

  • коллективно творческие дела: праздник «Осенняя ярмарка», праздник «Новогодний переполох», акция «Салют ветеранам», проект «Школа, которую мы строим»;

  • шефская работа отрядов ЮИД «Сигнал» и военно - патриотического «Витязь» с учащимися школы 1- 5 классов, воспитанниками детского сада «№37 «Берёзка», ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тылы, пенсионерами - учителями и детьми - инвалидами;

  1. Профилактическая работа по безопасности жизнедеятельности учащихся

Цели:

  • организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.

  • воспитание сознательного и ответственного отношения за свое поведение на проезжей части дороги, к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Формы и средства реализации:

  • конкурс частушек и сказок по ПДД;

  • семинар с родителями по профилактике ДДТТ по теме: «За безопасность - всей семьёй»;

  • совместный рейд отряда «Сигнал» с инспектором ОГИБДД «Они нарушают правила дорожного движения»;

  • оформление уголка «Отряд ЮИД в действии», наглядную агитацию в школе по ПДД;

  • оказание помощи в оформлении уголков безопасности движения на дороге отрядам (1-3 классов) «Школа дорожных наук» и «Заочная школа безопасности»;

  • выступление перед учащимися школы и воспитанниками детского сада с программой агитбригад «Законы улиц и дорог».

  1. Оригинальные идеи и находки

Изучая педагогические концепции В.Караковского, Н.Щурковой, И.Иванова, Е.Степанова, М. Нечаева я попыталась создать свою концепцию работы с классом. В ее основе известное всем понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. На классном часе, а затем на родительском собрании был рассмотрен, составленный совместно с активом учащихся проект воспитательной программы развития классного коллектива «Мы жители класса - города «САТУРН». В основе проекта - концепция школьной программы развития - «Школа активного гражданина».

Жизнедеятельность классного сообщества носит игровой, занимательный характер. В непринужденной обстановке мне, как классному руководителю, легче заинтересовать ребят, вовлечь в деятельность, предусмотренную и школьной воспитательной программой «Путешествие по Титов-граду», и программой развития классного коллектива.

Каждый класс школы представлен как отдельный город со своей символикой. Наш класс -

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ - выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний;

АКТИВНЫХ - активно познавай окружающий мир;

ТРУДОЛЮБИВЫХ и ТВОРЧЕСКИХ - ты можешь многое сделать своими руками, проявив эти качества;

УЧАСТВУЮЩИХ в мероприятиях класса, школы, города, района. Успех любого дела зависит от участия каждого;

РАВНОПРАВНЫХ - мы все в ответе за себя и друг за друга.

НАСТОЙЧИВЫХ- все трудности можно преодолеть.

Первые буквы этих слов и легли в основу названия нашего города САТУРН, который входит в школьное государство Титов - град.

Программный материал я подраздела на пять блоков. Каждый блок равен одному учебному году и соответствует возрастным особенностям детей. И самое главное, что каждый последующий год, реализации данной программы, опирается на результаты предыдущего.

Цель первого блока - сплочение классного коллектива, создание условий для проявления детьми инициативы, творчества и для повышения их интеллекта. Невозможно подобрать в коллектив одних творческих личностей. Сетовать по этому поводу - только время тратить. Моя задача - содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности каждого ребёнка.

Цель второго блока - формирование у ребят норм ролевого поведения, умения соотносить свои желания с возможностями других для взаимодействия с различными социальными институтами, группами и организациями. Здесь моя основная задача, как классного руководителя, создание широкого простора для творческой самореализации интересов детей через классное самоуправление, участие в общешкольных и районных мероприятиях, кружки и творческие объединения.

Основная цель третьего блока заключается в умении классного руководителя развить у учащихся убеждённость в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко - культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. (Более подробно о программе смотрите в «Приложении»)


  1. Проблемы в процессе воспитания и пути их решения

Всё, что происходит в нашем классе - городе регулируется правилами, заповедями. Но в начале своего пути я столкнулась с рядом проблем:

1) разобщенность класса;

2) неумение и нежелание делать что-либо сообща;

3) неприятие классного руководителя как наставника, лидера и организатора совместной деятельности.

Решением этих проблем стала обобщение моего педагогического опыта по теме самообразования «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика» и выступление на школьном методическом объединении классных руководителей. Далее, используя разработанную ранее программу развития классного коллектива «Мы - жители класса - города «Сатурн», был создан класс - город со своей системой самоуправления. Такой компонент воспитательной системы, как самоуправление имеет особое влияние на становление жизненных позиций ребят.

Модель классного самоуправления предусматривает определённую совокупность прав и обязанностей учащихся, родителей, классного руководителя, систему выборных и постоянных поручений, которые позволяют ребятам освоить культуру демократических отношений и проявить индивидуальную активность. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности. Здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.

Высшим органом классного самоуправления является Городской совет - это собрание детей, классного руководителя, родителей. На Совете утверждается план работы класса на год, избирается мэр города, его замы, решаются текущие вопросы.

Главный исполнительный орган классного самоуправления - МЭРИЯ, представители (3 чел.) которой избираются на год. Мэр и его два заместителя руководят работой микрогрупп - департаментов, которые осуществляют организацию познавательной, физкультурно - спортивной, трудовой, шефской и другой деятельности. (Более подробно работу департаментов можно посмотреть в «Приложении»)

В общешкольной жизни граждан Титов-града, классу отведена роль проводника и экскурсовода по остановкам карты Титов-града. (Карту «Титов - града» смотреть в «Приложении»). Ребята, делающие первые шаги в овладении профессией экскурсоводов, развивают свою активною гражданскую позицию, коммуникативные навыки и организаторские способности.

  1. Полученные результаты.

Положительный результат не заставил себя ждать. Ребята стали объединятся на основе общих интересов. Например, за безопасность жизнедеятельности горожан города САТУРН да впрочем, и за безопасность всех жителей государства Титов - град, отвечает отряд ЮИД «Сигнал», организованный в 2010 г. на базе нашего класса.

Отряд юных инспекторов движения «Сигнал» - сформирован в рамках районной программы «Содружество», маршрут Школа безопасности.

С целью снижения дорожно-транспортного травматизма посредством повышения уровня знаний, формирования культуры общественного поведения, в классе реализуется программа работы отряда ЮИД «Сигнал» «ДОРОЖНАЯ РАДУГА».

Юидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди жителей Титов - града и предупреждением нарушений правил дорожного движения. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления, соревнования, изготовление листовок для обучающихся и их родителей.

Анализируя проводимую работу можно отметить, что члены отряда ЮИД работают с желанием, и их работа очень значима. А ещё, работая, обучают младших. Отряд 5бкласса «Сигнальчик»- подшефный отряд юидовцев «Сигнала».

На базе нашего класса в 2013 г. был сформирован военно - патриотический отряд «Витязь», который планирует свою деятельность на основе районной программы «Содружество», маршрут «Юный гражданин». Работу этого отряда трудно переоценить - это шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, трудовые десанты, благотворительные акции, постановка театральных композиций для традиционного фронтового огонька «Ради жизни на земле», на который приглашаются все ветераны ВОВ и труда. Это мероприятие ежегодно проходит в нашей школе в начале декабря и приурочено событиям Битвы под Москвой.

Я точно убеждена в том, что привлечение родителей к работе отрядов способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях между классным руководителем, учащимися и родителями, и создают благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания ребят. Встречи с офицерами, рассказы о непростой службе во благо Отечества дают чёткое осмысление понятия ПАТРИОТИЗМ. Но деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, увидят своих детей в разных ситуациях и помогут развить их индивидуальные особенности, сформировать ценностные жизненные ориентиры, преодолеть негативные проявления в поведении.

Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь реализовать предоставленное классу право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми: Я

  • Уважаю духовный мир воспитанников, признаю их свободную субъективную волю, права на несогласие с педагогами и на выбор поведения.

  • Обладаю этической чуткостью и психологической зоркостью, актерским мастерством.

  • Соблюдаю принцип равенства и сотрудничества с детьми.

  • Не боюсь идти на компромисс.

Работа классного руководителя настолько многогранна и необъятна, что позволяет не только воспитывать и делиться багажом знаний с другими, но и дает силы для собственного обогащения, творческого роста и самореализации. Стремясь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции и ответственности, я ищу необычное в обычном, делаю «открытия». И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость.

Классный руководитель - ответственный "За всё" и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно я повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяю большое внимание самообразованию. Имею свою библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами (festival.1september.ru/articles/subjects/22, uchportal.ru/load/119-5-2 и др.) с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.

Конечно, труд учителя, это огромный труд, который забирает много душевных и физических сил, но детские горящие глаза и благодарная улыбка дорогого стоят. И хочется жить дальше, дерзать и творить!









© 2010-2022