ПРОГРАММА воспитательной работы «Я и окружающий мир»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ   Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов. Ежегодно, педагоги сталкиваются с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникает необходимость создание воспитательной системы класса учащихся начальных классов. Система поможет развить у учеников младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и ... Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволяет педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаёт условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития. Программа ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что «главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА воспитательной работы «Я и окружающий мир»


Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА








ПРОГРАММА

воспитательной работы

"Я и окружающий мир"

для учащихся 2 В класса


Разработчик

программы


Классный руководитель 2В класса

Попадьина Ю.В.













2013 год


Паспорт программы


Наименование

программы

Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "Я и окружающий мир"

Основание для

разработки программы

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы

Заказчик

Администрация МБОУ СОШ №23

Разработчик программы

Попадьина Ю.В., учитель начальных классов

Цели программы

Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности

Задачи программы

Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.

Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.

Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.

Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.

Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине - Липецкому краю, Липецкому району, родному поселку «Сырский Рудник».

Сроки реализации

2013 - 2014 гг.

Основные направления воспитательной

системы

«Я и моё воспитание"

"Я и моё здоровье"

"Я и моё творчество"

"Я и моя семья"

"Я и мои знания"

Участники реализации

Учащиеся 2В класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23

Контингент

Младшие школьники 8-9 лет

Дополнительные

сведения

Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной школы

Ожидаемые результаты

Воспитание достойного человека, расширение круга общения и овладение важными для жизни коммуникативными умениями и навыками, проявлять и развивать творческие способности; самореализоваться и самоутвердиться

Организация контроля

за ходом исполнения

Ежегодный анализ воспитательной системы работы.

Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анализ проблемной ситуации

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Я разработала свою программу воспитательной работы «Я и окружающий мир», реализуемую в начальной школе, которая поможет мне, как учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение одного года. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения для обучающихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на один год.

Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Конституция РФ 12 декабря 1993 г.;

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., №15785;

  • концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана учреждением Российской академии образования "Институт стратегических исследований в образовании" под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной, официально размещена на официальном интернет-сайте Минобрнауки России 01.06.2009;

  • федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ;

  • конвенция «О правах ребенка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

  • приоритетный национальный проект «Образование»;

Положение о программах воспитательной работы классных коллективов МБОУ СОШ №23 г. Липецка.

Сведения о программе

Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана для учащихся в начальной школе и рассчитана на один год.

Цель программы:

1.Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.

2.Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.

3.Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.

4.Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.

Задачи программы:

  • Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.

  • Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.

  • Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.

  • Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.

  • Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

  • Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине - Липецкому краю, Липецкому району, родному поселку «Сырский Рудник».

Принципы реализации программы

Принцип общественной направленности: школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности - уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей- осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте.

Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия - придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности - в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно - ориентированный подход - учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Основные направления:

  • "Я и моё воспитание";

  • "Я и моё здоровье":

  • "Я и моё творчество":

  • "Я и моя семья";

  • "Я и мои знания"

Таблица-1Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации программы сентябрь 2013 года - май 2014 год

Этапы

Действия

Результат

Организационный

Исследование личности и коллектива. Изучение социально значимых современных воспитательных технологий развития коллектива. Разработка плана действий, «точек самостоятельности» и «сотрудничества». Выявление творческих групп.

Анализ мониторинга:

ценностно-ориентационное единство класса;

уровень психологического комфорта;

наличие «отвергнутых» в классе;

создание воспитательной программы класса.

Практические действия

Работа творческих групп, организация и проведение классных мероприятий и творческих дел в виде КТД, проектов,

Участие в школьных, муниципальных, региональных акциях, конкурсах, проектах.

Разработка и реализация КТД, социально значимых проектов.

Активное взаимодействие с местным социумом (ДК «Рудничный», ДДТ «Лира», юношеской библиотекой).

Отсутствие «отвергнутых» в классе.

Завершающий

Оформление результатов. Организационно рефлексивная часть.

Организация мониторинга.

Создание мультимедийной продукции (буклетов, открыток, презентаций, видеофильмов).

Новый уровень самоуправления в классе.

Сформированность коммуникационных, информационных, поисковых, исследовательских, социальных компетенций.

Механизм реализации

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 2 класса.

Программа осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

  • через систему дополнительного образования;

  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;

  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

  • в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, библиотекарь, организаторы детского досуга);

  • через сотрудничество с детскими общественными организациями города Липецка;

  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; ЦДТ, ДК).

Методы:

  • метод проектов;

  • коммуникативная методика;

  • личностно-ориентированный метод;

  • метод креативного мышления;

  • репродуктивный метод;

  • метод критического мышления.

Воспитательная система"Я и окружающий мир" представляет собой синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:

  • классные часы;

  • классные собрания;

  • ролевые игры;

  • тренинги;

  • круглые столы;

  • викторины;

  • КВНы;

  • музыкальные и литературные гостиные;

  • социологические исследования;

  • экскурсии, походы, путешествия;

  • трудовые десанты;

  • родительские собрания;

  • индивидуальные беседы

Таблица 2 - Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации программы

Тропинки

Критерии эффективности воспитательной системы

Диагностические средства

"Я и мои знания"

Интеллектуальная развитость

  • методики изучения развития познавательных процессов и мотивов личности ребёнка;

  • педагогическое наблюдение;

  • тест Р.Кеттелла

«Я и моё воспитание"

Нравственная

развитость

  • методика «Пословицы» (разработана С.М. Петровой);

  • диагностика уровня воспитанности ( Н.П. Капустиной);

  • методы оценки и самооценки учащихся

"Я и моё творчество"

Креативность

  • краткий тест творческого мышления П.Торренса;

  • методы анализа и оценки выполнения творческих заданий (Л.В.Байбородова);

  • портфолио учащихся

«Я и моё здоровье

Культура ведения здорового образа жизни

  • дневник здоровья;

  • рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»;

  • мониторинг здоровья

"Я и моя семья"

Коммуникативная культура

  • методика выявления коммуникативных склонностей (составлена на основе материалов Р.В. Овчаровой);

  • педагогическое наблюдение;

  • самопрезентация;

  • тест «Цветок настроения»

Ожидаемые результаты

  • Сплочение классного коллектива.

  • Реализация творческого потенциала каждого члена коллектива на уровне класса, города, области.

  • Повышение самооценки учащихся.

  • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребенком - младшим школьником.

Педагогические технологии

  • Инновационная технология «Формирование классного коллектива через деятельность творческих групп».

  • Технология метода проектов.

  • Воспитательная система школы.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации программы


Административный контроль реализации проекта. Мониторинг классным руководителем на основе проведённых диагностик. Мониторинг результативности воспитательной деятельности в классе. Самоконтроль классного руководителя по реализации проекта.

Перспектива: воспитание достойного человека, расширение круга общения и овладение важными для жизни коммуникативными умениями и навыками, проявлять и развивать творческие способности; самореализоваться и самоутвердиться.

Модель выпускника начальной школы

Личностные качества (черты характера):

  • сознательная дисциплинированность;

  • умение дружить;

  • порядочность;

  • честность, правдивость

Отношение к окружающим:

  • уважение, гуманность;

  • забота о других;

  • милосердие;

  • интерес к людям, общительность;

  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

  • толерантность, уступчивость;

Интеллектуальное развитие

  • информационный кругозор;

  • потребность применять знания на практике;

Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

  • добросовестность;

  • старательность;

  • осознанность

Человек - творец самого себя:

  • "любящий себя" - значит уважающий себя и других;

  • стремление к саморазвитию

Культура поведения:

  • умение жить вместе с другими;

  • культура речи

Здоровый образ жизни:

  • отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

  • любовь и интерес к спорту;

  • отсутствие вредных привычек;

  • знание способов поддержания здоровья

Эстетическая культура

  • умение видеть прекрасное в природе и жизни

Отношение к природе:

  • готовность охранять и защищать природу;

  • бережное отношение к окружающей среде


СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Направление "Я и моё воспитание"

Главные идеи:

-Принятие обучающимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.

-Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.

-Воспитание нравственной культуры.

-Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  1. Создать условия для проявления обучающихся нравственных знаний, умений.

  2. Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.

  3. Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.

  4. Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.

  5. Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Содержание воспитательной работы:

Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям. Во все времена люди ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - педагогические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Поэтому актуальность «тропинки добра» связана с четырьмя положениями:

  • наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко -нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

  • в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим

  • людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания»;

  • вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но дают представления о последствиях нарушения норм, или последствиях данного поступка для окружающих людей. Учащие начальных классов отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно - образного мышления. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. И в дальнейшем каждый последующий год начинается на более продвинутом уровне.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы.

  • Дискуссии по нравственной тематике.

  • Посещение кинотеатра.

  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.

  • Изучение нравственного наследия.

  • Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

Направление "Я и моё здоровье"

Главные идеи:

  • Сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека.

  • Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.

  • Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.

  • Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

  • Учить детей рациональному правильному питанию.

  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

  • Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение отношения родителей обучающихся к данной проблеме в школе и дома.

  • Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.

  • Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.

  • Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.

  • Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.

  • Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.

  • «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

-Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.

-Спортивные соревнования в классе, школы, города.

Направление "Я и моё творчество"

Главные идеи:

Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как с взрослыми, так и со сверстниками.

Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

-Формирование у учащихся культурного общения.

-Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.

-Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.

-Вовлекать обучающихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.

-Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.

-Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.

-Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.

-Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.

-Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.

  • Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.

  • Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.

  • Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.

  • Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.

  • Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

  • Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.

  • Проведение праздников.

  • Конкурсы состязания талантов.

  • Чествование именинников, семей в которых растут таланты.

Направление "Я и моя семья"

Главные идеи:

  • Семья - основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;

  • Ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

  • Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;

  • Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  • Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

  • Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;

  • Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

  • Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно - ценностной сфере детей и родителей;

  • Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

  • Создания благополучной среды общения «учитель - ученик - родитель»;

  • Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;

  • Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.

  • Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;

  • Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья - чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).

  • Спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья».

  • Праздники - Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.

  • Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.

  • Дни открытых дверей.

Направление "Я и мои знания"

Главные идеи:

  • Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.

  • Интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.

  • Воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.

  • Здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, обучающихся средствами воспитательной работы.

  • Поощрять инициативу и стремление обучающихся в повышении уровня знаний.

  • Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

  • Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.

  • Кружки по интересам в классе и в школе.

  • Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.

  • Экскурсии в музей, посещение выставок.

  • Встречи с талантливыми людьми нашего города.






































ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Таблица 3 - Планирование индивидуальной работы с учащимися, с родителями

Планируемые мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1 триместр

Я и мои знания

1

Классный час Мероприятия в рамках городской акции

Праздник День знаний. Беседа о правилах техники безопасности при обращении с огнем

сентябрь

Кл.руководитель

2

Урок - презентация «Подвиг ваш будет вечен» к 70 -летию Курской битвы»

октябрь

Кл.руководитель

3

Викторина «Математическая регата»

ноябрь

Кл.руководитель

Я и моё творчество

4

Игра - викторина «Мир твоих увлечений»

сентябрь

Актив класса

5

Кл.час «Прекрасное в моей жизни»

октябрь

Кл.руководитель

6

Круглый стол «Я умею, я могу, я хочу»

ноябрь

Актив класса

Я и моё воспитание

7

Конкурс рисунков «Сделай мир добрее»

сентябрь

кл. руководитель

8

Кл.час «Посмотри вокруг», посвящённого Дню пожилых людей

октябрь

Кл.руководитель, учащиеся класса

9

Проект «Тропинка школьная моя»

октябрь

Кл.руководитель

Я и моё здоровье

10

ПДД «Путь от дома к школе и обратно»

сентябрь

Актив класса,

кл. руководитель

11

Кл.час «Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки»

октябрь

Классный руководитель

12

Экологический час «Здоровая пища улучшает здоровье»

ноябрь

Кл.руководитель

Я и моя семья

13

Беседа «Если добрый ты»

сентябрь

Кл.руководитель

14

Круглый стол «Кто Я! Кто Я? Кто Я…»

октябрь

Кл.руководитель

15

Практическое занятие «Веселый этикет за столом»

ноябрь

Актив класса, кл. руководитель

2 триместр

Я и мои знания

16

Кл.час «Мудрые страницы»

ноябрь

Учащиеся

Я и моё творчество

17

Тропинка школьная моя"(создание классного альбома)

декабрь

Актив класса, кл. руководитель

18

«Учимся правильно жить и дружить»(тренинг)

январь

Кл.руководитель,

учащиеся

Я и моё воспитание

19

Праздничная программа «Новогодние Приключения»

декабрь

Актив класса

Я и моё здоровье

20

Урок практикум «Полезные привычки»

январь

Актив класса, кл. руководитель

21

Кл.час «Мое здоровье в моих руках»

февраль

Актив класса, родительский комитет

Я и моя семья

22

Круглый стол «Весёлый этикет в театре»

декабрь

Актив класса, кл. руководитель

3 триместр

Я и мои знания

23

Кл.час«Знакомые незнакомцы»

апрель

Кл.руководитель

24

Игра «Что? Где? Когда?»

февраль

Кл.руководитель

Я и моё творчество

25

Кл.час«Игрушечный мир»

Кл.руководитель

Я и моё воспитание

26

Кл.час «Птицам нужна помощь»

апрель

Кл.руководитель

27

Праздничная программа «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

март

Кл.руководитель

Я и моё здоровье

28

Деловая игра «Азбука здоровья

март

Кл.руководитель

29

Лаборатория юных здоровячков

май

Кл.руководитель

Я и моя семья

Работа с родителями

1

Профилактика энтеровирусной инфекции (беседа)

05.09.2013г.

Кл.руководитель

2

Классное собрание:

Особенности формирования личности ребенка в различныевозрастные периоды.

ноябрь

Кл.руководитель

3

Классное собрание:

«Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.»

январь

Кл.руководитель

4

Классное собрание:

«Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников».

март

Кл.руководитель

5

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка

май

Кл.руководитель

Работа с детьми девиантного поведения

1.

Собеседование с родителями

В течение

года

Классный руководитель

2.

Контроль и помощь в подготовке домашнего задания

Классный руководитель

3.

Акция «Досуг»

Классный руководитель

4.

Вовлечение в творческую деятельность

Классный руководитель,

5.

Собеседование с учителями, работающими в классе

Классный руководитель

6.

Наблюдение и коррекция поведения

Классный руководитель

7.

Беседы с инспектором ОП №2

Классный руководитель, инспектор ОП №2

Работа с педагогами, работающимив классе

1.

Изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения

Классный руководитель

2.

Изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами

Классный руководитель

3.

Выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности

Классный руководитель

4.

Организация работы учителей - предметников со слабоуспевающими учащимися

Классный руководитель

5.

Организация работы учителей - предметников с одарёнными учащимися

Классный руководитель

6.

Развитие коммуникативных умений педагогов

Классный руководитель

7.

Сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности

Классный руководитель

8.

Помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов

Классный руководитель













Литература:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2008.

  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2009.

  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2009.

  5. Максимова Т.Н. Классные часы. - М.: ВАКО, 2010

  6. Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2010.

  7. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2011.

  8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2011.

  9. ФедоренкоЛ.Г..Секреты общения.-С-Пб.,2010.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2010

  11. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 209.

  12. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.1 класс. - М.: ВАКО, 2010.

  13. 10.Яценко И.Ф. Родительские собрания. - М.: ВАКО, 2012

© 2010-2022