- Преподавателю
- Классному руководителю
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ по дисциплине «Основы экономики»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ по дисциплине «Основы экономики»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Урусова Р.М. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Х.М. БЕРБЕКОВА»
Управление средним профессиональным образованием
Кафедра экономико-правовых дисциплин
Урусова Радима Мусабиевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ
по дисциплине «Основы экономики»
для студентов специальности
230115.52 Программирование в компьютерных системах
Нальчик, 2013 год
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжей по дисциплине «Основы экономики» для студентов специальности 230105.52 Программирование в компьютерных системах подготовлены Урусовой Радимой Мусабивной.
РЕКОМЕНДОВАНЫ
заседанием кафедры
экономико-правовых дисциплин Управления СПО_
наименование кафедры
Протокол №________от «____» 20___г.
Заведующий кафедрой
______________________________________________________________
подпись расшифровка подписи
Составитель:
_________________________________________________________________
подпись расшифровка подписи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 7
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 10
Тема 5.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда 24
Подготовить реферат на тему: «Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов организации в условиях рыночной экономики» 24
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа является важнейшей составляющей учебного процесса в целом и общей системы экономической подготовки студентов в частности. Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, рассчитаны на 37 часов, предусматривают самостоятельное изучение многих экономических проблем, позволяет ознакомиться с экономическими аспектами деятельности предприятия, фирмы, отрасли, получить необходимые знания о важнейших показателях работы предприятия, их смысле, методике расчета.
Настоящие методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики» предназначены для студентов колледжей, обучающихся по специальности 230105.52 Программирование в компьютерных системах, и направлены на обеспечение студентов необходимыми сведениями, методиками, рекомендациями, способствующими успешному выполнению самостоятельной работы. Использование методических указаний позволяет сформировать у студентов навыки и умения самостоятельного решения учебных задач, преодолеть возможные трудности при выполнении самостоятельной работы. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен иметь представление:
- об основных аспектах развития отрасли, организаций (предприятий) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен знать:
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их использования, вопросы экономии ресурсов;
- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
- содержание бизнес-плана.
Выполнение заданий по самостоятельной работе должно формировать навыки работы с литературой, умение выбрать главное, самостоятельность в добывании знаний.
Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование профессиональных явлений;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
- развитие самостоятельного мышления;
-формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Основные виды самостоятельной работы студентов
Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала):
- чтение дополнительной литературы;
- составление плана текста, конспектирование прочитанного;
- выписки из текста;
- ознакомление с нормативными документами.
Закрепление и систематизация знаний:
- работа с конспектами лекций;
- изучение нормативных документов;
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка к выступлению на занятиях, а также рефераты и доклады.
Применение знаний, формирование умений:
- решение задач по образцу, вариативных задач;
- выполнение ситуационных производственных задач;
- выполнение индивидуальных заданий.
Памятка для выполнения учебно-практических заданий
1. Изучить содержание задания.
2. Подобрать литературу для получения ответов на задания.
3. Составить план выполнения задания:
3.1.Выбрать вопросы для изучения.
3.2.Определить сроки выполнения задания.
3.3.Согласовать с преподавателями намеченный план или со студентами группы.
4. Выполнить составленный план.
5. Убедиться, что задание выполнено.
5.1.Оценить в полном ли объеме материал.
5.2.Обдумать собранную информацию, обобщите ее.
5.3.Выяснить дополнительные вопросы, возникшие в ходе выполнения задания.
5.4.Изложить результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с учебным планом по дисциплине «Основы экономики» специальности 230105.52 Программирование в компьютерных системах на самостоятельную работу студентов отводится 37 часов.
№ п/п
Тема занятия
Вид самостоятельной работы
Объем часов
Форма контроля
Раздел 1. Основной модуль
1.
Тема 1.1. Экономическая теория: предмет, метод, функции
Конспект на тему: «Экономическая теория, как интеллектуальный инструмент»
2
устный опрос,
2.
Тема 2.1. Отрасль в системе национальной экономики
Подготовить реферат на тему: «Межотраслевые комплексы»
2
защита реферата
3.
Тема 2.2. Экономические ресурсы отрасли
Подготовить реферат на тему: «Отраслевой рынок труда»
2
защита реферата
4.
Тема 3.1. Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике
Конспект вопросов: Экономический прогресс и хозяйствующие субъекты. Факторы выживания.
4
проверка конспекта в тетрадях,
устный опрос,
5.
Тема3.2. Производственная структура организации (предприятия)
Подготовить реферат на тему: «Тенденции развития производственной инфраструктуры организации, пути ее совершенствования»
2
защита реферата
6.
Тема 3.3. Производственный и технологический процессы
Конспект на тему: Отраслевые особенности организации производственных процессов в организации
2
проверка конспекта в тетрадях, устный опрос
7.
Тема 4.2. Ценообразование в рыночной экономике
Конспект вопросов: Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство. Государственное регулирование
4
проверка конспекта в тетрадях,
устный опрос
демонстрация презентации
8.
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность
Подготовить реферат на тему: «Пути повышения рентабельности»
2
защита реферата
9.
Тема 5.1. Имущество и капитал
Конспект на тему: Уставный капитал- основа создания и функционирования организации
2
проверка конспекта в тетрадях,
устный опрос,
10.
Тема 5.2. Основные средства организации
Подготовить реферат на тему: «Аренда основных производственных средств», «Лизинговая форма аренды, ее преимущества»
4
защита реферата
11.
Тема 5.3. Оборотные средства организации
Конспект на тему: Показатели использования оборотных средств
2
проверка конспекта в тетрадях,
устный опрос
демонстрация презентации
12.
Тема 5.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда
Подготовить реферат на тему: «Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов организации в условиях рыночной экономики»
2
защита реферата
13.
Тема 6.1. Бизнес - планирование
Конспект на тему: Предпринимательство: понятие, сущность и формы
1
проверка конспекта в тетрадях,
устный опрос
14.
Тема 6.2. Финансы организации
Подготовить реферат на тему: «Денежные фонды организации»
2
Защита реферата
15.
Тема 7.1. Организация на внешнем рынке
Конспект вопросов: Таможенная тарифная система. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке
4
проверка конспекта в тетрадях,
устный опрос
Всего:
37
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
Тема 1.1. Экономическая теория: предмет, метод, функции
Задание для самостоятельной работы:
Прочитать и законспектировать тему: «Экономическая теория, как интеллектуальный инструмент».
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое предмет и метод экономической теории?
-
Законы экономической теории?
-
Структура экономической теории?
-
Функции экономической теории?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть заданный вопрос и ответить на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за конспект, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при составлении конспекта;
«3» - студент плохо владеет материалом, допускает многочисленные ошибки при ответе на поставленные вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 2.1. Отрасль в системе национальной экономики
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему: «Межотраслевые комплексы».
Оформить реферат в соответствии с требованиями по оформлению рефератов (приложение 1)
Вопросы для самоконтроля:
-
Отрасли экономики?
-
Формы организации производства?
-
Факторы, влияющие на экономическую эффективность каждой из форм организации производства в отрасли?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть вопросы, должен уметь приводить примеры и отвечать на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за успешное раскрытие темы, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - тема раскрыта, студент хорошо владеет материалом, однако имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при оформлении доклада;
«3» - тема раскрыта в ограниченном объеме, студент плохо владеет материалом, плохо отвечает на вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 2.2. Экономические ресурсы отрасли
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему: «Отраслевой рынок труда».
Оформить реферат в соответствии с требованиями по оформлению рефератов (приложение 1)
Вопросы для самоконтроля:
-
Трудовые и финансовые ресурсы отрасли?
-
Показатели эффективного использования ресурсов?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть вопросы, должен уметь приводить примеры и отвечать на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за успешное раскрытие темы, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - тема раскрыта, студент хорошо владеет материалом, однако имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при оформлении доклада;
«3» - тема раскрыта в ограниченном объеме, студент плохо владеет материалом, плохо отвечает на вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 3.1. Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике
Задания для самостоятельной работы:
Прочитать и законспектировать вопросы: Экономический прогресс и хозяйствующие субъекты. Факторы выживания.
Вопросы для самоконтроля:
-
Организационно-правовые формы юридических лиц?
-
Виды предприятий в отрасли?
-
Учредительный договор?
-
Устав и паспорт организации?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть заданный вопрос и ответить на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за конспект, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при составлении конспекта;
«3» - студент плохо владеет материалом, допускает многочисленные ошибки при ответе на поставленные вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема3.2. Производственная структура организации (предприятия)
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему: «Тенденции развития производственной инфраструктуры организации, пути ее совершенствования»
Оформить реферат в соответствии с требованиями по оформлению рефератов (приложение 1)
Вопросы для самоконтроля:
-
Типы производства и их технико-экономическая характеристика?
-
Производственная структура организации?
-
Элементы производственной структуры?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть вопросы, должен уметь приводить примеры и отвечать на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за успешное раскрытие темы, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - тема раскрыта, студент хорошо владеет материалом, однако имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при оформлении доклада;
«3» - тема раскрыта в ограниченном объеме, студент плохо владеет материалом, плохо отвечает на вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 3.3. Производственный и технологический процессы
Задания для самостоятельной работы:
Прочитать и законспектировать вопрос: Отраслевые особенности организации производственных процессов в организации
Вопросы для самоконтроля:
-
Производственный процесс?
-
Структура производственного процесса?
-
Производственный цикл?
-
Технологический процесс и его элементы?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть заданный вопрос и ответить на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за конспект, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при составлении конспекта;
«3» - студент плохо владеет материалом, допускает многочисленные ошибки при ответе на поставленные вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 4.2. Ценообразование в рыночной экономике
Задания для самостоятельной работы:
Конспект вопросов: Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство. Государственное регулирование
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое цена?
-
Сущность и функции цены?
-
Факторы, влияющие на уровень цен?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть заданные вопросы и ответить на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за конспект, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при составлении конспекта;
«3» - студент плохо владеет материалом, допускает многочисленные ошибки при ответе на поставленные вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему: «Пути повышения рентабельности»
Оформить реферат в соответствии с требованиями по оформлению рефератов (приложение 1)
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое прибыль?
-
Что такое рентабельность?
-
Показатели рентабельности?
-
Что такое выручка?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть вопросы, должен уметь приводить примеры и отвечать на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за успешное раскрытие темы, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - тема раскрыта, студент хорошо владеет материалом, однако имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при оформлении доклада;
«3» - тема раскрыта в ограниченном объеме, студент плохо владеет материалом, плохо отвечает на вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 5.1. Имущество и капитал
Задания для самостоятельной работы:
Прочитать и законспектировать вопрос: Уставный капитал - основа создания и функционирования организации
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое имущество организации?
-
Что такое капитал организации?
-
Что такое основной капитал?
-
Что такое оборотный капитал?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть заданные вопросы и ответить на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за конспект, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при составлении конспекта;
«3» - студент плохо владеет материалом, допускает многочисленные ошибки при ответе на поставленные вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 5.2. Основные средства организации
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему: «Аренда основных производственных средств», «Лизинговая форма аренды, ее преимущества»
Оформить реферат в соответствии с требованиями по оформлению рефератов (приложение 1)
Вопросы для самоконтроля:
-
Понятие аренды
-
Объект и виды аренды
-
Понятие лизинга
-
Виды лизинга: финансовый и операционный
-
Субъекты лизинга
-
Условия лизинга
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть вопросы, должен уметь приводить примеры и отвечать на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за успешное раскрытие темы, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - тема раскрыта, студент хорошо владеет материалом, однако имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при оформлении доклада;
«3» - тема раскрыта в ограниченном объеме, студент плохо владеет материалом, плохо отвечает на вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
-
Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 5.3. Оборотные средства организации
Задания для самостоятельной работы:
Прочитать и законспектировать вопрос: Показатели использования оборотных средств
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое оборотные средства?
-
Состав и структура оборотных средств?
-
Элементы оборотных средств?
-
Источники формирования оборотных средств?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть заданные вопросы и ответить на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за конспект, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при составлении конспекта;
«3» - студент плохо владеет материалом, допускает многочисленные ошибки при ответе на поставленные вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
4.Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 5.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему: «Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов организации в условиях рыночной экономики»
Оформить реферат в соответствии с требованиями по оформлению рефератов (приложение 1)
Вопросы для самоконтроля:
-
Производственный персонал организации?
-
Планирование численности и состава персонала?
-
Производительность труда?
-
Нормирование труда в организации?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть вопросы, должен уметь приводить примеры и отвечать на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за успешное раскрытие темы, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - тема раскрыта, студент хорошо владеет материалом, однако имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при оформлении доклада;
«3» - тема раскрыта в ограниченном объеме, студент плохо владеет материалом, плохо отвечает на вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
4.Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 6.1. Бизнес - планирование
Задания для самостоятельной работы:
Конспект на тему: Предпринимательство: понятие, сущность и формы
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое план развития предприятия?
-
Для чего составляется бизнес-план?
-
Задачи, решаемые с помощью бизнес-плана.
-
Из каких блоков состоит бизнес-план?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть заданные вопросы и ответить на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за конспект, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при составлении конспекта;
«3» - студент плохо владеет материалом, допускает многочисленные ошибки при ответе на поставленные вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
4.Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 6.2. Финансы организации
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему: «Денежные фонды организации»
Оформить реферат в соответствии с требованиями по оформлению реферата (приложение 1)
Вопросы для самоконтроля:
-
Формы кредита.
-
Банковский кредит.
-
Государственный кредит.
-
Потребительский и инвестиционный кредит.
-
Взаимный кредит.
-
Натуральный кредит.
-
Международный кредит.
-
Долгосрочный и краткосрочный кредит.
-
Виды краткосрочных кредитов.
-
Банковский кредит.
-
Векселедательский кредит.
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть вопросы, должен уметь приводить примеры и отвечать на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за успешное раскрытие темы, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - тема раскрыта, студент хорошо владеет материалом, однако имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при оформлении доклада;
«3» - тема раскрыта в ограниченном объеме, студент плохо владеет материалом, плохо отвечает на вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
4.Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Тема 7.1. Организация на внешнем рынке
Задания для самостоятельной работы:
Конспект вопросов: Таможенная тарифная система. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке
Вопросы для самоконтроля:
-
Чем определяются правовые вопросы совместного предпринимательства?
2. Каковы основы условия создания совместного предпринимательства?
3. Что характеризует совместные предприятия?
4. Внешнеторговый контракт и его содержание.
5. Таможенная пошлина.
6. Таможенная стоимость.
7. Какие ставки применяются при расчете таможенных пошлин?
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен полностью раскрыть заданные вопросы и ответить на поставленные по теме вопросы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за конспект, за умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
«4» - имеются небольшие недочеты по содержанию ответа, студентом допущены незначительные ошибки при составлении конспекта;
«3» - студент плохо владеет материалом, допускает многочисленные ошибки при ответе на поставленные вопросы;
«2» - есть серьезные ошибки или полное отсутствие знаний и умений.
Рекомендуемая литература:
1. Липсиц И. В. Введение в бизнес и экономику: Учебник для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2010г.
2. Сафпронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: - Экономист, 2010г.
3. Табачникас Б. И., Дермаков В. К., Линьков Л. Я. Основы экономики для ССУЗов. - М.: - Вита-пресс, 2012г.
4.Чечевицына Л. Н. Микроэкономика: Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2010г
Приложение 1
Методические указания по написанию и оформлению рефератов
Назначение реферата
Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы.
-
Выбор темы исследования
Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
-
Планирование исследования
Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
-
выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
-
сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
-
анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
-
сообщение о предварительных результатах исследования;
-
литературное оформление исследовательской проблемы;
-
обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:
-
введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
-
основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
-
заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3. Поиск и изучение литературы
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю.
Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.
Подобранная литература изучается в следующем порядке:
-
знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
-
исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
-
обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.
Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме.
При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4.Обработка материала
При обработке полученного материала автор должен:
-
систематизировать его по разделам;
-
выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
-
определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
-
уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
-
сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
-
окончательно уточнить структуру реферата.
5. Оформление реферата
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
-
Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
-
Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис - обоснование - вывод);
-
Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты;
-
Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, по центру) и с соблюдением трафаретов (полей):
-
слева - 30 мм;
-
справа - 10 мм;
-
сверху - 20 мм;
-
снизу - 20 мм.
Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде, почерк должен быть легко читаем, не содержать не установленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.
32