Методическая разработка классного часа Толерантность - путь к миру

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа "Толерантность - путь к миру"

Цели и задачи мероприятия

Вся деятельность направлена на достижение основной цели: формирование у учащихся толерантного мышления и поведения. Указанная цель раскрывается в единстве трех ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного.

Воспитательный компонент цели заключается:

- в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре других народов;
- в воспитании культуры общения;
- в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
- в воспитании потребности в практическом использовании полученных знаний в различных сферах деятельности.

Участие в инсценировках способствует формированию у детей положительных личностных качеств, общечеловеческих ценностных ориентаций, таких как воля, трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, готовность к общению, культура общения в разных видах взаимодействия в коллективе, критичное отношение к себе, уверенность в себе, инициативность.

Развивающий компонент предусматривает развитие интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к коммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика.

Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, общего кругозора.

Основные задачи:

  • формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  • сформирование у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей;

  • воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

  • развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  • развитие навыков толерантного общения, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;

  • формирование умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;

  • повышение уровня творческой активности учащихся;

  • развитие у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Форма проведения мероприятия: коллективное творческое дело.

Целевая аудитория и время проведения: классный час рассчитан на учащихся 5-7 классов. Так как он приурочен к календарному дню, его целесообразно проводить накануне, в конце октября или после каникул в начале ноября.

Оборудование и оформление: мультимедийное оборудование, плакаты, рисунки, сочинения детей, CD записи музыки.
Учащиеся вместе с учителем и родителями заранее оформляют классное помещение, подготавливают костюмы для инсценировки, подбирают песни и музыкальные треки; заранее разучивают песни.

Методические советы на подготовительный период:

К данному классному часу учащиеся готовятся за 2 недели.
1 этап. Подготовительный этап: отбор учеников на главные, второстепенные роли, на роли ведущих; распределение ролей для изучения, закрепление учащихся за ролями; написание сочинения учащимися по теме классного часа, обсуждение их в классе; отбор иллюстраций, изготовление стенгазет, связанных с тематикой мероприятия.
2 этап. Творческое воплощение, а именно: работа над сценарием и распределение ролей; репетиционный период; изготовление эскизов костюмов и иллюстраций; создание костюмов и декораций; создание компьютерной презентации классного часа; подбор музыки; подборка песен и музыкальных треков, подборка и разучивание стихов.
3 этап. Составление электронной презентации вечера, которая включала в себя: творческие работы учащихся; подборку иллюстраций, фотографий; мультипликационный фильм «Мудрецы и слон»

Если в классе есть учащиеся, имеющие способности вести мероприятие, то создается инициативная группа. Классный руководитель только корректирует подготовку и проведение данного мероприятия.



ХОД ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

На экране проецируется рисунок по теме толерантности, звучит тихая, спокойная мелодия, которая будет звучать при вступительном слове классного руководителя.

(Презентация. Слайд №1) Я вас встретил впервые. Но я человек, и вы - человек, Мы люди на этой земле… (В. Солоухин) На экране проецируется рисунок по теме толерантности, звучит тихая, спокойная мелодия, которая будет звучать при вступительном слове классного руководителя.

Учитель: (Слайд 2) Мир - это вселенная. Мир - это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир - это я, мир - это - вы, мир - это мы… Как разнообразен мир вокруг нас. (Слайд 3, 4) Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские… Но почему-то мы иногда посмеиваемся друг над другом. Да, мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, - вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часу. Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества (слайд №5) «Толерантность - путь к миру!».

Ученик: Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. (Слайд №6) Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - это более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

Ученик: Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:

Ученик: (слайд №7)Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;

Ученик: (слайд №8) Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

Ученик: (слайд №9) Владимир Иванович Даль - российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;

Ученик: (слайд №10) Константин Эдуардович Циолковский - русский ученый - самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

Учитель: Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». Ребята, а как же вы понимаете значение этого слова? (На экране видеофрагмент с высказываниями детей о толерантности.) (Слайд №11) Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Ученик: Стихотворение «Доброта» (Автор неизвестный) (Слайд № 12) (Приложение 1)

Инсценировка. И. и В. Токмаковы «Сказка о счастье» (Слайды №13, 14, 15, 16) (Приложение 2) Приглашаются 3 мальчика (король, старец, солдат) и 2 девочки (девочка, старуха). Текст автора читает ученик.

Учитель:

  • Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

  • Как вы думаете, почему изменился король?

  • Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

  • Чему нас учит эта сказка?

Учитель: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

Песня «Дорогою добра». Автор слов: Энтин Ю., композитор: Минков М. (Слайд №17)

Учитель: Итак, мы выяснили, что толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность - это поддержка и понимание различий. Но у толерантности есть и своя обратная сторона. Какая это сторона? Какие её формы проявления вы знаете?

Ответы учеников (Предрассудки, войны, конфликты.)

Учитель: Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Давайте посмотрим индийскую сказку «Мудрецы и слон» и попытаемся определить причину ошибки мудрецов.

На экране мультфильм по мотивам индийской сказки (Слайд № 18) (Приложение 3)

Учитель: О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Были ли мудрецы действительно мудрыми? Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

Ученики: (примерные ответы) Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. Им нужно научиться слушать друг - друга. Научиться дружить.

Учитель: Спасибо, друзья. Дружба… А что такое «дружба», каждый знает?

Стихотворение. Л. Измайлов «Монолог о дружбе» (Слайд №19) (Приложение 4)

Учитель: (Слайд №20) 16 ноября Международный день толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август. Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, чтобы всегда был мир, радость, добро.

Песня «Мир, который нужен мне». Автор слов: Золотухин С., композитор: Ермолов А, (Слайд №21)

Учитель: Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч! (Слайд №22)

Заключение

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого всеобъемлюща и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов, способностей, творчества, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, - это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Особое значение для подростка в возрасте 11-12 лет имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств.

4


© 2010-2022