Урок мужества Бесценные документы эпохи (для 8-9х классов)

 Нас вновь и вновь призывают забыть, как были забыты более 20 тысяч погибших в болотах под Новгородом, как забыты ставшие вдруг оккупантами солдаты Великой Отечественной в Прибалтийских странах. Забывать нельзя, забывать – значит предавать, предавать тех, кто в далеких сороковых, погибая, думал о нас, будущих поколениях. Великий поэт А. С. Пушкин говорил, что «уважение к памяти предков определяет духовное развитие человечества». Какие мы сейчас? Какие будем в будущем? Немаловажное значение имеет...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЕСЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЭПОХИ
(час мужества)

Цели:

1) Воспитание в учащихся чувства гордости за историческое прошлое своего народа, чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

2) Привитие чувства патриотизма к родному краю, городу, стране.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, запись песни Розенбаума и мелодии Шумана.

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня мы собрались с вами на урок мужества под названием «Бесценные документы эпохи». Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

Звучит песня А. Розенбаума «А может, не было войны?..» (1-й куплет).

Учитель. Скажите, ребята, о чем эта песня?

(Ответы детей.)

Учитель. Она о борьбе с беспамятством, ибо по меткому выражению:

Бессмертны павшие за свой народ,

Народ, забывший их, умрет!

А нас вновь и вновь призывают забыть, как были забыты более 20 тысяч погибших в болотах под Новгородом, как забыты ставшие вдруг оккупантами солдаты Великой Отечественной в Прибалтийских странах. Забывать нельзя, забывать - значит предавать, предавать тех, кто в далеких сороковых, погибая, думал о нас, будущих поколениях.

Великий поэт А. С. Пушкин говорил, что «уважение к памяти предков определяет духовное развитие человечества».

Какие мы сейчас? Какие будем в будущем? Немаловажное значение имеет то, как мы умеем помнить и ценить свое прошлое. С каждым днем все больше и больше редеют ряды ветеранов Великой Отечественной войны - живых свидетелей страшной войны. Настанет день, когда уйдет и последний ветеран из жизни. И тогда нам нести дальше их правду, их боль, их память. Как нести и что нести? Об этом наш разговор.

Учащийся. Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Они средь нас по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что павшие молчат.

Учащийся. Но сегодня мы постараемся услышать их голоса, их думы, которые все идут к нам через десятилетия. Эти голоса - это обращение к нам во фронтовых письмах, бесценных документах эпохи.

Учитель. Начать наш разговор мне бы хотелось отрывком из статьи корреспондента «Комсомольской правды» Людмилы Овчинниковой: «Я знаю такую в жизни историю: пожилая женщина, перед смертью прикованная к постели, держала возле себя единственное свое богатство - узелок с письмами сына, погибшего на фронте. Когда глаза ее уже перестали видеть, она просила об одном - перечитывать ей эти письма - и со слезами поправляла, если кто-то ошибался, читая расплывшиеся строки. Она знала их наизусть.

Учащиеся стихотворение Харламова «Письмо» читают по ролям.

Девочка. Листок из ученической тетрадки,

Где различимые уже едва, -

Мальчик. «Я сын твой…», «Здравствуй, мама..!»

«Все в порядке, мама…»

Девочка. Простые и обычные слова.

Написанные в грозном сорок третьем,

В сырых окопах, на передовой,

Они живут во мне сейчас заветом

Его высокой славы боевой.

Они во мне и крепость, и основа

Священного презрения к врагу.

...Читаю, перечитываю снова:

Мальчик. «… А умереть я просто не могу.

Я жить останусь в этой страшной схватке,

Пусть надо мной и прорастет трава...»

Девочка. С листка из ученической тетрадки

В бессмертие шагнувшие слова.

Учащийся. Письма с фронта! Их писали на прикладах автоматов, на камнях, обгорелых досках среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может быть последней. И потому торопился сказать важное. Никто из них не думал тогда, что эти фронтовые треугольники станут историей, а последующие поколения будут брать их в руки с тем же благоговением, как сегодня в музее берут берестяные грамоты.

Учащийся. В этих письмах не только картины боев, окопного быта, госпитальных коек. Фронтовые треугольники читать надо так, как читали их родные во время войны. Понимать то, что сказано между строк. Стараться уловить мысль и чувство солдата. И тогда за скупыми, короткими строчками откроется человеческая душа - ее волнения, страхи, верность, мужество. Читаешь эти письма и думаешь об одном - сколько же война разрушила прекрасных человеческих жизней.

Учитель. Но фронтовые треугольники - это в основном достояние семейных архивов, да к тому же, очень немногих. Где же тогда мы сможем познакомиться с письмами солдат Великой Отечественной?

Показывают и кратко комментируют всем книги о письмах с фронта.

Учитель. А теперь мы просим включиться в работу всех присутствующих. Будем действовать по группам, так, как сидите.

Гостей приглашают принять участие в разговоре.

На этом плакате вы видите голубя. Издавна эта замечательная птица - не только символ свободы, мира, но и почтальон. Сейчас голубь доставил к нам фронтовые треугольники.

Учащийся. А письма все идут с войны

Тревожной почтой полевою.

Сквозь дни метелей и весны

К нам обращаются герои.

Учитель. Прошу представителей от каждой группы снять по одному письму и вернуться на место. Всем вам дается 3-5 минут на ознакомление с документальным источником и подготовку ответа на поставленные вопросы:

- Каким перед вами предстал автор письма?

- Что в его послании для вас самое важное?

- Что самое главное с позиции времени и памяти?

- По истечении заданного времени мы просим представителей от каждой группы выступить с кратким сообщением.

Самостоятельная работа в группах. Письма павших на полях сражений в Великой Отечественной войне:

Выступление детей.

Учитель делает краткое обобщение всему сказанному.

Звучит стихотворение Геннадия Петрова «...До сих пор на местах боев находят солдатские письма».

Учащиеся. Из тех, пожарами объятых,

Из роковых сороковых,

Для нас, живых, воспоминаньем,

Приходят письма неживых.

Они нам пишут, неживые,

Они жалеть их не велят,

Про то, что раны ножевые

И пулевые не болят;

Что мчатся, всех врагов сметая.

Они на танковой броне...

И знаем мы: их ложь святая

Святее правды о войне.

Они нам пишут, чтоб крепились,

Когда мороз январский лют,

Чтоб продержались, перебились,

Что скоро к нам они придут.

Летят к нам светлые их души,

И мы внимаем их речам.

Лишь матерей порою душат

Глухие слезы по ночам.

Идут к нам выцветшие строки

Тех почт безвестных полевых,

Из них, немыслимо далеких,

Из близких тех, сороковых.

А годы - кони скаковые -

Все дальше мчат нас от войны.

Все пишут нам сороковые,

И мы ответить им должны…

Учитель. А как «ответить мы должны»?

Ответы учащихся.

Учитель. Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ждут ответ:

Мы этой жизни стоим или нет?

Звучит песня А. Розенбаума «А может, не было войны?..» (2-й куплет).

Учитель. На этом наш час мужества, час памяти закончен. Спасибо!

© 2010-2022