Проект Формирование позитивного жизненного стиля, ценности здорового образа жизни

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование позитивного жизненного стиля, ценности здорового образа жизни

План.

Введение.

Наркомания - фактор, наиболее пагубно влияющий на состояние здоровья.

О вреде алкоголизма.

Курение - вреднейшая привычка.

Профилактика вредных привычек.

Формирование позитивного мышления.

Воспитание активного отношения к собственному здоровью.

Составляющие здорового образа жизни.

Основные элементы здорового образа жизни.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Актуальный вопрос о правильном, здоровом образе жизни, о позитивном отношении к бытию требует внимательного и серьезного рассмотрения . А ведь эти понятия взаимосвязаны. Кто умеет радоваться жизни, наслаждаться каждую минуту теми возможностями, которые нам предоставлены - будь то посещение музеев, концертов, поэтических вечеров, художественных выставок, занятия спортом - тот всегда стремится к оптимистическому взгляду на жизнь, тот всегда будет заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, в том числе школьников. Почему разговор пойдет о детях? Именно за ними будущее нашей страны, нации.

Всё большую популярность приобретает вопрос о воспитании здорового поколения. В современном мире на ухудшение здоровья влияют многие факторы: состояние окружающей среды, алкоголь, табакокурение, наркотики, техника.

Наркомания - фактор, наиболее пагубно влияющий на состояние здоровья

Одним из факторов, наиболее пагубно влияющих на состояние здоровья, является наркомания - это пристрастие к употреблению наркотиков, болезненное влечение, которое приводит к тяжелым нарушениям, в первую очередь, психических и физических функций организма. Давайте вспомним, что такое наркотики и как они влияют на человеческий организм.

Наркотики - группа веществ, вызывающих физическую зависимость, не связанных с нормальной жизнедеятельностью.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе еще в 1981 году определила наркотики как «Химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности, приём которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры».

В современно мире мало кто не знает о наркотиках и вреде, наносимом ими, но они продолжают привлекать людей, становясь причиной серьёзных заболеваний и летальных исходов.

Основными причинами, по которым люди начинают употреблять наркотические и психотропные вещества, являются: стрессы, тяжелое нервное и психологическое состояние, неуверенность в себе и в завтрашнем дне, безработица, желание уйти от реальности (3,17). Но такие средства не оправдывают ожидания. Действия этих веществ недолговечны в отличие от последствий их употребления.

Молодым свойственно преобладание физиологических потребностей над эмоционально-волевым контролем собственного поведения - и это одна из причин наркомании. Увлечение наркотиками связано также с социальными условиями. Наркоманом становится человек, не обретший себя в личной жизни, обделенный вниманием, сочувствием, дружбой, лаской, пониманием, любовью. Человек, плохо управляющий своими эмоциями, готовый под влиянием неожиданности или разочарования впасть в отчаяние, панику, тоску. Человек, умственно, а главное, духовно, культурно, эмоционально недостаточно развитый, не нашедший своего призвания, своего дела.

Всё чаще зависимость от наркотиков начинается с того, что человек хочет отдохнуть, развлечься, думая, что в любой момент сможет собрать волю в кулак и остановиться. Избавиться от пристрастия к наркотикам не просто сложно, а практически невозможно.

К сегодняшнему дню большую часть наркозависимых людей представляют подростки. В большинстве случаев они просто следуют за модой, авторитетом и уважением. Всё чаще пропаганду употребления наркотиков можно встретить в современных фильмах и книгах, а также в произведениях музыкальных исполнителей. Именно благодаря этому у детей и подростков складывается неверное впечатление о наркотических веществах.

Россия находится на третьем месте по количеству наркозависимых людей после Афганистана и Ирана. По статистике, в России от общего числа наркоманов - 20% - это школьники, 60% - молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% - люди старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Ежедневно от передозировки в России по разным данным погибает от восьмидесяти до трехсот человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем - 4-5 лет. По данным на 2010 год, от наркотической зависимости в России погибло 48 005 человек.

О вреде алкоголизма

Ещё одним пагубным пристрастием, наносящим удар по организму человека, является алкоголь. Кто-то употребляет его исключительно по праздникам, кто-то любит выпить вечером в кругу друзей, чтобы отвлечься от суеты и навалившихся проблем, а кто-то постоянно им злоупотребляет.

Как правило, люди не замечают вреда, который может причинить даже небольшое количество алкоголя, а вино даже считается полезным. Но на самом деле этанол, который входит в состав алкогольных напитков, разрушает всё, а в первую очередь- нервную и сердечно - сосудистую систему.

Цена за лишнюю бутылку пива или стакан вина может быть слишком велика. Тромбы в сосудах, диабет, ослабление почек, печени и головного мозга, язва желудка, а также глубокие депрессии - это не весь перечень того, чем вам придётся поплатиться за, казалось бы, безопасное удовольствие. Человек, употребляющий алкоголь, забывает не только о своём здоровье, но и о будущем своих потомков. Ведь проблемы, возникшие у одного поколения, передаются другому на генном уровне, а то означает, что в человек подвергает опасности не только себя, а весь свой род (2, 21).

В наше время молодёжь почти неразлучна с бутылкой пива. Для большинства молодых людей это является признаком зрелости и самостоятельности. Но если организм взрослого человека может как-то восстановиться после употребления алкоголя, так как он имеет уже сформированную нервную систему, то молодёжи это не под силу. Любое количество алкоголя несёт непоправимый удар по здоровью, интеллекту, а значит, и по будущему.

По статистике, ежегодно от алкоголя в России погибает около 600-700 тысяч человек. Связано это с самым большим в мире потреблением легальных и нелегальных спиртных напитков на душу населения.

Курение - вреднейшая привычка

Ещё одной вреднейшей привычкой, наносящей колоссальный вред здоровью, является курение. Известно ли вам, что в дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие. В одной - двух пачках сигарет содержится смертельная доза никотина, но курильщика спасает то, что эта доза вводится в организм постепенно. Курение может вызвать рак лёгких, стенокардию, инфаркт миокарда, язву желудка, туберкулёз, расстройство нервной системы и другие недуги. Попадая в организм человека, эти вещества наносят ему непоправимый вред. Медики доказали, что средняя продолжительность жизни курящего человека на 9 лет меньше, чем у некурящего.

Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак. Но это не останавливает юных курильщиков. Как в случаях с наркотиками и табаком, молодые люди начинают курить для того, чтобы вызвать интерес у сверстников, почувствовать себя увереннее и старше.

В первую очередь от курения страдает нервная система. Она управляет всеми процессами, происходящими в нашем организме. Одним из первых признаков отравления табаком нервной системы является головокружение (1,19).

Органы чувств тоже страдают от ядовитых веществ, выделяемых при курении. Многие курильщики не любят сладкого, так как никотин убивает окончания вкусовых нервов и полости рта, и таким образом исчезают вкусовые восприятия. У злостных курильщиков нередко возникают проблемы со зрением, иногда теряется цветоощущение, человек не может различать цвета.

Органы дыхания принимают на себя самый первый удар от табачных ядов. Табачный дым раздражает слизистую оболочку гортани, трахеи, бронхов и других дыхательных органов. В результате воздействия табака развивается хроническое воспаление дыхательных путей. Курильщики часто страдают бронхитом, их постоянно мучает кашель.

Как-то раз в Ницце было устроено необычное по своей нелепости и жестокости соревнование «На приз лучшего курильщика». В соревнованиях участвовало много человек, желающих получить этот «почетный титул», и вот к чему это привело. Двое участников этого соревнования выкурили по 60 папирос каждый и через несколько часов умерли в больнице. Многие участники получили сильнейшее отравление, но их удалось спасти.

Такая привычка несёт вред не только самому курильщику, но и окружающим его людям. В результате пассивного курения ежегодно умирают от рака легких 3 тысячи человек, от болезней сердца - до 62 тысяч, 2,7 тысяч детей по этой же причине погибают в результате так называемого синдрома внезапной младенческой смерти.

Курение в России ежегодно убивает 332.000 человек. Около 240.000 умирает в среднем возрасте. За последние 20 лет в РФ в результате курения умерло около 5.8 миллионов человек.

Алкоголь и никотин не запрещены законодательством РФ, но являются наркотиками по двум другим критериям: так как вызывают пристрастие, привыкание и тяжёлую зависимость, а также наносят огромный вред здоровью людей. Также, учитывая показатели смертности в сравнении с другими легальными и нелегальными веществами, алкоголь и никотин стоит относить к категории тяжелых наркотиков.

Алкогольная, наркотическая и табачная зависимость у подростков приводит к страшным последствиям. Знаете ли вы, что наркотики не только наносят непоправимый вред организму, но могут стать и причиной самоубийства. Подростки, испытывающие нехватку эмоционального тепла от контакта с другими людьми, начинают компенсировать это с помощью алкоголя и наркотиков, курения. Если в этом возрасте подростку на вечеринке или на дискотеке впервые дали попробовать наркотик, он не просто «подсядет» на него, но и очень высока вероятность того, что подросток, будучи под действием наркотического опьянения, решит уйти из жизни. Во всём мире растет число случаев суицидального поведения среди подростков. Во время приёма подростком наркотиков в сознании появляется другая реальность. Именно из-за неё молодые люди увлекаются приёмом наркотических и психотропных веществ.

Очень сложно избавиться от наркотической, алкогольной зависимости. Все так называемые наркоманы находятся в группе риска.

Профилактика вредных привычек

Нужно бить тревогу, чтобы подростки имели представление о том, к каким трагическим последствиям могут привести наркотики, алкоголь, курение. «Трудно представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом, » - говорил известный писатель, великий мыслитель Л. Толстой. И трудно не согласиться с этими словами. Необходимо, чтобы перед глазами людей постоянно были высказывания писателей, ученых, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Вот некоторые из них:

- Курение - не привычка, а властная потребность, которая командует человеком. (С. Тормозов, русский ученый);

- Табак усыпляет горе, но и неизбежно ослабляет энергию. (О. Бальзак);

- От курения тупеешь. Оно не совместимо с творческой работой. (Гёте);

- Курение ослабляет силу мысли и делает неясным ее выражение. (Л. Толстой);

- После того, как я совершенно бросил курить, у меня уже не бывает мрачного и тревожного настроения. Привычка - тиран людей. (Шекспир);

Как же нужна сегодня борьба с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. Лучшая методика борьбы с этими пагубными привычками - профилактика.

Большая нагрузка на исполнительные органы власти ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. Для этого следует выработать план работы:

1.Задействовать все средства массовой информации.

2. Максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основе партнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации.

3. Вовлекать школьников в спортивные клубы, организовывать дружеские спортивные соревнования.

4. Организовывать посещение музеев, выставок, концертов.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов - наркологов. Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами, способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии (4).

Целью профилактической работы является создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению любыми наркотиками и снижающей вред от их употребления.

Профилактическая программа должна включать в себя распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами, а также формирование у подростков навыков анализа и оценки полученной информации и умения принимать правильные решения.

Работа с группой риска заключается в определении групп риска и оказании адекватной помощи в преодолении проблем, которые могут привести к наркотической, алкогольной или табачной зависимости. Необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Школа обладает рядом возможностей для успешной реализации принципов профилактической работы. Например, возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением, влияние на уровень самооценки, свободный доступ к семье подростка для контроля ситуации, а также возможность привлечения специалистов по профилактике.

При оценке употребления наркотических веществ всегда необходимо проявлять тактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотиков могут травмировать психику и подтолкнуть к их реальному употреблению.

Профилактическая работа должна быть не только предупреждающей, но и активно направленной, а на этапе формирующейся зависимости обязательно комплексной с привлечением всех специалистов, работающих с детьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками. Целевыми задачами такой комплексной деятельности являются:

- разъединение групп, в которых практикуется постоянный прием наркотических и психотропных веществ;

- объединенная помощь детям социального педагога, школьного психолога, врача, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних в преодолении формирующейся зависимости и отклонений поведения;

- восстановление школьного статуса ребенка, бросившего прием наркотических и психотропных вещества с коррекцией возникших у него пробелов в обучении и воспитании.

В настоящее время в школах уделяется большое внимание наркологической проблеме среди молодёжи, МАОУ «СОШ №33 с УИОП» не является исключением. В коридорах шклолы поставлены стенды, содержащие информацию о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ, в частности, насвая, который приобретает всю большую популярность среди молодёжи. Также в рамках образовательной программы проходят классные часы, посвящённые актуальной на сегодняшний день теме здорового образа жизни. В сентябре учащиеся Старооскольского медицинского колледжа проводили лекцию для учеников и показывали фильм о вреде наркотиков и психотропных веществ. Вопросы, которые задавали обучающиеся студентам колледжа, были не формальными, а действительно насущными, в них звучали тревога и беспокойство за будущее детей, ведущих нездоровый образ жизни.

Формирование позитивного мышления

Необходимо формировать позитивный жизненный стиль, чтобы возрастала сопротивляемость к употреблению наркотических веществ, алкоголю как способу решения проблем.

Что же такое позитивное мышление? Позитивное мышление - это способность оценивать события и высказывать свое мнение о них с позиции того, что у человека есть, а не того, чего нет. Вспомните классический пример о стакане, в котором воды ровно наполовину. Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Работайте над собой, формируйте оптимистическое отношение к жизни, отвечайте: «Наполовину полон!»

Пессимист огорчается, а оптимист радуется. Получается, мы сами выбираем, как реагировать на то или иное событие. В любой ситуации человек может найти то, что его вдохновляет, либо то, что его угнетает. Главное, на что направлен фокус внимания: на позитив или негатив. Все зависит от способа мышления. Если преобладают позитивные мысли, то жизнь человека наполняется позитивными событиями. Ситуация: «Поздравьте меня! Я сломала каблук», сопровождаемая мыслью: «Значит, скоро новые туфли куплю», приведет к покупке новых туфель. Это доказывает, как позитивный настрой влияет на жизнь человека. То, что лучше мыслить позитивно, чем негативно, не новость. Об этом знают многие. Но одно дело - знать, а другое дело - так жить. Теперь поговорим о том, как можно наработать способность мыслить позитивно.

Существует несколько способов наработки способности позитивного жизненного стиля, например, можно вести дневник успеха.

Дневник успеха - тетрадь или блокнот, где вы ежедневно записываете свои достижения. Проблема некоторых людей в том, что они привыкли акцентировать свое внимание на том, чего они не сделали, что у них не получилось. Их так приучили, так воспитали. Задача дневника успеха - научиться делать акцент на том, что вы выполнили и чего достигли.

Второй способ - позитивные высказывания. Например: «Сегодня со мной произойдет нечто замечательное», «Сегодня самый лучший день в моей жизни», «Сегодня меня ожидает успех, счастье, благополучие». Эти выражения позволяют наполнить позитивной энергией любое событие вашей жизни. Таким образом, вы способствуете тому, чтобы это событие произошло наилучшим образом, даже если не знаете, что именно с вами должно произойти! Во всем, что нас окружает, есть и позитивное, и негативное одновременно. И лишь мы вправе выбрать ту или иную сторону жизни. Ад и рай существуют на Земле, и каждый сам выбирает, где ему жить. Кто как о мире думает, тот в таком мире и живет. Те, кто «западает» на негативные проявления жизни, чаще к себе притягивают негатив, те же, кто видит в мире позитивное, - притягивают к себе позитив.

Ожидайте от жизни самого лучшего и разрешите себе думать о том, что вы достойны всего самого лучшего. И тогда в вашу жизнь войдут позитивные перемены. «Сам себе психолог» - говорите вы себе, учитесь видеть в жизни прекрасное, - и ваша жизнь неожиданно быстро изменится.

Формируйте свой жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Можно назвать три основные жизненные задачи: работа, учеба (действие, которое полезно обществу), дружба и любовь. Работа или учеба создает удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба - выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Эти три задачи всегда взаимосвязаны.

Стремясь к тому, чтобы у вас были успехи в учебе, чтобы вас окружали друзья, вы сумеете противостоять всем невзгодам, будете получать удовлетворение от жизни, вас всегда защитят истинно любящие люди, которые не позволят попасть в беду.

Воспитание активного отношения к собственному здоровью

Конечно же, говоря о позитивном жизненном стиле, нельзя не сказать о том, что здоровый образ жизни также помогает оптимистически воспринимать свое существование. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях . О здоровье нужно заботиться с детства, но не все это делают. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

- образ жизни должен быть возрастным;

- образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

- образ жизни должен быть укрепляющим;

- образ жизни должен быть ритмичным;

- образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести:

- образ жизни должен быть эстетичным;

- образ жизни должен быть нравственным;

- образ жизни должен быть волевым;

- образ жизни должен быть самоограничительным (5).

Реализация этих принципов весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено прежде всего тем, что в нашем государстве пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, не встало на первое место в иерархии человеческих потребностей. И очевидно, что самым главным в реализации здоровья должен быть примат человеческой ценности (человек должен быть мерой вещей).

Составляющие здорового образа жизни

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

В то же время сложившаяся ситуация в современном мире не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам. Современная российская официальная образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Для воспитания здорового образа жизни необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни. Для выяснения этого во многих школах проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни.

Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

- плодотворный труд,

- рациональный режим труда и отдыха,

- искоренение вредных привычек,

- оптимальный двигательный режим,

- личную гигиену,

- закаливание,

- рациональное питание и т.п.

Итак, итак, здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья - кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности.

Особое внимание в настоящее время следует уделять формированию здорового образа жизни школьников. В частности, здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Мы выяснили, что на здоровее влияют многие факторы, среди которых выделяют следующие: правильное питание, здоровый сон, закаливание организма и другие.

Существенное значение для формирования здорового образа жизни детей имеет режим дня. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.

Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у обучающихся в образовательном процессе отношения к здоровью как главной человеческой ценности.

Решение этой задачи возможно при сочетанной работе по следующим направлениям:

- необходимо побуждать школьников к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи, культивировать своего рода «моду» на здоровье, другими словами, назрела острая необходимость в создании национальной программы, которая планируется и обеспечивается государством, чего пока нет;

- внедрять в образовательный процесс знания, направленные на формирования здорового образа жизни начиная с самого раннего возраста;

- самовоспитание личности - сотвори сам себя.

Заключение

Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье молодежи, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

В будущее нужно смотреть с надеждой, следует задуматься человечеству о самосохранении, ведь пагубные привычки направляют нас по ложному пути страданий и смерти, не избавляя от проблем, а лишь усугубляя их. Позитивный взгляд на окружающий мир, ведение здорового образа позволит проявиться каждому человеку как личности, самореализоваться, сделать свое существование достойным.

Список использованной литературы:

1. Горин А.Г. Курение и молодежь. - Киев, 1999.- 33c

2. Васильченко Е.А. Вред алкоголизма. - М., 2000.-53с

3. Еременко Е.С. О наркотиах - Минск, 1989.- 27с.

4. it-med.ru/library/n/narkomaniy.htm

5. ru.wikipedia.org






© 2010-2022