Дидактический материал по теме Целеполагание на уроке

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастерство учителя - это специальность,

которой надо постоянно учиться.

А.С.Макаренко

Целеполагание на уроке



  • Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

  • В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

  • Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Возможные ошибки при постановке цели.

- Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.

- Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

- Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

- Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Требование к целям урока.

Диагностичность.

Понятность.

Осознанность.

Содержание образа результата.

Реальность.

Побудительность (побуждать к действию).

Точность. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».

Рекомендации при постановке целей урока.

Категория цели

Характеристика

Рекомендации (ключевые слова для постановки цели)

Обучающие

Овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками

Использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: выбрать, назвать, дать определение, проиллюстрировать, написать, перечислить, выполнить, систематизировать, сгруппировать...

Воспитывающие

Способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения: формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение..., прививать, укреплять навыки ...

Развивающая

Формирование общеучебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки, а в целом - становление и развитию личности.

Возможно, начинать формулирование цели со следующих слов: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности...

Приемы целеполагания.

Визуальные

Аудиальные

Тема-вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка.

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.


© 2010-2022