- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа воспитательной работы Терпим - значит успешен
Программа воспитательной работы Терпим - значит успешен
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сулимова Н.Г. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»
Г. Киселевск
Программа воспитательной работы
«Терпим - значит успешен»
для 10-11 класса
Классный руководитель
Сулимова Наталья Геннадьевна
I раздел
Пояснительная записка
Прогресс, экономика, новые компьютерные системы XXI века - все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства - своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.
Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывает различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность - ключевая проблема всего мира. В этих условиях классный руководитель должен проявить свои знания и мудрость, найти ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, привить навыки борьбы со злом, развить способности к самоопределению. Воспитывая детей, мы должны обращать их помыслы и поступки к вечным человеческим ценностям: любви, семье, дружбе, добру.
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, а частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.
Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, в семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа.
Что же такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения "tolerantia" - терпение - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижен, а значит, более неустойчив. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, добротой, и конечно, терпимостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Следовательно, в своей программе я затрагиваю проблему выбора профессии, т.к. молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей.
Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, в развитии своих способностей, формировании адекватной самооценки, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.
Выпускник, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
- интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
- быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
- потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
- принятием себя и других людей такими, какими они есть;
- умеющим устанавливать дружеские отношения с другими.
Все вышесказанное привело меня к необходимости создания программы воспитательной работы с обучающимися 10-11 классов «Терпим - значит успешен».
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей и условий для развития терпимости в отношении культурных особенностей других народов, этносов.
Задачи:
• составить целостное представление у учащихся о мире профессий;
• исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей;
• создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении;
• развитие творческой деятельности;
• способствовать сплочению классного коллектива.
• знакомить с различными культурами и их особенностями.
Ключевые понятия: индивидуальность, доброта, понимание, коллектив, терпимость, самостоятельность, активность, труд, выбор, самоопределение.
Из данных понятий вытекают принципы.
Принципы:
1. принцип индивидуальности - создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, содействие их дальнейшему развитию. Каждый должен быть самим собой, умел высказать и отстоять свою точку зрения;
2. принцип выбора - педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, воспитывался и учился в условиях постоянного выбора, обладал субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности класса и своей жизни;
3. принцип непрерывности - воспитательная система - это живой организм, в котором меняется состав детей и взрослых, их интересы, потребности, ценности, появляются новые направления. Непрерывность процессов моделирования и построения воспитательной системы обусловлена постоянной изменчивостью ее элементов, связей, структуры и внешних факторов.
Ожидаемый результат - самоактуализирующаяся личность, которой присущи:
Принятие себя и других людей таких, какие они есть;
Установление дружеских отношений с окружающими;
Способность к глубокому пониманию жизни;
Умение самостоятельно решать проблемы, делать свой выбор.
Итак, в своей воспитательной системе я приоритет отдаю развитию у каждого ребенка так сказать толерантного пути, т.к. - это путь успешного человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А также самостоятельно принимает решения, делает осознанный выбор своей профессии.
Свою предстоящую работу я разделила на направления с целями и предполагаемым результатом деятельности: «Семья», «Общение и досуг», «Профессиональное самоопределение», «Здоровье», «Нравственность», «Интеллект», работа с «трудными» подростками.