«Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи

Проект             « Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия                                                                     дошкольной организации и семьи»                                                              Введение      Проект направлен на работу с детьми и родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей. Семья – важнейший институт социализации личности. Именно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Проектная работа

Тема:

« Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия

дошкольной организации и семьи.











Выполнила : Шагивалеева

Гульнара Рафиковна.

Должность __воспитатель__

Место работы__МБДОУ « Чулпан»

с.Старые Челны Алькеевского МР РТ

Проект

« Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия

дошкольной организации и семьи»

Введение

Проект направлен на работу с детьми и родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей.

Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости.

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию учёных исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте.

Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Для них становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справиться с его капризами и непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей должен стать детский сад. Решая эту проблему, мы поставили перед собой задачу - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен поучаствовать.

Опыт нашего сотрудничества с семьёй - совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств во времени в соответствии с возможностями каждого ребёнка, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Воспитанники, родители, педагоги - члены одного коллектива, нас объединяют общие заботы и проблемы. Мы едины в стремлении видеть детей счастливыми! Следовательно, главными функциями взаимодействия ДОУ и семьи являются:

  • информационная;

  • воспитательно-развивающая;

  • формирующая;

  • охранно-оздоровительная;

  • контролирующая.

Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии детский сад и семья создают условия для полноценного развития личности ребёнка. Проведение интересных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Взаимодействие с семьёй - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Творческое взаимодействие педагогов и семьи является одним из наиболее важных, которое заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении интересов ребёнка. Такое сотрудничество помогает нам объединить усилия в создании условий для формирования у детей таких качеств, как целеустремлённость, ответственность, трудолюбие, которые необходимы для самоопределения и самореализации воспитанника, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

В результате участия детей и родителей в семейных творческих работах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития. В ходе работы мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:

- Доброжелательности. Позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строиться вся работа.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество.
- Динамичность

Актуальность темы:

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений, для укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и диалогической). Поскольку представление (защита) проекта предполагает вопросы слушателей по содержанию проекта и умение ребёнка, представлявшего проект, отвечать на эти вопросы. Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности.

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы навыки нравственно - патриотического воспитания.

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и родному дому.

Развивающие:

Развивать углубленные представления детей о семье, родственных отношениях. Расширять представления детей о взаимоотношениях между членами семьи.

Образовательные:

Знакомить с профессиями родителей. Учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

Для работы над проектом использовала документы

«Конвенция ООН о правах ребёнка», «Конституция РФ», «Закон об образовании в РФ».

Теоретическая часть

II. Разработка проекта.

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать развивающую среду: дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, воспитатель татарского языка, музыкальный руководитель.


Формы реализации проекта:

Непосредственная образовательная деятельность;

дидактические, сюжетно-ролевые игры;

беседы;

рассматривание фотографий;

использование видео - интервью

работа с родителями.

Предполагаемый результат:

Расширятся знания детей о своей семье.

Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Пополнится словарный запас.

Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Проектная часть

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Воспитатель татарского языка:

Подбор дидактических игр

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок - передвижек для родителей по теме проекта.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.


2.Основной этап.

Деятельность педагога:

Заполнение игрового пространства наглядным иллюстративным материалом;

Изготовление игр, наглядных пособий для детей;

Создание проблемных моментов, стимулирующих детей совместные с педагогом «открытия в решении спорных вопросов»

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Образовательные области

Мероприятия

Речевое развитие

1.Беседы: «Беседы на тему: «Кем работают мои родители». «Моя мама», «О моём любимом папе», «Едем в гости к бабушке».

2.Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Как я помогаю дома».

3.Видео-интервью детей о своих семьях в рассказах «Что такое семья»;

Художественно-эстетическое развитие

Восприятие художественной литературы

1.Чтение художественной литературы на тему «Семья»:

сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«Гуси - лебеди»,

«Морозко»,

стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»;

«Что такое хорошо, и что и такое плохо» Маяковский;

С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

2. Пословицы и поговорки о семье.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Знакомство с профессиями родителей.

  2. Создание альбомов «Моя семья».

  3. Создание альбомов «Россия», «Азбука маленького россиянина»

Художественно-

эстет. развитие

Музыкальная деятельность

  1. Прослушивание песен по данной теме.


Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование «Моя семья», «Мой дом»

  2. Конструирование «Мебель для дома»,

«Мой дом»

Познавательное развитие

1.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рожденья Зайки».

2.Дидактические игры «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»

3.Инсценировка «Три мамы».

Работа с родителями.

Подготовить наглядную информацию.

Оформление семейного фотоальбома «Моя семья»

Устроить выставку художественной литературы по теме проекта для домашнего чтения.

Провести вечер отдыха «Встреча дружных семей».

Привлечения родителей к участию в выставке «Древо семьи», коллаж «Моя семья».


3. Заключительный этап:

- вручение памятных медалей;

- оформление выставки - «Генеалогическое дерево семьи», коллаж «Моя семья».

- презентация проекта.


Заключение

Результат проекта:

Воспитатели удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта

« Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия

дошкольной организации и семьи».

Дети знают:

- больше о своей семье: о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек, о родственных отношениях

- пословицы, поговорки о семье;

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно - патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи. Родители обогатили свои знания в области воспитания детей, у них появилась уверенность в собственных педагогических возможностях, повысилась ответственность за воспитание подрастающего поколения, родители лучше познакомились друг с другом, поделились опытом семейного воспитания, активизировалось творческое общение родителей с детьми.



Список литературы

1. Буре, Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре [и др.].- М.: Просвещение, 2004. - 141с.
2. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]: / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 142с.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова / - М.: Академия, 2000. - 416с.
4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С.98-104.
5. Купина, Н.А, Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. [Текст]: / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская / - М.: 1992. - 176 с.
6. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие. - Балашов, 2006. - 76с.
7. Майская, Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст]: // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы I Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ России, XI студенческой научной конференции и VI международных педагогических чтений. (Сборник статей и тезисов) / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск: КИРА, 2004. - 444с.
8. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С.104-110.
9. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006.- №10. - С.82-85.
10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 192с.
11. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст]: Методическое пособие / Автор-сост. Л. Куцакова. - М.: Владос, 2005. - 144с.
12. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста[Текст]: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 96с.
13. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации[Текст]: - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 72с.
14. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80с.
15. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 80с.
16. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание. [Текст]: - М.: Учпедгиз, 1972. - 144с.
17. Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей [Текст]: // Вопросы психологии. 2001.- № 1.- С.56-63.
18. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольника [Текст]: // Вопросы психологии. 1983. - №4.- С.29-37.










© 2010-2022