Психологические особенности детей - сирот

Дети-сироты - дети, которые  испытали потерю  родителей, нуждаются в  особой психолого – педагогической поддержке, защите и помощи со стороны государства. Оторванность от родителей обедняет эмоциональный мир детей, не испытывающих в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. У детей формируется недоверие к окружающему миру, что выражается в «плохом» поведении. В конфликтных ситуациях они, зачастую, неспособны, сколько-нибудь объективно оценить ситуацию, не могут владеть свои... 1. Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психолога», М. Просвещение – 2003 г. 2. Иовчук Н.И. «Основные принципы организации медико – психологической помощи социально дезадаптированным детям и подросткам: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Москва, 2008 г. 3. «Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением», под редакцией М.И. Рожкова, центр ВЛАДОС, 2001 г. 4. Научно – методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2011 г. 5. http://festival.1september.ru 6. http://nsportal.ru/
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Дети-сироты - дети, которые испытали потерю родителей, нуждаются в особой психолого - педагогической поддержке, защите и помощи со стороны государства.

Оторванность от родителей обедняет эмоциональный мир детей, не испытывающих в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. У детей формируется недоверие к окружающему миру, что выражается в «плохом» поведении. В конфликтных ситуациях они, зачастую, неспособны, сколько-нибудь объективно оценить ситуацию, не могут владеть своим настроением и поведением. Их агрессия, замкнутость, лживость, обидчивость носит защитный характер. Они защищают себя от предполагаемой опасности со стороны. Пережитые за это время стрессы сказываются на развитии эмоционально-волевой сферы. Для них характерны: односторонность, бедность поведенческих мотиваций, постоянная зависимость от поведения взрослого. Затруднения в формировании самосознания приводят к постоянному подражанию другим, поверхностности чувств, агрессивности. Как показывают наблюдения и опыт работы с детьми - пытаясь самоутвердиться, ребенок-сирота демонстрирует свою самостоятельность отказом от подчинения правилам и моральным нормам. Нарушения в эмоциональной сфере, в самосознании, трудности в общении, затрудненный самоконтроль, преобладание защитных форм поведения требуют индивидуального подхода к детям-сиротам.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ:

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

Дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры (в магазин, больницу, дочки-матери, скорую помощь и проч.) Это высшая форма игры, которая развивает их воображение и мышление. Играм с правилами надо учить! Для детей этого возраста характерны игры-манипуляции. Преувеличенное, гипертрофированное желание обратить на себя внимание взрослых приводит к тому, что ребенок совершает нелогичные и, с точки зрения взрослого, непонятные поступки: кричит, дергает за юбку незнакомого человека и проч.

ПОДРОСТКИ

ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ТРУДНОСТЯМИ во взаимоотношениях с окружающими, поверхностными чувствами, иждивенчеством, привычкой жить по указаниям других. Нарушения в сфере самосознания от переживаний вседозволенности до ущербности. Проявления грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство и проч.). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживания собственной ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. Всё это приводит к эмоциональной тревожности и агрессии.

Эмоциональное состояние детей определяется характером общения со старшими, теми поощрениями и наказаниями, которые применяются в отношении подопечных. Поощряют (67%) за помощь по дому и успехи в учебе, хвалят редко, мало. Поощрение выражается в покупке сладостей, подарка. Наказывают (55%): ругают, не пускают гулять, не разрешают смотреть телевизор и т.п. В 6% семей применяются физические наказания: наказывают ремнем, бьют.

Радостным событием является день рождения, который отмечают в 87% семей. Форма празднования традиционная: застолье с родственниками, хотя дети довольны - им приносят подарки. Опекуны при опросе старались нарисовать более благополучную картину в отношениях с ребенком, чем это есть на самом деле. Существующие проблемы в отношениях опекуны не считают слишком серьезными. Однако было выявлено, что в 11% семей отношения между опекунами и детьми напряженные, отсутствует нормальный эмоциональный контакт, часты ссоры.

Все эти обстоятельства влияют на формирование представлений детей о своем будущем. Будущее все подростки и их опекуны связывают только с учебой или работой. Большинство детей понимают, что для них наиболее реально - поступить после 9 класса в училище, чтобы потом получить хорошую работу, которая позволит поступить в ВУЗ. Хотя точно сказать, кем он хочет быть и куда будет поступать, подростки не могут. Мнение опекунов и воспитанников расходятся в 30% случаев. Еще 30% опекунов вообще не вмешиваются в планы воспитанников, даже не знают о них. В 5% опекуны негативно относятся к будущему подростка, считая, «ему бы только гулять, да иметь денег побольше». Сами дети тоже обеспокоены нестабильностью своей жизни («останусь на второй год, дед отдаст в интернат»). Собственные планы в личной жизни связаны с будущей семьей и отдельным от опекунов проживанием. Некоторые дети мечтают о том, что возьмут к себе отца, мать.

При работе с такими детьми необходимо понимать все выше указанные особенности и организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуально - личностными потребностями ребёнка.

1. Определите сферу интересов ребёнка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов.

2. Определите обязанности в классе, следите за их исполнением.

3. Создайте ситуацию школьной успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы.

4. Не сравнивайте ребёнка с другими.

5. Выясните, что является наиболее травмирующим для ребёнка в ситуации неуспешности: мнение учителей, одноклассников, родителей.

6. Нельзя допускать неосторожно сказанных слов, которые могут легко привести ученика в состояние уныния и тревоги

7. Обращайтесь к ребёнку по поводу нарушения с помощью речевого сообщения - «Я - высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.

8. Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.)

9. Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести …»)

10. Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!

11. Выставите требования: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие)

12. Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаёте ответственность за его поведение ему самому.

13. Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставляйте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.

14. Выразите свою уверенность в том, что он примет правильное решение, непосредственно относящееся к его жизни («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»)

Практикум. «Обучение навыкам ненасильственного общения: активное слушание, Я - сообщение, отказ от речевой агрессии.


Наблюдаемая ситуация, проблема

Нежелательная реакция

Оптимальная реакция

1.

Встревоженный, расстроенный ребёнок констатирует факт: «Меня вчера дома побили щёткой»

- За что?

- Что ты натворил?

- Я не думаю, что тебе хотели сделать больно.

- Я не понимаю тебя.

- Ты говоришь, что тебя дома побили…

-Расскажи, пожалуйста, что произошло вчера?

-Ты можешь рассказать, как это случилось?

2.

В школе на уроках Сергей отказался от работы, нарушал дисциплину, оговаривался. На замечания одноклассников реагировал грубо. Предстояла индивидуальная беседа.

- Сколько это будет продолжаться!

- Надоел ты со своими выходками!

- Опять ты вёл себя хуже всех, ты совсем от рук отбился.

- Я очень огорчена твоим поведением.

- Мне так неприятно и больно наблюдать твои поступки..

- Я хочу, чтобы ты на уроках старался работать, получал знания и прекратил оговариваться с учителем. Ребята делали тебе замечания, а мне так хотелось, чтобы ты их послушал.

- Такое поведение, Сергей, на мой взгляд, может привести к тому, что …

- Чтобы исправить поведение, тебе нужна помощь?

- Я верю, что ты сможешь взять себя в руки и выполнять школьные требования.

3.

Алексей наплевал на стенд в коридоре…Дети столпились вокруг героя и, увидев подходящего учителя, стали ждать, что будет дальше…

- Ну, конечно, на хорошее ты не способен! Тебе бы только всё портить да мешать всем. Какой бесстыжий! Просто нет слов от такого хамства! Быстро за тряпкой иди.

«Ты знаешь, Алёша, ты меня не удивил. Я такое видела, к сожалению, не раз… Бывает, когда человеку плохо, он вину возлагает на всех вокруг и на предметы тоже…Со мной тоже такое бывало. Но потом очень стыдно, поэтому я стараюсь держать себя в руках…Теперь стало грязно и некрасиво - придётся заново переделывать… Ты сам - то что думаешь по этому поводу? Помощь нужна? Звонок. Мы ждём тебя в классе, заканчивай и приходи.

© 2010-2022