Воспитательная программа класса учителя начальных классов

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:·        воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей  и воспитанников, направленный на достижение  поставленной цели;· ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа №28 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области















Воспитательная программа класса








Классный руководитель 4 класса

Ставропольцева А.В.











Содержание

1. Введение

2. Информационная справка о классе.

3. Концепция воспитательной системы класса.

1. Пояснительная записка.

2. Цели, задачи и принципы воспитательной системы.

3. Характеристика основных видов деятельности.

4. Ученическое самоуправление в воспитательной системе.

5. Этапы развития воспитательной системы.

6. Ожидаемые результаты функционирования воспитательной системы.

7. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

8 Перспективы развития воспитательной системы.

4. Заключение.

5. Приложение.








1.Введение

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;

  • воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;

  • воспитание - это чувство, голос души и сердца.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, пробующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и самое важное эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике.

Следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашей школе уже построена модель воспитательной системы. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.




2.Информационная справка о классе.

  • Общие сведения о классе и история его формирования

С данным классом я начала работать с 2011 года, когда они пришли в 1 класс общеобразовательный школы.

В классе 22 учащихся, из них 11 мальчиков, 11 девочек. Основной состав класса постоянный. По составу класс в основном одновозрастной: 2003г.-3ч., 2004 г.- 15ч., 2005г.-4ч.

До школы посещали детский сад - 21ч. Многие учащиеся были знакомы до школы. Микрорайон проживания учащихся: поселок Строитель - 19ч., ул. Спартака -1ч., Новое СПЗ - 1ч.

Анализ результатов медицинского обследования учащихся показал, что заниматься на уроках физической культуры по состоянию здоровья могут -22ч.

В классном коллективе сформирован познавательный интерес к учебному процессу. Ребята на уроках активны, любознательны. Есть ребята, которые требуют особого внимания и контроля по здоровью (Калинина Мария-зрение, Глухов Валерий - речевое развитие).

В классе здоровый психологический климат. Лидеров и изолированных детей нет. Каждый самостоятелен, активен, способен повести за собой класс на добрые дела. Каждый ребенок класса с ответственность относится к общественным поручениям. В целом же ученики данного класса стараются во всем и всегда быть справедливыми, говорить только правду, учатся выполнять правила культурного поведения.

Ребята с большим удовольствием принимают участие во всех предлагаемых мероприятиях школьного уровня. Многие учащиеся занимаются в фольклорном ансамбле «Хорошки» танцами, пением, декоративно-прикладным творчеством, посещают театральную студию.

Физически класс развит хорошо. Ребята с желанием участвуют в «трудовых десантах» - уборка территории, уборка класса. Любят заниматься спортом. Посещают спортивные секции.

В целом ученики дружные, друг к другу относятся с уважением, бережно относятся к старшим. Проявляют милосердие и сочувствие. Стараются беречь имущество школы.

Моя деятельность как классного руководителя по формированию коллектива будет осуществляться под девизом: «Лучшее от каждого - коллективу, всё лучшее от коллектива - каждому».






3.Концепция воспитательной программы класса

1. Пояснительная записка

Я стала классным руководителем в 2011 году (четвертый год являюсь наставником данного класса). Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика.

Первое время я очень внимательно наблюдала за классом на своих уроках и уроках других учителей-предметников, старалась проводить больше времени на переменах, совершать экскурсии, выходить на природу, отмечать особенности их взаимоотношений, желание и нежелание участвовать в общих делах. Также проводились различные анкеты, помогающие понять какие взаимоотношения в классе и определить уровень развития коллектива. В итоге, анализирую взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующее:

  • дети хорошо относятся друг к другу,

  • умеют трудиться на общее благо,

  • широкий спектр общения,

  • нет негативного отношения к окружающему,

  • сплоченность класса.

Необходимо было продолжить мероприятия по сплоченности классного коллектива, вовлечению детей в общественные дела класса и школы во время адаптационного периода, при переходе из начальной школы в основную. Я поняла, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческих потенциал. Поэтому было решено создать воспитательную систему класса, в основе которой лежит формирование здорового классного коллектива.

2. Цели, задачи и принципы воспитательной программы класса

Цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, который умеет жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

  1. Гармонично развивать личность ребенка при помощи психолого-педагогической поддержки.

  2. Формировать доброжелательные отношения в классном коллективе, сплотить коллектив.

  3. Воспитывать гражданственность, патриотические чувства, формировать правовую культуру.

  4. Развивать творческую активность учащихся.

  5. Формировать эмоционально-положительное отношение к учебе через организацию интеллектуально-познавательной деятельности.

  6. Совместно со всеми работниками школы и родителями сохранять здоровье учащихся.

  7. Формировать высокие нравственные принципы: честность, порядочность, чувство долга, гуманность.

  8. Вовлекать семью в воспитательный процесс.

На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постоянно появляются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми и взрослыми. Они не только регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательного процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного коллектива, определяют и принципы построения воспитательной системы класса:

1.Принцип комплексного подхода.

Работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.

2.Принцип гуманизации воспитания.

Обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

3.Принцип целостности воспитывающей среды.

Взаимосвязь природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.

4.Принцип сотрудничества детей и взрослых,

Основан на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие). Субъекты: родители, учащиеся класса, учителя-предметники и классный руководитель

Воспитание - это жизнь рядом и вместе. Для того чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими:

Человеку нужно быть нужным.

Скажи мне - я забуду.

Покажи мне - я запомню.

Позволь мне сделать - я пойму.

4. Характеристика основополагающих видов деятельности

4.1. Развитие личности и коллектива.

Цель: передача опыта социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений, помочь развивать личностные качества ребенка, научить жить в коллективе.

Задачи:

  • Проведение диагностики взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблемы взаимоотношений и их коррекция.

  • Регулярные диагностические исследования положения учащихся в коллективе, взаимоотношений со сверстниками с последующей коррекцией.

  • Изучение личных качеств учащегося.

4.2. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: помочь каждому ученику в учении, приобретении знаний в меру своих способностей, развитие познавательных интересов, кругозора учащихся.

Задачи:

  • Продолжить изучение индивидуальных способностей учащихся (различные методики и диагностики).

  • Ежемесячно проводить 1-2 классных часа в форме ученических собраний «Учеба, посещаемость, дисциплина».

  • Принимать участие в проведении предметных недель, олимпиад.

  • Постоянно информировать родителей о состоянии успеваемости и посещаемости в классе.

4.3. Духовно-нравственная деятельность.

Цель: воспитание культуры общения, поведения, норм нравственности во взаимоотношениях детей с другими людьми.

Задачи:

  • Войти в сферу общения детей, понять положение каждого ребенка в классе, корректировать формы общения между детьми.

  • Постоянно работать над культурой речевого общения.

4.4. Спортивно-оздоровительная деятельность.

Цель: создание условий для физического развития учащихся, прививать любовь к спорту.

Задачи:

  • Участие в спортивных соревнованиях.

  • Изучение физических способностей учащихся.

  • Вовлечение детей в спорт и туризм.

4.5. Трудовая деятельность

Цель: вовлечь детей в трудовую деятельность школы и класса.

Задачи:

  • Организация дежурства в классе и по школе.

  • Регулярное проведение генеральных уборок класса.

  • Участие в подготовке различных мероприятий, связанных с трудом.

  • Участие в «трудовых десантах».

4.6. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: выявить художественные интересы школьника, выявить эстетический уровень школьника.

Задачи:

  • Проведение классных часов по данной тематике.

  • Проведение выставок рисунков учащихся.

  • Развитие эстетического вкуса учащихся.

4.7. Здоровьесберегающая деятельность.

Цель: создание условий для полноценной учебной деятельности, здоровья учащихся, профилактики и предупреждение заболеваний.

Задачи:

  • Увеличение объема двигательной нагрузки учащихся на уроках и вне школы.

  • Активная и широкая пропаганда, и организация здорового образа жизни.

  • Поддержание чистоты в помещении, формирование осанки, проведение физкультминуток на уроках.

  • Общественно-полезный труд на свежем воздухе.

4.8. Историко-патриотическая деятельность.

Цель: прививать чувство патриотизма, развивать чувство гражданственности и любви к своей малой родине.

Задачи:

  • Изучение символики РФ.

  • Изучение истории города и страны.

  • Развитие чувства гордости за свою страну.

  • Изучение жизни и деятельности выдающихся людей.

4.9.Профориентационная деятельность.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; формирование учебно-воспитательных мотивов; дать возможность им испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; формирование целостных знаний, потребностей в творческой деятельности.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с разнообразием мира профессий;

  • формирование конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии;

  • воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;

  • понимание роли труда в жизни человека;

  • развитие интереса к различным профессиям.

4.10.Деятельность по правовому просвещению.

Цель: знакомство учащихся в доступной форме, в игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка; приобретение младшими школьниками первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими.

Задачи:

  • формирование умения различать хорошие и плохие поступки; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции.

  • предупреждение опасности необдуманных действий, свойственных школьному возрасту.

  • способствование развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.

4.11.Проектная деятельность.

Цель: создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся; создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

  • исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

  • презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

4.12.Профилактическая деятельность по формированию безопасного поведения учащихся.

Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.


Задачи:

  • предоставление обучающимся базового образования в рамках государственных стандартов;

  • формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюде­ния и выполнения ПДД;

  • отслеживание результативности работы всех участников обра­зовательного процесса с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы и классных руководителей;

  • применение современных форм и методов обучения и воспи­тания детей, инновационных технологий, направленные на преду­преждение несчастных случаев на улицах и во дворах;

  • поддерживание у родителей обучающихся устойчивого инте­реса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

  • использование материально-технического потенциала школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных уча­стников дорожного движения;

Данные направления в классе реализуются через:

  • Серии классных часов с определенной тематикой

  • Совместные трудовые дела

  • Встречи с интересными людьми

  • Проведение народных праздников

  • Участие в проведение школьных праздников

  • Походы, экскурсии

  • Участие в различных выставках, конкурсах

  • Участие в школьных олимпиадах

  • Спортивные игры

  • Развлекательные мероприятия

  • Свободное общение

  • Деловые игры

  • Внеклассные мероприятия по отдельным предметам

  • Поручения в классе

  • Работа органов ученического самоуправления в классном коллективе

  • Участие в предметных неделях

  • Шефская помощь младшим

  • Забота о людях

  • Экскурсии по памятным местам

  • Проведение диагностик и анкет

  • Выполнение проектов различной направленности и тематики

  • и другие








5. Ученическое самоуправление в воспитательной системе.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Я отношусь к той категории классных руководителей, которая считает работу классного наставника не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в его должностные обязанности, если в очередной раз изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.

Преподавательской деятельностью я занимаюсь двадцать пять лет, и все эти годы выполняла обязанности классного наставника. Мне всегда нравилась эта работа, потому что я видела результаты своего труда. Из маленьких, капризных, несобранных мои воспитанники превращались в больших, уравновешенных, красивых мальчишек и девчонок, именно красивых, если ни физически, то душой уж точно.

Организация самоуправления в классе - одна из приоритетных задач, направленная на формирование и развитие коллектива; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;

Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

  • воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

  • воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;

  • сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему - настоятельная необходимость и, я считаю, первостепенная педагогическая задача, цель которой - сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.

Один из главных органов классного самоуправления - это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

В классе все ученики являются жильцами дома. В доме живут классный руководитель, староста, родители, «Затейники», «Тимуровцы», «Ученые», «Дизайнеры», «Спортсмены» Все ребята охотно выполняют обязанности, закрепленные за каждым. Вместе с учащимися и родителями составляется план работы на год. Дети активно принимают участие в подготовке к праздникам, в подготовке классных часов и вечеров. Все свои дела каждый ответственный заносит в дневники, с помощью которых можно проследить, кто работает более активно, кто чаще принимает участие в классных делах.

Но все же можно сказать, что на данном этапе уровень самоуправления еще недостаточно высокий. Ребята со всей ответственностью относятся к своим «должностям», однако руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя.





6. Совместная деятельность с родителями.

Работа с родителями:

При организации взаимодействия с родителями нужно учитывать приоритетность семейного воспитания в формировании личности ребенка. Но, в то же время нельзя отрицать, что усилия педагогов вносят существенный вклад в формирование личности каждого ребенка. Поэтому необходимо постоянное взаимодействие педагогов и родителей.

Идеальным и самым продуктивным вариантом воспитательной работы, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. С этой целью в работе с родителями планирую реализовать три основных направления:

  • родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательном процесс;

  • участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом школе.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

6.1.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  • Традиционные беседы с родителями.

  • Родительские собрания, посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся.

  • Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.

  • Лекции для родителей, читаемые представителями воспитательной системы.

  • Встречи с медицинским работником школы по вопросам контроля за здоровьем ребенка.

  • Систематические консультации с социальным педагогом школы.

6.2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

  • Совместные экскурсии.

  • Совместные вечера отдыха.

  • Привлечение родителей к подготовке внеклассных мероприятий.

6.3.Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом школе.

  • Участие родителей в работе родительского комитета.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование;

  • Беседы;

  • Консультации;

  • Родительские собрания;

  • Посещение семей;

  • Лекции;

  • Конференции;

  • «Круглые столы»;

  • Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

  • Совместные экскурсии, поездки в театр, музеи;

  • Организация классных вечеров отдыха с приглашением родителей

  • Выполнение совместных проектов

  • Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (кружки и секции)

  • Заседание родительского комитета

В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.







7. Методы и приемы изучения результативности воспитательной программы.

Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. По мнению Н.Е. Щурковой, главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На мой взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии:

- уровень воспитанности учащихся,

- сформированность классного коллектива, межличностные отношения,

- уровень развития самоуправления.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы различные методики и формы изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:

  • Беседа и наблюдение

  • Опросы

  • Проективные тесты

  • Анкеты

  • Графические и рисуночные тесты

  • Сочинения

  • Тематические классные часы

  • Выявление уровня воспитанности

  • Методика А.Н. Лутошкина (тестирование сформированности коллектива)

  • Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

  • Определение уровня развития ученического самоуправления

  • Методика М.Г. Казакинной (классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив… Мы-коллектив!»)

  • Анкетирование «Межличностные отношения школьников»

  • Опрос «Какой у нас коллектив»

  • Анкетирование «Перспективы обучения и воспитания ребёнка»

  • Анкетирование «Определение самостоятельности ребёнка

  • Тест «Мера заботы о ребёнке»

  • Методика «Наказания в семье»

  • и другие

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива, использовать их при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

В основе концепции данной воспитательной системы лежит идея сплочения коллектива, поэтому необходимо из года в год отслеживать уровень развития коллектива. Отследить уровень развития коллектива можно по следующим признакам, которые представлены в таблице:

Признаки коллектива

Уровень развития признака

Допустимый

Критический

Недопустимый

Движение к обозначенной цели

Большинство

Меньшинство

Есть сопротивление поставленной цели

Самоуправление

Передается часть функций

Только при участии взрослых

Только при принуждении

Дисциплина

У большинства

У меньшинства

Дисциплину держит только старший

Общественное мнение

Большинство в результате разъяснения

Меньшинство

Полное безразличие

Согласованность в работе

Нужно руководство классного руководителя

Конфликтность

Согласованность в отрицательных поступках

Соотношение руководства и подчинения

Большинство

Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители

Часть учащихся не умеют подчиняться

Дружба в коллективе

Доброжелательность в коллективе

Есть эпизодические конфликты

Есть отверженные в коллективе

Общение в свободное время

Свободное групповое общение

Ограниченные групповые привязанности

Конфликтность между группами

Общественные связи

Постоянные

Эпизодические

Эгоистические




8. Ожидаемые результаты функционирования воспитательной системы класса.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.

Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:

  • нравственный (ценностно-ориентированный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «природа», «школа», «учитель», «Родина», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;

  • познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

  • коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;

  • художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

  • физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким, закаленным;

  • трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду - быть полезным в обществе - знакомство с распространенными профессиями.

Ресурсы:

1. Кадровые:

  • администрация;

  • классный руководитель;

  • совет обучающихся школы;

  • родительский комитет класса и школы.

2. Материально-технические:

  • оборудованная классная комната;

  • аудио- и видеоаппаратура;

  • медиатека;

  • спортивный зал;

  • стадион;

  • игровая площадка.

3. Внешние ресурсы:

Кроме школьных ресурсов, используются и ресурсы сотрудничающих со школой учреждений (ДШИ №2,краеведческий музей, выставочный зал, библиотека, Дом Культуры «Строитель», ДТДиМ, спорт.клуб «Геракл»).



9. Перспективы развития воспитательной программы класса.

Дальнейшее развитие воспитательной программы класса осуществляется через реализацию приоритетных задач, в том числе:

  • совершенствование воспитательной программы класса;

  • разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;

  • совершенствование системы самоуправления в классе;

  • поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности в классе.






10.Заключение.

Проработав с классом три года и имея конкретные результаты реализуемой воспитательной программы, можно сделать выводы о результативности построенной воспитательной системы.

Основные результаты работы по данной программе:

  • Повысился уровень воспитанности класса.

  • Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети поддерживают дружеские отношения, усилилось чувство коллективизма.

  • Появились традиции в классе.

  • В классе развивается самоуправление: дети серьезно относятся к своим поручениям, совместно решают проблемы класса, организуют, проводят и участвуют в различных классных и общешкольных мероприятиях.





Перспективный план:

Разделы плана:

  1. Изучение личности учащихся.

  2. Организация воспитательной деятельности и развитие личности учащегося.

  3. Работа по формированию коллектива группы.

  4. Взаимодействие с родителями.

п/п

Направление разделов

Виды деятельности

Сроки

  1. Изучение личности учащихся

1.

Продолжение изучения личности учащегося в различных сферах жизнедеятельности

Проведение бесед, анкетирование, тестирование с целью выявления интересов и склонностей учащихся, проблем в общении и т.д.

В течение года

2.

Оценка уровня воспитанности учащихся

Наблюдение за выполнением учащимися класса правил культуры поведения в школе и вне ее, за уровнем сформированности отдельных поведенческих навыков

В течение года

3.

Изучение условий воспитания в семье

Беседы с родителями с целью выявления особенностей в развитии детей.

Анкетирование родителей «Вы и ваш ребенок»

Изучение взаимоотношений в системе «родители - ребенок»

В течение года

Ноябрь

Сентябрь

4.

Изучение характера взаимоотношений в классе

Наблюдение за характером взаимоотношений уч-ся на уроке, перемене, во внеурочное время.

Подготовка и проведение социометрического исследования.

Изучение состава и характера микрогрупп учащихся класса, формирование положительных отношений и содружества между ним

В течение года

Октябрь

Апрель

В течение года

  1. Организация воспитательной деятельности и развитие личности учащегося

1.

Ценностно-ориентированная деятельность

Серия классных часов нравственно-ориентированной тематики

Ежемесячно

2.

Общественная деятельность

Классное собрание. Выбор актива.

Классные собрания по итогам четверти, полугодия, года.

Участие в общешкольных делах.

Сентябрь

Периодически

В течение года

3.

Познавательная деятельность

Участие в предметных неделях.

Часы развития.

Информационные классные часы

По плану

Раз в 2 месяца

1 раз в месяц

4.

Художественно-эстетическая деятельность

Участие в подготовке и проведении тематических вечеров, концертных программ, выпуск стенгазет и т.д.

«Часы с искусством»

В течение года

Раз в четверть

5.

Трудовая деятельность

Участие в работе по самобслуживанию.

Озеленение кабинета.

Участие в трудовых десантах школы.

Периодически

6.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Участие в Днях здоровья.

Участие в общешкольных и районных мероприятиях

По плану

  1. Работа по формированию коллектива учащихся

1.

Традиции класса

День знаний

Огонек «Расскажи о себе»

Новогодний огонек

Дни именинника

2.

Формирование межличностных отношений

Индивидуальная работа с учащимися

Тестирование с целью анализа взаимоотношений в группе

Работа с неформальными лидерами

Работа с учащимися, не нашедшими своего места в коллективе

В течение года

Октябрь, февраль

В течение года

В течение года

  1. Взаимодействие с родителями

1.

Проведение родительских собраний

Раз в четверть

2.

Индивидуальная работа

Беседы с родителями

По мере необходимости








Индивидуальная работа с учащимися:

В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом важно помнить, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае, это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика.

План индивидуальной работы с учащимися на 2013 - 2014 учебный год:

п/п

Содержание

Сроки

1.

Вовлечение детей в кружковую деятельность

Сентябрь

2.

Индивидуальные занятия с учащимися по саморегуляции, по повышению учебной мотивации, по снижению негативного отношения к общественной деятельности

В течение года

3.

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления подготовки учащихся к урокам.

В течение года

4.

Систематический контроль за ведением записей домашних заданий в дневниках.

В течение года

5.

Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

В течение года

6.

Организация дополнительных занятий с учителями-предметниками

По мере необходимости

7.

Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости

В конце триместра, года

8.

Беседы по соблюдению режима дня

В течение года







© 2010-2022