- Преподавателю
- Классному руководителю
- Учимся решать спорные, конфликтные вопросы
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Уманская Т.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. Учимся решать спорные, конфликтные вопросы.
Цель: учить детей находить пути решения конфликтов; усовершенствовать навыки общения, способствовать сплочение коллектива; воспитывать чувства достоинства и ответственности, прививать уважение друг к другу.
Задачи:
-
Предупреждать конфликтные ситуации.
-
Формировать сплоченность коллектива.
-
Развивать навыки конструктивного взаимодействия между учащимися.
Эпиграф мероприятия
Мир прекрасный вокруг тебя -
Солнце ясное и синее небо,
Птицы и звери, горы и реки -
Пусть он будет таким навеки!
Пусть человек добро приносит,
Поэтому мир вокруг любви просит.
А. Потапова
Ход мероприятия:
-
Организация класса.
На доске записан эпиграф к уроку, плакат с правилами работы в группах, плакат к упражнению «Ожидание».
Звучит спокойная музыка. Учащиеся закрывают глаза и слушают отрывок из стихотворения М. Лисянского.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другими необходимы.
-
Мотивация.
Задание учащимся. Нарисуйте мысленно, как вы себе представили добрые слова или добрые дела.
Обговорите, объединившись в пары.
Высказывания представителей пары:
- помощь родителям, другу;
- уважение к старшим;
- ты мне очень приятен;
-ты очень вежлив.
Учитель. Сегодня мы будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.
Ученики называют правила работы в группах:
-
говорить по очереди, а не все сразу;
-
не перебивать, того, кто говорит;
-
критиковать идеи, а не личность, которая их высказала;
-
придерживаться «правила поднятой руки»;
-
уважать все высказанные мнения;
-
пытаться заинтересовать всех одноклассников в мероприятии.
3. Упражнение «Ожидание»
Учащиеся класса объединяются в микрогруппы. Каждая группа записывает на плакате свои ожидания от мероприятия. Лидеры групп их зачитывают и прикрепляют на доску.
Высказывания учащихся:
- как решать конфликтные ситуации;
- как сделать класс дружным;
- как избежать конфликтов между девочками и мальчиками?
4. Работа с эпиграфом мероприятия.
Учащиеся читают и обговаривают эпиграф в группах, высказывают свое отношение к нему.
Высказывания учащихся:
- человек должен приносить окружающим только добро;
- чтобы в мире не было зла;
- чтобы мир оставался прекрасным навсегда.
5.Основная часть.
5.1. Беседа с элементами диспута
Учитель. Ребята, не всегда у нас все прекрасно. Мы не только делаем добро, но и иногда обижаем и оскорбляем друг друга, решаем спор кулаками - конфликтуем.
Давайте назовем причины конфликтов.
Высказывания детей:
- непонимание друг друга;
- плохое настроение;
- унижение;
- обида;
- злость.
5.2. Упражнение «Учимся видеть в людях только добро»
Цепочкой учащиеся называют положительную черту своего соседа по парте: отзывчивый, добрый, внимательный, хороший товарищ, уважительный, толерантный.
5.3.Звучит музыка. Учащиеся исполняют песню « Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот - плохо. (2 раза)
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно. (2 раза)
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно! (2 раза)
5.4.Упражнение для детей с затруднениями в общении «Ветер дует на…»
( Со словами «Ветер дует на …» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы»( все светловолосые собираются в одну группу) все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого … есть сестра», «кто любит животных», « кто много плачет», « у кого нет друзей» и т.д.)
5.5.Игра для группы конфликтных детей «Все - несколько- только Я»
( Дети садятся в широкий круг. В круге столько стульчиков , сколько участников. Ведущий стоит в центре и объясняет условие игры.
- Я сейчас скажу что-то о некоторых учащихся. Всех, кого мое высказывание касается, должны вскочить со стульчика, и занять другой свободный стульчик.
Ведущий ставит три вопроса. В ответе на первый встают все, в ответе на второй- несколько, в ответе на третий, только один. Например: « Пусть встанут все, кто сегодня умывался»; «… все, кто проснулся в хорошем настроении»; «…все, у кого голубые глаза».) Дети встают и занимают свободные стульчики.
- Какой вывод можно сделать из этой игры?
Учитель. Ребята, я заметила, что во время игры возникли конфликтные ситуации. Как можно было их избежать?
Ответы детей:
- уступать;
- не перебивать;
- не толкать друг друга.
5.6.Обсуждение советов по устранению конфликтных ситуаций.
Дети объединившись в микрогруппы, составляют советы по устранению конфликтных ситуаций. Лидеры групп зачитывают и вывешивают на доску.
Советы:
-
Защищаться нужно словами, а не кулаками.
-
Драка к добру не приводит -может произойти несчастье.
-
Необходимо переубедить противника словами, найти правильное решение в сложившейся ситуации.
5.7.Работа в парах. Повторение мирилки и пословиц о дружбе:
А) Мирилку учащиеся произносят все вместе.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Б) Пословицы, подготовленные заранее дома, зачитывают поочередно друг другу.
1.Человек без друга - что земля без воды.
2. Человек без друзей - что дерево без корней.
3. Друга ищи, а найдешь - береги.
4. Друзья познаются в беде.
5. Старый друг лучше новых двух.
6. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
7. Что одному не под силу, то легко коллективу.
8. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
5.8.Итоговая рефлексия. Сформулируйте вывод: как же решать конфликтные ситуации?
Учитель. Ребята, какие правила нужно знать, чтобы избежать конфликтных ситуаций?
Ответы детей:
- уважение и понимание друг друга;
- быть толерантным.
5.9. Учитель. В заключении нашего мероприятия давайте станем в круг и споем песню « Если с другом вышел в путь»
Звучит музыка. Дети исполняют песню « Если с другом вышел в путь»
Если с другом вышел в путь, ( 2 раза)
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть- чуть , (2 раза)
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной?
Что мне дождить проливной ?
Когда мои друзья со мной? (2 раза)
Там где трудно одному, ( 2 раза)
Справлюсь вместе с вами.
Где чего- то не пойму, (2 раза)
Разберем с друзьями!
Припев:
На медведя я, друзья , (2 раза)
Выйду без испуга.
Если с другом буду я, (2 раза)
А медведь без друга!
Припев.
6.0 Ожидаемые результаты.
Школа наша многонациональна, в основном, обучаются дети русской, украинской, крымскотатарской национальностей и дети - рома. Поэтому проблема толерантного отношения детей друг к другу наиболее актуальна. Такие мероприятия способствуют воспитанию у детей уважительного отношения друг к другу, к национальной культуре, сплочению детей разных национальностей.
Приложение.