Классный час «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!»

Классный  час «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» способствует формированию гражданской позиции студентов, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям. Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям, как патриотизм.Педагогическая ценность также в том, что ребята получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!»Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ «АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Методическая разработка классного часа

На тему: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!»

Подготовил классный

руководитель группы « В-11»

Малахова Ирина Владимировна

Рассмотрена и утверждена на

заседании методической комиссии

классных руководителей

Протокол №____________

От «__»_______________201_ г.

Председатель цикловой комиссии

/Маркина Е.Т/








Кирсанов 2014 г.

Оглавление

Аннотация стр. 3

Введение стр. 4

1. Общая характеристика внеклассного мероприятия стр. 5

2. Содержание мероприятия «Поэтом можешь ты не быть, а

гражданином быть обязан!» стр. 7

3. Заключение стр. 17

4. Список литературы стр. 18







Аннотация

Автором данной работы является Малахова Ирина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин.

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия на тему «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!». Она предназначена для учащихся первого или второго курса училищ и техникумов, а также учеников 10 - 11 классов общеобразовательных школ. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий.









Введение

Классный час «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» способствует формированию гражданской позиции студентов, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.

Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям студентов.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм.

Педагогическая ценность также в том, что ребята получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.

Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.

Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: 2 команды.

Мероприятие носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе, музыке.

Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.





1.Общая характеристика внеклассного мероприятия

Цели и задачи:

- ознакомить студентов с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России;

  1. -воспитывать чувство гордости за свою страну.

  2. -определить отношение каждого студента к позиции "быть гражданином";

  3. -затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям "Родина", "Отечество";

  4. -формирование у студентов гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;

  5. -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;

  6. -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;

Форма:

Коллективное творческое дело, работа в группах.

Технологии:

-личностно-ориентированная технология,

-информационно-коммуникативные технологии.

Оформление:

  1. Учебная доска с темой урока;

  2. Установка мультимедиа;

  3. Презентация к классному часу;

  4. Раздаточный материал;

  5. Рисунки студентов группы;

Предварительная работа:

1. Проведение социологического опроса среди студентов и преподавателей колледжа по теме классного часа.

2. Подбор сценария и музыкального оформления.

3.Создание рисунков.

4. Создание презентации к классному часу.

Предполагаемые результаты.

1. Понимание студентов актуальности вопросов патриотизма.

2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к государственным символам.

3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.

4. Сформированность навыков работы в команде.

5. Развитие у студентов умения формулировать задачи и находить пути их решения.







2. Содержание мероприятия «Поэтом можешь ты не быть, а

гражданином быть обязан!»

На экране проектора расположен слайд- эпиграф к уроку:

«Поэтом можешь ты не быть,…

НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»

Н.А. Некрасов.

Вступительное слово преподавателя:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

Игра «Камушки».

Ведущие раздают ребятам камушки и предлагает рассмотреть их.

Ведущий 1: Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?

Ведущий 2: Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.

Ведущий 1: Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.

Ведущий 2: Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

Ведущий 1: В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «гражданин»

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

  2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему

Стихотворение

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе - слесарь он,

В яслях - он родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришёл на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому - то сын и внук.

Для кого - то близкий друг.

Он мечтатель в дни весны,

Он защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

Ведущий 1: Ключевые слова «Гражданин своей страны»

Ведущий 2: Мы провели опрос среди студентов и преподавателей колледжа и задали вопрос « Кто же такой гражданин?», « Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин?»

Видео

Ведущий 1: - Ребёнок родился… И теперь малышу необходимо не только тепло, забота. Уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ.

Ведущий 2: Документ, подтверждающий, что родился гражданин.

Может вы знаете, как он называется? (Свидетельство о рождении)

Ведущий 1: Какой документ получают в 14 лет? (Паспорт)

Ведущий 2: Граждане, достигшие 14- летнего возраста и проживающие на территории Российского государства обязаны его получить.

Стихотворение

Окончательно ты вырвался
На простор с названьем «жизнь».
Если стукнуло четырнадцать,
Значит, взрослый ты мужик.
Значит, целиком и полностью
Отвечаешь за себя.
Не успеешь и опомниться -
В путь зовет тебя судьба.
А дорожки есть опасные,
И препятствия трудны,
Но теперь ты будешь с паспортом -
Гражданин своей страны.

Ведущий 1: Могу ли я к вам обратиться: Граждане России?

Ведущий 2: Какие ассоциации у вас со словом Россия?

Давайте их назовём на каждую букву этого слова.

Р - Родина, родная, русская, решительная.

О - особенная, одна, огромная.

С - сильная, славная.

С - смелая, свободная.

И - искусная, историческая.

Я - яркая, ясная, я.

Стихотворение

Я - гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я - гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина - Русь!

Выступление студента: Рассказ «Русь» С. Романовский,

Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!

Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

Ведущий 1: Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства.

Ведущий 2: И тогда такой человек может назвать себя: «Я - гражданин своей Родины».

Стихотворение

Леса, озёра, горы,

Бескрайние поля,

Смотрю на эти необъятные просторы

Кругом российская могучая земля.

И чувство гордости меня переполняет,

Что я страны великой гражданин.

Здесь первый в космос полетел Гагарин,

Свою поэму Пушкин сочинил,

А Менделеев сон увидел чудный,

Владимир Солнышко ту Русь крестил,

Князь Невский был правитель мудрый,

Царь Пётр под Полтавой победил,

Плечом к плечу стояли в Сталинградской битве

И над Рейхстагом знамя вознесли.

Россия, ты моя великая Отчизна!

Мы - дети героической страны!

Ведущий 2: У каждой страны есть свои символы. Что относится к государственным символам любой страны?

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины.

На столе перед вами пазлы, я прошу вас собрать картинку

Ведущий 1: Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной.

Ведущий 2: Слово «ГИМН» образовано от греческого «ГИМНОС», что означает «вдохновение, торжественная песня». Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, при вручении наград, при официальных встречах. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Ведущий 1: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.

Задание: разделить группу на 2 команды, которые должны как можно быстрее и правильнее сложить текст гимна России, разрезанный на полоски.

Гимн Российской Федерации.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена!

Славься, отечество, наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая богом родная земля!

Славься, отечество, наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, отечество, наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Стихотворение

Лазури ясной глубина

И солнца свет - горячий, нежный,

И чистота сугробов снежных

Слились в узоре полотна.

Три цвета - как судьба страны-

Моей Отчизны необъятной:

И мирных дней, и славы ратной,

Воспетых с древней старины.

Ты свят, как Родина моя!

В тебе - надежда, вера, сила,

И возрождение России,

И радость завтрашнего дня!

Ведущий 1: Необходимо из предложенных полосок составить государственный флаг Российской Федерации

Ведущий 1: Белый цвет - берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Ведущий 2: С 21 августа 1991 Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.

Ведущий 1: Трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I, каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет - святость, благородство, мир, чистота совести;

синий цвет - небо, верность, вера, правда;

красный цвет - власть, огонь, отвага.

В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом. В 1991 году произошло возвращение к триколору.

Ведущий 2: Флаг - полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Отношение ширины флага к длине 2:3.

22 августа - день государственного флага РФ.

Ведущий 1: Герб - символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

Ведущий 2: Герб был позаимствован у Византии, после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, в период создания единого централизованного государства, в 1497 году.

Стихотворение

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он - России дух свободный.

Ведущий 1: Герб - это отличительный знак. Он есть у всех государств. На нашем гербе мы видим золотого двуглавого орла. Две головы символизируют единство страны: одна как бы смотрит одновременно на запад и на восток. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - золотой шар с крестом наверху. Сегодня эти знаки напоминают о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змея. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на Российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла.

Ведущий 1: В целом герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Наш герб очень древний. Ему более 500 лет.

Ведущий 2: А где ещё можно увидеть герб?

Ответ: На паспорте, аттестате, свидетельстве о рождении, на почтовых марках, дипломе, наградах правительства и другом.

Ведущий 1: Отдавая почести символам государства, мы проявляем любовь к Родине гордость за принадлежность к гражданам России.

Ведущий 2: Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

Ведущий 1: У каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется?

На слайде из рассыпавшихся букв соберите слово:

ЯНСТИЦУТИО (конституция)

Стихотворение

Законы обществу нужны,
Чтоб защищать права, свободы,
И Конституция страны
Для этого дана народу.
Была она утверждена
Голосованием народным,
Чтобы Россия как страна
Была великой и свободной!

Ведущий 2: В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции.

Ведущий 1: В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

Ведущий 2: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

Ведущий 1: основные права граждан России

  • право на жизнь,

  • право на свободу,

  • право на образование,

  • право на труд

  • право на отдых,

  • право на личную неприкосновенность,

  • право избирать и быть избранным,

  • право на охрану здоровья и другие права.

Ведущий 2: Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории?

Ведущий 1:Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.

Ведущий 2: Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

Ответ: конечно же нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать.

Ведущий 1: Совершенно верно. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов (на экране слайд - портрет ) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

Ведущий 2: А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках:

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).

4. Какое право нарушает сказочный герой:

«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку»

5. Каким правом могут воспользоваться животные?

«Приходи к нему лечиться и корова и волчица. И жучок и червячок, и медведица…»

6. О каком праве идёт речь:

« Все работы хороши, выбирай на вкус!»

7. Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал?

8. Каким правом могут воспользоваться насекомые?

Как - то летом, на лужайке,

Господин Учитель Жук,

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

9. В какой сказке нарушено право героев на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка»)

10. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Ведущий 1: В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

основные обязанностям граждан России:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ;

  • уважать права и свободы других людей;

  • защищать Отечество;

  • платить налоги;

  • сохранять природу и окружающую среду;

  • заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;

  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Сценка

Ведущий 1: -А какова ваша главная обязанность?

Ответ: Хорошо учиться.

Ведущий 2: А для чего вам нужна учеба на данный момент?

Ответ: Для того, чтобы получить в будущем высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.







Слово классного руководителя

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Что он хотел этим сказать.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны всё чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждёт от нас страна.

И подымай, бездумью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

И может от одной твоей руки

Зависит всё, что будущим зовётся.

Растите достойными людьми!

До свидания!





3. Заключение















4. Список литературы

1. Антонов В. В. Изучаем права человека. - М: Вита-Пресс, 1996. - 31 с.

2. Андреева В. «Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., Локид:

МИФ, 2000.

3. 3олин П.М. «Герб, Гимн, Флаг и столица нашей Родины: Книга для

учащихся. - М., Просвещение, 1987.

4. Драхлер А. Б. Обществоведение. Граждановедение. (Вопросы к

олимпиаде). - М.: Владос-Пресс, 2001. - 192 с

5. Никитин А. Ф. Право и политика - М.: Просвещение, 2000. - 191 с.

Нормативно - правовая база

1. Всеобщая декларация о правах человека.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Конституция РФ с комментариями.

4. Письмо «Об организации воспитательной деятельности по

ознакомлению с историей и значением официальных

государственных символов Российской Федерации и их

популяризации» от 01.03.2002 года № 30-51-131/16.

© 2010-2022