Сценарий урока мужества о блокадном Ленинграде

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Непокорённый Ленинград»


Класс: 10

Тема занятия: «Непокорённый Ленинград»

Вид занятия: классный час.

Тип занятия: урок мужества.

Цель занятия: воспитать бережное и трепетное отношение к истории своей страны.

Задача: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы, краеведческого материала.

Межпредметные связи: «История», «ИЗО», «Музыка», «Литература ».

Учебно-наглядные пособия и оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация с иллюстративным материалом о блокадном Ленинграде;

  • фрагмент аудиозаписи Седьмой симфонии Д. Шостаковича;

  • эмблема «Блокадная ласточка».

  • 125 г. блокадного хлеба;

  • странички дневника Тани Савичевой;

  • письмо с Волховского фронта участника войны-земляка;

  • медаль «За оборону Ленинграда»;

  • орден Красной Звезды;

Использованная литература:

1. Бергольц О.Ф. Дневные звёзды. - Говорит Ленинград.- М.: Правда, 1990.

2. Гранин Д . Блокадная книга.- М.: Сов. писатель, 1993.

3. Дудин М.А. Венок славы. Подвиг Ленинграда.- М.: Современник, 1987.

4. Колпакова Д.Б. Я говорю с тобой из Ленинграда.- Л.: Дет. лит.,1987.

5. Миксон И. Жила, была.- Л.: Дет. лит.,1991.

6. Ходза Н. Дорога жизни. - Л.: Дет. лит., 1984.

Ход классного часа:

Учитель: Стоит над Невой город. Большой и красивый. Город-солдат, город-труженик. Город-герой. Невская святыня… У него своя судьба, своё лицо. Не раз за свою историю он менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о блокадном Ленинграде, который не сломился в страшное для него время. Выстоял, несмотря ни на что. Именно так звучит тема нашего внеклассного занятия, классного часа - урока мужества с элементами литературно-музыкальной композиции.

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далёкого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и патриотизма, какой была 900 дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы войны.

Девиз нашей сегодняшней встречи «слова «прикоснитесь сердцем к подвигу» ( на доске)

На сцену выходят юноша и 2 девушки.

Девушка: Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Юноша: Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звёзды - слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду.

Юноша: Тебе, Великий город!

Девушка: Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Ведущий 1: 1941 год. 22 июня. Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

И вдруг... тревожный голос Левитана... ( Запись голоса Левитана.)

- Внимание, товарищи! Война!

Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград - ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов гитлеровцы направили на город Ленинград с целью стереть его с лица земли.

Юноша: В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений, начались артналёты.

Ведущий 1: 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.

Девушка: Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу, жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения, в которую вступило 200 тысяч ленинградцев.

Ведущий 1 :Из радиопередачи: «Говорит Ленинград», сентябрь 1941 года:

«Мы, Ленинградцы, будем биться с врагом так, чтобы наши дети могли гордиться делами своих отцов, которые не только строили и украшали свой город, но и защитили его смело и отважно, жертвуя всем на благо Родины. Мы победим, ибо хотим жизни, свободы, счастья».

Юноша: Опустели цеха ленинградских заводов. Но солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулемёты. Значит, заводы должны работать. И они работали. К станкам встали женщины, решительно заявив: «Мы заменим наших мужей!»

Ведущий 1: Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замёрз водопровод и канализация. Зимой 1941 - 42 г.г. город сковала лютая стужа. Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах, с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду и потом под обстрелом доставлять её домой.

Девушка: Остановилось движение трамваев и автобусов. На работу людям приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни, дерева на гробы не было. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.

Ведущий 1: Но главным врагом ленинградцев стал голод.

Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

  • Рабочим - 250 граммов хлеба в сутки;

  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 граммов;

  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов - 300 граммов;

  • Войскам первой линии - 500 граммов.

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.

Ведущий 1: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», - писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе, выжить в котором уже было подвигом.

Девушка: Наряду со взрослыми участниками обороны Ленинграда стали и дети.

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. -

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Юноша: «Мы научимся работать на станках отцов и старших братьев!»- поддержали женщин подростки. В эти дни 14-летний Фёдор Быков написал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, я работаю на заводе. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой сможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. Мама работает тоже , только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа, я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть. Потому что мяса теперь не дают, и масла не бывает. Папа, бей фашистов! Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков».

Ведущий: Многие из них вели записи. . Из дневника Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох...»

Девушка: Следующая запись: «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров - ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе…».

Юноша: Ещё одна запись: «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»».

Ведущий 1: Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде…О них и для них , мальчишек блокадного Ленинграда, поёт Юля Манакова

Музыка Иосифа Шварца, слова Валентины Коростелёвой «Ленинградские. мальчики»

(Смена ведущих: Манакова Юля, Егорова Анжелика.

Юля: Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против преступлений нацизма на Нюрнбергском процессе.

Таня Савичева жила на 3-й линии Васильевского острова, на берегу Невы

Стихотворение Сергея Смирнова «Таня Савичева» читает Алина Акмазикова (на фоне страничек дневника)

Анжелика. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.

Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Вслушайтесь в меню столовой. Лето 1942 г:

Щи из подорожника

Пюре из крапивы

Котлета из свёклы

Шницель из лебеды

Чай из трав

Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, взрывались снаряды, и идти приходилось часто под пулями, особенно трудно зимой, преодолевая холод и снежные заносы.

Юля: В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.

Анжелика: Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Стихотворение «В школе» Юрия Воронова (читает Николаева Ирина)

Девчонка руки протянула

И головой -

На край стола…

Сначала думали -

Уснула,

А оказалось - умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

Юля: Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненым газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

Анжелика: Плечом к плечу с Ольгой Берггольц находилась и другая поэтесса- Вера Инбер.

Учитель: На одном из листов её дневника читаем: стр. 202- 203 Том 3 «Ленинград» (цитирование)

(Смена ведущих: Ирэн Солодянкина, Таня Пахмутьева)

Ирэн: Навсегда в сознание каждого ленинградца вошла «Дорога жизни» - это название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941−1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.

Таня: Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов. . По этой дороге вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

Водители на этой дороге работали в необычайно сложных условиях, забывая об отдыхе и сне, а порой даже о собственной жизни

Стихотворение Ольги Берггольц « И было так» (читает Сергей Арзаев)

И было так:

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

- Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот - в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Ирен: Город продолжал переживать трагические дни. Город казался чёрным, но не сдавался. Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по Санкт-Петербургу и области(материалы Управления НКВД по Ленинградской области)):

«…Жизнь в Ленинграде с каждым днём ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепёшки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».

«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».

Учитель: Дневник 12 летнего мальчика Саши из блокадного Ленинграда, семья которого состояла из 6 человек, кроме матери и отца, 4 детей, младшему Володе 2,5 года.

В ноябре стали выдавать продуктовые карточки. 125 грамм хлеба- на человека. На детей крупы. Большая часть пайка перепадала Вовчику. Папе становится всё хуже и хуже. Он начинает потихоньку сходить с ума от недостатка пищи. А эти вши, вши на теле! Их целые полчища. Их давят, а они всё ползут и ползут. Сотни, а может, и тысячи. Всё тело расцарапано в кровь, а в этих ранках - вши, вши! Пьют и пьют кровь. А Вовчик, он дурачок, не понимает - и чешет, и чешет себе коготками головку. Коготки у него большие и острые (их уже не стригли) и у него кровавый колтун на голове. Помыть не можем, всё замёрло: ни воды - ни света.

Конец декабря. Стало совсем плохо. В доме оставался только хлеб по 125 грамм. Сожгли всю мебель. Мама стала всё менять на хлеб.

Хлеб становился не только единственным средством питания … Он стал мерилом самого страшного и самого необходимого.

Послушайте несколько строк из «Ленинградской поэмы» О Берггольц :

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

- Сменяй на платье,- говорит,-

менять не хочешь - дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...-

И я сказала: - Не отдам.-

И бедный ломоть крепче сжала.

- Отдай,- она просила,- ты

сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу.-

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило - привести

ее к себе, шепнув угрюмо:

- На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль - не думай.-

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль -

ни слез, ни радости, ни страсти.

Таня: В сентябре 1942 года в городе в Большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты, которых нашли в госпиталях и больницах, были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл мощно и слаженно. Слушатели напряжены и взволнованны. Исполнялась Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осаждённом Ленинграде, посвящённая городу и его непокоряющимся жителям. Все восемьдесят минут, пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. В народе исполнение симфонии Д.Д. Шостаковича называли «Залпом по Рейхстагу», «Днём Победы среди войны».

Учитель: Итак, фрагмент концерта Д. Шостаковича, который опровергал истину «Когда стреляют пушки, музы молчат». В блокадном Ленинграде музы не молчали.

Учитель: Весной сорок второго года множество ленинградцев носило на груди жетон -ласточку с письмом в клюве. Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой Ольгой Берггольц.

«Блокадная ласточка» в исполнении Насти Бердниковой.

Учитель: Такую ласточку с замиранием сердца ждали в каждой семье не только блокадного Ленинграда… Такую ласточку ждали со слезами на глазах в семье Негановых с. Куженерка Малмыжского района. Это была семья жительницы нашего села, всем известного и уважаемого человека, учителя математики, ветерана труда ,бывшего директора школы , вдовы ветерана Вов- Хлюпиной Н.К. Её старший брат, Неганов Василий Карпович , родился в д. Куженерка, окончил Рожкинскую школу, стал педагогом, после института был направлен в Казахстан, преподавал литературу, историю. Оттуда ушёл на фронт. Освобождал Ленинград, служил писарем при штабе. Участвовал в боях на Пулковских высотах.

В 1943 в Куженерку пришло письмо из Ленинграда. В этот день Негановы были самой счастливой семьёй, им даже было немного стыдно, ведь односельчане уже успели получить не одну похоронку.

Письмо было адресовано маме Негановой Елене Алексеевне. Письмо было написано не прозой, это были стихи . 18 строчек. Их семья хранит до сих пор в памяти. На нашу просьбу познакомиться - откликнулись. Но как это трудно было сделать Нине Карповне. Она прочитала его по памяти, затем были слёзы… и вызов «Скорой помощи»

Послушайте .Бой окончился… Под Нарвой. В 1944г. …Василий Карпович погиб… Похоронен в Эстонии , в Кохтлоярвинском районе, д. Рейсна, в братской могиле.

Радик Хашимов: 14 января 1944 началась операция войск Ленинградского фронта, в результате которой 27 января 1944 года блокада была полностью снята.

В результате мощного наступления войск Ленинградского фронта немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100 км и через 872 дня после начала блокада закончилась.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.

Учитель: 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Такая медаль есть и в нашем селе . Она принадлежит Рукавишникову Ивану Николаевичу

Нина Солодянкина о Рукавишникове И.Н.

Данных о Рукавишникове И.Н. по каким-то причинам, к сожалению, нет в Книге Памяти. Мы сделали , что могли, сделали свою Книгу Памяти, включив в неё:

  1. портрет;

  2. биографическую справку, составленную по воспоминания сына;

  3. данные, предоставленные сельским Советом;

  4. заламинированное удостоверение на медаль «За оборону Ленинграда»;

  5. фотография дома ветерана, на который мы повесили красную звезду;

  6. фотография могилы, которую мы посетили 27.01.14, в день снятия блокады;

  7. подборку стихов о медали «За оборону Ленинграда».

Эту папку мы вручим семье ветерана в знак памяти, уважения и почтения. Второй экземпляр подарили школьной библиотеке.

Андрей Лоншаков. О медали

На лицевой стороне медали, на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части медали - пятиконечная звёздочка и надпись по краю медали «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». На оборотной стороне медали надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». Над надписью изображены серп и молот. Носится на левой стороне груди

Учитель: Есть ещё одна ниточка, связывающая нас сейчас с блокадным Ленинградом. В нашем классе учится девочка, прабабушка которой в далёких 1941- 1942 годах стояла у станка одного из ленинградских заводов, ковала победу , как могла. Страшно мёрзла, голодала, перебивалась. Было ей тогда 28 лет. У неё было необычное, как тогда, как и сейчас, имя - Ирэн.

Книгу Памяти мы создали и для Тарасовой Ирэн Александровны

Стихотворение правнучки, созданное в память о прабабушке, её семье, городе, посылаемое через десятилетия…

Солодянкина Ирэн читает стихотворение

Алёна: За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до полутора миллионов человек. Но только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода…

Под скорбными плитами Пискарёвского мемориального кладбища вместе со взрослыми, мирными жителями и воинами, лежат мальчики, не доигравшие свои дворовые матчи, девочки, так и не ставшие невестами…

А на выезде из города, там, где начинается дорога на Ладогу, стоит ещё один памятник - «Цветок жизни», на каменных лепестках которого начертано: «Пусть всегда будет солнце»

Проходит год за годом, и все мы глубже сознаем этот триумф человеческого духа - Великий Ленинград выстоял 900 дней блокады, навязанной ему гитлеровскими полчищами во время Второй мировой войны. Необыкновенный героизм жителей Ленинграда, история тех дней - эпопея, которая будет волновать сердца, пока на земле существует человечество.

Смена ведущих: Радик, Алина, Марина

Радик: Чтобы снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Алина: Нам наше прошлое свято и дорого.

Гордость победами - горечь утрат...

Вечная память защитникам города,

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава тебе, Ленинград!

Радик: Замечательный петербуржец Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждал, что «…исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет, их населяют великие люди прошлого, память о которых не должна умереть»

Марина: Мы чашу горя выпили до дна

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим..

Зажигаем свечи (Роман Х., Денис П.)

Учитель: Минута молчания - в ней не 60 секунд. В ней - 29 месяцев, 900 блокадных дней и ночей.

Эта минута - самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Объявляется минута молчания

Метроном

Тогда в честь снятия блокады был дан торжественный салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком, состоящим из тысяч огней, украсившим небо всеми цветами радуги, которой жители города не видели долгие 900 дней

Песня «Главный праздник»( исполняет весь класс)

Сегодня мы вспомнили всего лишь несколько страниц из военной летописи города - героя, города - крепости. Хотелось бы верить, что:

Много - много лет пройдет,

А нам от той зимы не отогреться.

Нас от нее ничто не оторвет.

Мы с нею слиты памятью и сердцем.

Рефлексия

- страничка вашего дневника от 27.01.2014;

- телеграмма - молния жителям блокадного Ленинграда;

- работа с цветной бумагой: как ваше сердце откликнулось на горе и страдания других.

Зачитать, некоторые, разместить на доске

Учитель: Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, ни минуты не сомневаясь в победе.



Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент.

Мотивация.

Целеполагание

Приветствие. Мотивация учащихся на чувственное восприятие материала.

Создание психологически комфортной обстановки.

Приветствуют классного руководителя, гостей, проявляя готовность сотрудничать.

2

Содержательный блок

Ориентация учащихся на восприятие блока информации:

- о начале войны и блокады Ленинграда,

- о тяжелейших условиях жизни города (холод, голод),

- дороге жизни,

- о поддержании духа ленинградцев,

- о вкладе односельчан в приближение снятия блокады Ленинграда (биографические справки, фотографии, письма, награды, стихи),

демонстрирует медаль «За оборону Ленинграда» Рукавишникова И.Н.

- о снятии блокады,

- о победном салюте по поводу снятия блокады.


Включаются в мыслительную деятельность.

Осознают факты, проникаются состраданием...

Исполняют песню «Ленинградские мальчики» ( И. Шварц, В. Коростелёва).

Читают стихотворения Ю. Воронова «В школе»,

С. Смирнова «Таня Савичева»,

О. Берггольц « И было так…».

Слушают аудиозапись Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Читают стих О. Берггольц «Блокадная Ласточка».

Знакомятся с письмом с Волховского фронта Неганова Василия Карповича.

Читают стихотворение собственного сочинения, посвященное прабабушке - труженице тыла, защитнице Ленинграда - Тарасовой Ирэн Александровне.

Исполняют песню «Главный праздник» (слова Н. Мазанова, музыка Н. Мухамеджановой)


3

Рефлексия

Создаёт условия для оценки деятельности:

- страница дневника,

- телеграмма защитнику Ленинграда в форме фронтового письма-треугольника

Рефлексируют свою деятельность

11


© 2010-2022