Мастер-класс родительского собрания Внеурочная деятельность. Разделяем ответственность

Мастер-класс родительского собрания "Внеурочная деятельность. Разделяем ответственность". Цель. Распространение личного профессионального опыта на примере проведения родительского собрания с применением инновационных образовательных  технологий.  Задачи: Продемонстрировать коллегам разнообразные формы работы с родителями в целях пропаганды эффективного сотрудничества с ними. Рассмотреть внеурочную деятельность учащихся с точки зрения разделения ответственности между школой и родителями.  Создат...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №121 г Снежинска Челябинской области

Попова Татьяна Владимировна


Мастер-класс «Школа и родители. Разделяем ответственность»

Цель. Распространение личного профессионального опыта на примере проведения родительского собрания с применением инновационных образовательных технологий.

Задачи:

  1. Продемонстрировать коллегам разнообразные формы работы с родителями в целях пропаганды эффективного сотрудничества с ними.

  2. Рассмотреть внеурочную деятельность учащихся с точки зрения разделения ответственности между школой и родителями.

  3. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

* Встречая участников, прошу их записать ожидания от мастер-класса на листе ватмана, закреплённом на магнитной доске. (прил. 3)


  1. Вступительное слово

(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Чтобы завязать наш диалог, позвольте задать постой вопрос: кто должен учить детей?

В образовательном процессе любой школы участвует 3 стороны (слайд 2): педагоги, ученики и родители. Нам всегда хочется видеть этот треугольник правильным, т.е. равносторонним. Тогда он будет устойчивым, а значит, устойчивыми будут и образовательные результаты.

Учитель и ученик, школа и семья... От каждого в равной мере зависит успех обучения. Каждый должен осознавать всю меру ответственности за качество образования.

«Ответственность» - от слова «ответ». Значит, ответственность ставит перед каждой стороной вопросы, побуждает решать проблемные ситуации, прогнозировать результаты и стремиться к ним.

Таким образом, один из ключевых ресурсов развития школы - разделение сфер ответственности за результат образования учащихся. Наибольший эффект здесь имеют формы взаимодействия, направленные на совместную работу педагогического коллектива и родителей.

(слайд 3) Традиция нашей школы - поддерживать доверительные, открытые, по-домашнему тёплые отношения между семьёй и школой. Опыт работы показывает, что именно в жанре сотрудничества, поиска решения проблем с позиции «на равных» родители не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Поэтому находятся решения, максимально устраивающие всех.

Формы сотрудничества могут быть различными в зависимости от специфики вопроса, целей, актуальности проблем. И сегодня я рада возможности поделиться опытом проведения родительских собраний как одной из эффективных форм сотрудничества. Прошу активных участников занять места родителей (слайд 4.1.).


  1. Мотивация

- Итак, добрый день, уважаемые родители. Предлагаю начать родительское собрание. Надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным.

- Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня? (ответы из зала)

- О Стандартах? Вы правы. (слайд 4.2.) Масштабность ФГОС требует от всех участников образовательного процесса не просто осмысления, но и серьёзного преломления богатой практики организации взаимодействия. Поэтому «стандартно о стандартах» говорить не будем. «Мы пойдем другим путём» - более творческим.

- Аббревиатура ФГОС всем известна. А если расшифровать её так …

(использование приёма «Акростих») (слайд 4.3.)

Фрак отглаженный, с иголочки

Господин тот светский носит.

Осанкой статной привлекает.

Светлые мысли, дела прогрессивные в жизнь нашу вносит.

- Чей портрет? (ученика)

- Впечатляет? Попробуем найти «ключевые слова», учитывая личностно-ориентированный подход.

«Отглаженный, с иголочки» - образ (светский, европейский, нацеленность на развитие светского общества)

«Осанка статная» - активный, здоровый образ жизни…..

«Светлые мысли, дела прогрессивные» - думающий, создающий, развивающийся

III. Создание проблемной ситуации, сообщение темы собрания

- Позвольте напомнить, что одна из главных деятельностей младшего школьника - игровая. Прошу вас закончить известную пословицу, применяя уже имеющиеся у вас знания о Стандарте. (слайд 5)

«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы …» (развивалось)

- Национальный проект «Наша новая школа» гласит (слайд 6.1.): «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

- Какая фраза вас настороживает? («ребята должны быть вовлечены…») (слайд 6.2.)

- Кто, по вашему мнению, «должен вовлекать ребят»?

- Результаты школьного образования заложены в Основной образовательной программе, которая реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

- Таким образом, внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. (слайд 7.1.)

- Итак, тема родительского собрания «Внеурочная деятельность. Разделяем ответственность». (слайд 7.2.)

VI. Построение выхода из проблемной ситуации

1. Ассоциативный ряд

- Что, по вашему мнению, внеурочная деятельность?

- (слайд 8.1.) Под внеурочной деятельностью понимается совокупность всех видов образовательной деятельности, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение задач воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

- Попробуем сравнить её реализацию с рационом питания. (слайд 8.2.) Перед человеком встаёт вопрос «поесть или не поесть»?

- Это жизненная потребность, необходимость!

- Какие вопросы возникают? (Что съесть? Где? Когда? Сколько?) (слайд 8.3.)

- Те же вопросы можно адресовать и к реализации внеурочной деятельности.

2. Групповая форма работы «Плюсы и минусы»

- Предлагаю вам попробовать найти ответы на поставленные вопросы, работая в группе и с опорой на выдержки из нормативных документов. (прил. 1)

- Первой группе я предлагаю роль «оптимистов», т.е. вы будете рассматривать документ с позитивной точки зрения. Найденные «плюсы» вы будете выстраивать в виде башни из кубиков.

- Вторая группа - «скептики». Попробуйте отыскать «минусы» внеурочной деятельности и, так же, выстроить башню.

- Вопросы?

- Тогда прошу вас приступить к работе с информационным источником.

3. Работа со зрителями.

- Реализуя внеурочную деятельность в соответствии с новым Стандартом, мы - педагоги уже осознали достоинства этой Программы. А какую проблему реализации вы бы назвали основной? (кадровое обеспечение, низкая мотивация педагогов)

- Я отлично представляю ваши эмоции, когда возникает необходимость трудиться больше, чем позволяют наши индивидуальные особенности.

- Хочу предложить вам релаксационную минутку, которая, надеюсь, повысит ваш тонус и настроение в трудные минуты. Согласны немного отдохнуть?

- Я буду читать фразы, а вам предлагаю показать свои чувства действиями (пантомимой).

Вопросы

Действия

«Программа по ФГОС»... А что это?

Взялись за голову.

Кто знает?

Покачали головой.

Писать свою программу?

Пожали плечами.

На все классы?!

Опустили руки.

На все параллели?!

Опустили голову, сжали плечи.

Взять у коллеги?

Пожали плечами, повернули голову налево, направо.

Скачать в Интернете?

Потёрли глаза.

Через неделю сдать?!

Встряхнули руками.

Взялись за дело!

Разнообразные энергичные движения.

Закончили?!

Выдохнули. Поморгали.

Утвердили?!

Потёрли руки. Улыбнулись.

Молодцы!!!

Похвалили друг друга.

Пожать руку, похлопать по плечу, погладить по голове.

4. Презентация результатов деятельности рабочих групп.

- Прошу вас обменяться полученной информацией, своими мнениями и суждениями. Выстраивая башни, можете придать им любую форму. Пусть это будет вашей творческой позицией.

V. Формулирование выводов (проект решения родительского собрания)

  1. Разделение ответственности (слайд 9)

  2. Модели внеурочной деятельности

- Также как и ваши башни, модели внеурочной деятельности могут быть разнообразны. (слайд 10)

- В этом учебном году нашей школой определена оптимизационная модель , т.е. на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В реализации внеурочной деятельности принимают участие учителя, педагог - психолог, библиотекари и другие педагоги. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который

  • взаимодействует со всеми работниками школы;

  • организует образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся;

  • организует разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

VI. Анкетирование с целью планирования деятельности (прил. 2)

- С целью эффективного анализа ситуации и дальнейшего планирования внеурочной деятельности я прошу вас заполнить анкету. (слайд 11) Её первая часть составлена в форме недельной циклограммы занятости ребёнка. С обратной стороны запишите те направления развития личности, которые вы считаете наиболее предпочтительными для вашего ребенка. Программы внеурочной деятельности, реализуемые нашей школой, вы можете ещё раз увидеть на слайде.

VII. Итог

- (слайд 12) С содержанием стандартов второго поколения связаны слова русского педагога А.С. Макаренко «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители…».

- (слайд 13) Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом, именно родители должны занимать лидирующие позиции в образовании и воспитании детей с целью разделения с педагогами и ребёнком ответственности за конечный результат обучения и развития. Только в этом случае, на мой взгляд, качество образования будет равняться качеству ответственности.

VIII. Рефлексия

- (слайд 14) Уважаемые педагоги, я готова ответить на вопросы, которые возникли в ходе мастер-класса. Что бы вам хотелось обсудить, высказать?

- Благодарю вас за внимание, активную и продуктивную деятельность. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Используйте его как призыв к размышлению, поиску новой информации, обсуждению.

- Перед уходом прошу вас вспомнить свои ожидания и записать или, может быть, зарисовать ваше впечатление от мастер-класса на ватмане с обратной стороны магнитной доски.










Приложение 1

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

(от 29.12.2012 N 273-ФЗ)

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

ФГОС начального общего образования

(Приказы Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373,

от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357)

Цель внеурочной деятельности: способствовать формированию высокого уровня познавательной активности и развитию творческих инициатив каждого учащегося, раскрытию его индивидуального потенциала.

Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса не более 10 часов внеурочной деятельности. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: общекультурное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное.

Содержание образования внеурочной деятельности определяется образовательными программами - примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом РФ «Об образовании».

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия и по социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Ученик и его родители (законные представители) определяют выбор занятий внеурочной деятельности (количество часов, направленности и виды деятельности, место и время посещения) в соответствии с индивидуальными особенностями школьников.

Приложение 2

Циклограмма занятости учащегося во внеурочной деятельности

Ф. И. учащегося 2 А класса (2013-2014 уч.г.)

Пн.

Вт.


Ср.


Чт.


Пт.


Сб.


Вск.


Циклограмма занятости учащегося во внеурочной деятельности

Ф. И. учащегося 2 А класса (2013-2014 уч.г.)

Пн.

Вт.


Ср.


Чт.


Пт.


Сб.


Вск.


Циклограмма занятости учащегося во внеурочной деятельности

Ф. И. учащегося 2 А класса (2013-2014 уч.г.)

Пн.

Вт.


Ср.


Чт.


Пт.


Сб.


Вск.


Приложение 3

МАСТЕР - КЛАСС

(ожидание)

МАСТЕР - КЛАСС

(рефлексия)

© 2010-2022