Программа классного руководителя По ступенькам в будущее

Данная программа представляет собой программу внеурочной деятельности классного руководителя и предназначена для реализации в 1 классе «А». Программа рассчитана на 152 часа и предполагает  как регулярное проведение внеурочных занятий со школьниками 1 класса, так и неравномерное их распределение с возможностью организовать занятия крупными блоками – «интенсивами» ( экскурсии, утренники, сборы, фестивали) В этих случаях возможно объединение с другими классами школы, занимающимися по сходным програ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка

Информация о назначении программы

Данная программа представляет собой программу внеурочной деятельности классного руководителя и предназначена для реализации в 1 классе «А». Программа рассчитана на 152 часа и предполагает как регулярное проведение внеурочных занятий со школьниками 1 класса, так и неравномерное их распределение с возможностью организовать занятия крупными блоками - «интенсивами» ( экскурсии, утренники, сборы, фестивали) В этих случаях возможно объединение с другими классами школы, занимающимися по сходным программа, и проведение совместных занятий.

Программа внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Формулировка цели и задач

Цель внеурочной деятельности:

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, библиотеками, семьями учащихся.

  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности

и настойчивости в достижении результата.

  1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

Принципы построения программы

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)

Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.

Принцип внешней и внутренней дифференциации - выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета

Принцип свободы выбора - предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.

Возможность свободного самоопределения и самореализации;

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

Принцип единства - единство обучения, воспитания, развития.

Принцип экологизации - развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Программа строится по модульному принципу , благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.

Каждый из предложенных модулей , как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

Сведения о сроках реализации программы

Сроки реализации программы 1 год обучения - 2014-2015 учебный год.

Формы организации внеурочной деятельности

Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…

Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:

- на регуляции социального поведения ребёнка;

-привитие детям аккуратности в обращении с учебными

принадлежностями;

- сохранение положительного отношения к школе и учению;

- воспитание здорового образа жизни;

- интегрирование усилий учителя и родителей;

- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы




2. Тематический план программы


Наименование направлений внеурочной деятельности, разделов (модулей), тем

Все

го, ча

сов

Количество часов

Характеристика

деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

  1. Общекультурное направление:

«Копилка добрых дел»

(система классных часов)

67

61

6


1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Всекубанские классные часы

Я личность

«Азбука вежливости, или этикет на каждый день»

Школа Светофора

Калейдоскоп праздников

«Жить правильно»

4

9

9

12

21

12

4

9

9

9

21

9


3

3

Осознавать и воспринимать себя как личность, частичку коллектива, понимать ответственность за свои поступки, оценивать поступки других и свои собственные.

Освоение правил дорожного движения, соблюдение норм поведения на дорогах и в транспорте, знать дорожные знаки, классифицировать их.

Освоить и выполнять правила поведения в социуме, знать что такое моральные нормы.

Усвоить знания о здоровом образе жизни, правильном питании, соблюдать режим дня

  1. Общеинтеллектуальное направление

«Искать, творить, стремиться к цели»

(подготовка классных, общешкольных районных, краевых мероприятий: сборы, слёты, фестивали )

51

11

40


2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Общий сбор класса. Введение в КТД.

Подготовка, проведение

осенних мероприятий

Подготовка и проведение зимних мероприятий

Подготовка и проведение весенних мероприятий

Подготовка и проведение летней программы

2

13

12

13

11

2

3

2

3

1

10

10

10

10

Знать что такое КТД, уметь работать в коллективе, малых группах, парах, сотрудничать, уметь общаться, учиться планировать мероприятия, анализировать выполненную работу.

Участвовать в мероприятиях, изготавливать афиши, пригласительные, разучивать стихи, песни, танцы. Изготавливать открытки, поделки, находить информацию о весенних праздниках, участвовать в утренниках.

Планировать досуг, определять занятия по интересам, ставить задачи развития на лето, прогнозировать результат КТД. Летняя практика



  1. Социальное направление

« Я - сам, мы - вместе!» (деятельность органов классного самоуправления)

34

24

10

3.1


3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Подготовка и проведение сборов (собраний) классного ученического самоуправления «Город «Звезда».

Собрание «Звёздного совета» класса. Определение плана значимых мероприятий на год.

Общее собрание по итогам деятельности «Города «Звезда»» по четвертям.

Подготовка и проведение экологической акции «Чистый школьный двор».

Подготовка и проведение благотворительной акции «Цветик-семицветик».

Подготовка и проведение акции «Дерево добрых дел»».

Подведение итогов работы «Город «Звезда»».

8


4

1

4

5

2

8

2

8


4

1

4

1

1

4

1




4

1

4

1

Организовывать свою деятельность;

переживать опыт самостоятельной деятельности; ощущать на себе бремя ответственности на взятое лично на себя или полученное товарищами (не взрослыми) дело; позитивная активность школьника, сопровождающаяся той или иной мере чувством коллективного авторства.

Итого:

152

3. Содержание программы


Модуль 1.

Общекультурное направление «Копилка добрых дел»

Цель: развитие практических навыков, направленных на повышения уровня коммуникативных умений и навыков по средствам общения, оказания помощи сверстникам и старшему поколению; формирование традиций и ценностей классного коллектива.


  1. Всекубанские классные часы ( 4часа)

1.2 Я личность. (9 часов)

Путешествие в страну любимых занятий, что такое мое «Я» и знаю ли я себя?, Что такое совесть?, Как развивать свои способности?, Учись говорить «нет», «Есть ли границы у свободы?, Как зависть душу разъедает? Как стать успешным?

1.3 Азбука вежливости (9 часа)

Неразлучные друзья - взрослые и дети. Азбука вежливости, или этикет на каждый день. Мы за чаем не скучаем. Нужно ли быть вежливым?«Полезны ли полезные привычки?»

1.4 Школа светофора. ( 12 часов)

ПДД, улицы и движение в населенных пунктах, дорожные знаки и дополнительные средства информации, правила пользования транспортом, основные понятия и термины ПДД, элементы улиц и дорог, от бытовой причины - к трагедии на дороге, езда на велосипеде, правила нашей безопасности.

1.5 Калейдоскоп праздников. (21 часов)

День Знаний. День рождения Краснодарского края. День учителя. Международный день Черного моря. День матери в России. День Конституции. Международный день чая. Рождество Христово. Татьянин день. День Святого Валентина. День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества. День Защитника Отечества. Международный женский день. Масленица. День смеха. Всемирный день здоровья. День космонавтики. Международный день Земли. День солидарности. День Победы. День славянской письменности и культуры.

1.6 «Жить правильно» (12 часов)

Беседы с элементами инсценировки и просмотра видео: «Витамины это жизнь», «Как успеть все-все-все!», «Учимся вежливости», «Инструктаж перед походом», «Дружба чудесное слово», «Поговорим о культуре речи», «Что такое здоровье»,»Права ребенка», «Спешите делать добро», «Семья в моей жизни», «Как отстоять свое мнение», «Что значить жить правильно».

Модуль 2

Общеинтеллектуальное направление «Искать, творить, стремиться к цели»

Цель: развитие навыков рефлексии, общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, развитие творческих способностей.

2.1 Общий сбор класса. Введение в КТД. (2 часа). Мероприятия в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Анализ проведения Дня знаний.

2.2 Подготовка и проведение осенних мероприятий (13 часов). Подготовка, проведение и анализ проведения акции «Голубь мира». Подготовка, проведение и анализ проведения ярмарки «Золотой урожай». Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню учителя. Подготовка, проведение и анализ проведения Парада первоклассников. Подготовка, проведение и анализ проведения конкурса «Минута славы». Подготовка, проведение и анализ мероприятия ко Дню матери.

2.3 Подготовка и проведение зимних мероприятий (12 часов).

Подготовка, проведение и анализ проведения Новогоднего утренника для учащихся начальной школы. Подготовка, проведение и анализ мероприятия «Новогоднее чудо». Подготовка, проведение и анализ смотра -конкурса на самый нарядный класс. Подготовка, проведение и анализ проведения мероприятий, посвященных рождественской неделе. Подготовка, проведение и анализ проведения конкурса «А ну-ка, парни!», участие в месячнике оборонно-массовой работы.

2.4 Подготовка и проведение весенних мероприятий (13 часов). Подготовка, проведение и анализ проведения «А ну-ка девочки!». Подготовка, проведение и анализ проведения конкурса детских рисунков «Весеннее настроение». Подготовка, проведение и анализ проведения общешкольного «Дня смеха». Подготовка, проведение и анализ проведения мероприятий в честь Дня Победы. Подготовка, проведение и анализ проведения праздника Последнего звонка.

2.5 Подготовка и проведение летней программы (11 часов).

Подготовка, проведение и анализ программы «Лето приглашает друзей».

Модуль 3. Социальное направление

« Я - сам, мы - вместе!» -34 часа

Цель: развитие самостоятельности, инициативности; самоопределения в ближайшем окружении.

Данный раздел раскрывает деятельность органов классного самоуправления: собрания актива класса, центров ученического самоуправления, участие в общешкольных делах, организация и проведения акций.

4. Предполагаемые результаты реализации программы


Первый уровень

• Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Второй уровень

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Третий уровень

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Личностные и метапредметные результаты

Программа ориентирована на формирование личностных универсальных учебных действий, которые обеспечивают

Личностные УУД

  • ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  • действие нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо");

  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

  • формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • формирование желания выполнять учебные действия;

  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Метапредметные УУД

  • социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и

  • сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

5. Формы и виды контроля


Основной формой контроля результативности программы, является психолого-диагностическая работа на начальном этапе, с целью выяснения исходных данных личностной направленности каждого воспитанника, и итоговая диагностика, позволяющая увидеть личностные изменения путём сравнения с результатами первичной диагностики. Формами контроля так же будут являться продукты деятельности воспитанников: выставки, спектакли, концерты, результаты соревнований, турниров, портфолио учащихся и всего класса, отчёты органов ученического самоуправления класса.

6. Методические рекомендации


Большое значение придается играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе - рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Основной формой контроля результативности программы, является психолого-диагностическая работа на начальном этапе, с целью выяснения исходных данных личностной направленности каждого воспитанника, и итоговая диагностика, позволяющая увидеть личностные изменения путём сравнения с результатами первичной диагностики. Формами контроля так же будут являться продукты деятельности воспитанников: выставки, спектакли, концерты, результаты соревнований, турниров, портфолио учащихся и всего класса, отчёты органов ученического самоуправления класса.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

3.

4.

5.

М.А.Иванов «Прежде всего мы родители»

Л.И.Гайдина «Мир праздников в начальной школе»

Л.Н.Яровая «Внеклассные мероприятия»

Г.Г.Кулинич «Школьный клуб»

И.Г. Сухин «Новые занимательные материалы»

2. Печатные пособия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Литература для детей:

«Школьные игры и конкурсы»-газета №№1-6 2009 года

555 замечательных игр и игровых сценариев для школьников. М.-ЮНВЕС.-2001.

Литература для педагога:

Д.В. Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор. Москва «Просвещение» 2011

С.В. Куленич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в современной школе. От коллективизма к взаимодействию», 2006год

«Школьные игры и конкурсы»-газета №№1-6 2009 года

Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений.Москва.Центр «Педагогический поиск».2004

Давыдова А.В. Сценарии выпускных вечеров, капустников, КВНов. М.-ВАКО.-2005.

Интернет-ресурсы:

- сайт Завуч.инфо

spas-extreme.ru/el.php?EID=960¶m1=nopreview - сайт детской безопасности Спас-Экстрим

viki.rdf.ru/ - детские презентации и клипы

uchportal.ru/ - учительский портал

pedsovet.su - сообщество взаимопомощи учителей

3. Технические средства обучения

Ноутбук, мультимедиа, музыкальная аппаратура

4. Экранно-звуковые пособия

Музыкальные диски, фонограммы.

5. Игры и игрушки

Настольная игра по краснодарскому краю

Конструктор «Лего»

3

3

6. Оборудование класса

Столы

Стулья

Шкафы

Учительский стол

13

26

1

1





СОГЛАСОВАНО


СОГЛАСОВАНО

протокол


заместитель директора по ВР

классных руководителей СОШ № 3


МБОУ СОШ № 3

от ___ августа 20___г. № 1



А.А. Костенко


Н.М. Корзун


____ августа 20___ г.



© 2010-2022