- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассная деятельность по предмету (биология)
Внеклассная деятельность по предмету (биология)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова М.И. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кочевская средняя общеобразовательная школа»
Программа лагеря с дневным пребыванием детей
«ОКС» Эколого-краеведческого направления
(школьное лесничество)
Составители:
Петрова М.И., учитель химии и биологии
Мошегова А.А., учитель английского языка
Кочево, 2011
Пояснительная записка
"... Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал".
К.А.Тимирязев
Учебные исследования являются интенсивной формой в системе практических методов обучения предметам естественнонаучного цикла. Для изучения основ экологии исследовательский подход является основополагающим. В процессе исследовательской деятельности у учащихся развивается внимание и наблюдательность, способность сравнивать, обобщать, делать выводы. Это и способ добывания знаний и практика, подтверждающая реальность закономерностей в природе, что очень важно при обучении основ экологии. Планируемые в лагере исследовательские задания с получением практически значимых результатов формируют навыки разумного труда, дополняют недостаток знаний, связывают теорию с практикой. Вся деятельность в лагере идет при положительном эмоциональном фоне. Непринужденность и неформальность отношений в большей степени дают возможность детям проявить свои личностные качества, формируют навыки сотрудничества. Исследование и поиск всегда имеют яркую краеведческую направленность.
В нашей школе уже много лет работает профильный эколого-краеведческий лагерь «Отряд Кочевских Следопытов». В ходе работы лагеря реализуются практико-ориентированные образовательные программы по экологии, по краеведению, по изучению леса и лесовосстановлению. Одно из главных направлений в работе лагеря - это природоохранная деятельность, ведь труд во благо родного края является частью экологического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Краеведение же, располагает значительными возможностями для решения экологических, социальных, исследовательских и других задач на местном уровне.
Цель:
развитие экологического воспитания и просвещения подростков в условиях летнего организационного отдыха через привлечение к практическим природоохранным мероприятиям
Задачи:
-расширить и углубить экологические знания, полученные при изучении школьной программы;
-содействовать познавательной и исследовательской деятельности;
-организовать сезонную занятость учащихся;
-улучшить экологическую обстановку на селе и в местах отдыха населения;
-организовать активный отдых и оздоровление детей;
-познакомить с деятельностью лесничества.
Ведущие принципы.
Летний экологический лагерь - перспективная форма дополнительного образования. Основная идея экологического лагеря - это воспитание через деятельность. Учащиеся будут вовлечены в разнообразную деятельность экологического характера: трудовую, познавательную, эстетическую, преобразовательную.
Основные направления деятельности
Исследовательская и проектная деятельность
Интеллектуально-познавательная деятельность
Трудовая деятельность
Природоохранная деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туризм
Информационная деятельность
Краеведение, патриотическое воспитание
Профориентационная деятельность
Познавательно-досуговая деятельность
Общелагерные мероприятия
Программа предусматривает различные формы и методы индивидуальной и групповой работы с учащимися: работы в малых творческих группах, КТД, социальное проектирование
Наука и образование:
-учебно-исследовательские работы («Эндемики нашего края», «Численность и виды лекарственных растений», «Полезность хвойных деревьев»)
-проекты («Парки и памятники культуры нашего села», «Уютный уголок», «Лекарственные растения»)
Экологический практикум
-организация и проведение экологических акций («День древонасаждений»)
Лесное хозяйство:
-организация работы в Кочевском лесничестве (прополка саженцев)
-знакомство с профессиями связанными с лесной зоной
Экология и охрана природы:
-экологические акции («Чистый лес», «Посади свое дерево», «Сохраним лес от пожара», «Здоровый лес», «Муравейник», «Зеленая аптека», «Помоги птицам»)
-природоохранная деятельность (Уборка мусора с берега р.Аксиновка; ежедневная уборка школьной территории)
Культура и информация:
-разработка и проведение тематических культурно-массовых мероприятий
-пропаганда среди населения экологической культуры
-выпуск газет, листовок, стендов: («Выставка плакатов по наглядной противопожарной агитации», «Муравьи - помощники человека », «Краса лесов Пармы»)
-связь со СМИ и органами местного самоуправления (Проведение акции «Внимание, дети!»)
-выступление агитбригад
Охрана здоровья:
-проведение спортивных мероприятий, утренней зарядки
-проведение бесед с пропагандой о здоровом образе жизни
-подвижные игры
План работы
День 1 - Организационный. Знакомство с деятельностью Кочевского лесничества
День 2 -Подготовка к открытию. Посвящение в Юного эколога. «День защиты детей». Работы по уходу за лесными культурами.
День 3 -Открытие лагерной смены. Работы по уходу за лесными культурами.
День 4 - Работы по уходу за лесными культурами.
День 5 - «Быт, традиции, нравы». Работы по уходу за лесными культурами.
День 6 - «Всемирный День Окружающей среды». Работы по уходу за лесными культурами.
День 7 - «Игры доброй воли». Работы по уходу за лесными культурами.
День 8 - Акция «Внимание дети!» Работы по уходу за лесными культурами.
День 9 - Акция «Здоровый лес». Работы по уходу за лесными культурами.
День 10 - Акция «Муравейник». Работы по уходу за лесными культурами.
День 11 - Проведение исследовательской работы «Лекарственные растения». Работы по уходу за лесными культурами.
День 12 - Работа над проектом «Парки и памятники культуры нашего села» Работы по уходу за лесными культурами.
День 13 - Оформление стенда «Краса лесов Пармы». Работы по уходу за лесными культурами.
День 14 - «Лесной театр». Очистка р. Аксиновка
День 15 - «День романтики». Очистка р. Аксиновка
День 16 - «Вожатское шоу». Очистка р. Аксиновка
День 17 - День здоровья.Поход (сплав по р. Коса; остановка в д.Ташка)
День 18 - Закрытие лагерной смены
План-сетка мероприятий «ОКС»
30 мая
*организационный:
-знакомство с деятельностью Кочевского лесничества
-инструктажи
-Учет эффективности оздоровления
-Знакомство с планом работы
31 мая
*Подготовка к открытию
*Посвящение в Юного эколога
*беседы по ОБЖ
*выбор актива и творческих групп
* «День защиты детей»
*работы по уходу за лесными культурами
1 июня
*открытие лагерной смены
*беседы по ОБЖ и ЗОЖ
*работы по уходу за лесными культурами
2 июня
*игры на свежем воздухе
*подготовка к общелагерному мероприятию
*работы по уходу за лесными культурами
3 июня
*«Быт, традиции, нравы»
*работы по уходу за лесными культурами
4 июня
* «Всемирный день окружающей среды»
*работы по уходу за лесными культурами
6 июня
* «Игры доброй воли»
*подготовка к общелагерному мероприятию
*работы по уходу за лесными культурами
7 июня
* Акция «Внимание дети!»*работы по уходу за лесными культурами
8 июня
* акция «Здоровый лес»
*работы по уходу за лесными культурами
9 июня
*акция «Муравейник»
*работы по уходу за лесными культурами
10 июня
* работа над исследованием лекарственных растений
*работы по уходу за лесными культурами
11 июня
* работа над проектом «Парки и памятники культуры нашего села»
*работы по уходу за лесными культурами
13 июня
*оформление стенда «Краса лесов Пармы»
*работы по уходу за лесными культурами
14 июня
*показ кукольного представления «Лесной театр»
*уборка мусора с берега р.Сеполька
*акция «Охота на пластик»
15 июня
* «День романтики»
*поездка в село Большая Коча к месту древнего коми-пермяцкого городища Курог Кар
*исследовательская работа
16 июня
* «Вожатское шоу»
*отчет творческих групп о проделанной работе
17 июня
*День здоровья
-учет эффективности оздоровления
*поход (сплав по р.Коса)
18 июня
*закрытие лагерной смены
Место дислокации отряда для работы по программе
Здание МОУ «Кочевская СОШ»
Педагогический состав
Петрова М.И., учитель биологии и химии
Мошегова А.А., учитель английского языка
Техническое обслуживание
Медицинский персонал
Дружинина С.Ю.
Программа ориентирована на детей14-15 летнего возраста.
Этапы реализации программы
-
Организационный период с 30.05. -1.05
-
Основной период со 2.06 -17.06
-
заключительный этап 18.06
Сроки работы
С 30 мая по 18 июня (18 дней). Финансирование за счет краевых субвенций и родительских взносов.
Ожидаемые результаты
Ученики за время лагерной смены смогут отработать практику, будут устроены на работу и смогут заработать деньги за свой труд. Приобретут навыки поведения в природе. Познакомятся с профессиями, связанными с лесом. Подготовятся к краевому конкурсу юных лесоводов. Станут активными борцами за сохранение дикой природы. Школьники, отдыхавшие и работающие в летнем экологическом лагере, в дальнейшем станут активными участниками различных конкурсов на тему экологии, химии, географии, биологии. Ученики приобретут навыки исследовательской и проектной деятельности. Научаться разрабатывать и проводить школьные мероприятия
Литература
1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально.С-Петербург,1993
2. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., АО МДС,1996
3. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг, М., 2000.
4. Воробьев Г.А. Исследуем малые реки. Вологда,"Русь",1997
5. В помощь юному исследователю природы. Сост. Наумов А.А., Наумова Т.В., Пермь, 1998
6. Добрецова Н.В. Экологичекое воспитание в пионерском лагере. М.: ВО "Агропромиздат", 1988
7. Евтюхова М.А. Дикорастущие весенние цветы для садов и парков. М.: Наука, 1968.
8. Жилин Д.М. Организация полевой аналитической лаборатории для дополнительной сети экологического мониторинга. М.: ООО "ДеЛи", 1999.
9. Злотников Э.Г., Эстрин Э.Р. Химико-экологический анализ различных природных сред: Эксперим. материал для факультатив. и кружковых занятий в сред. шк. Киров: ВГПУ, 1996.
10. Ихер Т.П. Изучаем малые реки: Пособие но комплексному исследованию экологического состояния малых рек. /под ред. Л.Ф. Тарариной/. Тула, 1999.
11. Как организовать общественный экологический мониторинг. Руководство для общественных организаций. Под редакцией к.х.н. М.В.Хотулевой. М., Социально-Экологический Союз, 1997
12. Колбасников А., Васильев-Левшин В. Экологическое воспитание школьников в процессе туристской работы // Воспитание школьников. 1992. № 5/6. С. 16-18.
13. Колосков А.В., Гордова А.Ф. Экология твоего жилища. М.,МГДТД и Ю,1997.
14. Коробейникова Л.А. Практическая экология для школьников. Как изучить родник? // Рос. хим. журн. 1994. Т. 38, № 4. С. 67-70.
15. Кравченко Н.Г., Кривенко О.В. Экологическое воспитание и природоохранная работа с учащимися: [внеурочная работа] // География в шк. 1995. № 3. С. 72-75.
16. Кручинина Н.Е., Александрова М.М., Кручинина Е.Ю. Химический анализ качества водных сред в центрах школьного экологического мониторинга. М., ЩЩЩ "ДеЛи", 1999.
17. Никулин Ю.Г. Содержание практической работы учащихся на экологической тропе // Природные ресурсы Западно-Уральского Нечерноземья, их рациональное использование и охрана. Пермь, 1990
18. Опытническая работа по биологии и экологии в школе / Рязан. гос. пед. ин-т им. С.А. Есенина; [С.А. Суворова]. Рязань: РГПИ, 1992
19. Пахомов В.И., Барханцева Н.Н., Слуцкова Е.А. Экологический лагерь в городе [для школьников] // Биология в шк. 1996. № 3. С. 59-63.
20. Чертопруд М.В. Мониторинг загрязнения водоемов по составу макрозообентоса. М., 1999.
21. Экологическое образование и воспитание в организации летнего отдыха школьников / Авт.-сост.: С.С. Кашлев, Л.П. Калиновская, З.В. Борисова. Минск, 1992
22. Сборники методик ассоциации "Экосистема"