МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЁННОГО КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ «А напоследок вам скажу…»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Рязановский сельскохозяйственный техникум»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР
_______ В.Н.Сендецкая
______________201 г.



Методическая разработка

сценария классного часа

посвящённого ко дню рождения Беллы Ахмадулиной

« А напоследок вам скажу…»






Рассмотрено:
На заседании методической комиссии классного руководства

Протокол№__от «___»_____201г.
Председатель : ______С.И.Гордина


Разработали преподаватели высшей категории
Златомрежева С.Л.

Гордина С.И

Рязаново

201г.

Содержание


1.Актуализация, цели и задачи методической разработки.

2.Введение

3.Сценарий классного часа

3.1. вступление- видео- клип

3.2.знакомство с Беллой Ахмадулиной

3.3. начало творческого пути.

3.4.пробы в кино

3.5.Белла в Грузии

4.Заключение

5.Список литературы.

6.Рецензия

7.Приложения.











Актуализация:

Сегодняшняя молодежь - это будущее страны и воспитание подрастающего поколения - один из важнейших вопросов, который стоит перед государством и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны. Надо задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. Культурно-эстетическое воспитание призвано сформировать у студенческой молодежи эстетический вкус.

Цели:

Воспитательная - оказывать благотворное влияние на формирование личности, расширение кругозора, повышение уровня речевой культуры.

Нравственная - участвовать в формировании системы нравственных ценностей и принципов личности.

Эмоциональная - оказывать положительное влияние на эмоциональную сферу человека.

Эстетическая - формировать представления человека о прекрасном, учить наслаждаться художественным творчеством.

-Вовлечение студентов в творческий процесс самосовершенствования;

-Формирование коммуникативных умений; эстетического вкуса;

-Развитие ораторских способностей, актёрского мастерства, умения держаться на публике;

Повышение культурного уровня.

Задачи:

-стимулировать интерес к искусству:

-создание мотивации к дальнейшему культурному «росту»












Введение


Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в "Стратегии модернизации Российского образования". В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В "Стратегии модернизации Российского образования" в числе важнейших задач предусмотрено "значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся", отмечено, что "необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Задача активного приобщения всех детей к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. Искусство формирует эмоционально-образное отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, их общей культуре. Развитие творческой активности подростков происходит в процессе самостоятельной творческой деятельности, которая сочетает и себе мотивационный, содержательно операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты.

Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные; где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его не по ненависти к злу, а из расчета. Сегодня нет школы, техникума, профессионально-технического училища, общественной детской и юношеской организаций, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.





А напоследок вам скажу…


Начало(Клип.)

Ведущий 1

Сегодня у нас с вами литературно-музыкальная встреча с поэтессой Беллой Ахмадулиной, юбилей которой в этом году отмечает наша страна. И нам хочется, чтобы вы не просто познакомились с отдельными фактами из жизни поэтессы и послушали её стихи, но душой, сердцем почувствовали всю необычность, музыкальность и волшебность её поэтического мира.

Для названия нашего мероприятия подошла строчка из стихов самой Беллы Ахмадулиной: «А напоследок вам скажу…», так как память о ней ещё свежа, умерла она на 74 году жизни в 2010 году.

Иосиф Бродский однажды сказал: «Лучшее в каждом языке - литература. Лучшее в литературе - поэзия. Поэтому хороший поэт является сокровищем нации». Белла Ахмадулина, безусловно, - сокровище нашей русской поэзии, ее литературная карьера неслась словно на крыльях.

Ведущий 2

Изабелла Ахатовна Ахмадулина, таково её полное имя, родилась 10 апреля 1937 года, в семье, принадлежащей к советской элите. Отец - большой таможенный начальник, мать - майор КГБ, переводчик.

Читает Белла Ахмадулина аудиозапись

Это я - два часа пополудни

Повитухой добытый трофей.

Надо мной играют на лютне,

Мне щекотно от палочек фей.

Лишь расплыв золотистого цвета

Понимает душа - это я

В знойный день довоенного лета

Озираю красу бытия.

«Буря мглою…» и баюшки-баю,

Я повадилась жить, но, увы, -

Это я от войны погибаю

Под угрюмым присмотром Уфы.

Как белеют зима и больница!

Замечаю, что не умерла.

В облаках неразборчивы лица

Тех, кто умерли вместо меня.

Росла Белла «славным толстым ребенком», была очень привязана к бабушке. Родители целыми днями были заняты на работе, и воспитывала будущую поэтессу в основном бабушка. Будущая поэтесса долго не говорила, а потом расцвели тюльпаны. И малышка произнесла: "Я такого не видела никогда"…

Стихи писала с детства, занималась в литературном объединении, которым руководил поэт Евгений Винокуров. Родители хотели видеть ее журналисткой, но Белла ощущала себя поэтом. Впервые подпись «Белла Ахмадулина» под печатным текстом появилась 12 сентября 1954 года. И её первой публикацией стала совсем небольшая заметка.

В мае 1955 года в газете «Комсомольская правда» Винокуров опубликовал подборку стихов своих учеников, куда вошло и маленькое стихотворение «Родина» за подписью Беллы Ахмадулиной.

Чтец 1

Родина

На грядках зеленого огородика,
Где тянется хмель к кривому крыльцу,
Я неожиданно встретила Родину,
С нею столкнувшись лицом к лицу.

Она стояла, обнявшись с вишнею,
В сиянии белых ее цветов, -
Такая красивая и неслышная,
С простою улыбкой, без громких слов.

Дрогнула тонкая ветка смородины,
На щеку мне бросив росинку одну.
Тогда я впервые увидела в Родине
Всю красоту ее и глубину.

Ведущий 1

Именно с этого дня - с 5 мая 1955 года - начинается отсчёт её поэтических публикаций.

Летом этого же года Белла подаёт документы в Литературный институт имени Максима Горького, представив на суд экзаменаторов 12 своих стихов, вызвавших восторг у рецензентов. Ахмадулина была принята.

Белла считалась первой красавицей курса. На её красоту приходили смотреть студенты литературного института.

Ёе облик, её прекрасные черты, её лебединое бесстрашие, её слова из забытого дореволюционного словаря - каким это было чудом в середине пятидесятых.

Чтец 2

Не уделяй мне много времени,

Вопросов мне не задавай.

Глазами добрыми и верными

Руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,

По следу следа моего.

Я знаю - снова не получится

Из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости

Хожу, с тобою не дружу?

Я не из гордости - из горести

Так прямо голову держу.

Ведущий 2

В 1960 году закончила на отлично Литературный институт,

Вскоре после окончания института она выпустила свой первый сборник "Струна" и она немедленно исчезла с прилавков книжных магазинов.

А потом будут сборники "Метель" и "Уроки музыки", "Сад" и "Свеча", "Сны о Грузии" и "Тайна", "Шум тишины" и "Гряда камней", "Самые мои стихи" и "Звук указующий", "Однажды в декабре" и "Созерцание стеклянного шарика"… всего и не перечислишь.

Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков - корифеи русской литературы XX века. В эти же годы внимание общества было приковано к творческому наследию О. Мандельштама и М. Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук предшественников, восстановить связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности.


Чтец 3

Кто знает: вечность или миг

Мне суждено бродить по свету?

За этот миг иль вечность эту

Равно благодарю я мир.

Чтоб ни случилось - не кляну,

А лишь благословляю легкость:

Твоей печали мимолётность,

Моей кончины тишину.

Свои стихи она не только писала в одной свойственной лишь ей манере, старомодным языком об очень современных чувствах, но и читала по-особому - с трепетом и придыханием.

Читает Белла Ахмадулина(Видео)

Чтец 4

Влечёт меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

И современнее и резче.

Вскричать: «Полцарства за коня» -

Какая вспыльчивость и щедрость!

Но снизойдёт и до меня

Последнего задора тщетность.

Когда-нибудь очнусь во мгле,

Навеки проиграв сраженье,

И вот придёт на память мне

Безумца древнего решенье.

О, что полцарства для меня!

Дитя, наученное веком,

Возьму коня, отдам коня

За полмгновенья с человеком.

Ведущий 1

Поэты часто приходят к нам в дом неожиданно, без приглашения, и мы порой не замечаем их присутствия. Чаще всего они появляются в доме вместе с любимыми песнями, которые мы тихонечко напеваем про себя не задумываясь, кто же автор прекрасных стихов.

Звучит Песня «ты меня любишь»

Чтец 7

Мир состоит из гор,

из неба и лесов,

мир-это только спор

двух детских голосов.

Земля в нем и вода,

вопрос в нем и ответ.

На всякое "о, да!"

доносится "о, нет!".

Среди зеленых трав,

где шествует страда,

как этот мальчик прав,

что говорит "о, да!".

Как девочка права,

что говорит "о, нет!",

и правы все слова,

и полночь, и рассвет.

Так в лепете детей

враждуют "нет" и "да",

как и в душе моей,

как и во всем всегда.

Мир состоит из

Чтец

клип

Иосиф Бродский говорил о Белле Ахмадулиной, как о поэте высокой личностной и стилистической чистоты. Она - в высшей степени поэт формы. Стих, Беллы Ахмадулиной рассуждает, размышляет, медитирует.

Чтец 5

Апрель

Вот девочки - им хочется любви.

Вот мальчики - им хочется в походы.

В апреле изменения погоды

объединяют всех людей с людьми.

О новый месяц, новый государь,

так ищешь ты к себе расположенья,

так ты бываешь щедр на одолженья,

к амнистиям склоняя календарь.

Да, выручишь ты реки из оков,

приблизишь ты любое отдаленье,

безумному даруешь просветленье

и исцелишь недуги стариков.

Лишь мне твоей пощады не дано.

Нет алчности просить тебя об этом.

Ты спрашиваешь - медлю я с ответом

и свет гашу, и в комнате темно.

1960

Ведущий 2

Лирике Беллы Ахмадулиной близка тема дружбы. Она очень любит и ценит своих друзей. Поэтому так чудесна, по - пушкински пронзительна тема дружества в её стихах.

Чтец 6

Жилось мне весело и шибко.

Ты шёл в заснеженном плаще,

И вдруг зелёный ветер шипра

Вздымал косынку на плече.

А был мне ни друг, ни недруг.

Но вот бревно. Под ним река.

В реке, в её ноябрьских недрах

Займётся пламенем рука.

«А глубоко?» - «Попробуй, смеряй!» -

Смеюсь, зубами лист беру

И говорю. - Ты парень смелый.

Пройдись по этому бревну».

Ого - тревоги выраженье

В твоей руке. Дрожит рука.

Ресниц густое ворощенье

Над замиранием зрачка.

А я иду (сначала боком), -

О, поскорей бы, поскорей! -

Над темным холодом, над бойким

Озябшим ходом пескарей.

А ты проходишь по перрону,

Закрыв лицо воротником,

Истлевшую папиросу

В снегу кончаешь каблуком.

Ведущий 1

Белла Ахмадулина была не только поэтом, но и дивой, райской птицей той эпохи. Вознесенский, Рождественский, Евтушенко, Ахмадулина были популярны, как не снилось сегодня ни одной знаменитости.

Ахмадулина пробовала сниматься в кино. .(Кадры из фильма) За роль журналистки, исполненную ею в фильме «Живет такой парень» ,ее сильно ругали. Не бывает, говорили ,таких утонченных и нежных журналисток.Зато бывают такие поэты. Изабелла Ахатовна решила не изменять больше своему ремеслу.

Ведущий 2

Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир - мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, и реальность, характер таинственного "действа".

У нее не так много любовной лирики. «Любовь?! Дело тяжелое. А вы разве не знаете? Любовь состоит из таких сложностей. И надо их перетерпеть.» - говорила Ахмадулина

Чтец 8

О, мой застенчивый герой,

ты ловко избежал позора.

Как долго я играла роль,

не опираясь на партнёра!

К проклятой помощи твоей

я не прибегнула ни разу.

Среди кулис, среди теней

ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду

я шла пред публикой жестокой -

всё на беду, всё на виду,

всё в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!

Ты не прощал мне очевидность

бесстыжую моих потерь,

моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада

напиться из моей печали.

Одна, одна - среди стыда

стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе

герой действительный не виден.

Герой, как боязно тебе!

Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.

Я проиграла в ней жестоко.

Вся наша боль - моя лишь боль.

Но сколько боли. Сколько. Сколько.

1961

Ведущий 1

При чтении ее стихов - оригинальных или переводов - может показаться, что они создавались сразу, единым порывом, так легко читать их от слова к слову, так выдохом пронизана каждая строфа. Но то там, то здесь есть пометка, что после ночного творчества остаются горы черновиков, во что верится с трудом.

Чтец 9

Так, значит, как вы делаете други?

Пораньше встав, пока темно-светло,

Открыв тетрадь, перо берёте в руки

И пишете? Как, только и всего

Нет, у меня - всё хуже, всё иначе.

Свечу истрачу, взор сошлю в окно,

Как второгодник, не решив задачи.

Меж тем в окне светло-темно.

Сначала - ночь отчаянья и бденья,

Потом (вдруг нет?) - неуловимый звук.

Тут, впрочем, надо начинать с рожденья,

А мне сегодня лень и недосуг.

Чтец 10

«Ты говоришь - не надо плакать...»

Ты говоришь - не надо плакать.

А может быть, и впрямь, и впрямь

не надо плакать - надо плавать

в холодных реках. Надо вплавь

одолевать ночную воду,

плывущую из-под руки,

чтоб даровать себе свободу

другого берега реки.

Недаром мне вздыхалось сладко

в Сибири, в чистой стороне,

где доверительно и слабо

растенья никнули ко мне.

Как привести тебе примеры

того, что делалось со мной?

Мерцают в памяти предметы

и отдают голубизной.

Байкала потаенный омут,

где среди медленной воды

посверкивая ходит омуль

и перышки его видны.

И те дома, и те сараи,

заметные на берегах,

и цвета яркого саранки,

мгновенно сникшие в руках.

И в белую полоску чудо -

внезапные бурундуки,

так испытующе и чутко

в меня вперявшие зрачки.

Так завлекала и казнила

меня тех речек глубина.

Граненая вода Кизира

была, как пламень, холодна.

И опровергнуто лукавство

мое и все слова твои

напоминающей лекарство

целебной горечью травы.

Припоминается мне снова,

что там, среди земли и ржи,

мне не пришлось сказать ни слова,

ни слова маленького лжи.

1957

После того, как в 70-е поэтесса побывала в Грузии, она влюбилась в эту землю и в грузинский народ. С тех пор Ахмадулина зарабатывала себе на жизнь преимущественно переводами из грузинской поэзии.

Видео-сюжет награждение

Её поэтические произведения переведены на многие языки, в том числе английский, немецкий, итальянский, французский, чешский, словацкий, польский, иврит, болгарский, датский, латышский, эстонский, грузинский, молдавский, армянский, румынский, курдский, арабский, японский.

Б. Ахмадулина - лауреат Государственной премии СССР (1989), Президентской премии России (1998), независимой премии "Триумф" (1993), международной поэтической премии "Носсиде" (Италия, 1992), Пушкинской премии (Германия, 1994), международной поэтической премии "Брианца" (Италия, 1998). Награждена орденами Дружбы народов (1984) и "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997).

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь.

Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого кризиса. Президент РФ Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.

Видео

Прощание

Мои друзья уходят…

Заключение

Формирование художественно-эстетического восприятия у подростков связано с созданием определенной эмоциональной "микросреды", "микроклимата", эмоциональной ситуации, в которой происходит встреча с произведениями искусства. Мы применяли в своей практике различные формы и методы работы с детьми и подростками в области эстетического воспитания:

  • эмоционально-образный рассказ учителя о жизни художника, писателя, композитора, о возникновении художественного замысла произведения;

  • обращение к эмоциональной памяти учащихся;

  • яркое эмоциональное "изложение" учащимися произведения искусства;

  • встреча с представителями творческой интеллигенции;

  • использование произведений "смежных искусств" с целью активизации субъективных образов-представлений.

Соответствующие условия, эмоциональные ситуации были обязательным организующим компонентом эстетического восприятия любого вида искусства, на их основе становилась понятной идейно-нравственная эстетическая канва произведения, происходило восприятие его нравственно-эстетической ценности через освоение художественно-образных средств. Собственно, это и был процесс творческой и сотворческой деятельности - высший этап эстетического восприятия.

Включение учащихся ОГБОУ СПО РСТ в различные виды эстетической деятельности пробуждает у них творческую активность, а непосредственное вовлечение их в творческие виды деятельности способствует целенаправленному развитию эстетического творчества.


© 2010-2022