Проект Волшебные слова

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

казанчева м.я.

учитель начальных классов высшей категории,

сургутская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

кузьминых л.д.

учитель-дефектолог первой категории,

сургутская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

проект «волшебные слова»

Школа - главный помощник в становлении личности ребёнка. Маленький человек попадает в мир, где его окружают педагоги, одноклассники, друзья, дети, просто люди. Здесь он учится, отдыхает, участвует в различных мероприятиях и получает значительный запас знаний и умений, зачатки которого, потом пронесёт через всю жизнь. В процессе общения люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры общения ребёнка. И, как показывает опрос родителей, они стараются привить важнейшие навыки культуры общения, обращаясь к книгам, своему опыту, опыту своих предков. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость, недостаточность знаний в вопросах формирования уровня речевого этикета. Как трактует словарь русского языка (С.И. Ожегов): «Речевой этикет - это совокупность всех речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях». Этикету нужно учиться: как говорить, как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться, как общаться с детьми и взрослыми. В наше время остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Дети перестали употреблять в речи вежливые слова: «здравствуйте», «добрый день», «благодарю», «спасибо», «до свидания». Соблюдение этических норм речевого поведения, заключается в типовых жизненных ситуациях: обращение друг к другу, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, утешение, поздравление. Иными словами, от того как дети ведут себя по отношению друг к другу зависит общий показатель уровня воспитанности детского коллектива школы. Анализ тематического планирования классных часов в 1-9 классах показал, что работа по формированию у обучающихся правил речевого общения проводится недостаточно. Чтобы убедиться в злободневности темы, мы провели социологический опрос среди обучающихся 1-9 классов, которые отвечали на вопросы анкеты (в зависимости от возрастного состава класса педагоги комментировали вопрос). В опросе приняло участие 110 учеников (из них 30 детей 1-4 классы, 80 детей 5-9 классы). Анкета включала пять вопросов: нужны ли нам вежливые слова, всегда ли ты используешь в речи вежливые слова, обижает ли тебя то, что сверстники не говорят тебе вежливые слова (при встрече, за хорошие поступки и т.д.), допустима ли ненормативная лексика (использование в речи «сорных» слов), хочешь ли ты знать больше вежливых слов, - варианты ответа: «да», «нет», «не знаю».

Проведенный опрос показал, что чем старше возраст обучающихся, тем меньше ученики задумываются о культуре общения, меньше знают вежливых слов, допускают использование в речи нецензурной лексики. Обучающиеся 1-4 классов в большинстве своем знают «волшебные» слова, но при этом не всегда их используют по отношению к окружающим. Мы убедились, что речевому этикету нужно учить. Этот проект получил свою актуальность и необходимость для разработки.

Таким образом, проблема сохранения культуры речевого общения для школы, действительно, остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта, целью которого является создание условий для формирования у обучающихся поведения, соответствующего правилам речевого общения через активизацию деятельности классных руководителей.

Задачами проекта являются: обеспечение классных руководителей дидактическим и методическим материалом для проведения классных часов, классных собраний по теме «Вежливость», приобщение учащихся в совместную деятельность по реализации проекта посредством участия в классных часах, внеклассных мероприятиях, оформлении стенда «Стена комплиментов» в период с января 2012 года по апрель 2012 года, разработка альманаха «Волшебные слова» до мая 2012 года.

В качестве проектной идеи следует обозначить создание в школе специальных условий, где школьники будут учиться использовать в речи вежливые слова.

Ценностями проекта являются организованная система работы с детьми и взаимодействия педагогов школы, а также сотрудничество семьи и школы в рамках программы «Духовно-нравственного воспитания» в контексте Программы развития школы.

Новизна разработки проекта: заключается в создании в школе специальной среды, обеспечивающей сотворчество коллектива учащихся школы и педагогов. Это позволит включить максимальное количество учащихся; осуществить связь школы с жизнью, с личным опытом каждого ребенка; стимулировать инициативу, самостоятельность, ответственность обучающихся за выполняемые поручения, как самые востребованные качества личности в условиях современного общества; обогатить учащихся опытом знаниями о речевом этикете как показатели культуры общения; проявить учащимся и педагогам лидерские и творческие качества в оформлении карманного словарика «Азбука вежливости», стенда «Стена комплимента»; классным руководителям разнообразить формы проведения классных часов.

Выделим этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (октябрь 2011 года - январь 2012 года), данный этап включает в себя изучение методической литературы, разработку проекта, знакомство субъектов образовательного учреждения (педагогов, обучающихся) с механизмом реализации проекта.

II этап - основной (практический) (январь 2012 года - апрель 2012 года), данный этап включает в себя подбор методического и демонстрационного материала для реализации проекта (презентации, видеофильмы, электронные пособия), проведение классных и внеклассных мероприятий, оформление стенда «Стена комплимента», разработку папки методического материала, рекомендаций по работе с классным коллективом - альманах «Волшебные слова», разработку карманного словарика с формулами речевого общения для каждого класса.

III этап - заключительный (май 2012 года), подведение итогов.

Далее обозначим ресурсное обеспечение проекта: кадровое обеспечение (классные руководители, библиотекарь, воспитатели ГПД), методическое обеспечение (анкеты для детей, сценарии совместных мероприятий, книжный фонд библиотеки электронные пособия для классного руководителя (презентации, видеофильмы), материально-техническое обеспечение (классные аудитории, компьютерный класс, теле-радио-мультимедийная аппаратура,принтер, канцелярские товары.

Рассмотрим механизм реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответств-е

Партнеры

Обсуждение актуальности проблемы

октябрь 2011 г.

Создание творческой группы

Кузьминых Л.Д.

Зам.дир-по НМР

Посохова Е.И

Методические консультации для участников проекта.

октябрь

- январь 2012 г.

Внесение корректив

уточнение

Кузьминых Л.Д.

Зам.дир по НМР

Посохова Е.И.

Изучение методической литературой по избранной теме и теоретическое осмысление материала.

октябрь-ноябрь

2011 г.

Методическая копилка

Творческая группа

Педагоги, зам.дир. по НМР

Разработка вопросов анкеты для обучающихся 1-9 классов

октябрь, апрель

2012 г.

Анкета для учащихся

1-9 классов

Диаграммы

Творческая группа

Классные

руководители

Подбор разработок классных часов и бесед по теме

« Вежливость»

ноябрь-

декабрь 2011 г.

Методические разработки

Творческая группа

Педагоги

Создание теоретической части проекта. Составление графика мероприятий по реализации проекта

до 20.01.2012 г.

Воспитательный проект

Творческая группа

Зам.дир по НМР

Посохова Е.И

Прогнозирование этапов реализации проекта.

январь

2012 г.

График реализации проекта

Творческая группа

Зам.дир.

по НМР

Посохова Е.И

2. Практический этап

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

Партнеры

Ресурсы

Провести классные часы для учащихся 1-9 классов

январь-март

2012 г.

Разработки классных часов

Творческая

группа

Классные руководители

Методические разработки

Ресурсы Сети-Интернет

Торжественный старт проекта.

(знакомство с проектом, планом действий, вручение папок «Азбука вежливости»)

27.01.

2012 г.

Карманный словарик

«Азбука вежливости

Творческая группа агидбригада из состава школьников-старшеклассников

Педагоги

Составление сметы расходов для успешной реализации проекта

январь 2012 г.

Смета расходов

Администрация

Средства ОУ

Выставка детской литературы в библиотеке школы

февраль

2012 г.

Выставка

книг

Библиотекарь школы

Латыпова Г.А.

Средства ОУ

Анализ трудностей и достижений в работе

апрель 2012 г.

Анализ реализации

Проекта

Творческая

группа

Педагоги

Оформление «Стены комплиментов»

(стенгазеты, рисунки)

март 2012 г.

стенд «Стена комплиментов»

Творческая

группа

Классные руководители

Средства ОУ

3. Заключительный этап

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

Партнеры

Общешкольная линейка

апрель

2012 г.

Подведение итогов, вручение призов, грамот за участие в проекте

Творческая группа

Администрация

Отчет по реализации проекта на заседании МО классных руководителей

май 2012 г.

Анализ проделанной работы прогнозирование, принятие решения

Кузьминых Л.Д.

Педагоги

Проанализировать трудности, внести изменения и дополнения.

май 2012 г.

Предложения о внесении корректировки в планы воспитательной работы школы на 2012-2013 уч.год

Творческая группа

Администрация

Следует отметить, эффективность проекта определяется в изучении обучающимися правил речевого этикета. Дети получат знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом. Это является ожидаемым результатом реализации проекта.

Прогноз продуктивности проекта предполагает следующее:

  • Альманах «Волшебные слова» (методический материал для проведения классных часов, классных собраний, бесед);

  • Копилка презентаций и видеофильмов по теме «Вежливость»;

  • Карманный словарик «Азбука вежливости» (для каждого класса);

  • Стенд «Стена комплиментов».

Риски при реализации проекта:


№ п/п

Возможные негативные последствия

Способы преодоления негативных последствий

Сопротивление педагогов непонимание необходимости целенаправленной работы по представленной проблеме

Консультации, общие праздники, осуществление контроля за реализацией проекта.

    Однообразие формы работы с классным коллективом

    Смена форм деятельности, подведение промежуточных результатов

      Психофизические особенности учащихся, низкая культура обучающихся и родителей не позволят получить быстрый положительный результат.

      Отслеживать деятельность каждого ребенка, если нужно, сопровождать процесс чтения нуждающегося в помощи ученика, приобщить родителей, классных руководителей.





      6

      © 2010-2022