Рабочая программа по фонетике, грамматике, правописанию. 3 класс 2015 год

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

(ГБОУ НСО «СКОШИ»)



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

школьным директор

методическим объединением Юрьева С.Ю. Протокол № _______ «___» _______ 2015 г.

«___» _______ 2015 г.



Рабочая программа


по фонетике, грамматике, правописанию

для 3 В класса

на 2015-2016 учебный год







Составитель: Жаркова Наталья Юрьевна

учитель начальных классов



г. Куйбышев

2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по фонетике, грамматике, правописанию для 3 класса на 2015 - 2016 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Программы для начальных классов «Школа России» «Русский язык» авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой;

  2. программы (СКОУ) 5 вида, разработанную в концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская)

  3. учебного плана ГБОУ НСО «СКОШИ»;

  4. положения о рабочей программе учебного предмета;

  5. учебника «Русский язык» 3 класс 1и 2 часть.

Программа рассчитана на работу с детьми 10-11 лет. Основной диагноз: фонетическое нарушение речи.

Предмет «Фонетика, грамматика, правописание» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Фонетика, грамматика, правописание является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение Фонетики, грамматики, правописания в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Специфика начального курса Фонетики, грамматики, правописания заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтени­ем. Эти два предмета представляют собой единую образова­тельную область, в которой изучение Фонетики, грамматики, правописания сочетает­ся с обучением чтению и первоначальным литературным обра­зованием.

Систематический курс Фонетики, грамматики, правописания представлен в началь­ной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для ин­теллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направ­ленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении Фонетики, грамматики, правописания (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуаци­ях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматрива­ются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различ­ными принципами русского правописания.

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, от­работка правильного начертания букв, рациональных соедине­ний, достижение ритмичности, плавности письма являются за­дачами совершенствования графического навыка при соблюде­нии гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с пись­менной в младшем школьном возрасте требует особого вни­мания к работе над письменной речью - применения достаточ­ного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.

Целью программы Фонетики, грамматики, правописания для детей с ограниченными возможностями здоровья 3 класса в начальной школе является - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основной цели:

  1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  5. пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В результате изучения данной программы в 3 классе дети научатся:

  • Различать главные и второстепенные члены предложения;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения;

  • различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

  • характеризовать чередование согласных и беглые гласные в слове;

  • понимать особенности употребления разделительных знаков (мягкого и твёрдого);

  • различать приставки и предлоги;

  • характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам.

В результате изучения Фонетики, грамматики, правописания в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);

  • правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;

  • усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;

  • орфографической грамотности;

  • применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами -ек, -ик, с изученными приставками;

  • правописания сложных слов и глаголов с не;

  • написания слов с непроверяемыми орфограммами;

  • письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Для отслеживания усвоения программы предусмотрены контрольно-измерительные материалы (в приложении).

Основными видами письменных работ по Фонетике, грамматике, правописании являются списывание, диктанты, изложения и сочинения.

Объём письменных работ в 3 классе

Орфографические пятиминутки и словарные диктанты

1 полугодие - 10 -15 слов

2 полугодие - 12 - 15слов

Контрольные диктанты

1 полугодие - 45 - 55 слов

1 полугодие - 55 -60 слов

Письмо по памяти

От двух четверостиший стихотворной формы до 30 - 35 слов текста в прозаической форме

Проверочное списывание и контрольное списывание

1 полугодие - 50 - 60 слов

2 полугодие - 60 - 65 слов

Место учебного предмета, курса в учебном плане. Программа рассчитана на 170 часов (пять часов в неделю).

Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

3 класс

6

34

204

204 часов за учебный год



Данная программа отличается от примерной программы количеством часов в неделю. Это необходимо для улучшения качества образования детей в 3 классе.

В ходе освоения курса «Фонетика, грамматика, правописание» обеспечиваются условия для достижения результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение

27

2

Синтаксис и пунктуация

22

3

Состав слова

59

4

Имя существительное

32

5

Имя прилагательное

27

6

Глагол

29

7

Повторение

8

Итого.

204












Содержание программы

Тема урока

Повторение (27 часов)

1,2,3

Различение понятий «предложение», «словосочетание».

4,5

Выделение словосочетаний в предложении

6,7

Различие предложений по цели высказывания и интонации

8,9

Различие понятий «предмет» и «слово» Слова, обозначающие действия, признаки предмета.

10,11

Начальная форма имени существительного.

12,13

Различие в тексте им. Сущ., им. Прил., гл

14

Часть речи - предлог. Его роль в предложении

15

Контрольный диктант по теме «Повторение»

16

Работа над ошибками

17

Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит

18

Ударение

19

Безударные гласные в корне слова

20,21

Проверка безударных гласных в корне.

22

Изложение «Как медведь сам себя напугал»

23

Работа над ошибками Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.

24

Проверка парных согласных в конце слова.

25

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных.

26

Проверка парных согласных в середине слова.

27

Изложение «Осень в лесу» по теме «Парные согласные»


Синтаксис и пунктуация (22 час)

28,29

Главные члены предложения

30,31

Определение подлежащего и сказуемого в предложении.

32

Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи.

33,34

Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.

35

Определение главных членов предложения.

36

Обучающее изложение «Мяч»

37

Работа над ошибками

Второстепенные члены предложения.

38,39

Составление предложений по схемам.

40,41

Установление связи между главными и второстепенными членами предложения.

42

Составление распространённых предложений. Разбор по членам предложения

43

Контрольное списывание с грамматическим заданием

44

Работа над ошибками. Логическое ударение предложениях

45

Обозначение интонации перечислений запятой.

46

Постановка в предложении логического ударения

47

Сочинение по картине В.Васнецова «Алёнушка»

48,49

Работа над ошибками

Состав слова. (59 ч)

50,51

Основа слова. Окончание.

52,53

Выделение основы. Нулевое окончание

54

Разные формы одного и того же слова

55

Диктант «Прощание с осенью»

56

Работа над ошибками

57,58

Упражнения в выделении основы слова и окончания

59,60

Корень слова

61

Приставка. Обобщение изученного

62

Приставка - значимая часть слова

63,64

Суффикс. Образование новых слов

65

Разбор слова по составу

66

Правописание безударной гласной в корне слова и парной согласной

67

Единообразное написание корней однокоренных сло

68

Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.

69

Чередование согласных и беглых гласных в корне

70

Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.

71

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

72

Диктант по теме «Однокоренные слова»

73

Работа над ошибками

74

Правописание суффиксов - ик, -ек.

75

Изложение обучающее «Пеструхин»

76

Работа над ошибками. Проверка написания гласных в суффиксах - ик, - ек

77

Приставка - значимая часть слова

78

Правописание приставок с буквой гласной - о .

79

Правописание приставок с буквой гласной -а

80

Правописание приставки с

81

Правописание приставок, закрепление

82

Приставка и предлог

83

Закрепление правописания приставки и предлога

84

Правописание «не» с глаголами

85

Сочинение «Зима в природе» по теме «Не с глаголами»

86

Работа над ошибками. Не с глаголами, закрепление

87

Диктант На улицах города» по теме «Предлог»

88

Работа над ошибками

89

Понятие о Ъ (раздел)

90,91

Различие разделительных Ъ и Ь знаков

92

Упражнения в написании разделительных Ъ и Ь знаков.

93

Проверочная работа по теме «Разделительные Ьи Ъ знаки»

94

Понятие об непроизносимых согласных

95

Образование однокоренных слов с непроизносимыми согласными

96

Способы проверки непроизносимых согласных

97

Сочинение «Мои зимние каникулы»

98

Работа над ошибками

99

Синонимы

100

Понятие о двойных согласных

101

Правописание приставок с удвоенными согласными

102

Упражнение в правописании удвоенных согласных

103,104

Проверочная работа по теме «Удвоенные согласные, непроизносимые»

105,106

Сложные слова

107,108

Соединительные гласные в сложных словах

Имя существительное (32 часа)

109

Имя существительное и его роль в речи

110

Имя существительное и его роль в речи

111

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

112

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

113

Обучающее изложение

114

Собственные и нарицательные имена существительные

115

Проект «Тайна имени»

116

Число имён существительных

117

Число имён существительных

118

Род имён существительных

119

Род имён существительных

120

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

121

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

122

Обучающее изложение

123

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»

124

Склонение имён существительных

125

Падеж имён существительных

126

Падеж имён существительных

127

Сочинение по картине И .Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

128

Именительный падеж

129

Родительный падеж

130

Дательный падеж

131

Винительный падеж

132

Творительный падеж

133

Предложный падеж

134

Обучающее изложение

135

Все падежи

136

Обобщение знаний

137

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

138

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

139

Работа над ошибками

140

Проект «Зимняя страничка»

Имя прилагательное (27 часов)

141,142

Значение и употребление имён прилагательных в речи

143,144

Роль прилагательных в тексте

145,146

Текст-описание

147,148

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

149

Работа над ошибками

150,151

Род имён прилагательных

152,153

Изменение имён прилагательных по родам

154,155

Изменение имён прилагательных по родам

156,157

Число имён прилагательных

158,159

Число имён прилагательных

160

Изменение имён прилагательных по падежам

161

Изменение имён прилагательных по падежам

162

Обобщение знаний

163

Обобщение знаний

164

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

165

Обобщение знаний

166

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

167

Работа над ошибками

Глагол (29 часов)

168,169

Значение и употребление глаголов в речи

170,171

Значение и употребление глаголов в речи

172,173

Неопределённая форма глагола

174,175

Неопределённая форма глагола

176,177

Число глаголов

178,179

Число глаголов

180,181

Времена глаголов

182,183

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

184,185

Изменение глаголов по временам

186

Изменение глаголов по временам

187

Обучающее изложение

188

Род глаголов в прошедшем времени

189

Род глаголов в прошедшем времени

190

Правописание частицы не с глаголами

191

Правописание частицы не с глаголами

192

Обобщение знаний

193

Обобщение знаний

194

Обобщение знаний

195

Обобщение знаний

196

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Повторение (8 ч)

197

Части речи

198

Обучающее изложение

199

Обобщение изученного о слове, предложении

200

Правописание окончаний имен прилагательных

201

Правописание приставок и предлогов

202

Правописание безударных гласных

203

Правописание значимых частей слов

204

Итоговый контрольный диктант № 10





Список литературы


  1. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007;

  2. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007;

  3. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение;

  4. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1, М.: Просвещение, 2011;

  5. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2, М.: Просвещение, 2011;

  6. Рабочая программа для начальных классов по русскому языку для 1-4 классов М.: Просвещение, 2011;

  7. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений;

  8. Писарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс.







Календарно-тематическое планирование

Название раздела.

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемая дата проведения

Содержание темы

Планируемые результаты

всего

теория

практика

контрольные работы



Повторение (27 часов)

27

13

13

1




1,2,3

Различение понятий «предложение», «словосочетание».


1

2


сентябрь

1,2,3

Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отраже­ние культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответ­ствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как осно­ве национального самосознания.

Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: празд­ник, вместе.

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение.

Формирование навыка смыслового чтения тек­стов различные стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное дей­ствие формируется при изучении всего курса русского языка).

*Слова с непроверяемым написанием: орех.

Знаки препинания в конце предложений.

*Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

*Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Запятая внутри сложного предложения

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменени­ям, происходящим в нём.

Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).

Изменяемые и неизменяемые слова, их употре-
бление в речи.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов. *Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.

Проверочная работа.

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокорен­ных слов. Подробное изложение повествова­тельного текста с языковым анализом.

Формирование умений ставить перед собой орфо­графическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные дей­ствия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг.

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокорен­ных слов. Подробное изложение повествова­тельного текста с языковым анализом.

Формирование умений ставить перед собой орфо­графическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные дей­ствия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг.


Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользу­емся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и на­циональных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Ку­прина).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказы­вания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложе­ния такою типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интона­ции.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять зна­чение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, ана­лизировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над слово­образовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегуроч­ка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоя­тельно составленному плану.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выпол­ненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.


4,5

Выделение словосочетаний в предложении


1

1


4,5

6,7

Различие предложений по цели высказывания и интонации


1

1


7,8

8,9

Различие понятий «предмет» и «слово» Слова, обозначающие действия, признаки предмета.


1

1


9,10

10,11

Начальная форма имени существительного.


1

1


11,12

12,13

Различие в тексте им. Сущ., им. Прил., гл


1

1


14,15

14

Часть речи - предлог. Его роль в предложении


1



16

15

Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит




1

17

16

Ударение



1


18

17

Контрольный диктант по теме «Повторение»


1



19

18

Работа над ошибками



1


21

19

Безударные гласные в корне слова


1



22

20,21

Проверка безударных гласных в корне.


1

1


23,24

22

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные


1



25

23

Изложение «Как медведь сам себя напугал»



1


26

24

Работа над ошибками. Проверка парных согласных в конце слова.


1



28

25

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных.



1


29

26

Проверка парных согласных в середине слова.


1



30

27

Изложение «Осень в лесу» по теме «Парные согласные»




1


октябрь

1

Синтаксис и пунктуация (22 час)

22

10

11

1


28,29

Главные члены предложения


1

1


2,3

30,31

Определение подлежащего и сказуемого в предложении.


1

1


5,6

32

Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи.


1



7

33,34

Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения.


1

1


8,9

35

Определение главных членов предложения.



1


10

36

Обучающее изложение «Мяч»


1



12

37

Работа над ошибками

Второстепенные члены предложения.



1


13

38,39

Составление предложений по схемам.


1

1


14,15

40,41

Установление связи между главными и второстепенными членами предложения.


1

1


16,17

42

Составление распространённых предложений. Разбор по членам предложения


1



19

43

Контрольное списывание с грамматическим заданием




1

20

44

Работа над ошибками. Логическое ударение предложениях


1



21

45

Обозначение интонации перечислений запятой.



1


22

46

Постановка в предложении логического ударения


1



23

47

Сочинение по картине В.Васнецова «Алёнушка»



1


24

48,49

Работа над ошибками


1

1


26,27

Состав слова. (59 ч)

59

25

28

3


50,51

Основа слова. Окончание.


1

1


28,29

52,53

Выделение основы. Нулевое окончание


1

1


30,

ноябрь

9

54

Разные формы одного и того же слова



1


10

55

Диктант «Прощание с осенью»



1

1

11

56

Работа над ошибками


1



12

57,58

Упражнения в выделении основы слова и окончания


1

1


13,14

59,60

Корень слова


1

1


16,17

61

Приставка. Обобщение изученного


1



18

62

Приставка - значимая часть слова



1


19

63,64

Суффикс. Образование новых слов


1

1


20,21

65

Разбор слова по составу


1



23

66

Правописание безударной гласной в корне слова и парной согласной



1


24

67

Единообразное написание корней однокоренных сло


1



25

68

Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.



1


26

69

Чередование согласных и беглых гласных в корне


1



27

70

Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.



1


28

71

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.


1



30

72

Диктант по теме «Однокоренные слова»




1

декабрь

1

73

Работа над ошибками



1


2

74

Правописание суффиксов - ик, -ек.


1



3

75

Изложение обучающее «Пеструхин»



1


4

76

Работа над ошибками. Проверка написания гласных в суффиксах - ик, - ек


1



5

77

Приставка - значимая часть слова



1


7

78

Правописание приставок с буквой гласной - о .


1



8

79

Правописание приставок с буквой гласной -а



1


9

80

Правописание приставки с


1



10

81

Правописание приставок, закрепление



1


11

82

Приставка и предлог


1



12

83

Закрепление правописания приставки и предлога



1


14

84

Правописание «не» с глаголами


1



15

85

Сочинение «Зима в природе» по теме «Не с глаголами»



1


16

86

Работа над ошибками. Не с глаголами, закрепление


1



17

87

Диктант На улицах города» по теме «Предлог»




1

18

88

Работа над ошибками



1


19

89

Понятие о Ъ (раздел)


1



21

90,91

Различие разделительных Ъ и Ь знаков



1


22,23

92

Упражнения в написании разделительных Ъ и Ь знаков.


1



24

93

Проверочная работа по теме «Разделительные Ьи Ъ знаки»



1


25

94

Понятие об непроизносимых согласных


1



26

95

Образование однокоренных слов с непроизносимыми согласными



1


январь

11

96

Способы проверки непроизносимых согласных


1



12

97

Сочинение «Мои зимние каникулы»



1


13

98

Работа над ошибками


1



14

99

Синонимы



1


15

100

Понятие о двойных согласных


1



16

101

Правописание приставок с удвоенными согласными



1


18

102

Упражнение в правописании удвоенных согласных


1



19

103,104

Проверочная работа по теме «Удвоенные согласные, непроизносимые»



1


20,21

105,106

Сложные слова


1



22,23

107,108

Соединительные гласные в сложных словах



1


25,26

Имя существительное (32 часа)

32

15

15

2


Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена суще­ствительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Развитие речи. Подробное изложение по само­стоятельно составленному плану.

Собственные и нарицательные имена существи­тельные.

Правописание имён собственных.

*Слова с непроверяемым написанием: самолёт,

комната, однажды.


Проект «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению иссле­довательской работы.

Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одно­го числа (салазки, мёд).

Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование нравственных представлений о ка­чествах и свойствах личности (жадности, неряш­ливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать.

Формирование навыка культуры речи: норм со­гласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода {рожь, тишь, вещь).

Развитие речи. Подробное изложение пове­ствовательного текста. Составление устного рас­сказа по серии картин.

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

*Слова с непроверяемым написанием: рябина.

Развитие речи. Составление рассказа по репро­дукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами при­лагательными.

Связь имени прилагательного с именем суще­ствительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновы­вать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем вре­мени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с ор­фоэпическим словарём.

Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем вре­мени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образо­вывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложе­ния, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, чис­ло, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местои­мений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоиме­ниями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Поль­зуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, чис­ло, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местои­мений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоиме­ниями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Поль­зуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, чис­ло, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местои­мений.

109

Имя существительное и его роль в речи


1



27

110

Имя существительное и его роль в речи



1


28

111

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные


1



29

112

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные



1


30

113

Обучающее изложение


1



февраль

1

114

Собственные и нарицательные имена существительные



1


2

115

Проект «Тайна имени»


1



3

116

Число имён существительных



1


4

117

Число имён существительных


1



5

118

Род имён существительных



1


6

119

Род имён существительных


1



8

120

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих



1


9

121

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих


1



10

122

Обучающее изложение



1


11

123

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»


1


1

12

124

Склонение имён существительных



1


13

125

Падеж имён существительных


1



15

126

Падеж имён существительных



1


16

127

Сочинение по картине И .Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»


1



17

128

Именительный падеж



1


18

129

Родительный падеж


1



19

130

Дательный падеж



1


20

131

Винительный падеж


1



22

132

Творительный падеж



1


24

133

Предложный падеж


1



25

134

Обучающее изложение





26

135

Все падежи


1



27

136

Обобщение знаний



1


29

137

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


1



март

1

138

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»




1

2

139

Работа над ошибками



1


3

140

Проект «Зимняя страничка»


1



4

Имя прилагательное (27 часов)

27

13

13

1


141,142

Значение и употребление имён прилагательных в речи


1

1


5,7

143,144

Роль прилагательных в тексте


1

1


9,10

145,146

Текст-описание


1

1


11,12

147,148

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»


1

1


14,15

149

Работа над ошибками


1



16

150,151

Род имён прилагательных


1

1


17,18

152,153

Изменение имён прилагательных по родам


1

1


19,28

154,155

Изменение имён прилагательных по родам


1

1


29,30

156,157

Число имён прилагательных


1

1


31

апрель

1

158,159

Число имён прилагательных


1

1


2,4

160

Изменение имён прилагательных по падежам


1



5

161

Изменение имён прилагательных по падежам



1


6

162

Обобщение знаний



1


7

163

Обобщение знаний


1



8

164

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»



1


9

165

Обобщение знаний


1



11

166

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»




1

12

167

Работа над ошибками



1


13

Глагол (29 часов)

29

14

14

1


168,169

Значение и употребление глаголов в речи


1

1


14,15

170,171

Значение и употребление глаголов в речи


1

1


16,18

172,173

Неопределённая форма глагола


1

1


19,20

174,175

Неопределённая форма глагола


1

1


21,22

176,177

Число глаголов


1

1


23,25

178,179

Число глаголов


1

1


26,27

180,181

Времена глаголов


1

1


28,29

182,183

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов


1

1


30

май

2

184,185

Изменение глаголов по временам


1

1


3,4

186

Изменение глаголов по временам


1



5

187

Обучающее изложение



1


6

188

Род глаголов в прошедшем времени


1



7

189

Род глаголов в прошедшем времени



1


10

190

Правописание частицы не с глаголами


1



11

191

Правописание частицы не с глаголами



1


12

192

Обобщение знаний


1



13

193

Обобщение знаний



1


14

194

Обобщение знаний


1



16

195

Обобщение знаний



1


17

196

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»




1

18

Повторение (8 ч)

8

3

4

1




197

Части речи


1



19


Обобщать знания по изученным темам.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

198

Обучающее изложение



1


20

199

Обобщение изученного о слове, предложении


1



21

200

Правописание окончаний имен прилагательных



1


23

201

Правописание приставок и предлогов


1



24

202

Правописание безударных гласных



1


25

203

Правописание значимых частей слов


1



26

204

Итоговый контрольный диктант № 10




1

27



© 2010-2022