Разработка классного часа «Рациональные способы самообразования и самовоспитания»

"Описание материала: Изучение и определение способов самообразования и самовоспитания для самореализации личности учащихся. Предполагается, что в ходе проведения классного часа учащиеся выявят причинно-следственные связи по реализации рациональных способов самообразования и самовоспитания. Школьники смогут продемонстрировать, что основное внимание должно быть сосредоточено не только на усвоении фактологического материала, но и на развитии самовоспитания для самореализации личности. В ходе совмес...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

«Рациональные способы самообразования и самовоспитания».


Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

(Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана

«Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»)

Цель: изучение и определение способов самообразования и самовоспитания для самореализации личности учащихся.

Задачи:

  1. Учащиеся выявят причинно-следственные связи по реализации рациональных способов самообразования и самовоспитания.

  2. Школьники продемонстрируют, что основное внимание должно быть сосредоточено не только на усвоение фактологического материала, но и на развитие самовоспитания для самореализации личности .

  3. Ученики смогут систематизировать материал классного часа через составление «кластера».

  4. Класс в процессе работы будут осуществлять совместную корпоративную деятельность.

Деление коллектива на 4 группы.

  1. Побуждение -«Аквариум»

«Аквариум» - вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация, мотивация для дальнейшей работы.

  • Из каждой группы приглашаются по одному представителю в центр аудитории, где уже подготовлены стулья, все вместе с ведущим садятся в полукруг.

  • Ведётся беседа по вопросам, которые предлагает ведущий, все остальные внимательно слушают, стараясь уяснить суть проблемы, о которой идёт речь.

Вопросы:

(Акентьева Т., Абдулина К., Колчин.А., Садуакасов Р., Колупаев С., Сапарбекова А., Киреев Б.)

Задумывался ли ты над вопросами:

  • Зачем ты ходишь в школу?

  • Зачем ты учишься?

  • Нужно ли учиться хорошо или это совсем не обязательно?

  • Как заставить себя работать на уроке и выполнять задания дома?

  • Можно ли самостоятельно справиться с проблемами в учебе?

  • После беседы предполагается выступление ведущего с презентацией подготовленного теоретического материала из литературных источников.

  1. Реализация - «Кластер»

Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

  • необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски;

  • записать наиболее важные моменты (слова или предложения) из данной темы;

  • установить связи между всеми компонентами «кластера».

Задание: во время чтения текста, просмотра презентации участникам предлагается заполнить форму «кластера».

  • После чтения текста участниками заполняется «кластер»;

Разработка классного часа «Рациональные способы самообразования и самовоспитания»

  • Затем вносятся дополнения в «кластер» по ходу просмотра презентации;

  • Обсуждение в группах получившейся схемы, связывающих все компоненты «кластера»;

  • Выступление спикеров от каждой группы, презентация «кластера».

Советы ученику по самообразованию

Если ты хочешь работать (учиться), как взрослый, сделай такую простую вещь: загляни в будущее, попытайся представить себе (для этого наблюдай, общайся с людьми, включайся в разные сферы человеческой работы), что тебе может понадобиться делать во взрослой жизни, что надо уметь и знать молодому человеку, твоему современнику (независимо от профессии). Затем, исходя из наблюдений, составь свою программу самовоспитания. Что нужно для этого?

Сравни свои наблюдения с такой точки зрения:

1. Всякому молодому человеку необходимо, прежде всего, быть деятельным, активным творцом своей жизни, умеющим находить новые способы решения проблем, стремиться внести свой реальный вклад в опыт общественной практики. Для этого понадобится обновлять свои знания;

2. Необходимо будет вступать в контакты с другими людьми, находить с ними общую линию поведения, согласовывать с ними свои действия и в то же время определять свою позицию;

3. Необходимо уметь формулировать свою точку зрения, отстаивать её, доказывать другим;

4. А чтобы выяснить, что ещё надо знать и уметь во взрослой жизни, поговори об этом со своими друзьями, старшими товарищами, родителями. Так ты сможешь получить более полное представление о том, какие качества будут нужны тебе и каждому вступающему во взрослую жизнь молодому человеку.

Текст для самостоятельного чтения

Составление собственного плана самообразования и самовоспитания

Задумайся над своими собственными, индивидуальными особенностями выполнения учебной работы. Ответь сам себе на такие вопросы:

1. Ради чего ты учишься, т.е. каковы мотивы твоего учения: хочешь быть полезным обществу; заслужить одобрение старших (родителей, учителей) или товарищей; хочешь получить глубокие знания, которые будут необходимы тебе в твоей будущей профессии; из-за желания получить хорошую оценку, потому что родители тебе обещали что-то купить; а, может быть, и то, и другое, и третье?

2. Что ты считаешь положительными, а что слабыми сторонами своей учебной работы:

  • Умеешь ли ты поставить перед собой учебную задачу и найти способ её решения?

  • Как ты обычно контролируешь, проверяешь себя: после выполнения всей работы, по ходу выполнения или умеешь планировать работу до её начала?

  • Умеешь ли ты намеченный план претворять в жизнь, доводить начатое дело до конца?

  • Как долго ты можешь быть работоспособным? В какие часы занятия у тебя идут лучше?

  • Что тебе более свойственно: долго продумывать план работы, мысленно прикидывая все её варианты и возможные результаты, или сразу начинать работу, пробуя разные способы в ходе её выполнения?

  • Умеешь ли ты находить несколько способов решения одной и той же задачи? Испытываешь ли ты интерес к задаче после её решения, т.е. возвращаешься ли ты к ней для понимания способов решения?

  • Умеешь ли ты сосредоточиться, даже если тебя отвлекают? Какие приемы ты используешь для сосредоточения внимания?

  • Как ты запоминаешь материал, какие способы запоминания применяешь?

  • Подумай, сможешь ли ты опираться на положительные стороны своего учебного труда в своём дальнейшем образовании?

  • Как могут сегодняшние недочеты твоей учебной работы помешать твоему дальнейшему образованию и самообразованию?

  • Какие недочеты у тебя выражены больше, какие меньше? Отбери из них те, которые желательно устранить в первую очередь.

Формируй и тренируй у себя и другие качества культуры учебного труда: умение конспектировать, находить нужную информацию и хранить её, собирать и держать в порядке личную библиотеку, в т.ч. электронную, поддерживать порядок на своём рабочем месте, соблюдать режим (продуманный ритм учебного труда).

Постоянно прибегай к самопроверке. Это даст тебе большее удовлетворение от того, что ты сам организуешь свой труд.

Теперь ты многое понимаешь лучше:

  • ты знаешь, к чему готовишь себя в будущем, для чего выполняешь учебные задания;

  • умеешь активно перерабатывать учебный материал;

  • применяешь приемы запоминания, концентрации внимания;

  • умеешь проверять себя;

  • знаешь свои сильные и слабые стороны.

А теперь, в добрый путь!

Задание 2. Чтобы тебе было легче определить недочеты своей учебной деятельности, сделай следующее психологическое упражнение:

  • Посмотри на себя с точки зрения окружающих людей - это поможет определить социальное значимые черты твоего поведения.

  • Вспомни, за что тебя хвалят или упрекают учителя, товарищи, родители.

  • Теперь мысленно встань на их место и сам себе «по секрету» скажи, в чем они правы и в чем тебе можно бы подтянуться.

  • Пропиши, не подписывая работу, эти мысли.

  • Материал вывешивается на доску и зачитывается учителем.

  • Учитель рекомендует время от времени возвращаться к этим вопросам и проверять себя.

  1. - «Рефлексия» - «Метод «пяти пальцев»

Тайм-менеджмент / Принятие решений и контроль / «Метод «пяти пальцев» (по Л. Зайверту)

Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) - так называемый метод «пяти пальцев». Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели.

Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.

Вот эти параметры (в несколько модифицированном, по сравнению с предложенными Л. Зайвертом, виде):

М (мизинец) Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Какие важные знания приобрел? В чем возросла моя компетентность? Какие новые и важные идеи сегодня меня «озарили»? Узнал ли я что-то новое о планировании собственного самообразования и самовоспитания? Продумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?

Б (безымянный) - Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил?

С (средний) - Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?

У (указательный) - Услуга, помощь, сотрудничество. Какие достижения в сфере общения и человеческих отношений были сегодня? Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?

Б (большой) - Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Оптимально ли я распоряжался своими индивидуальными энергетическими ресурсами в течение урока? Что сделано мною сегодня на уроке для поддержания здоровья и физической формы?

«Пятипальцевый» метод итогового контроля удобен, прежде всего, своей компактностью - он дает возможность быстро и качественно проконтролировать наиболее значимые итоги дня. При этом ответы на связанные с каждым из критериев вопросы могут быть как предельно краткими, так и развернутыми. Таким образом, при всей его простоте, метод «пяти пальцев» может быть вполне серьезным аналитическим инструментом, глубина применения которого зависит лишь от желания субъекта контроля.

Подведение итога мероприятия.

Попробуйте прямо сейчас, сразу после проведения данного мероприятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат.

  • Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали (мизинец)?

  • Помогают ли знания, содержащиеся на классном часе, в достижении ваших актуальных целей (безымянный)?

  • Был ли в ходе мероприятия, материал, который вас по-настоящему увлек, заинтересовал (средний)?

  • Помог ли вам классный час, лучше понять самого себя?

  • Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким , какой вы есть? (указательный)

  • Был ли материал мероприятия, тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного в нем материала (большой)?

Разработка классного часа «Рациональные способы самообразования и самовоспитания»



© 2010-2022