- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи
«Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шагивалеева Г.Р. |
Дата | 18.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектная работа
Тема:
« Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия
дошкольной организации и семьи.
Выполнила : Шагивалеева
Гульнара Рафиковна.
Должность __воспитатель__
Место работы__МБДОУ « Чулпан»
с.Старые Челны Алькеевского МР РТ
Проект
« Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия
дошкольной организации и семьи»
Введение
Проект направлен на работу с детьми и родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей.
Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости.
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию учёных исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте.
Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Для них становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справиться с его капризами и непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей должен стать детский сад. Решая эту проблему, мы поставили перед собой задачу - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен поучаствовать.
Опыт нашего сотрудничества с семьёй - совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств во времени в соответствии с возможностями каждого ребёнка, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Воспитанники, родители, педагоги - члены одного коллектива, нас объединяют общие заботы и проблемы. Мы едины в стремлении видеть детей счастливыми! Следовательно, главными функциями взаимодействия ДОУ и семьи являются:
-
информационная;
-
воспитательно-развивающая;
-
формирующая;
-
охранно-оздоровительная;
-
контролирующая.
Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии детский сад и семья создают условия для полноценного развития личности ребёнка. Проведение интересных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.
Взаимодействие с семьёй - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Творческое взаимодействие педагогов и семьи является одним из наиболее важных, которое заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении интересов ребёнка. Такое сотрудничество помогает нам объединить усилия в создании условий для формирования у детей таких качеств, как целеустремлённость, ответственность, трудолюбие, которые необходимы для самоопределения и самореализации воспитанника, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В результате участия детей и родителей в семейных творческих работах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития. В ходе работы мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:
- Доброжелательности. Позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строиться вся работа.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество.
- Динамичность
Актуальность темы:
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений, для укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и диалогической). Поскольку представление (защита) проекта предполагает вопросы слушателей по содержанию проекта и умение ребёнка, представлявшего проект, отвечать на эти вопросы. Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности.
Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы навыки нравственно - патриотического воспитания.
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и родному дому.
Развивающие:
Развивать углубленные представления детей о семье, родственных отношениях. Расширять представления детей о взаимоотношениях между членами семьи.
Образовательные:
Знакомить с профессиями родителей. Учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Для работы над проектом использовала документы
«Конвенция ООН о правах ребёнка», «Конституция РФ», «Закон об образовании в РФ».
Теоретическая часть
II. Разработка проекта.
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду: дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, воспитатель татарского языка, музыкальный руководитель.
Формы реализации проекта:
Непосредственная образовательная деятельность;
дидактические, сюжетно-ролевые игры;
беседы;
рассматривание фотографий;
использование видео - интервью
работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Расширятся знания детей о своей семье.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Пополнится словарный запас.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Проектная часть
Этапы работы над проектом:
-
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Воспитатель татарского языка:
Подбор дидактических игр
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок - передвижек для родителей по теме проекта.
Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
2.Основной этап.
Деятельность педагога:
Заполнение игрового пространства наглядным иллюстративным материалом;
Изготовление игр, наглядных пособий для детей;
Создание проблемных моментов, стимулирующих детей совместные с педагогом «открытия в решении спорных вопросов»
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Образовательные области
Мероприятия
Речевое развитие
1.Беседы: «Беседы на тему: «Кем работают мои родители». «Моя мама», «О моём любимом папе», «Едем в гости к бабушке».
2.Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Как я помогаю дома».
3.Видео-интервью детей о своих семьях в рассказах «Что такое семья»;
Художественно-эстетическое развитие
Восприятие художественной литературы
1.Чтение художественной литературы на тему «Семья»:
сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Гуси - лебеди»,
«Морозко»,
стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»;
«Что такое хорошо, и что и такое плохо» Маяковский;
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
2. Пословицы и поговорки о семье.
Познавательно-исследовательская деятельность
-
Знакомство с профессиями родителей.
-
Создание альбомов «Моя семья».
-
Создание альбомов «Россия», «Азбука маленького россиянина»
Художественно-
эстет. развитие
Музыкальная деятельность
-
Прослушивание песен по данной теме.
Художественно-эстетическое развитие
-
Рисование «Моя семья», «Мой дом»
-
Конструирование «Мебель для дома»,
«Мой дом»
Познавательное развитие
1.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рожденья Зайки».
2.Дидактические игры «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»
3.Инсценировка «Три мамы».
Работа с родителями.
Подготовить наглядную информацию.
Оформление семейного фотоальбома «Моя семья»
Устроить выставку художественной литературы по теме проекта для домашнего чтения.
Провести вечер отдыха «Встреча дружных семей».
Привлечения родителей к участию в выставке «Древо семьи», коллаж «Моя семья».
3. Заключительный этап:
- вручение памятных медалей;
- оформление выставки - «Генеалогическое дерево семьи», коллаж «Моя семья».
- презентация проекта.
Заключение
Результат проекта:
Воспитатели удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
« Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия
дошкольной организации и семьи».
Дети знают:
- больше о своей семье: о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек, о родственных отношениях
- пословицы, поговорки о семье;
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно - патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи. Родители обогатили свои знания в области воспитания детей, у них появилась уверенность в собственных педагогических возможностях, повысилась ответственность за воспитание подрастающего поколения, родители лучше познакомились друг с другом, поделились опытом семейного воспитания, активизировалось творческое общение родителей с детьми.
Список литературы
1. Буре, Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре [и др.].- М.: Просвещение, 2004. - 141с.
2. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]: / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 142с.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова / - М.: Академия, 2000. - 416с.
4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С.98-104.
5. Купина, Н.А, Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. [Текст]: / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская / - М.: 1992. - 176 с.
6. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие. - Балашов, 2006. - 76с.
7. Майская, Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст]: // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы I Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ России, XI студенческой научной конференции и VI международных педагогических чтений. (Сборник статей и тезисов) / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск: КИРА, 2004. - 444с.
8. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С.104-110.
9. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006.- №10. - С.82-85.
10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 192с.
11. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст]: Методическое пособие / Автор-сост. Л. Куцакова. - М.: Владос, 2005. - 144с.
12. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста[Текст]: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 96с.
13. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации[Текст]: - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 72с.
14. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80с.
15. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 80с.
16. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание. [Текст]: - М.: Учпедгиз, 1972. - 144с.
17. Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей [Текст]: // Вопросы психологии. 2001.- № 1.- С.56-63.
18. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольника [Текст]: // Вопросы психологии. 1983. - №4.- С.29-37.