Конспект классного часа Памяти павших

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя школа №8 с.Горькая Балка Советского района»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

в 7 «Б»

«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЕМ ДОСТОЙНЫ!»




Классный руководитель 7 «Б» класса

Комарова В.В.

2015г

Пояснительная записка

Данное мероприятие главным образом решает задачи патриотического воспитания современной молодежи, привития любви к своей Родине, своей семье. 70 лет прошло со дня Великой Победы над фашизмом, сменилось несколько поколений людей. В настоящее время многие важные исторические события не вызывают особого эмоционального отклика у детей. Поэтому необходимо актуализировать их знания, побудить интерес к изучению своей истории.

Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

1. Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне.

2. Продолжить формирование представления о таком антисоциальном явлении как фашизм.

3. Дать информацию о работе Архангельской фельдшерской школе.

Развивающие:

1. Расширять кругозор детей, изучая исторический материал о героическом прошлом нашего народа.

2. Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.

3. Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

1. Побудить интерес к истории своей семьи, вызвать душевный отклик,

чувство сопереживания людям пережившим войну.

2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

3. Способствовать формированию гражданской позиции детей.

Продолжительность: 45 минут.

Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, методическая разработка, презентация

мероприятия, георгиевская лента.

Педагог: Добрый день!

Мы рады приветствовать вас на классном часе, посвященном 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Любая война приносит людям горе и несчастье, разрушает их планы и надежды, заставляет терять близких и друзей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил все невзгоды.

Тема нашей встречи: «Памяти павших будем достойны!»

Я предоставляю слово ребятам.

Ведущий 1: Майский день 1945 года. Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни! Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу жизни над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года. 1418 дней борьбы за победу, ожидания победы, неугасаемой веры в то, что она настанет. В ожесточенных битвах, истекая кровью и погибая, добывал ее солдат. Непрерывным бессонным трудом приближали ее рабочий и колхозник в тылу. Они защищали свой дом, будущее своих детей. То майское утро было пронизано ликованием. Но сквозь него проступала горечь скорби. Люди вспоминали тех, кого они потеряли, кого фашистскими пулями, пытками в концлагерях, блокадным голодом убила война… Это ликование и эту скорбь не приглушить временем и в День Победы они всегда с нами!

Ведущий 2: Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не стихает в людских душах. Да, у времени своя память… Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Умирают солдаты дважды:

От штыка или пули вражьей

И спустя много лет, в грядущем,

От забывчивости живущих.

А. Романов. Тревога

Ведущий 1: Давайте перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было…

Ведущий 2: Памяти наших дедов, отцов и старших братьев, памяти солдат и офицеров Советской армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны, а также живущим среди нас ветеранам посвящается…

(Звучит аудио запись голосов птиц, затем рев самолетов, пушек, снарядов)

Ведущий 1: Звуки мирного времени сменились звуками войны, и голос диктора сообщил: «Внимание, внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра немецкие войска перешли границу Советского Союза…» ( Звучит аудиозапись первого куплета песни «Священная война» Потом звук делается тише и уже под фонограмму чтецы продолжают).

Ведущий 1: Война была священной,

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Прочтет о том, как под луною

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

В.Фирсов «Война была священной»

Ведущий 2: Как вы думаете, о какой Зое идет речь?

Ведущий 1: Верно, рассказать о ее подвиге мы попросим ребят.

Чтец 1: Кто же она, легендарная Зоя, заставившая трепетать и содрогаться врагов, восхищаться собой миллионы людей, внушая им светлую веру в человеческое достоинство? В чем состоит ее подвиг?

Чтец 2: В истории Великой Отечественной войны золотыми буквами записано великое множество героических имен и одним из них является имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Сегодня мы предлагаем приоткрыть страницы удивительной жизни и вместе с юной партизанкой «пройти» ее последние шаги в бессмертие.

(На фоне музыки демонстрируются фотографии Зои Космодемьянской)

Ведущий 1: Жизнь Зои была короткой, но ясной и чистой, как стеклышко. До 6 лет она росла в селе Осиновые Гаи, что на Тамбовщине. Девочка мало чем отличалась от сверстников: бегала по росистой траве, плавала в тихой Кашме, собирала цветы, любила летние грозы. И осталось у нее от деревенского детства ощущение светлой и теплой радости.

Ведущий 2: В 1931 году семья Космодемьянских переезжает в Москву. Здесь, рано лишившись отца, она жила с матерью и младшим братом около Тимирязевского парка. В этот период жизни ей не были чужды ребячьи радости и затеи: она посещала класс ритмики и литературный кружок, с удовольствием работала в школьном саду, вышивала, часто ходила в Третьяковку и подолгу рассматривала картины.

Ведущий 1: Так и росла маленькая, хрупкая, приветливая, доверчивая ясноглазая девочка с кроткой улыбкой, мечтавшая стать писателем. (Музыка стихает)

Чтец 2: Холодная морозная осень 1941 года… Военные действия велись уже на подступах к Москве, в дачной местности. Смертельная угроза нависла над столицей. В это сложное для страны время вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская добровольно вступает в разведывательно-диверсионный отряд. Добивается этого настойчиво, ибо с первого захода комиссия ее кандидатуру отклонила - уж больно юна. В октябре отряд направляется в деревню Кунцево, где в воинской части юноши и девушки изучали стрелковое оружие, приобретали навыки взрывных работ. А уже в ноябре отважные мстители переходят линию фронта, углубляются в тыл врага. Они взрывают мосты, разбрасывают колючки, минируют проселочные дороги, режут провода связи, ходят в разведку, поджигают штабы врагов. Вечером 21 ноября 1941 года в составе группы Бориса Крайнова. Зоя вышла на свое очередное боевое задание, которое стало для нее последним. Под Москвой готовилось мощное наступление Красной Армии. Был необходим световой сигнал для наших бомбардировщиков из логова врага, поэтому перед партизанами была поставлена задача - огнем и дымом одновременных поджогов обозначить контуры расположения немецких частей и гарнизонов.

Чтец 1: Юная партизанка бесстрашно и дерзко действовала в селе Петрищево, где располагался штаб гитлеровского полка. Подойдя к конюшне, Зоя засунула пистолет в карман, достала из сумки бутылку с бензином, облила жидкостью стену и нагнулась, чтобы зажечь спичку. В этот момент она была схвачена гитлеровцами. Со связанными руками девушку привели в дом Ворониной, где располагался штаб немецкого гарнизона. Здесь ее допрашивал немецкий подполковник Рюдерер. На все вопросы Зоя отвечала: «Нет, не знаю, не скажу!»

Чтец 2: Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить ее ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала около 200 ударов. Зоя не издала ни звука, ни одного стона. Фашисты подвергли девушку жестоким пыткам, но не сломили духа отважной патриотки. Она по-прежнему стояла перед врагами прямо и гордо и твердила одно и то же: «Нет, не знаю, не скажу!» Только голос ее звучал глуше, чем прежде.

Чтец 1: Измученная и истерзанная, Зоя находилась в кругу врагов, которые продолжали глумиться над беззащитной девушкой. Немцы били ее кулаками, тушили об нее зажженные спички, а кто-то провел по ее спине пилой. Когда партизанка просила воды, к ее губам подносили лампу с керосином. Всю долгую зимнюю ночь через каждые 15 минут Зою выводили на мороз босую и в одной сорочке. Стойкость и мужество партизанки поразили даже гитлеровцев. Когда немецкий офицер, присутствовавший на допросе Зои, был захвачен в плен, он записал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего».

Чтец 2: На рассвете за Зоей пришли гитлеровцы. Они швырнули на лавку черные шаровары, рубашку и велели одеваться. Она одевалась, морщась от боли, но издав ни одного звука. На грудь ей была повешена доска надписью: «Поджигатель домов». Так ее вывели на площадь, где стояла виселица. Местным жителям было приказано присутствовать при казни, но их пришло немного, а некоторые из пришедших потихоньку разбрелись по домам, чтобы не быть свидетелями страшного зрелища. Когда отважную девушку приподняли, чтобы поставить на ящики и накинули на ее шею петлю, она обратилась к жителям поселка: «Эй, товарищи! Что смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!»

Чтец 1: Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Зоя умерла во вражьем плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий и не предав своих товарищей. Память о ней будет жить вечно!

Эта девочка, хрупкая школьница,

Не согнувшая худеньких плеч,

Все, что в песнях страны колоколится,

Своей жизнью решила сберечь…

И народ расправлял свои спины,

Веря в праведный клич до конца.

Ты не знала тогда, героиня,

Сколько силы влила ты в сердца!

И. Кучина

Ведущий 1: Мне хочется, чтобы каждый из нас задумался о том, что Зоя была ненамного старше нас. Вчерашняя школьница, она сумела всем преподнести настоящий урок стойкости и мужества. О ее подвиге знала вся страна!

Ведущий 2: Поступок Зои вселял веру в Победу тем, кто воевал на передовой линии фронта нашей Родины и придавал силы тем, кто трудился в тылу.

Ведущий 1: В годы ВОВ не было человека в нашей стране, который остался бы безучастным к всеобщему горю. Женщины, старики, дети - все, кто по каким-либо причинам не мог участвовать в боевых действиях, самоотверженно трудились в тылу под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!»

Ведущий 1: Вашему вниманию представляем отрывок стихотворения М. Исаковского «Русской женщине».

РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

Ведущий 1: Говоря о тружениках тыла невозможно не отметить, что дети, старики, которые в силу возраста не могли быть призваны на воинскую службу, прилагали все усилия для того, чтобы хоть как-то помочь тем, кто воевал.

Ведущий 1: Годы войны сменились мирным временем.

Задохнулись канонады, в мире - тишина.

На большой земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть.

Как всходило солнце в гари и кружилась мгла.

А в реке - меж берегами - кровь-вода текла.

Были черными березы, долгими - года.

Были выплаканы слезы вдовьи навсегда…

Вот опять пронзает лето солнечная нить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Эта память - верьте, люди, - всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война!

Р. Рождественский

Педагог: Благодарю ребят за подготовленную информацию и выступление. Трудно не согласиться со словами Роберта Рождественского, которые как никогда актуальны в наше время: Если мы войну забудем, вновь придет война! В годы второй мировой войны люди многих стран и национальностей объединились в борьбе с фашизмом. Возможно, не все из вас имеют представление о данном явлении. Мы представляем вашему вниманию фрагменты фильма «Обыкновенный фашизм» для того, чтобы вы могли представить себе против чего сражались наши деды и прадеды, какой ценой была оплачена эта победа!

ДЕМОНСТРАЦИЯ ФИЛЬМА.

Педагог: 27 миллионов жизней унесла ВОВ, а в некоторых источниках эта цифра доходит до 30 миллионов! Нет в нашей стране семьи, которой не коснулись бы тяжелые испытания тех лет. Какова история ВОВ в вашей семье? Кто хотел бы об этом рассказать?

Рассказы детей.

В конце нашего классного часа я хотела бы рассказать вам о символе ВОВ, популярном в наши дни - это георгиевская ленточка.

Георгиевская лента - двухцветная лента - реплика знаменитого биколора, ленты к ордену Святого Георгия, которая с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейская лента», как особый знак отличия.

Цвета ленты - черный и оранжевый - означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Орден Георгия был учрежден в 1769 году и был исключительной воинской наградой. В России черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали символом воинской славы. Георгиевская лента украшает многие солдатские наградные медали и значки. В 2005 году стартовала акция «Повяжи георгиевскую ленточку». Целью акции является во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы являемся. Лозунг акции: «Победа деда - моя Победа!» Ношение георгиевской ленты буквально означает: «Я помню, я горжусь!»

Георгиевскую ленту прикрепляют особым образом на лацкан пиджака или верхнюю одежду. Из уважения к ветеранам и труженикам тыла в годы ВОВ недопустимо использование этого символа каким-либо иным образом (в качестве заколки для волос, завязывания сумки, элементов одежды и проч.) Звучит фонограмма песни из кинофильма «Офицеры».

Беседа о целях данного классного часа, обратная связь, отзывы

присутствующих о проведенном мероприятии.

7


© 2010-2022