- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Профориентационная работа классного руководителя» Психолого – педагогический семинар для педагогов
«Профориентационная работа классного руководителя» Психолого – педагогический семинар для педагогов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дацунова С.А. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Профориентационная работа классного руководителя»
Психолого - педагогический семинар для педагогов
Цель семинара - повысить профессиональную компетентность классных руководителей школы, в направлении подготовки и проведения профориентационных мероприятий с учащимися
План семинара
-
Возрастной аспект профориентационной работы классного руководителя.
-
Особенности составления краткого плана мероприятия.
-
Выбор форм проведения.
-
Подведение итогов работы семинара
Ход семинара
1.Возрастной аспект профориентационной работы классного руководителя
Основанием для разработки сценария профориентационного мероприятия являются возрастные особенности учащихся, в частности, особенности профессионального самоопределения на конкретной возрастной стадии. Именно они определяют цель и задачи профориентационного мероприятия, обоснованность использования тех или иных форм и методов работы.
I. Этап развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий
Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет).
На этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий.
Поэтому очень важно создавать у ребенка максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, он мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
II. Этап профессионального самопознания
Ориентировочные границы этого этапа - 5-9 класс.
Освоенные представления о разнообразных профессиях необходимо как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что у них пока еще нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений, готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, в том числе в профессиональной сфере, обусловленная новой ведущей деятельностью - общением со сверстниками. Этот этап характеризуется направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14-16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.
III. Этап профессионального самоопределения
На этом этапе завершается процесс становления профессионального самосознания. Данный этап характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии. Этот этап у большинства учащихся находит свое развитие и после школы.
2. Основы составления краткого плана мероприятия
В плане мероприятия целесообразно отразить следующие элементы:
-
тема;
-
краткая характеристика учащихся (количество, возраст);
-
цель и задачи;
-
структура с указанием последовательности этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
-
содержание материала;
-
формы, методы и приемы работы;
-
раздаточный материал и оборудование;
-
вид рефлексии (оценка мероприятия).
Единой для всех профориентационных мероприятий теме можно придать яркость, соответствующе назвав ее.
Примеры названий тематических классных часов:
-
«Калейдоскоп профессий»;
-
«Профессии вокруг нас»;
-
«Старт в профессию»;
-
«Ступеньки карьеры» и т.п.
Примеры названий тематических выставок (фотовыставок):
-
«Профессии наших родителей»;
-
«Профессии в лицах»;
-
«Профессии нашего города»;
-
«Умелые ручки» и т.п.
Примеры названий профориентационных экскурсий:
-
«Как рождаются вещи»;
-
«Путешествие в страну сладостей»;
-
«Островок детства»;
-
«Красота не требует жертв»;
-
«Чтобы время не остановилось»;
-
«Где у машины сердце»;
-
«Как рубашка в поле выросла»;
-
«Театр начинается с вешалки» и т.п.
Примеры названий тематических конкурсов, викторин, сочинений:
-
«Мои увлечения»;
-
«Когда я стану взрослым, я буду…»;
-
«Если бы я стал…»;
-
«Рисунок на асфальте»;
-
«Загадки на грядке»;
-
«Путешествие во времени (история профессии)»;
-
«Узнай профессию»;
-
«Экспедиция в мир профессий» и т.п.
Примеры названий тематических общешкольных мероприятий:
-
«Перекресток семи дорог, вот и я!»;
-
«Профессиональная Вселенная»;
-
«Мы с профессией вдвоем замечательно живем!»;
-
«Выбор профессии - путевка в жизнь»;
-
«Трудом велик и славен человек!»;
-
«Операция «Субботник» и т.п.
Название темы мероприятия способствует и более эмоциональному восприятию содержания, и его большей запоминаемости.
В кратком плане должны быть отражены и все организационные моменты, и все виды деятельности участников. Это делается для того, чтобы сценарий был «воспроизводимым», ведь он может понадобиться и через несколько лет, для следующего потока учащихся. В таком случае нужно будет только внести в него некоторые корректировки, а не вспоминать, что там имелось в виду.
Краткий план занятия является основой для описания хода мероприятия. На этом этапе подробнейшим образом описывается, кто что будет делать и говорить, чтобы в течение мероприятия не тратить время на формулирование своих мыслей и подбор логических переходов между тематическими блоками
3. Выбор форм проведения
При выборе форм и методов проведения профориентационного мероприятия важно не отклоняться от общей цели профориентационной работы - подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности.
В этом случае наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся будет являться профессиональное просвещение - сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п.
Поэтому выбранные формы и методы должны способствовать доходчивому, достоверному и наглядному информированию учащихся о мире профессий и специальностей, обеспечивать тем самым информационную поддержку процесса самоопределения.
В профориентационной дидактике имеется широкий диапазон форм и методов работы. Классификация их по разным основаниям не является задачей пособия. В данном случае приводится перечень мероприятий профориентационного характера в единстве форм и методов.
Мероприятия профориентационной работы:
-
дни открытых дверей;
-
ярмарки профессий;
-
профориентационные экскурсии (на предприятия, в фирмы, организации, в учреждения довузовского профессионального образования, в учреждения высшего профессионального образования);
-
тематические классные часы;
-
тематические родительские собрания;
-
встречи со специалистами различных профессий и работодателями;
-
уроки профориентации;
-
профориентационные тренинги;
-
предметные недели;
-
недели прикладного творчества;
-
ярмарки - выставки творческих работ, выступления художественной самодеятельности;
-
деловые игры, конкурсы, викторины, спортивные мероприятия;
-
конкурсы рисунков, сочинений;
-
беседы (справочно-информационные, профориентационно - профилактические, профдиагностические);
-
профессиональные пробы;
-
трудоустройство учащихся в каникулярное время;
-
субботники, генеральные уборки, трудовые десанты;
-
летний лагерь труда и отдыха;
а также такие направления работы, как:
-
профессиональная диагностика;
-
индивидуальные и групповые консультации профориентационного характера;
-
работа школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, факультативов и предметных кружков;
-
работа профориентационного клуба;
-
научно-исследовательская работа учащихся;
-
работа сайтов учреждений профессионального образования;
-
создание/применение мультимедийных презентаций, видеороликов, учебных фильмов, компьютерных информационно-справочных систем;
-
публикация рекламных объявлений, имидж-статей об учебных заведениях в газетах и справочниках;
-
издание информационных материалов (буклеты, проспекты, информационные листки и т.п.);
-
оформление уголков профориентации.
Некоторые профориентационные мероприятия можно проводить в разной форме в зависимости от поставленной цели и возрастных особенностей учащихся. Например, профориентационно - профилактическая беседа возможна и в индивидуальной форме, и в форме классного часа, и в форме общешкольного мероприятия. На практике чаще всего используется групповая форма мероприятий (класс, учебная группа, подгруппа), реже индивидуальная и массовая.
4.Подведение итогов семинара.
- Обсуждение итогов в форме «Открытого микрофона».
- «Методическая копилка» педагоги обмениваются опытом работы в проведении мероприятий профессиональной направленности.