ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МЕЛЬНИКОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА

/учитель начальных классов МБОУ гимназия № 6 Советского района г. Воронежа/

Тема педагогической концепции:

«Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

Воспитательное пространство - это среда, в которой реализуются воспитательные цели и задачи. Для характеристики воспитательного пространства важны как окружающие ребенка взаимодействующие с ним субъекты, так и возникающие между ними связи и отношения. Воспитательное пространство в отличие от среды формируется, что позволяет придавать ему некоторые изначально определенные свойства и характеристики.

Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу; если система направлена на воспитание послушания, скрупулезное представление требований, выбор помощников, а не соратников, то она нивелирует и подавляет личность.

Формирование воспитательного пространства в классе предполагает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную, коммуникативную, организаторскую и оценочно-результативную деятельности.

Для организации гуманистического воспитательного пространства оптимальным является единство всех его субъектов, обеспечивающее их самопроявление, самоутверждение и саморазвитие. Каждый из нас сам творец. Мы лишь оказываем друг другу помощь и поддержку, что способствует развитию качеств, характеристик, относящихся к воспитанию, а именно: интеллигентности, креативности, адаптивности, чувству собственного достоинства, независимости в суждениях, ответственности в поступках, самостоятельности (параметры воспитанности). Иными словами, мы стремимся к самовоспитанию (самопознанию, самооценке, самопроектированию, самореализации).

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА

I. Определяем субъектов воспитательного пространства класса: дети, педагоги, родители. Учитывая возраст детей, формировать пространство класса будем «сверху». Вот почему так важна фигура учителя. Гармоничное сочетание качеств личности учителя, позитивный настрой и переживание ситуации успеха способствуют социально-психологическому комфорту как педагога, так и учащихся и родителей, что подтверждает, в свою очередь, слова А.С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, будьте счастливы».

II. Определяем цель. С одной стороны, она не должна противоречить цели гимназии; разработанной в гимназии Модели выпускника начальной школы. С другой стороны, должна учитывать интересы и потребности детей, а также запросы родителей. Проблема, которую разрабатывает коллектив гимназии, имеющей статус ФЭП с 1999 г., звучит следующим образом: «Гуманистическая воспитательная система гимназии - центр воспитательного пространства». Наша совместная цель: содействовать развитию личности ребенка; создавать необходимые условия для успешного протекания процесса развития и социализации личности ребёнка. К основным задачам воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста отнесены следующие: создание сплочённого коллектива, адаптация личности в коллективе, развитие таких свойств и качеств личности, как дружелюбие, отзывчивость, милосердие, помощь товарищам, любовь к природе и ответственность за её сохранение, любовь к Родине.

Важно, чтобы цель определялась сообща. Для этого мы используем обсуждение Модели выпускника начальной школы; анкеты, в которых родители отмечают ожидания качеств личности учащихся; рассмотрение Заповедей гимназиста самими учащимися; уроки рефлексии; «Шкатулку добрых пожеланий»; «Открытые письма» детям или родителям и др.

III. Важна диагностика складывающихся связей и отношений. Она носит характер мониторинга, то есть проводится (например, раз в полугодие) с использованием опросников или анкет. Результаты диагностики позволяют держать «руку на пульсе» организуемого воспитательного пространства класса и при необходимости корректировать отдельные отношения и связи.

IИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССАV. Прогностичность нашей деятельности придает разработанная в гимназии Модель выпускника начальной школы. Она отражает ожидаемый результат (черты личности младшего школьника). Данную модель пронизывают сферы самореализации: когнитивная, креативная, операциональная, мотивационная, культурная, нравственно-эмоциональная, соматическая.

V. Проектировочная деятельность заключается, с одной стороны, в разработке самой модели воспитательного пространства, с другой стороны, с проектированием системы воспитательной работы. Проект предшествует плану, он определяет рамки, приоритетные направления.

Организуемая воспитательная работа с учащимися и совместная работа с родителями строится в соответствии с «Методическими рекомендациями по реализации Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 года». Для нашего класса приоритетными являются направления: «Здоровье», «Семья», «Наша Родина», «Культура», «Природа», «Труд», «Человек», которые позволяют формировать мировосприятие на основе развития познавательного потенциала личности; формировать мотивационно-ценностное поведение.

VI. Коррекционная деятельность, как было указано выше, связана с результатами диагностики и направлена на внесение изменений в связи и отношения, изменениями в результате оценки сложившейся ситуации приоритетов.

VII. Коммуникативная деятельность, с одной стороны, предполагает обучение общению (монологическая речь, диалог, дискуссия), с другой стороны, обеспечение, поддержание отдельных характеристик общения, таких как умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других; умение переносить усвоенные знания в новую ситуацию и использовать их в практике, т.е. компетентность.

VIII. Организаторская деятельность предполагает управление воспитательной системой и воспитательным пространством. Важно соуправление и «мягкое» управление (то есть мы управляем условиями, а не ребенком). Организаторская деятельность направлена и на постепенное расширение круга субъектов воспитательного пространства, привлечение к взаимодействию, например, родителей, руководителей кружков, старшеклассников.

IX. Оценочно-результативная деятельность связана с анализом результатов. С учетом формирования воспитательного пространства в анализе должны принимать участие как родители, так и дети. Уровень удовлетворённости субъектов воспитательного пространства может определяться с помощью анкет, например, «Классный руководитель глазами воспитанника», с помощью продолжения незаконченных высказываний, рисуночных тестов; методики А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методики Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» и т.д. Безусловно, оценивается соответствие содержания системы воспитания целям и условиям, которые созданы для ее реализации в классе и гимназии в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Документы в образовании. 2002. №4.

Методические рекомендации по реализации концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг. - Воронеж: ВОИПКРО, 2005.

Мудрик А.В. Воспитание в системе образования. М., 2004.

Планирование воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Воронежской области. Методическое пособие - Воронеж: ВОИПКРО , 2005.

Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления// Под ред. Н.Л. Селивановой/ М: Пед. общество России, 2001 г.

Стурова А.Г., Овчинникова Л.С., Риммар Г.Г, Зеленина Е.А., Мальцева Г.В., Япрынцева Л.Г., Шакурова М.В. Воспитательная система школы как центр воспитательного пространства: авторская модель// Под ред. М.В. Шакуровой, Вып. 2.-Воронеж: ВГПУ, 2000 г.

Стурова А.Г., Овчинникова Л.С., Риммар Г.Г, Зеленина Е.А., Мальцева Г.В., Япрынцева Л.Г., Шакурова М.В. Воспитательная система гимназии как центр воспитательного пространства: Альбом - Воронеж: ВГПУ, 2000 г.

Стурова А.Г., Овчинникова Л.С., Риммар Г.Г, Зеленина Е.А., Мальцева Г.В., Щербатых Л.Ф., Литвинова Е.В. Поиск путей развития воспитательной системы и воспитательного пространства гимназии (на примере экспериментальной деятельности ФЭП МОУ гимназия №6 г. Воронежа). Социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения// Под ред. М.В. Шакуровой. - Воронеж: ВГПУ, 2001 г.

Стурова А.Г., Мальцева Г.В., Риммар Г.Г., Овчинникова Л.С., Зеленина Е.А., Щербатых Л.Ф., Шакурова М.В. Основные характеристики воспитательной системы МОУ гимназия №6 г. Воронежа// Под ред. М.В. Шакуровой. - Воронеж: ВГПУ, 2002 г.

«Школа 2000…» Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы// Под научн. ред. Г.В. Дорофеева, Вып. 3.- М: УМЦ «Школа 2000…», 2000 г.


© 2010-2022