Сценарий театрализованного представления «Имя Катюша в Великой Отечественной войне»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий театрализованного представления «Имя Катюша в Великой Отечественной войне».Сценарий театрализованного представления «Имя Катюша в Великой Отечественной войне».Эпиграф.

«Общеизвестно, что большой патрио-

тизм начинается с малого - с любви к тому

месту, где ты живёшь. Чувство родины в

каждом гражданине соизмеримо его лично

-му вкладу в общенародное дело».

Л.Леонов, писатель.

Сценарий театрализованного представления

«Имя Катюша в Великой Отечественной войне».

Цели:

  • развитие познавательного интереса учащихся к историческому прошлому своей страны;

  • воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к Родине, готовности служить ей;

  • поддержка преемственности поколений к традициям страны.

Задачи:

  • формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России;

  • развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому подвигу в годы Великой Отечественной войны;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • воспитывать у детей неприятие агрессии, насилия и войны.

Область применения методического материала:

внеклассное мероприятие «Имя катюша в Великой Отечественной войне» рассчитано на учащихся 3-4 классов школы 1 ступени.

Формы и методы реализации:

принимая во внимание, что воспитание средствами искусства, музыки, театрализованных представлений особенно эффективно именно в детском возрасте, за основу при разработке мероприятия принята форма документально-поэтической композиции, ведущими которой становятся как учителя, так и ученики. Представление дополняется показом выставок творческих работ учащихся, заранее подготовленными выступлениями-сообщениями и музыкальными номерами в исполнении учащихся;

для каждого выступления готовится электронная презентация, иллюстрированные материалы: фотоматериалы, репродукции, подбираются музыкальные произведения, что в целом помогает созданию зрительного образа.

Применение исследовательского метода позволяет взглянуть на одну проблему с разных сторон. Учащиеся, проявив творческую инициативу, собрали материал о герое Советского Союза Екатерине Дёминой, о ракетной установке «Катюша», о подвиге Кати Слепцовой, о работе женщин в тылу; об истории песни «Катюша». Весь собранный материал и лёг в основу сценария «Имя Катюша в великой Отечественной войне».

Тематическое содержание: тема Великой Отечественной войны глазами современного школьника; образы русских женщин, связь их судеб с судьбой страны в страшные военные годы Великой Отечественной войны.

Действующие лица:

1.девочка Катя-первоклассница

2.её брат Ваня, ученик 4 класса

3.девушка Катя- разведчица

4.солдаты на привале (3-4 человека)

5.чтецы

6.учительница

7.ученики класса

8.ветеран-войны



Начальная страница. Вступление.

Действие 1.

(Комната, стол, 2 стула. За столом сидит мальчик и что-то с увлечением рисует. Входит девочка Катя, его сестра, с куклой в руках, с любопытством наблюдает за братом.)

Катя. -Ваня, ты что делаешь?

Ваня (машет рукой на сестру) - Не мешай, тебя это не касается! Я войну рисую, вот танки, вот - пушки, а вот самолёты…(Встаёт и любуется своим рисунком.)

Катя - А зачем ты войну рисуешь?

Ваня - Тебе зачем знать, ведь ты - девчонка! Девчонок на войну не берут!

Катя - (собирается уходить с обиженным видом, потом останавливается и неожиданно громко спрашивает)- Вань, а что такое война?

Ваня: Война, это когда стреляют, это когда страшно, когда… ( и замолкает).

Катя- Знаю, знаю… (перебивает брата) я видела, мальчишки во дворе в войну играли, и ничуть не страшно, мальчишки бегали с игрушечными автоматами, падали понарошку, потом вскакивали и опять бегали.

Ваня - ничего ты не знаешь о войне. А знаешь что, я приглашаю тебя завтра на внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне. Пойдёшь?

Катя- Конечно, пойду!

Ваня - Вот завтра мы тебе и расскажем, что такое война?

(Катя кивает головой и на носочках, чтобы не мешать брату, выходит из комнаты.)





Действие 2.

(классная комната, дети прикрепляют последние рисунки, поправляют парты, аппаратуру, входит учительница, все дети встают, среди детей и Катя-первоклассница)

Учительница - У нас гости? Катя, здравствуй!

Ваня - Это я её специально привёл, пусть тоже послушает о войне.

Учительница- (задумалась на минутку)Катя, Катенька, Катюша..

А знаешь ли ты, Катя, что ты носишь такое знаменитое имя? Во время В.О.войны

Катюшу знали все, наши солдаты любили, враги ненавидели, но начнём по-порядку. Слово предоставляется специальным корреспондентам, которые более подробно изучили исторические страницы военных лет.

Страница корреспондентов.

1й чтец

Страшное утро 22 июня 1941 года. Вместо рассвета люди увидели немецкие самолёты, вместо птиц услышали вой сирены и страшные раскаты взрывов. Началась Великая Отечественная война.

(Звучит фонограмма песня на сл. В.И.Лебедева-Кумача и муз. А.В.Александрова «Священная война», 1 куплет звучит громко, потом тише, на фоне музыки звучат стихи)

2й чтец

Война - жестокое слово, лишающее людей сил, но не сломившее их веры и надежд.

Война - это бедствия и страдания мирных жителей; это дети, лишённые детства; это сломленные судьбы; это слёзы вдов и матерей, потерявших самых родных и близких им людей.

Война -это разрушенные города, сожжённые деревни, взорванные мосты.

Война - это мужество, доблесть и честь солдат, которые защитили любимую Родину от врага.

3й чтец

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жён потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней веной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда их еда и землянка их кров,

А мечта - до Победы дожить.

Я смотрел старый фильм и подумалось мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

4й чтец.

Память… Человеческая память бережёт и сохраняет то, чего уже нет, что давно прошло. Эта память верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придёт она! Вот почему мы сегодня снова говорим о войне.

Исполнение песни на сл. М.Садовского, муз. О.Хромушкина «Несовместимы дети и война».

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Припев:

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой

Несовместимы, несовместимы

Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,

Стволы их станут трубами органа,

И в дружном хоре голоса сольют

Под мирным небом в песне мира страны!

Учительница

- Шла война…А где же наши Катюши? Какое место заняли они в этой страшной войне? Первую Катю, о которой пойдёт сейчас речь, называли сестрой «полосатых дьяволов». Листая страницы истории, мы видим совсем юную Катю у дверей военкомата. Слушайте и смотрите.

Театральная страница.

Сценка «Сестра «полосатых дьяволов».

( Голос из прошлого, звучит голос Ю.Левитана из репродуктора)

- «Внимание! Говорит Москва!

Передаём важное правительственное сообщение.

Граждане и гражданки!

Сегодня, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские военные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война!

Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

(Катя, совсем девчонка, услышав призыв правительства защитить Родину, решается пойти на фронт)

Катя

-Скажите, где тут на фронт берут?

(незнакомая женщина показывает в сторону военкомата, за столом сидит хмурый военком)

Катя

-Запишите меня, товарищ, на фронт.

Военком

Девочка, сколько тебе лет?

Катя

-Мне пятнадцать.

Военком

-Мы детей не берём, иди отсюда да побыстрее. Не мешай, у меня дела.

(Катя заплакала и выскочила из военкомата. Подошла медсестра успокоить девочку.

Медсестра

Я видела как ты просилась на фронт. Приди вечером, скажи, что тебе уже 17. Будет другой военком, может он тебя возьмёт.

(Катя пришла вечером)

Катя

Возьмите меня на фронт, мне уже 17.

Военком (устало)

Девочка, ты очень быстро растёшь. Утром тебе 15, а вечером уже 17.

1чтец

Катя через какое-то время попала на фронт простым солдатом. У неё забрали юбку, дали гимнастёрку и прочее обмундирование. И была Катя такой маленькой, что гимнастёрка ей почти до колена доходила.

2чтец

А вот ещё одна история про Катю.

Сценка «Встреча под Керчью»

1чтец

Во время боёв под Керчью, когда матросы должны были оборонять от немцев маленький плацдарм, отвоёванный врукопашную, немцы прознали, что среди матросов есть одна единственная девушка.

Рядом была деревня и только там был колодец с пресной водой. Катя пошла туда, стала набирать воду, а тут выстрел и выходит немец.

Немец

Катя

Я - Катя, медсестра, воду для раненых беру..

Немец

Катя? (достал губную гармошку и стал играть «расцветали яблони и груши..» и приплясывать)

Катя потихоньку с вёдрами пошла к нашим.

(Немцы стрелять не стали и на другой день, повторяя: «Катюша, Катюша» и разрешали Кате набирать воду)

1чтец

Когда стихал бой, немцы кричали из окопов: «Рус матрос! Рус Иван! Покажи Катюша! Стрелять - нет!» И действительно , не стреляли, и махали ей руками и играли на губной гармошке «Выходила на берег Катюша…»

2чтец

Екатерина Илларионовна Михайлова (Дёмина - по фамилии мужа) за свои подвиги была удостоена высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

И сейчас, уже в преклонном возрасте, она остаётся для однополчан и близких прежней - молодой, душевной и очаровательной Катюшей, всегда готовой откликнуться на чужую боль, прийти на помощь раненым и трамвированным этой жизнью людям.

(на стенд прикрепляется портрет отважной Катюши)




Учительница.

Тяжёлые испытания выпали на долю советских людей, одни воевали на фронте, а другие работали на эвакуированных заводах день и ночь, ночь и день. Они выпускали оружие, боеприпасы, танки и самолёты. Одни люди жертвовали своими жизнями на поле боя, другие работали, не спали ночами, следуя призыву; «Всё для фронта! Всё для победы!» Тяжёлую долю тех военных лет вынесли на себе женщины, которые в тылу работали за себя и за своих мужчин. Разные имена носили эти мужественные женщины, но среди них была и Катюша!

1чтец.

«…Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла...

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть!

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

2 чтец

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

За всё ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

3 чтец

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

Действие 3

(три девушки-комсомолки в рабочих фартуках, тяжёлых сапогах и простой одежде присели на скамейку отдохнуть)

Девушки

-Катя, Катя Рябчинская! Иди к нам!

Катя

Девушки, я сегодня с хорошей новостью. Наша бригада за смену выполнила 8 норм! Вот несу боевой листок на стенд прикрепить.

Девушка

А давайте письмо напишем на фронт нашим солдатам, пусть знают, как мы их любим и ждём.

(девушки сочиняют письмо, одна пишет, другие диктуют, поправляют, смеются; наконец сворачивают письмо м треугольник и уходят).

Ученица (раскрывает треугольник, читает)

Дорогой боец!

Обращаемся к тебе с самыми тёплыми, идущими от самого сердца словами, хочется пожелать тебе здоровья и много хороших боевых дел.

Товарищ! Кто бы ты ни был - рабочий или студент, русский или украинец, боец или командир, тебя считаем своим родным, близким человеком, твоими подвигами гордимся… Так будь же, дорогой товарищ, ещё беспощадней к врагу и уничтожай его, мсти за кровь и слёзы матерей, за невинные жертвы детей, за

Говоря о героических делах народа в замученных и истерзанных твоих друзей… К этому призывает тебя рядовая советская девушка, сестра трёх красноармейцев, которая старается всеми силами работать для нашей победы».

Комсомолка Катя Рябчинская и её подруги.

1чтец

Особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

2чтец

Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край только из сибирского арсенала шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.

Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали

Я горжусь, что мои земляки-сибиряки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия Сибири, жители Красноярского края внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

3 чтец

Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать. -
Хватило б только сил, терпения, -
чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь неполных.
Внося сибирскую метель
в избу,
она валилась, помню,
едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
она шептала, как вчера:
- Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным,
сердце приказало
в тылу
Отечество
Спасать. Владимир Абросимов

(Информация о создании песни «Катюша» для преподавателей, которые будут использовать этот материал)

"Катюша"- песня ветеран.

(сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Начало формы

Конец формы

Биографию "Катюши" - песни-ветерана - продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве я записал некоторые из них: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них - старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.

10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: "Мы любим петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой... О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет..." В военное время пели и такую песню на мотив "Катюши": "Наш вишневый сад в цветенье снова, и плывут туманы над рекой. Выходила Катя Иванова на высокий берег, на крутой. Выходила - твердо порешила мстить врагу за Родину свою, сколько воли, сколько хватит силы, не жалея молодость в бою".

Оказывается, как установил бывший военный летчик краевед Николай Семенович Сахно из Краснодарского края, у Кати Ивановой был вполне реальный прототип - редкой отваги, гордая и в то же время скромная, очень красивая девушка из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды, благодарности командования. На фронте Катя Иванова вышла замуж за офицера А.А. Еременко.

И вот однажды учитель-краевед побывал в гостях у Екатерины Андреевны и Андрея Андреевича Еременко. Сидели, вспоминали былое в их скромном доме, окруженном фруктовыми деревьями. И вдруг выясняется, что у Екатерины Андреевны с военной поры хранится пожелтевший листок с рукописным текстом песни о Кате Ивановой. На листочке приписка офицера-танкиста, что эти стихи о ней.

Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! - "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

"Шли бои на море и на суше, грохотали выстрелы кругом. Распевали песенки "катюши" под Калугой, Тулой и Орлом". Памятником "Катюше" - оружию и песне - возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы. В короткие минуты затишья пели фронтовики "Катюшу" на мотив песни "Дан приказ - ему на Запад", мотив которой так соответствовал духу того времени. В песне той мать напутствовала своего сына быть храбрым солдатом, не щадить врага и со скорою победой вернуться домой вместе с Катюшей, о которой он так тепло рассказал в своем письме. Только Катюшей той была не девушка, как она подумала, а наша грозная реактивная установка, названная таким именем.

Исследователь фронтового фольклора саратовец Павел Лебедев обнаружил в газете Карельского фронта "Часовой Севера" от 25 мая 1943 года впервые напечатанный там текст солдатской "Песни о "Катюше", затем включил ее в песенный сборник, и теперь мы воспроизводим саму песню и комментарий к ней автора, бывшего бойца-пулеметчика Василия Шишлякова: "Пишет мать родному сыну из колхозного села: "Расскажи-ка, милый Ваня, как идут твои дела. Расскажи мне, как воюешь, сколько фрицев перебил и какую там Катюшу ты на фронте полюбил". - "Слушай, мать, родного сына, не тая, скажу тебе: сроду я такого друга не встречал еще нигде. Признаюсь, что Катерина мне мила и дорога. От любви и дружбы нашей нет покоя для врага".

Автор текста, боец-пулеметчик Василий Шишляков, воевал на Карельском фронте. В послевоенное время он, будучи инвалидом Великой Отечественной войны, в течение двадцати пяти лет возглавлял колхоз в Грязовецком районе Вологодской области. "Сейчас, - сообщает в письме Василий Андреевич Шишляков, -- мне и самому не верится, как, будучи рядовым солдатом, да еще в ужасных условиях Заполярья, мог я заниматься литературным трудом. В короткие часы отдыха где-нибудь в "лисьей норе" или за каменным карьером, называемым огневой позицией минометчиков, рождались поэтические строки. Писал я на фанерной дощечке, которую постоянно хранил в сумке противогаза, висевшей у меня на левом боку". Эти дощечки были удобны тем, что заменяли не только бумагу, но и стол. Когда текст был окончательно отшлифован, я переписывал его на бумажные листы, которые мне изредка давал политрук роты старший лейтенант Иван Синицын. Дощечку же скоблил ножом, и на ней снова можно было писать...". Вот в таких условиях и родилась фронтовая "Катюша".

(Выходят все участники и поют песню «Катюша»).







© 2010-2022