Разработка мероприятия Возможности человеческой памяти

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности человеческой памяти

Цель: Сформировать у учащихся представление о возможностях человеческой памяти и приемах рационального запоминания.

Задачи:

1. Вооружение учащихся эвристической и практически значимой информацией о механизмах памяти.

2. Изучение приемов рационального запоминания.

3. Выявление школьниками собственных проблем, мешающих овладению указанными приемами.

Подготовительные мероприятия:

1. Сбор и обобщение информации по теме встречи.

2. Поиск тренинговых упражнений по развитию навыков рационального запоминания.

Оборудование:

- Страницы «устного» журнала, выполненные на листе ватмана, на каждом из них название логического этапа обсуждения (Приложение 1);

- Карточки с таблицами для определения уровня развития кратковременной памяти и перфокарты для заполнения (Приложение 2);

- Советы по развитию внимания (Приложение 3);

- Упражнение для развития внимания (Приложение 4);

- Вопросы интеллектуального марафона (Приложение 5);

- Раздаточный материал для тренинговых упражнений: бумага, фломастеры.

Продолжительность: 40 минут.

Форма проведения: Устный журнал с элементами тренинга.

Литература:

1. Проблемные классные часы. 8-9 классы / авт. - сост. Н.И. Билык, Я.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 127 с.

I. Организационный момент. (слайд1,2)

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Мы рады вас видеть на нашем открытом мероприятии. Сегодня мы расскажем вам о том, без чего была бы невозможна жизнь человека, она бы просто не имела смысла. Это память. Тема нашей сегодняшней встречи: «Возможности человеческой памяти» . Перед тем как продолжить путь к возможностям чел. Памяти, предлагаю вам разделится на 3 команды. Команды пожалуйста выберите капитанов и название команды. Пока команды совещаются представляю вам жюри:

Проходит наше мероприятии будет в форме устного журнала. Итак, представляю вам страницы:

II. Вступительное слово классного руководителя.

Случается слышать от вас: «У меня плохая память» или даже: «У меня нет памяти». Конечно, это преувеличение. Но представим на минуту человека, который и в самом деле утратил память. Чего бы он тем самым лишился? Решительно всего! Предположим, потеря памяти произошла на улице, когда он шел в школу. Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как его зовут, где живет. Забыл бы родной язык и не сказал бы ни слова. Более того, не смог бы сделать ни одного движения, шагу ступить, руку протянуть за стаканом воды, так как исчезла бы память на движения, навыки и умения, выработанные с детства, прошлое бы для него больше не существовало. Но и настоящее у лишенного памяти столь же бесперспективно - он ничего не может запомнить, ничему не способен научиться.

Конкурс «Без памяти» (предлагаю вам сочинить продолжение истории о человеке, который потерял память)

III. Проведение мероприятия.

-А в чем помогает хорошая память?

-Да, сокращает время на подготовку уроков и открывает огромные возможности для нового познания. Итак, мы сегодня поговорим о возможностях человеческой памяти.

Открываем первую страницу устного журнала.

Страница 1. «Не чудо ли память человеческая!»

Память связывает нас с прошлым, позволяет ориентироваться в настоящем, заглядывать в будущее. Что мы знаем о памяти?

1. С детства ребенку говорят: «Вспоминай, думай головой». А где находится наша память?

В древности высказывалось предположение, что процессы запоминания осуществляются в печени. Затем люди пришли к выводу, что памятные сведения оседают в костях черепа. Древнегреческий философ Сократ полагал, что в голове существует некая восковая табличка, на которой записывается вся необходимая информация. Сегодня известно, что за кратковременную память отвечает кора головного мозга, а за долговременную - гиппокамп.

2. Ученые считают, что нейроны, число которых с возрастом уменьшается, способны ухудшить качество работы нашего мозга и нервной системы. Значит ухудшение памяти предопределено? Не совсем так. С учетом многочисленных связей, которые существуют в головном мозге, потерю нейронов с возрастом можно сравнить с потерей некоторого количества волос после мытья головы. Важно то, как будут работать оставшиеся нейроны.

3. Еще в начале прошлого века считалось, что человек появляется на свет с мозгом, чистым, как лист бумаги. Современные исследования показывают, что память эмбриона формируется уже через двадцать недель после зачатия.

4. Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Разница лишь в том, что она пока не развита.

5. Согласно последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей.

6. Профессия оказывает влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам - заучиванию текстов), ученых (усиленно работают все отделы мозга) и пчеловодов (если они употребляют продукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).(слайд 3)

7. Феномен «дежавю» - когда мы помним нечто из «не нашей» прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: «это уже было», - связан с так называемой генетической памятью. Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету.

8. Считается, что, соблюдая диету, мы «очищаем организм», улучшаем его возможности. Ученые выяснили, что однообразная, скудная пища не способствует быстрой работе памяти.

9. Исследования показывают, что употребление алкоголя приводит к ухудшению памяти, особенно на лица.

10. Американские ученые в опытах на мышах доказали, что чем быстрее животные забывают старую и ненужную информацию, тем лучше воспринимают новую.

11. У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра, а у сов - с 8 до 12 вечера.

КЛ. РУК.:Если душа так уж жаждет чуда, то вовсе не обязательно искать в Гималаях встречи со снежным человеком или бороздить воды Бермудского треугольника. Область чудесного лежит гораздо ближе. Величайшее чудо на свете - человеческий мозг с его невероятными ресурсами, и среди них - возможность сохранять в памяти виденное и слышанное и в случае необходимости вызывать это снова и снова. Память человеческая - двери, распахнутые в прошлое человека, вчерашнее и далекое, сохранившееся в сознании и полустертое. Наша память - загадка и для нас самих: почему мы одно помним, а другое забываем; почему, казалось бы пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти. Почему беглый взгляд на человека вызывают мысли о ком-то другом, на него ничуть не похожем?

Установлено, что память слагается из трех процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение, среди которых определяющим является запоминание. (слайд 4)Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические. Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания - повторении. (слайд 5)Повторение известно с древности. Давно бытует крылатое выражение: «Повторение - мать учения». Действительно, процесс обучения насыщен приемами повторения. Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе личности. Запоминает не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.

Повторение - самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила:

1) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;(сл 6)

2) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;(сл 7)

3) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%). (сл 8)

Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для записи, значительно быстрее забывают его в сравнении с теми, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить навсегда». Особое значение имеет здесь важность материала. Если человек ясно сознает, что запоминаемый материал ему нужен, то установка на прочное запоминание формируется легко и свободно. Отсюда следует вывод: запоминаемая информация должна классифицироваться по степени важности.

Известно, что память у всех различна. Это связано с индивидуально-психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. (сл 9)

На основании исследований психологов и обобщения жизненного опыта можно сказать, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Самое благотворное влияние на развитие памяти имеет изучение иностранных языков.

ПАМЯТЬ - ЭТО ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ (сл.10)

а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;
б) сохранение в памяти того, что было запомнено;
в) воспроизведение запомненного;
г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте.

Выделяют ВИДЫ ПАМЯТИ: НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ (сл 11)

проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая

выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.

Двигательная

зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом

Эмоцинальная

это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.

Кратковременная память (сл.12)удерживает информацию в виде неполного отражения событий. Это происходит, например, при взгляде на скопление каких-либо объектов, лиц, цифровых знаков и т. д.

Долговременая: служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Считают, что экспериментальная психология занимается в основном проблемами введения материала в долговременную память, его хранения и воспроизведения. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.

Я предлагаю вам проверить свою так называемую «кратковременную» память. Она связана с тем, что для человека в данное время важно. И если у этого человека есть дела важнее, то результаты могут быть более чем скромными. Сейчас я раздам вам небольшие карточки с таблицами, состоящими из 12 пустых квадратов. На доске - такая же таблица, но заполненная цифрами (они пока закрыты для обозрения). Сейчас я открою таблицу с цифрами на 3 секунды. Вы постарайтесь запомнить как можно большее количество чисел. Пусть вас не смущает, что вы, возможно, не сможете воспроизвести все, это нормально. Итак, внимание, начали! (слайд 13)

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

94

52

А теперь оцените результат (причем, его не надо обсуждать ни с кем, он только ваш). Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала Средний уровень - 6-7 единиц.

Успешность запоминания во многом зависит от сосредоточенности внимания человека. Недаром говорят: «Внимание - резец памяти: чем он острее, тем глубже следы». Одной из причин того, что человек забыл какие-то факты, слова или мысли, является невнимательность к ним в момент, когда он их воспринимал, говорил о них или думал, Дефект памяти на поверку оказывается дефектом внимания.

Предлагаю вам сосредоточиться на таблице, в ней - советы по развитию внимания: (слайд 14)

Свойства

Совет по развитию каждого свойства внимания

Объем

Не перегружать внимание во время занятий большим количеством предметов на столе.

Устойчивость

Работа «блоками»: 20-3О минут занятий и короткий перерыв.

Переключаемость

Разнообразить виды деятельности.

Распределяемость

Тренировка; одновременно говорить и писать.

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером.

Конкурс «Самый памятный»

Сейчас я открою на доске десять картинок (варианты: геометрические фигуры, цифры, буквы, символы), расположенных в определенном порядке. У вас на столах такие же, но лежат они в произвольном порядке, и работать вы будете в парах. Я на 10 секунд открываю скрытый пока на доске ряд, после чего снова закрываю. Ваша задача воспроизвести в той же последовательности, увеличивая число картинок, вы можете усложнять задачу, выполняя ее дома (Выполнение упражнения и возвращение к данному упражнению, чтобы проверить результат работы в парах).

Страница 2. Память и талант. ( слайд 15)

«Это интересно!»

По свидетельству современников, полководцы Ю. Цезарь и А. Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат - до 30 тысяч человек!

Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Великий врач, философ и математик Ибн Сина (Авиценна) в юности провел несколько лет, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. Когда через несколько лет во время войны она сгорела, ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочитать только 10 тысяч томов и кроме них ничего не сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь 40 писцов и каждому стал диктовать текст погибшей книги. Так были восстановлены бесценные сокровища библиотеки.(слайд 16)

Немало примеров уникальной памяти встречалось и в наши дни. Физик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Потрясающей кратковременной, точнее оперативной, памятью обладают некоторые люди, их называют чудо-счетчиками. Так, инженер Нижнего Новгорода И. Шелушков производил в течение нескольких секунд головокружительные операции с огромными числами и мог, прослушав стихотворение, сразу назвать количество букв, из которых оно состоит.

Предполагает ли талант наличие необычайной памяти? Вовсе нет. Среди великих встречались люди со слабой памятью, например, физик Майкл Фарадей не мог обойтись без записей и заметок.

И наоборот, многие люди с уникальными возможностями памяти во всех остальных отношениях ничем особенным вовсе не отличались.

Казино всего мира письменно запретили англичанину Доминику О'Брайену посещать их: он, помня, какие карты остались в колоде, резко увеличивает ставку и срывает банк, поскольку обладает уникально развитой памятью. Кроме того, Доминик за час запоминает до 300 иностранных слов, а через 2-3 дня читал на новом языке. Чемпионат мира по памяти 1994 года включал соревнования по запоминанию иностранных слов, и Доминик стал победителем: за пятнадцать минут -152 слова на китайском языке.

Особенно полезна память на телефонные номера. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Неплохо для девушки, провалившейся на школьном экзамене по математике! Ей звонит местная служба спасения, когда необходима срочная информация. Правда, номер своего телефона Паула не помнит, она записала его на бумажке и постоянно носит в сумочке.

Конкурс «Кто больше»

Страница 3. В чем возможности памяти?

«Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок», - остроумно заметил кто-то из великих. Конечно, долгая и непрерывная умственная работа вызывает переутомление, но прежде всего потому, что мы не умеем использовать свои ресурсы. Ученые доказали, что человеческий мозг способен вместить примерно десять в двадцатой степени единиц информации. Это означает, что каждый из нас способен усвоить информацию, держащуюся в миллионах томах Российской государственной библиотеке. Психологи давно установили некоторые закономерности, влияющие на успешность запоминания.

Во-первых, психологи говорят, что настоящая «мать учения» не повторение, а применение. Лучше два раза прочесть текст и два раза его воспроизвести, чем читать без воспроизведения восемь раз.

Во-вторых, информацию важно сделать интересной. Если материал скучный, а запомнить его все-таки нужно, на выручку может прийти остроумие. Например, можно нарисовать комические иллюстрации к описанию химических реакций, теорему облечь в стихотворную форму.

В-третьих, помните об «эффекте края». Психологи утверждают, что в памяти оседают обычно начало и конец информации, а середина выпадает. Не случайно, на концерте в более выгодном положении оказываются те исполнители, которые открывают программу или выступают последними. Понятно также, почему в споре все участники стремятся оставить за собой последнее слово.

Доказано, что влияет на запоминание:

- Наложение сходного по форме и содержанию материала. Вот почему при подготовке домашнего задания следует чередовать точные и гуманитарные предметы: между математикой и физикой учить литературу, после химии браться за историю;

- Наличие установки. В одном эксперименте учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверку первого назначили на следующий день, а второй просили запомнить надолго. В действительности «экзамен» на воспроизведение провели через месяц. Оказалось, что вторая история запомнилась значительно лучше, чем первая. Значит если создать установку: «этот материал я запомню на всю жизнь, он мне потребуется не только для ответа завтра на уроке, но и в дальнейшем», резко возрастет вероятность сохранить информацию в памяти на длительный срок.

Конкурс «Кто быстрее»

Страница 4. Учимся запоминать.

Я, вероятно, очень удивлю вас, если скажу, что при необходимости быстро освоить большой объем сведений может быть полезна «шпаргалка». Однако ею надо уметь пользоваться. Она строится как опорный конспект или тезисный план. В нее вносятся основные пункты ответа, примеры, а также то, что легко забыть, например, даты или исключения. Утром, перед экзаменом ее можно просмотреть для успокоения нервов, а потом оставить за дверью аудитории. Если шпаргалка хорошо составлена, она уже не понадобится - все и так вспомнится.

И именно сейчас мы с вами воспользуемся этим приемом. Сейчас вам будет предложен текст, который называется «Как правильно запоминать»:

«Лучший способ запомнить - понять, прочувствовать. Известно, список из двадцати случайных слов запоминается хуже, чем связный текст такого же числа слов. Поэтому нужно использовать все возможности, чтобы запоминаемый материал воспринимался осмысленно и вызывал интерес.

Порой в учебнике недостаточно материала для размышления, все дается как единственно возможная точка зрения. В таком случае эффективен ход «двух учебников». Берутся два пособия разных авторов на одну и ту тему и просто читаются друг за другом. Разница в изложении, в оценке фактов создает интригу, материал запоминается в этом случае сам собой.

Приступая к изучению темы, не следует сразу читать учебник. Лучше сначала вспомнить все, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками. Например, нет смысла читать стихотворение десять раз, а потом ругать себя за плохую память. Лучше прочесть один раз, чтобы ознакомиться. Потом второй, стараясь ярко представить, прочувствовать то, о чем говорит поэт, отметить самые выразительные строки. А потом закрыть книгу и повторить, не смущаясь заминок и пропусков. Снова прочесть, обращая внимание на то, что не вспомнилось в первый раз, и еще раз рассказать. При необходимо повторить. Этим способом человек с обычной памятью может выучить стихотворение за 20 минут. А если он еще расскажет его вслух, спустя несколько часов и на следующий день, то, без сомнения, запомнит надолго.

Психологи выяснили, что есть «критические» моменты, после которых процент оставшейся в памяти информации резко падает. Так, через несколько минут забывается примерно четверть, через несколько часов - половина, через сутки около ¾ % информации. Если именно в это время повторять заученное, потеря будет значительно меньше. При подготовке к экзаменам действовать нужно так: прочитав главу, повторить основное и трудное для запоминания и изложения. Закончив блок из нескольких вопросов, повторить самое важное из того, что было прочитано за последние полдня. На следующий день начать занятие с того, что вспомнить пройденное накануне.

А как быть с тем, что все-таки придется зазубрить: даты, имена, цифры, слова-исключения. Для облегчения этой не очень приятной работы издавна существуют особые приемы, называемые мнемоническими. Суть их в том, что заучивание с помощью каких-то уловок превращается в осмысленное. Некоторые такие «запоминалки» хорошо известны. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Очередность цветов спектра соответствует начальным буквам каждого слова в этой фразе. Фраза: «Что я знаю о кругах». Число бука в каждом слове этой фразы соответствует цифре в числовом выражении значения «пи» -3, 1416...

Полезно опосредованное запоминание. К нему следует прибегнуть, когда речь идет об исторических датах. Можно выучить несколько опорных, самых важных, а все остальные отсчитывать от них: через год после, за пять лет до и т.д.

Наша память лучше хранит текст. Удачные рифмовки вроде: «Кое-либо-что-нибудь - про дефис ты не забудь!» передаются у школьников из поколения в поколение.

Удобный способ запомнить что-либо - привлечь воображение. Этот способ подходит и для работы со словами исключениями: можно сочинить с ними истории или мысленно нарисовать картину, например, «Ростовщик Ростислав из Ростова заботливо поливает росток, на котором вместо листьев - зеленые доллары»

Приемов рационального запоминания много. Не ленись, испытай, насколько они эффективны именно для тебя».

Пока жюри подводит итоги конкурсов мы открываем 5 страницу журнала

Страница 5. Тренировка памяти.

Возможности человеческой памяти поистине безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, постоянно совершенствуя себя, делая усилия над собой. Это непросто, но как начинаешь себя уважать, когда преодолеешь свою лень, пассивность, равнодушие! Вот из таких маленьких побед и складывается характер.

А сейчас еще несколько примеров тренировки памяти.

Успешность заучивания зависит от использования рациональных (разумных) приемов, без которых человеку приходится затрачивать лишнее время и силы на запоминание. Приведем простой пример. Давайте попробуем запомнить ряд цифр.

Первый ряд: 9 5 3 4 2 8 1 (всего 7 цифр).

Повторив цифры про себя, вы, наверняка запомните их и через несколько минут воспроизведете. Тогда прибавим еще 3 цифры.

Второй ряд: 5 8 2 7 0 0 9 2 3 6 (всего 10 цифр).

С некоторыми затруднениями вы, может быть, справитесь и с этим заданием. Тогда предложу вам запомнить еще больший ряд цифр.

Третий ряд: 1 4 4 1 2 1 1 0 0 8 1 6 4 4 9 3 6 2 5 1 6 9 4 1 (всего24 цифры).

Эта последняя задача, по всей вероятности, покажется вам невыполнимой. Между тем, запомнить и воспроизвести эти 24 цифры легче, чем предыдущие 10. Секрет в том, что для заучивания второго ряда приходится использовать только механическое запоминание (цифры эти между собой не связаны логически), а для третьего ряда может быть применено смысловое запоминание (цифры этого ряда представляют собой написанные подряд квадраты чисел от 12 до 1).

Если надо запомнить какой-то список (будь то города или реки по географии, особые слова в правописании, даже расположение войск в какой-то битве), надо обязательно этот список перетасовать по-своему не так, как в учебнике, не так, как продиктовал учитель, а в ином своем порядке. Например, в списке иностранных слов можно поделить эти слова даже просто по величине: короткие, средние длинные слова... Но главное - чтобы запоминающий сам подумал, как лучше поделить слова, как ему кажется удобным

IV. Подведение итогов.

Мы завершаем встречу, спасибо за внимание!









© 2010-2022