- Преподавателю
- Классному руководителю
- Моя педагогическая концепция воспитания
Моя педагогическая концепция воспитания
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Печникова О.Д. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Педагогическая концепция воспитания
«…Главное, что должен иметь в виду педагог - воспитатель, это уважение к человеческой природе ребенка, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему живые и твердые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не их страха и не из корыстных видов похвалы и награды… »
Н. А. Добролюбов
Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на происходящие события собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей - жизненный путь человека. Мой жизненный путь - это школа. Для меня никогда не стояла проблема выбора профессии, наверное, потому, что всегда со мною рядом был Учитель - умный, добрый, внимательный, преданный своему делу. Я очень люблю свою работу. Четырнадцать лет назад я сделала свой выбор и считаю его правильным. Моя задача - обучать, развивать и воспитывать. Моя цель - обучаться и развиваться.
Дети хотят «добывать» знания сами, хотят делать открытия. А чтобы так было - надо гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других и быть счастливой, когда твои ученики освещают тебя своим пламенем. Ещё в институте я прочитала замечательную книгу Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», где мне запомнились слова: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом». Теперь это не просто слова, это - девиз в моей работе.
Педагогическая концепция каждого учителя - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня, нашей стране нужны физически здоровые, морально устойчивые личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от предмета учитель, классный руководитель должен воспитывать именно таких личностей, а вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Моя концепция основывается на любви к детям. Ведь каждый из них - это личность со своим маршрутом достижения успеха.
Цель моей педагогической концепции - развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника, а также создание оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности школьника как гражданина и патриота Республики Казахстан, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству (согласно Концепции воспитания в системе непрерывного образования, утвержденной приказом МОН РК № 521 от 16 ноября 2009 года).
Задачи воспитания:
-
создание и развитие воспитательной системы, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности;
-
воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям;
-
формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде;
-
создание условий для освоения детьми мировой и национальной культуры через овладение государственным и другими языками, изучение и принятие традиций и культуры народов Казахстана;
-
максимальное развитие познавательных интересов детей, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации и социализации личности;
-
формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной социальной профессиональной деятельности, развитие потребности в самосовершенствовании;
-
воспитание на основе сформированных в казахстанском обществе устойчивых традиций этнической и религиозной толерантности;
-
создание и реализация системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.
При организации воспитательного процесса, я руководствуюсь принципами воспитания, природосообразности, культуросообразности, целенаправленности, гуманистической направленности, обеспечения преемственности, непрерывности воспитания, эффективности социального взаимодействия, социальной адекватности, демократизации и вариативности в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан.
Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями, но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша.
Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу - это не самое худшее, хуже - не пытаться.
Моя задача - вселить уверенность в ребенка, у которого должен отсутствовать страх и только тогда разум ученика будет раскрыт и свободен подобно парашюту. Он готов постоянно учиться, ему нравиться самообразовываться и совершенствоваться. Ученику на этом этапе достаточно одного слова, одного совета и он сам начинает тянуться к книгам, к трудным задачам, к новым исследованиям.
В какой-то момент наступает третий этап, ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе со стороны учителя и к делу, которым он занят. Я должна каждый день показывать моим воспитанникам, что все интересное - сложно, что все сложное - интересно. В моём классе особенные дети: умные, жаждущие знаний, постоянных регулярных занятий и внимания к себе, если ниша окажется пустой, то она быстро заполнится бесцельным времяпровождением и трудно будет вернуть детей к книге, занятиям, мыслям. В середине сложности лежит возможность каждого ребенка сделать свой выбор. Путешествие длиною в тысячу миль начинается с первого шага, и я должна помочь им сделать этот шаг. Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю своих учеников, каждый из которых достиг своей мечты, я испытываю чувство гордости. Это счастье учить таких детей, это счастье уметь быть нужным детям, вдохновляя их на успех. Еще, можно добиться успеха, если я, как учитель, смогу воспитать в детях целеустремленность. И тогда, они станут настоящими лидерами.
Самое главное - единение с теми, кто верит в тебя, для кого ты не просто учитель, но еще и старший товарищ, помощник. Я стараюсь быть им другом, ведь я - классный руководитель. Задачу классного руководителя вижу в создании условий для личностного роста воспитанника.
Учителю совсем не трудно заинтересовать ребят, чтобы они хотели идти в школу, на урок, необходимо уметь найти в ребенке какую-либо изюминку, пошутить, порадоваться его успехам, открытиям.
У каждого педагога свой стиль работы с детьми. Он вырабатывается на собственном опыте и проявляется буквально во всём, даже в том, как учитель входит в класс и здоровается с детьми. В том, как он слушает ребёнка и как ему объясняет. В том, как реагирует на различные ситуации. Нам иногда кажется, что всё это мелочи. Но ведь именно в этих «мелочах» и заключено самое важное в нашей профессии - уважение, понимание, признание личности ребёнка. Встречаются иногда такие сложные ситуации в нашей работе, что порой не знаешь, как поступить. Я сразу мысленно ставлю себя на место ученика. Очень важно уметь это сделать, иметь желание познать детскую душу и помнить, что ты сам был когда-то ребёнком и учеником. Вот и получается, что мы помогаем детям познать азы письма и чтения, учим считать и умножать, а ещё дружить, не обижать слабого, а дети, в свою очередь, дают нам самое «высшее педагогическое образование».
Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновляя себя, это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл.
Что такое творчество и творческая личность? Я долго искала подходящие выражения и у меня получилась вот такая формула:
Т - толерантность. Я думаю, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы называем толерантностью. И в детях должно быть развито понимание того, что все люди разные, нельзя их мерить одной меркой, нужно принимать их такими, какие они есть.
В - уверенность в себе, в свои силы и возможности
О - открытость и честность
Р - радость от успеха
Ч - чувство юмора. Ш. Амонашвили писал: «Чаще приглашать на уроки Момуса - Бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея - Бога сна».
Е - естественность и искренность, быть самим собой. Дети это чувствуют, тогда и будут доверять.
С - самостоятельность и нестандартное мышление, способность решать проблемы самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.
Т - тактичность.
В - вовлеченность в деятельность, любознательность, вдохновение, желание работать лучше, чем вчера.
О - ответственность. И не просто за будущее детей. Мы формируем то, какой будет наша страна. Эту ответственность мы должны воспитать и в детях.
Мы живём и работаем во время больших преобразований в стране. Мир изменился, изменился и человек, и система образования. Нужны новая нравственность, новые знания, новая система ценностей. В связи с этим возникает много вопросов. Какие давать знания? А что с этими знаниями делать? Как их использовать в своей жизненной практике? Наверное, нужно развивать познавательный интерес, правильно задать направление и давать необходимый минимум.
А может нужно подумать, не как учить, а как больше воспитывать наших детей? Я убеждена, что так и надо поступать. Ведь в современном мире любую информацию в любом объёме ученик может добыть и переработать сам. Но тогда возникает другой вопрос: может в современном мире и учитель вовсе не нужен? Но это не так! Фигура учителя остаётся главной, центральной. Никакая современная техника не заменит его, потому что у учителя есть главное - его душа и сердце.
Иногда, устав до изнеможения, я сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена - любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. И до тех пор, пока у педагога есть желание и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество
Много ещё предстоит решить. Надо только творчески подходить к любому вопросу. Всё в моих силах, поэтому я - учитель!
Учитель,
будь солнцем, излучающим человеческое тепло;
будь благодатной почвой для развития человеческих чувств;
сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,
но, в первую очередь, в их душах и сердцах.
Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника.
Ш. А. Амонашвили