«Профориентационная работа классного руководителя» Психолого – педагогический семинар для педагогов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Профориентационная работа классного руководителя»

Психолого - педагогический семинар для педагогов

Цель семинара - повысить профессиональную компетентность классных руководителей школы, в направлении подготовки и проведения профориентационных мероприятий с учащимися

План семинара

  1. Возрастной аспект профориентационной работы классного руководителя.

  2. Особенности составления краткого плана мероприятия.

  3. Выбор форм проведения.

  4. Подведение итогов работы семинара

Ход семинара

1.Возрастной аспект профориентационной работы классного руководителя

Основанием для разработки сценария профориентационного мероприятия являются возрастные особенности учащихся, в частности, особенности профессионального самоопределения на конкретной возрастной стадии. Именно они определяют цель и задачи профориентационного мероприятия, обоснованность использования тех или иных форм и методов работы.

I. Этап развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий

Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет).

На этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

Поэтому очень важно создавать у ребенка максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, он мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

II. Этап профессионального самопознания

Ориентировочные границы этого этапа - 5-9 класс.

Освоенные представления о разнообразных профессиях необходимо как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что у них пока еще нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений, готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, в том числе в профессиональной сфере, обусловленная новой ведущей деятельностью - общением со сверстниками. Этот этап характеризуется направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14-16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

III. Этап профессионального самоопределения

На этом этапе завершается процесс становления профессионального самосознания. Данный этап характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии. Этот этап у большинства учащихся находит свое развитие и после школы.

2. Основы составления краткого плана мероприятия

В плане мероприятия целесообразно отразить следующие элементы:

  • тема;

  • краткая характеристика учащихся (количество, возраст);

  • цель и задачи;

  • структура с указанием последовательности этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

  • содержание материала;

  • формы, методы и приемы работы;

  • раздаточный материал и оборудование;

  • вид рефлексии (оценка мероприятия).

Единой для всех профориентационных мероприятий теме можно придать яркость, соответствующе назвав ее.

Примеры названий тематических классных часов:

  • «Калейдоскоп профессий»;

  • «Профессии вокруг нас»;

  • «Старт в профессию»;

  • «Ступеньки карьеры» и т.п.

Примеры названий тематических выставок (фотовыставок):

  • «Профессии наших родителей»;

  • «Профессии в лицах»;

  • «Профессии нашего города»;

  • «Умелые ручки» и т.п.

Примеры названий профориентационных экскурсий:

  • «Как рождаются вещи»;

  • «Путешествие в страну сладостей»;

  • «Островок детства»;

  • «Красота не требует жертв»;

  • «Чтобы время не остановилось»;

  • «Где у машины сердце»;

  • «Как рубашка в поле выросла»;

  • «Театр начинается с вешалки» и т.п.

Примеры названий тематических конкурсов, викторин, сочинений:

  • «Мои увлечения»;

  • «Когда я стану взрослым, я буду…»;

  • «Если бы я стал…»;

  • «Рисунок на асфальте»;

  • «Загадки на грядке»;

  • «Путешествие во времени (история профессии)»;

  • «Узнай профессию»;

  • «Экспедиция в мир профессий» и т.п.

Примеры названий тематических общешкольных мероприятий:

  • «Перекресток семи дорог, вот и я!»;

  • «Профессиональная Вселенная»;

  • «Мы с профессией вдвоем замечательно живем!»;

  • «Выбор профессии - путевка в жизнь»;

  • «Трудом велик и славен человек!»;

  • «Операция «Субботник» и т.п.

Название темы мероприятия способствует и более эмоциональному восприятию содержания, и его большей запоминаемости.

В кратком плане должны быть отражены и все организационные моменты, и все виды деятельности участников. Это делается для того, чтобы сценарий был «воспроизводимым», ведь он может понадобиться и через несколько лет, для следующего потока учащихся. В таком случае нужно будет только внести в него некоторые корректировки, а не вспоминать, что там имелось в виду.

Краткий план занятия является основой для описания хода мероприятия. На этом этапе подробнейшим образом описывается, кто что будет делать и говорить, чтобы в течение мероприятия не тратить время на формулирование своих мыслей и подбор логических переходов между тематическими блоками

3. Выбор форм проведения

При выборе форм и методов проведения профориентационного мероприятия важно не отклоняться от общей цели профориентационной работы - подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

В этом случае наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся будет являться профессиональное просвещение - сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п.

Поэтому выбранные формы и методы должны способствовать доходчивому, достоверному и наглядному информированию учащихся о мире профессий и специальностей, обеспечивать тем самым информационную поддержку процесса самоопределения.

В профориентационной дидактике имеется широкий диапазон форм и методов работы. Классификация их по разным основаниям не является задачей пособия. В данном случае приводится перечень мероприятий профориентационного характера в единстве форм и методов.

Мероприятия профориентационной работы:

  • дни открытых дверей;

  • ярмарки профессий;

  • профориентационные экскурсии (на предприятия, в фирмы, организации, в учреждения довузовского профессионального образования, в учреждения высшего профессионального образования);

  • тематические классные часы;

  • тематические родительские собрания;

  • встречи со специалистами различных профессий и работодателями;

  • уроки профориентации;

  • профориентационные тренинги;

  • предметные недели;

  • недели прикладного творчества;

  • ярмарки - выставки творческих работ, выступления художественной самодеятельности;

  • деловые игры, конкурсы, викторины, спортивные мероприятия;

  • конкурсы рисунков, сочинений;

  • беседы (справочно-информационные, профориентационно - профилактические, профдиагностические);

  • профессиональные пробы;

  • трудоустройство учащихся в каникулярное время;

  • субботники, генеральные уборки, трудовые десанты;

  • летний лагерь труда и отдыха;

а также такие направления работы, как:

  • профессиональная диагностика;

  • индивидуальные и групповые консультации профориентационного характера;

  • работа школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, факультативов и предметных кружков;

  • работа профориентационного клуба;

  • научно-исследовательская работа учащихся;

  • работа сайтов учреждений профессионального образования;

  • создание/применение мультимедийных презентаций, видеороликов, учебных фильмов, компьютерных информационно-справочных систем;

  • публикация рекламных объявлений, имидж-статей об учебных заведениях в газетах и справочниках;

  • издание информационных материалов (буклеты, проспекты, информационные листки и т.п.);

  • оформление уголков профориентации.

Некоторые профориентационные мероприятия можно проводить в разной форме в зависимости от поставленной цели и возрастных особенностей учащихся. Например, профориентационно - профилактическая беседа возможна и в индивидуальной форме, и в форме классного часа, и в форме общешкольного мероприятия. На практике чаще всего используется групповая форма мероприятий (класс, учебная группа, подгруппа), реже индивидуальная и массовая.

4.Подведение итогов семинара.

- Обсуждение итогов в форме «Открытого микрофона».

- «Методическая копилка» педагоги обмениваются опытом работы в проведении мероприятий профессиональной направленности.

© 2010-2022