Система работы «Формирование познавательного интереса учащихся при изучении кубановедения»

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. Изучение курса «Кубановедение» в школе является одним из источников обогащения учащихся  знаниями о родном крае, его истории и культуре, воспитания гражданственности и патриотизма, любви к малой родине,  формирования ценностных ориентиров, развития коммуникативной и культуроведческой компетенции. Овладение  нравственной, социальной, геоэкологической культурой ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование познавательного интереса учащихся

при изучении курса «Кубановедение»

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. Изучение курса «Кубановедение» в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, его истории и культуре, воспитания гражданственности и патриотизма, любви к малой родине, формирования ценностных ориентиров, развития коммуникативной и культуроведческой компетенции. Овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края, богатством и разнообразием ее флоры и фауны позволит учащимся применить приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни, обрести собственный опыт социально-значимой деятельности. Актуальным становится поддержание познавательного интереса у учащихся к изучаемому предмету. Именно развитие стойкого интереса к познанию своей малой родины поможет подрастающему поколению осознать свою сопричастность к родной стране, ее прошлому и настоящему.

Для решения проблемы заинтересованности учащихся в изучении родного края, я провёл анкетирование. Учащиеся 5-7 классов отвечали на вопросы анкеты. Целью данного исследования являлось: выяснить интересы учеников, и на основе анализа полученных данных выработать наиболее эффективные формы и методы работы с учащимися. Проводя анкетирование, мне удалось выявить ряд интересных фактов: дети хотят сделать изучение предмета более интересным, современным, креативным, не похожим на другие школьные уроки; хотят встречаться с знаменитыми людьми, изучать свой край не только по учебнику, но и в непосредственной близости. На основании результатов анкетирования я и строю свою работу на уроке и во внеурочной деятельности.

В нынешний период большое внимание уделяется использованию современной техники в преподавании в школе. Одним из средств являются презентации, созданные в программе Power Point. Основной целью их использования на уроках является пробуждение «живого» интереса к предмету, формирование зрительных образов и наглядности у учащихся. Презентации позволяют проиллюстрировать изучаемый материал, организовать работу с историческими источниками и картами, сформировать образные представления об изучаемом материале. Данная форма работы имела большие возможности в формировании у учащихся основных навыков и умений: дети сравнивали, выделяли главное, делали выводы, анализировали явления и события, признаки предметов, находили причинно-следственные связи, развивали навыки работы с картами, иллюстрациями, историческими документами и т.д. В процессе моей работы можно сделать вывод, что темы, изученные с использованием презентаций, были усвоены достаточно хорошо, знания полученные учениками прочные. Главный плюс данного средства обучения - возможность показать изучаемую тему при отсутствии учебников по многим разделам. Разработанные для уроков презентации по таким темам как «Дольмены», «Кубанский казачий хор», «Виктор Гаврилович Захарченко», «Особо охраняемые территории Краснодарского края», «Внутренние воды Краснодарского края» и другие позволили сделать уроки более занимательными, наглядными, позволили съэкономить время на объяснение нового материала. Можно сделать вывод, что такая форма работы формирует познавательный интерес, развивает наглядно-образное мышление учащихся. Кроме того, использование информационно-компьютерных технологий мы применяем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: на классных часах, неделях Кубановедения, проведении тематических бесед, утренников.

Продолжением моей работы на уроке, является самостоятельная работа учеников по составлению презентаций. В ходе выполнения данного задания ребятам приходится использовать знания, полученные не только на уроках кубановедения, но и информатики, истории, биологии, русского языка, музыки, что позволяет расширять межпредметные связи. Во время работы ученики перерабатывали большое количество материала по предмету, что более расширило их знания, и кроме того, дети вовлекались в процесс созидательного творчества, что способствовало развитию стойкого интереса к предмету. Темы презентаций не обязательно должны совпадать с темой урока. При публичной защите презентаций, ребята учились публично выступать, правильно и грамотно излагать свою речь, использовать при этом фактические знания по предмету. Использование данного метода ограничивается наличием компьютера у учеников и их знаниями по информатике, но между тем, интерес ребят к этому виду деятельности только возрастает. Уже с шестого класса дети вполне могут сделать несложные презентации. Например, учащиеся делали работы на темы: «Растения Краснодарского края», «Животные Краснодарского края», «Моря Краснодарского края», «Архитектура Краснодара XIX - начала XX века», «Регалии Кубанского казачьего войска», «Памятники Кубани», «Экономико-географическое положение Краснодарского края» и многие другие.

В обучении необходимо использовать в полном объёме поисковый и исследовательский методы преподавания. Использование этих методов позволило развивать навыки самостоятельной работы, анализа и самоанализа, сравнения, выделения главного, отбора информации и т.д. Мы воспитываем мыслящую личность, а не обычного потребителя информации. Огромную помощь во время работы по данному направлению оказывает школьное научное общество и всевозможные научные конкурсы для учеников. Здесь главной задачей учителя является правильная организация самостоятельной работы ученика. Необходимо задать ребёнку алгоритм выполнения поставленных задач, оказать методическую помощь, корректировать результаты работы. На основе исследований и архивной поисковой работы вовлекаем учащихся в процесс создания проектов. В подготовке проектов учениками использую самые разнообразные источники информации: архивные данные, книги, журналы, воспоминания очевидцев, Интернет и т.д. Например, моя ученица, Супрун Екатерина, стала победителем школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» с работой «Регалии Кубанского Казачьего войска», а Розниченко Владислав стал призёром районного конкурса, посвящённого 80-летию образованию района и открытию памятника генералу Кубанского Казачьего войска Попко И.Д. со своим сочинением - размышлением «Если б не родился Попко И.Д…».

Известно, что каждый ребёнок обладает определённым потенциалом - интеллектуальным или творческим, который нам необходимо реализовать. В современной школе достаточно востребована такая форма работы как интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, которые проверяют знания учеников, выходящие за пределы учебника. Такая работа позволяет расширить кругозор, логическое мышление, самостоятельную работу детей по поиску и отбору необходимой информации, а самой главное - привлечь интерес к изучаемому предмету (Приложение № 6). В проведении интеллектуальных игр я выделяю несколько видов работы по охвату детей: выбор наиболее заинтересованных учеников, организация классной команды для игр среди учеников одной параллели и создание сборной школы. Начиная с пятого класса, я привлекаю детей к интенсивной работе в интеллектуальных конкурсах. Доказательством эффективности такой работы может служить пример команды «Уникс», руководителем которой я являюсь. Ребята постоянные призёры и победители районных игр посвящённых 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, выборам Президента РФ, Дню отказа от курения и зональных этапов Открытого чемпионата Юношеской лиги Краснодарского края по игре «Что? Где? Когда?», участники финальной игры в Краснодаре в 2009 году, участники интернет конкурсов и викторин.

Главное что стоит понять всем учителям кубановедения - за дверями класса урок не заканчивается, а только начинается. Всё, что нас окружает, это и есть кубановедение. Поэтому стоит попытаться отойти от классического преподавания уроков в школе и попробовать такую форму проведения урока, как экскурсия. В организации и проведении экскурсии возникает большое количество трудностей. Прежде всего, это трудности методологического плана. Необходимо выбрать место поездки, определить цели, задачи, заранее ознакомить учеников с целью поездки и настроить их на восприятие материала, дать детям задание, которое после экскурсии вы проверите. Проверку задания можно устроить в пути обратного следования, обменяться мыслями и впечатлениями. В организационном плане сложность этого вида работы заключается в налаживании связи с местом поездки, организации транспорта и, конечно, финансовые расходы на поездку. Результаты стоят потраченных усилий. Дети знакомились с историей, географией, флорой и фауной Кубани, культурой и достопримечательностями края, увидели все, что изучают на уроках «вживую», что воспитывает любовь и уважение к истории и культуре своей малой Родины. Ребята стремились продолжить знакомство с родными местами, закрепляли знания, полученные на уроке и во внеурочной деятельности. Одним из важных итогов экскурсии я считаю то, что поднимается заинтересованность детей в изучении предмета кубановедение. Со своими учениками мы побывали в самых разнообразных местах: музей «Истоки» станицы Роговской, где мы знакомились с историей родной станицы, монастырь Марии Магдалины в хуторе Димитрова, где прикоснулись к одному из православных центров дореволюционной Кубани, побывали на святом источнике, регулярно посещаем музей семьи Степановых города Тимашевска, где узнаём о подвиге Епистинии Фёдоровны Степановой и её сыновей, жителях района - участниках Великой Отечественной, Афганской и Чеченских воин, музей станицы Новокорсунской. Вместе с детьми мы побывали в таких замечательных святых местах Кубани, как источник Феодосия Кавказского и комплекс источников «Святая ручка», дети смогли приложиться к мощам святых и искупаться в источниках со святой водой. Уроки мужества прошли на Малой Земле города Новороссийска, где ребята прикоснулись к событиям Великой Отечественной войны.

Огромный плюс кубановедения заключается в том, что человек, живущий рядом с нами, может стать темой урока. Ветераны, писатели, военные, труженики, спортсмены и огромное количество людей разных профессий, возраста, места жительства помогут сформировать у рёбёнка целостное представление об истории своей станицы, города, района, края. Целью данного общения является использования богатого жизненного опыта этих людей и их воспоминаний. Это позитивно сказывается на формирование патриотизма, гражданственной ответственности, мужества, трудолюбия, стремления учиться и приносить своими делами пользу людям. Такие люди являются примером для подрастающего поколения. Мы заранее планируем организацию встречи, представление гостя, ход беседы. Обычно в нашей школе такие встречи проходят на одном дыхании, эмоционально, красочно, весело, дружелюбно. Ученики открывают для себя новые страницы истории и жизни нашего края, чего мы все и добиваемся.

На своих уроках и внеклассных мероприятиях мы встречались с Героем России Шендриком Е.Д., ветеранами войны Тарасовым П.Д. и Кривцем М.И., Чемпионом России, Европы и мира по гребле на байдарках и каноэ Дузь Сергеем, участником военных действий в Чечне Криклиец В.И., труженицей колхоза Гайдар Л.И. и т.д. После этих встреч дети полны эмоций, впечатлений, узнают больше об истории своей станицы в истории Кубани и страны, начинают с большим энтузиазмом изучать кубановедение. Такие встречи всегда оставляют неизгладимый след в памяти детей и влияют на формирование личности ребёнка.

Все мы любили рисовать, лепить, мастерить своими руками, а современные дети тоже не исключение. В своей работе я с пятого класса начинаю использовать это направление деятельности. На уроках кубановедения очень много увлекательных моментов, которые пробуждают воображение ребёнка, который начинает мыслить, представлять. Я всегда предлагаю своим учениками постараться пофантазировать на бумаге. Дети с огромным удовольствием изображают сцены из жизни древних людей, их жилища, занятия, охоту и т.д. Особый интерес у ребят вызывают дольмены, другие археологические раскопки. Поверьте мне, после такой работы ученик надолго, если не навсегда запомнит изученную тему. Примером использования творческих способностей могут служить такие уроки как «Дольмены», где ученики делают рисунки и макеты дольменов, к урокам «Жизнь греческого полиса», «Меоты», «Неолитические стоянки на Кубани» ученики создают рисунки, по разделу «Искусство Кубани» и «Русский язык (кубанские говоры)» мы делаем кроссворды, а ещё существует много видов деятельности детей, которые можно использовать в своей работе для развития творческого потенциала детей. У детей большой популярность пользуется задания, где необходимо создать макет дольмена и придумать его историю. Этот вид задания позволяет организовать совместную работу детей с одноклассниками и родителями. В выборе материала, цвета и вида дольмена учеников ограничивать не стоит, пусть дети проявят свою фантазию. Защита работ превращается в увлекательную конференцию, которая позволяет ещё раз усвоить изученный материал.

Таким образом, используемые мной методы, приемы и формы организации не только формируют познавательный интерес к предмету, но и развивали желание и умение учиться и добывать знания, стимулировали творческий поиск, самостоятельные размышления учащихся, а самое главное воспитывали чувство любви и уважения к истории и культуре своей малой Родины. Итогом являются участия и победы учащихся в конкурсах и викторинах различных уровней. Залог успеха в работе по кубановедению состоит в том, чтобы все учебные и внеклассные мероприятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом, интеллектуальным поиском. Важно, чтобы учитель постоянно обращался к различным методам раскрытия того или иного явления, учил учеников участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, извлекать уроки, делать выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций Кубани. Большое внимание в своей работе учителя должны уделять межпредметным связям. Моя работа является постоянной, разнообразной, кропотливой, творческой с целью формирования у учеников познавательного интереса к кубановедению и целостной личности, воспитания патриотов Кубани и России. И не случайно один из крупнейших учёных досоветской Кубани Ф.А. Щербина писал, что знание родного края есть сила и величие Родины.



© 2010-2022