КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «Современная молодежная субкультура. Проблемы и пути решения» (беседа-диалог) ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

Методическая разработка классного часа для старшеклассников. Раскрываются понятия «молодежная субкультура»,» нефор­мальные объединения», «неформалы». Приводится классификация   молодежных организаций по направлениям их деятельности, мировоз­зрения. Описываются такие известные молодежные объединения как  скинхеды, люберы,  мажоры, гопники, готы, панки, пацифисты, хиппи,  рокеры, фанаты,  битломаны,  брейкеры, металлисты.На классном часу учащиеся должны объективно оценить субкультуру неформальных ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Современная молодежная субкультура.

Проблемы и пути решения»

(беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа:

  • воспитание гражданской позиции,

  • привитие навыков критического анализа, объективного суждения и аргументированного ведения диалога.


Ход классного часа

Классный руководитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего разговора вас, наверное, удивит. Думаю, она вызовет у вас интерес и вы дополните или попытаетесь оспорить некоторые факты, которые я предлагаю вам обсудить. Итак, речь сегодня пойдет о современной молодежной субкультуре.

Что такое молодежная субкультура?

Носителями молодежной субкультуры являются неформальные объединения, в которых и заложен весь семиотический потенциал. Они различаются по характеру социальной нравственности, типу групповых ценностей, особенностями проведения досуга.

З.В. Сикевич дал характеристику неформальным молодежным движениям с учетом того, что причастность к группе может быть связана:

во-первых, со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

во-вторых, с социальной позицией -экологокультурные;

в-третьих, с образом жизни - «системники» и их многочисленные ответвления (пипл, хайрасты, религиозные братства);

в-четвертых, с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы и др.

С.А. Сергеев предложил несколько другую классификацию молодежных неформальных движений. Среди них он выделил:

  • романтико-эскапистские (хиппи, индеанисты, толкинисты, байкеры);

  • гедонистическо-развлекательные (мажоры, рейверы, рэпперы и т. п.);

  • криминальные («гопники», «люберы»);

  • анархо-нигилистические (панки).

Сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборств, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть неизвестна многим участникам. Семиотическими признаками такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто - золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.

В последние годы в нашей речи укоренилось слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируется ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.



Неформалы - это те, кто выбиваются из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремится сделать что-то лучше, чем другие. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные, поскольку многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.


Вопросы для обсуждения:

  • Как вы понимаете термин «молодежная субкультура»?

  • Чем, по вашему мнению, отличается молодежная субкультура от традиционной культуры?

Субкультура неформальных молодежных течений

Классный руководитель: А теперь постараемся охарактеризовать только некоторые неформальные молодежные организации.

Существуют некоторые классификации молодежных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

Музыкальные неформальные молодежные организации.

Главная цель таких молодежных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди музыкальных неформалов наиболее известны металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (также имеют название «Хэви металл»). Самыми распространенными группами, играющими рок-музыку, являются «Кисе», «Ай-рон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», отечественные - «Ария» и т. д. В тяжелом металлическом роке присутствуют жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодежная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеров (от англ. break-dance - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование - в одном из значений брейк - «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремлением их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.

Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носят поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

В тот же раздел попадают и битломаны, в рядах которых когда-то состояли многие из родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и.наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Леннону.

Неформальные организации в спорте. Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, употребления наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобное встречается. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д.

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам. Собираясь перед стадионом, они обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокерами. Рокеров отличают любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Движение рокеров часто становилось причиной дорожно-транспортных происшествий. Отношение к ним общественного мнения зачастую негативное.

Неформальные организации философской направленности. Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений и толкает к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Выделяются среди них хиппи.

Как и большинство других, эта молодежная субкультура была привнесена в нашу страну извне, возникнув в США и Западной Европе.

Первые российские хиппи появились в конце 60-х годов прошлого века как результат увлечения в элитной молодежной среде очередной зарубежной модой - на внешний вид, музыку, а затем и образ жизни. Вместе с тем вскоре появился новый, более модный молодежный стиль - панкизм, усиливший эпатажные тенденции хиппизма и отказавшийся от его романтических мотивов. Исчезли элитарность и элемент новизны. В настоящее время символика, нормы поведения, фольклор и даже внешний вид «тусовки» хиппи воспроизводятся с впечатляющей неизменностью. Внешний облик хиппи довольно своеобразен: нестриженые волосы, кожаная лента, охватывающая лоб и затылок; рваная одежда, немытое тело и обилие первобытных украшений; ожерелья, браслеты на руках и ногах, серьги у мужчин и женщин. Пестроту одежды дополняют украшения: значки, засушенные цветы, «куриный рог» (камень с дырочкой) и т. д. На руках нанизано множество браслетов: на одной - десяток ниток с бисером, на другой - деревянное кольцо; на щиколотках тоже красуется бисерная нитка, а на груди висит прямоугольный разукрашенный мешочек («ксивник») для хранения денег и документов.

Состав почти полностью сменяется каждые 3-5 лет, но субкультура остается практически неизменной. Она включает в себя три слоя хиппи: со стажем - «олдовые»; новички - «пионеры». Между пионерами и олдовыми находится средний слой - «настоящие хиппы». Это основная личность «системы», воплощение ее норм и ценностей. Они понимают традиции и ритуалы тусовки, выполняют их..Хип-система создала свой язык - системный сленг, который используется для общения в среде примыкающей к ней молодежи.

Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодежных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодежных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхеды), панки и др.

Пацифисты одобряют борьбу за мир; выступают против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Панки относятся к достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определенную политическую окраску. По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путем привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвия бритвы.

Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе». Борясь с ними, эти течения личным примером бескорыстных отношений стремятся утверждать этику будущего. В качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие разговоры, как правило, носят абстрактно-лозунговый характер. В целом панков отличают низкая степень трудолюбия, отказ от реальной работы. В значительной степени их отличают социальный паразитизм, поверхностная начитанность при весьма высоком самомнении, особенно в отношении собственных творческих способностей. Выступая против бюрократизма, черствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных путем резкого отказа от общепринятых вещей, демонстрации экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями.

Субкультура готов проникла с Запада в середине 90-х годов, где она имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на нашу почву прямого заимствования субкультуры не произошло.

В целом для субкультуры готов характерны общая тенденция к театральности, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Готы охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику.

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Характерной чертой большинства субкультуры готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия» (стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров).

Для готов характерно стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством). Большинство готов носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. «Готический имидж» достаточно разнообразен.

Все течения в готической субкультуре выделяются достаточно условно. В 2005-2006 гг. усилилась ассимиляция готов с контактирующими с ними юношами-металлистами (металлерами). Подобные контакты происходят в клубах во время «готических вечеринок», куда металлисты приходят из-за непропорционально большого присутствия среди готов девушек. Большой поток в готы идет из движения анимэшников, энергетов; незначительный - из сатанистов.

В субкультуре готов заложены некоторые компоненты, которые могут представлять потенциальную угрозу, перерастая в определенных условиях в криминальные и экстремистские нормы поведения.

Подобную потенциальную опасность несут следующие субкультурные признаки

  • Выбор кладбищ в качестве приоритетных мест тусовок. Это приводит к тому, что такая распространенная в подростковой среде забава, как нанесение надписей и рисунков на стенках, в правовом плане рассматривается не как хулиганство, а как вандализм.

  • Ориентация на сатанизм как на одну из составляющих субкультуры готов. Подобная ориентация декларативна. Однако в отдельных случаях при невысоком интеллекте подростка подобная норма спорадически может вырождаться в дьяволопоклонничество, вандализм, издевательство над животными, жертвоприношение, в «фатальный образ существования» (отсутствие всяких интересов, смысла и цели жизни).

  • Наблюдаются случаи, когда происходит смещение норм поведения на ценности агрессивной низкоинтеллектуальной субкультуры панков, допускающей различные противоправные действия и формирование совместных тусовок с дворовыми агрессивными полисубкультурными группами (бесцельные и спонтанные драки, погромы, сексуальная распущенность).



  • Наибольшую угрозу неагрессивной субкультуре готов несет существующий приток из маргинальных слоев общества. Именно в образованных данным потоком слоях сообщества готов происходят основные противоправные действия.

  • Вероятность появления или присоединения некоторой части готов к религиозным террористическим или сектантским организациям, падение интереса среди молодежи к мировой культуре и общечеловеческим ценностям.

Субкультура гопников. Гопники (гопота, пацаны, гопы, гоп-стопники и т. п.) - многочисленный слой молодежного общества. В наше время гопники имеют различную форму одежды. Но основная тенденция все же просматривается - это (согласно сленгу гопников) «трэкошки», «кэпка», «кроссовочки», «олимпыйка». Основной род деятельности - поиск различного рода развлечений, «грызьба сэмачек», организация бессмысленных скандалов, драк; пустое времяпрепровождение в собственных тусовках, сексуальная распущенность. Как правило, гопники - низкоинтеллектуальная часть молодежи, порой обучающаяся в училищах. Они пренебрежительно относятся ко всем молодежным организациям и движениям, к «заучкам» - интеллигентной, студенческой молодежи.

Гопники считают себя «среднестатистическими пацанами» и гордятся этим. Их музыкальные предпочтения - попмузыка. Большую часть речи современного гопника составляет нецензурная брань. Поведение характеризуется бравадой, порой неуважительным отношением к младшим и старшим по возрасту; отрицательной реакцией на замечание и т. д.

' о

Своеобразная субкультура и у мажоров. Интересы мажоров в основном связаны с вещами, деньгами, куплей- продажей, перепродажей. В речи преобладают переиначенные иностранные, чаще всего английские слова.

Среди мажоров выделяются хайлафисты. Обычно это дети богатых родителей. Вещи они носят только импортные. Встречаются обычно у кого-то дома или в лучших кафе, ресторанах. Любят сплетни об известных работниках искусства - это как ритуал. Стремятся к общению с людьми, имеющими высокое положение в обществе или большие материальные возможности. К другим же относятся крайне высокомерно.

Группы собственно мажоров можно встретить в портовых и наиболее крупных городах, где много иностранных туристов. Их образец - деловая молодежь Запада (хотя представления о ней порядком искажены). У мажоров такие же высокие материальные потребности, как у хайлафистов. Но чтобы их удовлетворить, приходится рассчитывать только на себя: многие подростки здесь из неполных, малообеспеченных семей.

Внутри общности выделяются различные группы.

Люберы - «социальные санитары», которые убеждены, что выступают от лица государства и отстаивают его интересы. Они нетерпимы к проявлению западных влияний, ко всему иностранному, считая, что это враждебно нашему строю. Они отбирают атрибуты у металлистов, вещи у мажоров, срезают волосы у хиппи. Эти акции сопровождаются избиением. Среди «санитаров» процветает культ силы. Особенности сленга связаны с их действиями: «погасить» (избить), «обуть» (снять атрибуты), «заложить» (сильно ударить).

Скинхеды - субкультура националистического толка. Националистические группировки, или скинхеды, - это участники относительно нового неформального движения. Слово «скинхеды» происходит от слияния двух английских слов: skin - кожа и head - голова. В России представители этого движения предпочитают называть себя бритоголовыми, появление первых группировок скинхедов относится к началу 90-х гг. прошлого века. Первых скинхедов сначала увидели в Москве, с той поры считающейся идеологическим и духовным центром движения.

1 П

Сколько на сегодняшний день в России националистических организаций, точно сказать невозможно. 99% таких объединений состоит из 3-5 человек, очень часто один и тот же человек состоит в нескольких организациях одновременно. По данным МВД, в 2002 г. только в Москве нацистские группировки располагали 3 тыс. активистов. Кроме того, еще около 30 тыс. человек, проживающих в столице, так или иначе, связаны с экстремистскими организациями ультраправого толка. Что же касается молодежных группировок - «скинхедов», то в столице их более 10 тыс.

Скинхеды называют себя солдатами третьей мировой войны, уже вступившими в войну. Их группировки наиболее многочисленны и опасны. Согласно исследованиям социологов, в России сейчас (конец 90-х - 2000 гг.) не менее 35 тыс. «скинов», объединившихся, чтобы поддержать «чистоту нации».

Согласно исследованиям последних пяти лет, результаты которых приводит агентство ИТАР-ТАСС, 15% россиян в возрасте 8-30 лет объединены в неформальные молодежные объединения, одно из которых - скинхеды. В 1992 г. скинхедов в России было всего несколько десятков человек, к началу же 2000 г. их насчитывалось уже свыше 20 тыс. Большинство из них объединены в небольшие банды по месту жительства или учебы1.

Для того чтобы понять сущность и идеи скин-движения в России, необходимо рассмотреть его состав, используя классификацию журналиста С. Беликова, изложенную в его статье «Бритоголовая культура».Первая самая многочисленная группа - «малолетки», подростки 12-14 лет, иногда даже начиная с 8-летнего возраста, которые выучили несколько расистских или нацистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы поведения. Эта категория активно использует внешнюю символику - свастику.

Вторая категория - «молодые», подростки старшего возраста, 14-16 лет, активно участвующие во всевозможных митингах, демонстрациях. Эта категория обладает более четко оформленной политической ориентацией и умением связно изложить главные принципы националистического движения.

Третья категория - «старшие» - помимо участия в митингах и сборищах они обладают твердой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты программы своего движения, но и ведут агитационную работу. Эта категория обладает, как правило, прочными связями с различными право- и леворадикальными экстремистскими организациями.

Среди огромного количества националистов самых разных видов, степеней организованности существует небольшая сплоченная группа, так называемые «старые» скинхеды.

Эта относительно маленькая часть националистического движения состоит из наиболее идеологизированных и активных. Они хорошо знают обычаи, традиции, принципы националистов, являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы. Каждый из них имеет определенный стаж пребывания в данном движении, от 3-5 до 10 лет, в течение которых они должны жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди националистического движения.

«Старые» члены движения - это в основном политики, занимающие активную жизненную позицию. Статус этот могут иметь и некоторые особо агрессивные музыканты, исполняющие песни в стиле рока или панк-рока.

В идеологии скинхедов присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-национальному признаку, которая выражается в лозунгах, надписях, рисунках, призывах и прямых действиях стычках, столкновениях, драках. Объекты воздействия определяются по визуальному признаку - цвет кожи, разрез глаз, черты лица. У определенной части участников движения господствуют антисемитские и антикавказские настроения.

Главное в идеологии скинхедов - национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае русской) нации как стоящей выше других наций. Гордость за свои обычаи, традиции своей страны и национальности.

Некоторые социальные теории бритоголовых воплощены в их лозунгах: «Россия для русских», «Москва для москвичей», «Все лучшее для белых», «Работа не для эмигрантов» и др. Самые популярные лозунги скинхедов: гитлеровский «Зиг хайль» и «White power» («Белая сила»).

Влияние на общественную жизнь скинхедовских группировок достаточно велико. Нарушение правопорядка, драки, стычки, погромы - основные занятия молодежи, относящей себя к скин-движению. Эти действия создают атмосферу страха и опасности в различных слоях российского общества.

Агрессивное поведение скинхедов породило новое молодежное движение - скинхеды-антифашисты, внешне они ничем не отличаются, но идеология отнюдь не расистская. Явным отличием являются красные шнурки на ботинках. Антифашисты не пьют, не курят, пропагандируют жизнь без наркотиков, презирают расизм и по возможности выступают против скинхедов противоположной направленности

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы относитесь к субкультуре перечисленных неформальных молодежных движений?

  • Постарайтесь объективно оценить субкультуру некоторых неформальных молодежных течений или движений: каковы, по вашему мнению, позитивные и негативные тенденции в их деятельности?










КЛАССНЫЙ ЧАС

«Современная молодежная субкультура.

Проблемы и пути решения»

(беседа-диалог)



ГРУППА ТЭЭО 12/9

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ АХМЕДОВА Н.С.





2014

1

© 2010-2022