- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа по фонетике, грамматике, правописанию. 3 класс 2015 год
Рабочая программа по фонетике, грамматике, правописанию. 3 класс 2015 год
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жаркова Н.Ю. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
(ГБОУ НСО «СКОШИ»)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
школьным директор
методическим объединением Юрьева С.Ю. Протокол № _______ «___» _______ 2015 г.
«___» _______ 2015 г.
Рабочая программа
по фонетике, грамматике, правописанию
для 3 В класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Жаркова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
г. Куйбышев
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по фонетике, грамматике, правописанию для 3 класса на 2015 - 2016 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Программы для начальных классов «Школа России» «Русский язык» авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой;
-
программы (СКОУ) 5 вида, разработанную в концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская)
-
учебного плана ГБОУ НСО «СКОШИ»;
-
положения о рабочей программе учебного предмета;
-
учебника «Русский язык» 3 класс 1и 2 часть.
Программа рассчитана на работу с детьми 10-11 лет. Основной диагноз: фонетическое нарушение речи.
Предмет «Фонетика, грамматика, правописание» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Фонетика, грамматика, правописание является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение Фонетики, грамматики, правописания в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Специфика начального курса Фонетики, грамматики, правописания заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение Фонетики, грамматики, правописания сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс Фонетики, грамматики, правописания представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении Фонетики, грамматики, правописания (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью - применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.
Целью программы Фонетики, грамматики, правописания для детей с ограниченными возможностями здоровья 3 класса в начальной школе является - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основной цели:
-
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В результате изучения данной программы в 3 классе дети научатся:
-
Различать главные и второстепенные члены предложения;
-
различать распространённые и нераспространённые предложения;
-
различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
-
различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
-
характеризовать чередование согласных и беглые гласные в слове;
-
понимать особенности употребления разделительных знаков (мягкого и твёрдого);
-
различать приставки и предлоги;
-
характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам.
В результате изучения Фонетики, грамматики, правописания в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
-
правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
-
усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
-
орфографической грамотности;
-
применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами -ек, -ик, с изученными приставками;
-
правописания сложных слов и глаголов с не;
-
написания слов с непроверяемыми орфограммами;
-
письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Для отслеживания усвоения программы предусмотрены контрольно-измерительные материалы (в приложении).
Основными видами письменных работ по Фонетике, грамматике, правописании являются списывание, диктанты, изложения и сочинения.
Объём письменных работ в 3 классе
Орфографические пятиминутки и словарные диктанты
1 полугодие - 10 -15 слов
2 полугодие - 12 - 15слов
Контрольные диктанты
1 полугодие - 45 - 55 слов
1 полугодие - 55 -60 слов
Письмо по памяти
От двух четверостиший стихотворной формы до 30 - 35 слов текста в прозаической форме
Проверочное списывание и контрольное списывание
1 полугодие - 50 - 60 слов
2 полугодие - 60 - 65 слов
Место учебного предмета, курса в учебном плане. Программа рассчитана на 170 часов (пять часов в неделю).
Класс
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
3 класс
6
34
204
204 часов за учебный год
Данная программа отличается от примерной программы количеством часов в неделю. Это необходимо для улучшения качества образования детей в 3 классе.
В ходе освоения курса «Фонетика, грамматика, правописание» обеспечиваются условия для достижения результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Повторение
27
2
Синтаксис и пунктуация
22
3
Состав слова
59
4
Имя существительное
32
5
Имя прилагательное
27
6
Глагол
29
7
Повторение
8
Итого.
204
Содержание программы
№
Тема урока
Повторение (27 часов)
1,2,3
Различение понятий «предложение», «словосочетание».
4,5
Выделение словосочетаний в предложении
6,7
Различие предложений по цели высказывания и интонации
8,9
Различие понятий «предмет» и «слово» Слова, обозначающие действия, признаки предмета.
10,11
Начальная форма имени существительного.
12,13
Различие в тексте им. Сущ., им. Прил., гл
14
Часть речи - предлог. Его роль в предложении
15
Контрольный диктант по теме «Повторение»
16
Работа над ошибками
17
Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит
18
Ударение
19
Безударные гласные в корне слова
20,21
Проверка безударных гласных в корне.
22
Изложение «Как медведь сам себя напугал»
23
Работа над ошибками Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.
24
Проверка парных согласных в конце слова.
25
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных.
26
Проверка парных согласных в середине слова.
27
Изложение «Осень в лесу» по теме «Парные согласные»
Синтаксис и пунктуация (22 час)
28,29
Главные члены предложения
30,31
Определение подлежащего и сказуемого в предложении.
32
Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи.
33,34
Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.
35
Определение главных членов предложения.
36
Обучающее изложение «Мяч»
37
Работа над ошибками
Второстепенные члены предложения.
38,39
Составление предложений по схемам.
40,41
Установление связи между главными и второстепенными членами предложения.
42
Составление распространённых предложений. Разбор по членам предложения
43
Контрольное списывание с грамматическим заданием
44
Работа над ошибками. Логическое ударение предложениях
45
Обозначение интонации перечислений запятой.
46
Постановка в предложении логического ударения
47
Сочинение по картине В.Васнецова «Алёнушка»
48,49
Работа над ошибками
Состав слова. (59 ч)
50,51
Основа слова. Окончание.
52,53
Выделение основы. Нулевое окончание
54
Разные формы одного и того же слова
55
Диктант «Прощание с осенью»
56
Работа над ошибками
57,58
Упражнения в выделении основы слова и окончания
59,60
Корень слова
61
Приставка. Обобщение изученного
62
Приставка - значимая часть слова
63,64
Суффикс. Образование новых слов
65
Разбор слова по составу
66
Правописание безударной гласной в корне слова и парной согласной
67
Единообразное написание корней однокоренных сло
68
Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
69
Чередование согласных и беглых гласных в корне
70
Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.
71
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
72
Диктант по теме «Однокоренные слова»
73
Работа над ошибками
74
Правописание суффиксов - ик, -ек.
75
Изложение обучающее «Пеструхин»
76
Работа над ошибками. Проверка написания гласных в суффиксах - ик, - ек
77
Приставка - значимая часть слова
78
Правописание приставок с буквой гласной - о .
79
Правописание приставок с буквой гласной -а
80
Правописание приставки с
81
Правописание приставок, закрепление
82
Приставка и предлог
83
Закрепление правописания приставки и предлога
84
Правописание «не» с глаголами
85
Сочинение «Зима в природе» по теме «Не с глаголами»
86
Работа над ошибками. Не с глаголами, закрепление
87
Диктант На улицах города» по теме «Предлог»
88
Работа над ошибками
89
Понятие о Ъ (раздел)
90,91
Различие разделительных Ъ и Ь знаков
92
Упражнения в написании разделительных Ъ и Ь знаков.
93
Проверочная работа по теме «Разделительные Ьи Ъ знаки»
94
Понятие об непроизносимых согласных
95
Образование однокоренных слов с непроизносимыми согласными
96
Способы проверки непроизносимых согласных
97
Сочинение «Мои зимние каникулы»
98
Работа над ошибками
99
Синонимы
100
Понятие о двойных согласных
101
Правописание приставок с удвоенными согласными
102
Упражнение в правописании удвоенных согласных
103,104
Проверочная работа по теме «Удвоенные согласные, непроизносимые»
105,106
Сложные слова
107,108
Соединительные гласные в сложных словах
Имя существительное (32 часа)
109
Имя существительное и его роль в речи
110
Имя существительное и его роль в речи
111
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
112
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
113
Обучающее изложение
114
Собственные и нарицательные имена существительные
115
Проект «Тайна имени»
116
Число имён существительных
117
Число имён существительных
118
Род имён существительных
119
Род имён существительных
120
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
121
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
122
Обучающее изложение
123
Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»
124
Склонение имён существительных
125
Падеж имён существительных
126
Падеж имён существительных
127
Сочинение по картине И .Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
128
Именительный падеж
129
Родительный падеж
130
Дательный падеж
131
Винительный падеж
132
Творительный падеж
133
Предложный падеж
134
Обучающее изложение
135
Все падежи
136
Обобщение знаний
137
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
138
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»
139
Работа над ошибками
140
Проект «Зимняя страничка»
Имя прилагательное (27 часов)
141,142
Значение и употребление имён прилагательных в речи
143,144
Роль прилагательных в тексте
145,146
Текст-описание
147,148
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
149
Работа над ошибками
150,151
Род имён прилагательных
152,153
Изменение имён прилагательных по родам
154,155
Изменение имён прилагательных по родам
156,157
Число имён прилагательных
158,159
Число имён прилагательных
160
Изменение имён прилагательных по падежам
161
Изменение имён прилагательных по падежам
162
Обобщение знаний
163
Обобщение знаний
164
Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»
165
Обобщение знаний
166
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»
167
Работа над ошибками
Глагол (29 часов)
168,169
Значение и употребление глаголов в речи
170,171
Значение и употребление глаголов в речи
172,173
Неопределённая форма глагола
174,175
Неопределённая форма глагола
176,177
Число глаголов
178,179
Число глаголов
180,181
Времена глаголов
182,183
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
184,185
Изменение глаголов по временам
186
Изменение глаголов по временам
187
Обучающее изложение
188
Род глаголов в прошедшем времени
189
Род глаголов в прошедшем времени
190
Правописание частицы не с глаголами
191
Правописание частицы не с глаголами
192
Обобщение знаний
193
Обобщение знаний
194
Обобщение знаний
195
Обобщение знаний
196
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»
Повторение (8 ч)
197
Части речи
198
Обучающее изложение
199
Обобщение изученного о слове, предложении
200
Правописание окончаний имен прилагательных
201
Правописание приставок и предлогов
202
Правописание безударных гласных
203
Правописание значимых частей слов
204
Итоговый контрольный диктант № 10
Список литературы
-
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007;
-
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007;
-
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение;
-
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1, М.: Просвещение, 2011;
-
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2, М.: Просвещение, 2011;
-
Рабочая программа для начальных классов по русскому языку для 1-4 классов М.: Просвещение, 2011;
-
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений;
-
Писарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс.
Календарно-тематическое планирование
№
Название раздела.
Тема урока
Кол-во
часов
Планируемая дата проведения
Содержание темы
Планируемые результаты
всего
теория
практика
контрольные работы
Повторение (27 часов)
27
13
13
1
1,2,3
Различение понятий «предложение», «словосочетание».
1
2
сентябрь
1,2,3
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текстов различные стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).
*Слова с непроверяемым написанием: орех.
Знаки препинания в конце предложений.
*Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
*Слова с непроверяемым написанием: пшеница.
Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Запятая внутри сложного предложения
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.
Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).
Изменяемые и неизменяемые слова, их употре-
бление в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов. *Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.
Проверочная работа.
Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг.
Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг.
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.
Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).
Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такою типа.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.
Обосновывать знаки препинания в конце предложений
Различать словосочетание и предложение.
Выделять в предложении словосочетания.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.
Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.
Выделять в словах основу слова.
Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.
Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.
Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
4,5
Выделение словосочетаний в предложении
1
1
4,5
6,7
Различие предложений по цели высказывания и интонации
1
1
7,8
8,9
Различие понятий «предмет» и «слово» Слова, обозначающие действия, признаки предмета.
1
1
9,10
10,11
Начальная форма имени существительного.
1
1
11,12
12,13
Различие в тексте им. Сущ., им. Прил., гл
1
1
14,15
14
Часть речи - предлог. Его роль в предложении
1
16
15
Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит
1
17
16
Ударение
1
18
17
Контрольный диктант по теме «Повторение»
1
19
18
Работа над ошибками
1
21
19
Безударные гласные в корне слова
1
22
20,21
Проверка безударных гласных в корне.
1
1
23,24
22
Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные
1
25
23
Изложение «Как медведь сам себя напугал»
1
26
24
Работа над ошибками. Проверка парных согласных в конце слова.
1
28
25
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных.
1
29
26
Проверка парных согласных в середине слова.
1
30
27
Изложение «Осень в лесу» по теме «Парные согласные»
1
октябрь
1
Синтаксис и пунктуация (22 час)
22
10
11
1
28,29
Главные члены предложения
1
1
2,3
30,31
Определение подлежащего и сказуемого в предложении.
1
1
5,6
32
Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи.
1
7
33,34
Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.
1
1
8,9
35
Определение главных членов предложения.
1
10
36
Обучающее изложение «Мяч»
1
12
37
Работа над ошибками
Второстепенные члены предложения.
1
13
38,39
Составление предложений по схемам.
1
1
14,15
40,41
Установление связи между главными и второстепенными членами предложения.
1
1
16,17
42
Составление распространённых предложений. Разбор по членам предложения
1
19
43
Контрольное списывание с грамматическим заданием
1
20
44
Работа над ошибками. Логическое ударение предложениях
1
21
45
Обозначение интонации перечислений запятой.
1
22
46
Постановка в предложении логического ударения
1
23
47
Сочинение по картине В.Васнецова «Алёнушка»
1
24
48,49
Работа над ошибками
1
1
26,27
Состав слова. (59 ч)
59
25
28
3
50,51
Основа слова. Окончание.
1
1
28,29
52,53
Выделение основы. Нулевое окончание
1
1
30,
ноябрь
9
54
Разные формы одного и того же слова
1
10
55
Диктант «Прощание с осенью»
1
1
11
56
Работа над ошибками
1
12
57,58
Упражнения в выделении основы слова и окончания
1
1
13,14
59,60
Корень слова
1
1
16,17
61
Приставка. Обобщение изученного
1
18
62
Приставка - значимая часть слова
1
19
63,64
Суффикс. Образование новых слов
1
1
20,21
65
Разбор слова по составу
1
23
66
Правописание безударной гласной в корне слова и парной согласной
1
24
67
Единообразное написание корней однокоренных сло
1
25
68
Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
1
26
69
Чередование согласных и беглых гласных в корне
1
27
70
Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.
1
28
71
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
1
30
72
Диктант по теме «Однокоренные слова»
1
декабрь
1
73
Работа над ошибками
1
2
74
Правописание суффиксов - ик, -ек.
1
3
75
Изложение обучающее «Пеструхин»
1
4
76
Работа над ошибками. Проверка написания гласных в суффиксах - ик, - ек
1
5
77
Приставка - значимая часть слова
1
7
78
Правописание приставок с буквой гласной - о .
1
8
79
Правописание приставок с буквой гласной -а
1
9
80
Правописание приставки с
1
10
81
Правописание приставок, закрепление
1
11
82
Приставка и предлог
1
12
83
Закрепление правописания приставки и предлога
1
14
84
Правописание «не» с глаголами
1
15
85
Сочинение «Зима в природе» по теме «Не с глаголами»
1
16
86
Работа над ошибками. Не с глаголами, закрепление
1
17
87
Диктант На улицах города» по теме «Предлог»
1
18
88
Работа над ошибками
1
19
89
Понятие о Ъ (раздел)
1
21
90,91
Различие разделительных Ъ и Ь знаков
1
22,23
92
Упражнения в написании разделительных Ъ и Ь знаков.
1
24
93
Проверочная работа по теме «Разделительные Ьи Ъ знаки»
1
25
94
Понятие об непроизносимых согласных
1
26
95
Образование однокоренных слов с непроизносимыми согласными
1
январь
11
96
Способы проверки непроизносимых согласных
1
12
97
Сочинение «Мои зимние каникулы»
1
13
98
Работа над ошибками
1
14
99
Синонимы
1
15
100
Понятие о двойных согласных
1
16
101
Правописание приставок с удвоенными согласными
1
18
102
Упражнение в правописании удвоенных согласных
1
19
103,104
Проверочная работа по теме «Удвоенные согласные, непроизносимые»
1
20,21
105,106
Сложные слова
1
22,23
107,108
Соединительные гласные в сложных словах
1
25,26
Имя существительное (32 часа)
32
15
15
2
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
*Слова с непроверяемым написанием: самолёт,
комната, однажды.
Проект «Тайна имени».
Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать.
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода {рожь, тишь, вещь).
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
*Слова с непроверяемым написанием: рябина.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Винительный падеж.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.
Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»
Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).
Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.
Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.
Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.
Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.
Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
109
Имя существительное и его роль в речи
1
27
110
Имя существительное и его роль в речи
1
28
111
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
1
29
112
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
1
30
113
Обучающее изложение
1
февраль
1
114
Собственные и нарицательные имена существительные
1
2
115
Проект «Тайна имени»
1
3
116
Число имён существительных
1
4
117
Число имён существительных
1
5
118
Род имён существительных
1
6
119
Род имён существительных
1
8
120
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
1
9
121
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
1
10
122
Обучающее изложение
1
11
123
Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»
1
1
12
124
Склонение имён существительных
1
13
125
Падеж имён существительных
1
15
126
Падеж имён существительных
1
16
127
Сочинение по картине И .Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
1
17
128
Именительный падеж
1
18
129
Родительный падеж
1
19
130
Дательный падеж
1
20
131
Винительный падеж
1
22
132
Творительный падеж
1
24
133
Предложный падеж
1
25
134
Обучающее изложение
26
135
Все падежи
1
27
136
Обобщение знаний
1
29
137
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
1
март
1
138
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»
1
2
139
Работа над ошибками
1
3
140
Проект «Зимняя страничка»
1
4
Имя прилагательное (27 часов)
27
13
13
1
141,142
Значение и употребление имён прилагательных в речи
1
1
5,7
143,144
Роль прилагательных в тексте
1
1
9,10
145,146
Текст-описание
1
1
11,12
147,148
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
1
1
14,15
149
Работа над ошибками
1
16
150,151
Род имён прилагательных
1
1
17,18
152,153
Изменение имён прилагательных по родам
1
1
19,28
154,155
Изменение имён прилагательных по родам
1
1
29,30
156,157
Число имён прилагательных
1
1
31
апрель
1
158,159
Число имён прилагательных
1
1
2,4
160
Изменение имён прилагательных по падежам
1
5
161
Изменение имён прилагательных по падежам
1
6
162
Обобщение знаний
1
7
163
Обобщение знаний
1
8
164
Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»
1
9
165
Обобщение знаний
1
11
166
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»
1
12
167
Работа над ошибками
1
13
Глагол (29 часов)
29
14
14
1
168,169
Значение и употребление глаголов в речи
1
1
14,15
170,171
Значение и употребление глаголов в речи
1
1
16,18
172,173
Неопределённая форма глагола
1
1
19,20
174,175
Неопределённая форма глагола
1
1
21,22
176,177
Число глаголов
1
1
23,25
178,179
Число глаголов
1
1
26,27
180,181
Времена глаголов
1
1
28,29
182,183
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
1
1
30
май
2
184,185
Изменение глаголов по временам
1
1
3,4
186
Изменение глаголов по временам
1
5
187
Обучающее изложение
1
6
188
Род глаголов в прошедшем времени
1
7
189
Род глаголов в прошедшем времени
1
10
190
Правописание частицы не с глаголами
1
11
191
Правописание частицы не с глаголами
1
12
192
Обобщение знаний
1
13
193
Обобщение знаний
1
14
194
Обобщение знаний
1
16
195
Обобщение знаний
1
17
196
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»
1
18
Повторение (8 ч)
8
3
4
1
197
Части речи
1
19
Обобщать знания по изученным темам.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
198
Обучающее изложение
1
20
199
Обобщение изученного о слове, предложении
1
21
200
Правописание окончаний имен прилагательных
1
23
201
Правописание приставок и предлогов
1
24
202
Правописание безударных гласных
1
25
203
Правописание значимых частей слов
1
26
204
Итоговый контрольный диктант № 10
1
27