- Преподавателю
- Классному руководителю
- КТП проекта - Фольклорный ансамбль
КТП проекта - Фольклорный ансамбль
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степкина В.А. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Согласовано»
на заседании Педагогического совета (протокол № 1)
«25» августа 2014 г.
|
| «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 1022 ____________Куляшова Ю.Н. «25» августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
Степкиной Веры Андреевны
по проекту «Русское раздолье»
4 «Б» класс
МОСКВА
2014 -2015 учебный год.
Пояснительная записка
Что зовет и рыдает,
И хватает за сердце?
Какие звуки лобзают и стремятся в душу,
и вьются около моего сердца».
Н.В. Гоголь.
Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством воспитания человека: идейно- эстетического, нравственного, патриотического.
Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную культуру. Мыслители XIX века Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи Н.Д. Ушинского. Проанализировав системы воспитания нескольких зарубежных стран, Ушинский пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует, а на воспитание существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. В.А. Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.
Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.
Наша Московская земля - родина замечательных писателей, поэтов, художников, композиторов - благодатный край в благородном деле воспитания любви к Родине, к еѐ великим сыновьям и дочерям. Вглядываясь в прошлое, представляя себе лица, характеры, судьбы, образ жизни и мыслей
давно ушедших людей, вчитываясь в строки вековой давности, мальчики и девочки наших дней приучаются к тому, что они продолжатели, продолжающее поколение. Им досталось огромное духовное наследство, и необходимо выбрать, что же в нем дороже всего и ближе, и что из него брать с собой навсегда? Проблема такого выбора, несомненно, существует и составляет, возможно, сердцевину педагогической, социальной и нравственной задачи. Ответственность педагога за такой выбор чрезвычайно высока: будущее страны зависит от культуры еѐ граждан, от зрелости их исторического сознания, от верности идеалам социальной справедливости и гуманизма.
Необходимо подчеркнуть, что для России традиционно множество других направлений исторического развития фольклора. И все эти направления должны изучаться с одинаковым вниманием и обязательно во взаимосвязи - точно так, как они развивались в среде своего бытования: календарный фольклор, семейно - родовой (бытовой), театрализованный (жанровый, исполнительский, игровой), включая детский, песенный, изобразительный.
Данная программа предназначена для детей, занимающихся фольклорным проектом « Русское раздолье».
Программа является образовательной, профессионально- ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей дает серьѐзные и достаточные знания по устному народному творчеству, включает в творческую художественную деятельность. Программа сквозная, так как базируется и соизмеряется материалам по направлениям, входящим в программу, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки физического состояния. Обучение проводится на основе общепедагогических принципов.
Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням фольклора Русской земли,
- в воспитании эстетики через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов,
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора,
- в формировании самостоятельно и креативно мыслящей личности.
Педагогическая целесообразность программы в реализации задачи передачи накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры; в раскрытии яркой творческой индивидуальности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной культуры как части общечеловеческой культуры.
Отличительные особенности программы:
- в изучении и освоении народной культуры вокально - хореографическими методами, - в формировании национального самосознания на основе русского фольклора,
- в воспитании толерантности.
Данная программа предполагает развитие любознательности, познавательной активности, стимулирование самостоятельной работы, формирование любви к национальным традициям, устойчивого интереса к занятиям, желания увидеть и узнать как можно больше полезного и поучительного.
Цель программы - создание особой «традиционной» среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, родителей и взрослых, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребенка, развитие творческих особенностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- привитие устойчивого интереса детей и взрослых к миру традиционной русской культуры,
- практическое освоение языка различных видов народного искусства (поэтического, музыкального, хореографического, прикладного),
- поддержка устойчивого интереса к фольклорной музыке и развитие потребности самовыражения в песне.
Развивающие:
- развитие а) инициативы и самостоятельности детей,
б) творческих способностей детей.
Воспитательные:
- выработка личной ответственности за общее дело коллектива, воспитание дисциплины и организованности,
- воспитание а) чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре, б) творческой активности воспитанников. Информационные: - расширение кругозора, форм сотрудничества с другими коллективами.
Коммуникативные: - формирование коммуникативной культуры, - воспитание дружелюбия, взаимоуважения и взаимопомощи в коллективе.
- воспитание любви к прекрасному в жизни и искусстве: музыкальный материал, который предлагается детям, воспитывает художественный вкус, развивает воображение, мышление, внимание,
- соответствие данной информации возрасту ребенка: репертуар подбирается доступный, так как только посильный репертуар способствует музыкальному развитию детей, не снижает интерес к фольклорной музыке,
- повторение пройденного материала: особенно полезен при упражнениях на разучивание песен, хороводов, игр и т.д.
Для успешного усвоения программы в процессе работы по обучению и воспитанию творческой личности, развитию детских способностей, познавательных и творческих умений, как средство достижения результатов сформировались следующие педагогические методы и технологии:
- личностно - ориентированного обучения, - коллективных творческих дел,
- метод эвристического наблюдения, цель которого - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений,
- метод рефлексии (осознание деятельности): 1) текущая рефлексия осуществляется по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия завершает логический или тематический замкнутый период деятельности;
- метод контроля: в творческом обучении образовательный продукт воспитанника оценивается от степени отличия от заданного, т.е. чем больше научно - и культурно-значимого отличия от известного продукта удается добиться ребенку, тем выше оценка продуктивности его образования;
- методы самооценки: самооценка воспитанника вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл, самооценка носит
качественный и количественный характер. Количественная и качественная самооценка деятельности ребенка - его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде конкурсов, итоговых занятий, оценок педагога.
Форма занятий: практические тематические занятия, беседы, фольклорно - этнографические экспедиции, отчетные и тематические выставки, фольклорный праздник, отчетный концерт, экскурсии, посещение музеев, выставок.
Режим занятий:
2 часа в неделю, 68 часов в год.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
№п
Тема
Кол/час
1
Что такое фольклор? Общее понятие о фольклоре. Повторение хоровода и слов русской народной песни «Уж как Васечка утёночек по бережку гулял»
2
2
Знакомство с устным русским народным творчеством. (вспомним потешки, пословицы, загадки, изученные на предыдущих занятиях).
2
3
Русские народные песни и хороводы.(Просмотр видеозаписей наших фольклорных праздников-осенин,маслениц).
2
4
Разучивание песни «Листопад» -(русская народная песня).Повторение репертуара выступления ко Дню пожилого человека.
2
5
Репетиция и праздничный концерт ко Дню пожилого человека.Конкурс чтецов, посвящённый этому дню.
2
6
Готовимся к фольклорному празднику «Осенины». Повторение русской народной песни «Будем по росе гулять» и движений хоровода. Составление сценария праздника.
2
7
Экскурсия в щкольный музей «Русская изба».Мини-проекты детей «Осенние праздники на Руси.»
2
8
Разучивание слов и движений хоровода «На горе-то калина».Подготовка к празднику «Осенины».
2
9
Просмотр фильма «Русские народные костюмы». Проект по созданию лучшего варианта стилизованного русского народного костюма(эскиза).
2
10
Генеральная репетиция программы фольклорного праздника и проведение праздника «Осенины».
2
11
Мини-проекты на тему «Русские народные игры», история возникновения, првила игр - «А мы просо сеяли»,»Каравай»,»Русская лапта».
2
12
Разучивание слов и движений хоровода «Как на тоненький ледок».Повторение хороводов «Уж как Васечка утёночек по бережку гулял»,»Каравай».
2
13
Мини-проекты «Зимние наряды русских модниц».Подготовка и выставка рисунков, аппликаций на тему.
2
14
Знакомство с шуточными частушками для мальчиков и для девочек.Подготовка концертной программы «Частушка в жизни людей»
2
15
Подготовка к проведению Рождественских мероприятий.(Разучивание колядок, составление сценария праздника. Конкурс на лучший минипроект на тему « Праздник Рождества Христова»
4
16
Праздник, посвящённый Рождеству Христову.
2
17
Новый год- любимый праздник детворы. Сообщения детей о возникновении этой традиции. Повторение песен к Новому Году,хоровода «Как на тоненький ледок».
2
18
Подготовка и проведение праздника, посвященного Новому Году.
2
19
Конкурс рисунков на тему:»Мой любимый праздник-Новый Год».
2
20
Разучивание слов и движений хоровода « Снежок». Русская народная игра «Взятие крепости».
2
21
Просмотр филма «История возникновения и становления Русской Армии». Прослушивание записей старинных военных маршей»
2
22
Разучивание русской народной песни-марша «Солдатушки-бравы ребятушки».
2
23
Просмотр фильма «Празднование Масленицы на Руси»,мини-проекты детей на тему «Праздник Масленицы»
2
24
Повторение слов и движений хороводов «Пришла к нам Масленица», «К нам гости пришли», Сомовар»
2
26
Подготовка и проведение фольклорного прздника «Масленица»
2
27
История храмов Косина. Экскурсия «Храмы Косина»
2
28
Беседа о прздновании Пасхи на Руси. Просмотр орнаментов пасхальных яиц.
2
29
Разучивание слов и движений хоровода »Приди, весна красная».Конкурс на лучшее пасхальное яйцо.
2
30
Разучивание слов и движений хоровода на слова русской народной песни «Ой, во поле травушка горела».
2
31
Подготовка и проведение праздника « кнам весна пришла».
2
32
Подготовка к выпускному празднику «До свидания, начальная школа».
2
33
Заключительный концерт «Выпускной».
2