Тематическое занятие по гражданско-патриотическому воспитанию для старшеклассников Патриотизм

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотизм

Форма проведения: занятие-рассуждение

Цель:

Создать условия для осознания воспитанниками понятия «патриотизм».

Задачи:

Научить детей анализировать слова и поступки других людей и выражать свое отношение к ним;

Развивать и корригировать мышление через упражнения на анализ и синтез;

Воспитывать осознанную любовь к своей Родине и своему народу.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, карточки с однокоренными словами, карточки с ситуациями, карточки с пословицами, толковые словари.

Деятельность

воспитанников

Деятельность воспитателя

примечание

  1. Организационный момент

Задача: организовать внимание и психологически настроить воспитанников на работу

Слушают, смотрят, представляют себя

в местах, изображенных

на фото

Давайте совершим виртуальное кругосветное путешествие на этом воздушном шаре, посмотрим, как живут люди в разных странах. А вы, пока смотрите, примеряйте к себе эти условия жизни, решайте для себя, смогли бы вы так жить.

В Германии люди любят комфорт. Дома у них крепкие, удобные, Национальной чертой считается пунктуальность, аккуратность.

А вот село в Индии. Все по минимуму - и комфорт, и одежда, и еда. Но индийцы не жалуются, им хватает.

Селение в Турции похоже на муравейник - дома вырублены в скале, и узкие улицы напоминают лестницу. Дворики внутри домов - для женщин и детей, а мужчины общаются на улице.

Во Вьетнаме тоже горы, в горах вырублены гигантские ступени - террасы, чтобы задержать влагу. На этих террасах выращивают рис. Быт средней вьетнамской семьи очень скромный.

В Японии так мало места, что высотные дома строят прямо во дворах. Основная черта японцев - приверженность традициям и скромность.

В Африке дома делают из глины. Это - школа.

На севере Канады эскимосы делают дома из снега. Такой купол из ледяных блоков может выдержать даже вес белого медведя.

Слайды 1-16

  1. Мотивационно-целевой момент

Задача: стимулировать активность воспитанников в обсуждении предложенной темы

Отвечают

Подбирают устно однокоренные слова



Каждый отвечает на вопрос

В мире так много разных стран, обычаев, природных зон, - на любой вкус! Почему мы живем здесь? Мы здесь родились, здесь наша Родина. Родились, Родина - однокоренные слова. Давайте дополним этот ряд: родной, родимый, родители, родить, родня, родник, народ, природа. Это значит, что моя Родина - там, где мои родители, родные, мой народ, моя родная природа. Хорошо ли мне будет вдали от всего этого? Почему? Наши обычаи и традиции, язык, привычная еда объединяют нас, и в другом месте, среди другого народа удобно только погостить, и вернуться все же на Родину. Человека, преданного своей Родине, называют патриотом. Мы патриоты? Мы патриоты вообще своего края, города, страны? Пусть каждый подумает и ответит: ты патриот?

Простой вопрос, на который сложно ответить.

Слайд 17




А кто больше патриот, и кто меньше, что такое вообще патриотизм и как его измерить, - об этом мы сегодня и поговорим

Слайд 18

  1. Деятельностный момент

Задача: организовать деятельность воспитанников по изучению предложенной темы

Читают

Как тут не вспомнить слова Льва Николаевича Толстого:

«Это моя родина, моя родная земля, моё отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе».

Слайд 19

Отвечают: защищать

И что значит - «любить Родину»?

Да, Защитить ее в случае опасности, войны

Слайд 20, 21

Смотрят фильм, вспоминают прошедшие занятия

Давайте сейчас послушаем песню о войне, которая напомнит нам, в чем состоит защита Родины в военное время

Слайд 22

Отвечают: тяжелый труд, боль, смерть, холод, голод, сырость, разлуки, утраты, подвиг.

Героический, самоотверженный поступок

Подвиг всегда направлен на улучшение ситуации

Поясняют: при совершении подвига идет преодоление себя, своих слабостей и страхов

Отвечают: называют героем

Перечисляют качества героя:

Любит жизнь и хочет сделать ее лучше,

Любит людей и старается сделать их жизнь лучше,

Не ждет благодарности и славы, а просто делает, что считает нужным

Не ждет, пока кто-то сделает это за него

Слушают, как один из детей характеризует героя

Смотрят на портреты героев В. О. войны и слушают рассказы об их подвигах

Итак, к чему должен быть готов защитник Родины в военное время?

А что такое подвиг?

Какая цель у подвига - сделать лучше или сделать хуже?

Подвиг совершается обычно для всех или для многих.

Что значит - самоотверженный?

Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, не только физических, но и духовных.

Думает ли человек о славе перед подвигом? Настоящий подвиг редко совершается с оглядкой на прославление после него, ведь настоящее благородство не требует благодарности.

Как называют человека, совершившего подвиг?

Вот давайте сейчас нарисуем портрет героя:

  • Любит ли герой жизнь?



  • Любит ли он людей?



  • Ждет ли он, пока кто-то сделает поступок за него?



  • Требует ли благодарности за свои поступки?

Кто теперь сам нарисует словесный портрет героя?

Настоящий герой благороден и бескорыстен, он любит людей и старается сделать их жизнь лучше, а если для этого нужно совершить невозможное, переступить через свои страхи, боль, надежды - он это делает.

Во время В. О. войны многим людям довелось проявить свою любовь к жизни и к людям через подвиг.

Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру дзота, когда его часть не могла пройти через простреливаемую лощину.

Летчик Виктор Талалихин сбил немецкий бомбардировщик таранным ударом.

Летчик Алексей Маресьев 4 апреля 1942 года был подбит в воздушном бою и 18 суток на раненых ногах выходил к своим. В результате гангрены потерял обе ноги, но не сдался, и через год вернулся в строй и сбил еще 7 вражеских самолетов.

Военный комиссар Василий Клочков в критическую минуту боя бросился под танк со связкой гранат. На всю страну стали известны его слова перед тем боем: «Нам, ребята, отступать некуда, сзади Москва».

Санинструктор Людмила Кравец подняла бойцов в атаку, когда ранили командира, и выполнила боевую задачу.

Санинструктор Валерия Гнаровская, спасая перевязочный пункт, бросилась под немецкий танк со связкой гранат и остановила его.

Санинструктор Екатерина Михайлова при форсировании Днестра оказала помощи 17 тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемета, забросала гранатами ДЗОТ.

Священник Федор Пузанов был партизанским связным и разведчиком, спас 300 односельчан от угона в Германию.

Разведчик, партизан Николай Кузнецов, действуя в глубоком тылу, передавал в Москву ценнейшие разведданные.

Только звания Героя Советского Союза было удостоено свыше 11 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, а сколько было награждено орденами и медалями, и сколько героев пало безымянными в суете и суматохе тех страшных дней и ночей…

Слайд 23

Слайд 24

Работа со словарем







Слайд 25

Отвечают полными предложениями







Слайды 26 - 34

Размышляют, выдвигают версии

Что же заставляло людей идти на такие жертвы, терпеть такие лишения? Почему люди сопротивлялись нашествию даже ценой собственной жизни, а ведь жизнь у каждого - одна?

Подвожу итог: люди не могли принять чуждый уклад, образ жизни, они хотели жить так, как жили их отцы, и говорить на языке отцов, и растить детей так, как растили их - в свободной стране, среди своего народа.

Слайд 35

Складывают пословицы, читают, объясняют



Слушают

У нас многовековая история, в которой было много всевозможных горестей и бед, но, тем не менее, ради Родины люди забывали о себе и умели подчинить свои личные интересы - общим, народным. Об этом говорят пословицы, которые мы сейчас сложим:

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Кто Родине изменяет, того народ презирает.

Кто за Родину горой - тот истинный герой.

Что объединяет все эти пословицы, о чем они?

Патриотизм - это многовековой опыт внутри каждого из нас, внутренний стержень, который не позволяет отклониться в сторону подлости, предательства, измены.



Работа в парах (карточки), сложить, прочитать и объяснить пословицу

Отвечают на поставленные вопросы и приводят примеры из жизни: быть готовым к защите Родины; подготовить достойное поколение на смену отцам, достойных граждан своей страны; достойно выступить на соревновании; принимать такие законы, чтобы гражданам твоей страны жилось лучше…

А в мирное время нужен патриотизм? В чем он проявляется?

В чем проявляется патриотизм для военного?

Для учителя? Приведите примеры.

Для спортсмена?

Для депутата государственной Думы?

Для простого повара, если он патриот и любит свой народ?

А дворника?

Слайд 36, 37


  1. Оценочно-рефлексивный момент

Задачи: обобщить основное содержание понятия «патриотизм»;

организовать рефлексию воспитанниками результатов тематического занятия

Анализируют поступки и выражают своё к ним отношение

Давайте посмотрим ситуации и решим для себя, какой поступок можно назвать подвигом, а какой нет:

  • Ваня перебегает дорогу прямо перед машиной, чтобы показать друзьям, какой он ловкий

  • Девочка увидела пожар в соседнем доме и позвала на помощь взрослых

  • При полете над городом в самолете отказал двигатель. Летчик, сколько мог, уводил машину от жилых кварталов и не успел выпрыгнуть

  • Полицейский получил сигнал о взрывном устройстве в подвале жилого дома, вошел туда проверить и подорвался.

  • Во время захвата самолета бортпроводница добежала до кабины пилотов и крикнула: «Нападение!». Пытаясь преградить бандитам путь, встала в дверях, но была убита выстрелом в упор.

  • Люди взяли из приюта чужого малыша и заботятся о нем.

  • Ирек Зарипов упорно тренировался, попал на параолимпиаду и завоевал там золото.

  • Вася увидел в реке малыша и вытащил его.

карточки

Называют условия жизни, необходимые для счастья

Лев Толстой говорил, что по-настоящему счастлив только тот, кто счастлив дома. Когда вам будет хорошо дома?

Когда вы знаете, что вы выйдете на улицу и будете безопасно себя чувствовать на улице, когда люди вокруг улыбаются, есть к кому обратиться за помощью, когда в школе вас никто не обижает и учат только хорошему, когда у родителей есть любимая работа и достойная зарплата, а у стариков - возможность отдохнуть в конце трудовой жизни.

Все это нам обеспечивает государство, национальные традиции и патриотизм каждого человека в отдельности и всех вместе.

Слайд 38

Отвечают на вопросы

А теперь я повторю свой вопрос к каждому из вас: Даша, ты патриот? Почему? Саша, ты патриот? Почему? …

Поют

И давайте дружно споем старую патриотическую песню

Слайд 39

11


© 2010-2022