Программа по внеурочной деятельности Книжная радуга

               Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интере...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

по организации внеурочной деятельности

учащихся 2- х классов

« Книжная радуга»





Худякова Наталья Александровна

библиотекарь детского отдела

библиотеки семейного чтения с. Конёво

муниципального объединения казённых

учреждений культуры « Сполохи».





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Программа «Книжная радуга» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Внеурочные занятия программы «Книжная радуга» помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание .

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Специфика организации занятий по программе «Книжная радуга» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Программа внеурочной деятельности «Книжная радуга» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели занятий:

- создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений

Задачи:

- способствовать формированию активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащать нравственно-эстетический опыт ребенка.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности «Книжная радуга» рассчитана на 1 года обучения, для обучающихся 8 лет- 2 класс. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «Книжная радуга» реализуется во внеурочное время в объеме

34 часа в год в 2014-2015 учебном году.

Презентация программы была проведена на родительском собрании « Чтение- вот лучшее учение». Одним из решений родительского собрания было создание классной библиотечки, где будут находиться книжки и детские журналы, которые будут изучаться по программе « Книжная радуга».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

  • книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

  • заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка читательских умений: техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце года).

Занятия могут проводиться в различных формах:

- работа в группах,

- беседы,

- викторины,

- мини -рассказы, рисунки.

- конкурсы, и др.

«Читательская активность учащихся »

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Примечания

I « Основы библиотечно-библиографических знаний»


    1

    «Великие славянские просветители»

    1

    Беседа с презентацией о славянских просветителях Кирилле и Мифодии.



    2

    «Твой друг книга»

    1

    1.Урок ББЗ с презентацией.

    Путь книги до читателя.

    Правила пользования книгой.

    Поведение в библиотеке

    Экскурсия в библиотеку семейного чтения.




    3

    « Познакомьтесь:

    Книга»

    1

    Знакомство со строением книги.



    II «Жизнь замечательных людей»


    4-6

    «Мастер улыбки»

    2

    1.Знакомство с жизнью и творчеством

    Драгунского В.Ю.

    2. Громкое чтение рассказа

    « Где это видано, где это слыхано…»

    Беседа с презентацией.



    7-8

    « Валентин

    Берестов»

    2

    1.Знакомство с писателем.

    2.Путешествие по стихам.

    Презентация.


    9-10

    «Поэтесса. Писатель. Сценарист».

    2

    1.Знакомство с жизнью и творчеством

    поэтессы Барто А.Л.

    2.Путешествие по стихам поэта.


    Беседа с презентацией.

    Просмотр мультфильмов по стихам Барто


    11-12

    « Большой поэт для маленьких детей»

    2

    1.Литературный час о Михалкове.

    2. громкое чтение сказки

    « Три поросёнка»и просмотр мультфильма.


    Подготовка к игре.

    Чтение стихов.


    13-14

    « Город, который построил Маршак»

    2

    1.Мультимедийная беседа

    о творчестве.

    2. Игровая программа по стихам

    Маршака

    Подготовка

    к игре.

    Просмотр мультфильмов.


    15-17

    « Весёлая семейка Николая Носова»

    3

    1.Беседа о жизни и творчестве

    Носова Н.Н.

    2.Громкое чтение по рассказу

    « Фантазёры».

    3. Мультфильм « Бобик в гостях у

    Барбоса»


    Подготовка к громкому чтению.


    18.

    « Спасибо вам любимый автор»

    1

    Конкурсно - игровая программа

    Заключительное занятие по теме.

    III « Писатели о природе »



    19-21

    « Сказочник русского леса»

    3

    1.Беседа о творчестве писателя

    Бианки В.В.

    2. Громкое чтение по рассказу

    « Мышонок Пик».

    3. Мультфильм

    « Мышонок Пик»

    Подготовка к громкому чтению.

    Рисунки детей по теме рассказа.


    22-23

    « Что? Где? Как?

    И почему?»

    2

    1.Знакомство с писателем

    Ю. Дмитриевым и его книгами о природе.


    2. Творческое задание- рисунок по произведением писателя.


    Пересказ

    отрывков из произведений

    Дмитриева

    подготов-

    ленные

    учителем


    24-25

    « Загадки природы»

    2

    1.Путешествие по рассказам Игоря

    Акимушкина.

    2. Прослушивание аудиорассказов

    писателя

    Просмотр книжной выставки с книгами писателя.


    26-27.

    « Встреча с интересным человеком»

    2

    1.Рассказ с презентацией о писателе и

    иллюстраторе своих книг

    Е.И. Чарушине.

    2. Громкое чтение рассказов

    « Томка», « Томкины сны».

    Самостоятель-ное чтение рассказов

    о Томке.


    28-29

    « Лесное путешествие»

    2

    1.Знакомство с писателем

    Н.Сладковым.

    2. Громкое чтение

    по рассказу

    « Лесные тайнички»

    Самостоятель-ное чтение

    рассказов.


    30-32

    « Питомцы зоопарка»

    3

    1.Мультимедийная беседа о творчестве Веры Чаплиной.

    2. Громкое чтение по рассказу

    « обыкновенная кошка».

    3. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».



    Подготовка

    к написанию рассказа.


    33.

    «Лесные загадки»

    1

    Викторина

    по произведениям

    писателей о природе.


    Подведение итогов проекта -1 час


    34

    «Хвала тебе, о книгочей!»

    Конкурсно- игровая программа .

    Содержание программы:

    Раздел

    Количество часов

    «Основы библиотечно- библиографических знаний»


    3 часа

    «Жизнь замечательных людей»



    14 часов



    « Писатели о природе»


    15 часов

    «Хвала тебе, о книгочей»

    Итоговая конкурсно- игровая программа

    1 час

    ИТОГО:

    34 часа

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1.Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.- М.: Либерия, 1999.

    2.Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост.П.А. Николаев. - М.:

    Просвещение, 1990.

    3.Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред.П.А. Николаев. - М.:

    Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

    4.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.

    Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

    1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980

    2. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980

    3. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006

    4. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

    5. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

    Список художественной литературы для детей.

    II Жизнь замечательных людей

    1.Барто А.Л. Твои стихи/ А.Барто; рис. В.Горяев.-М.,Дет.лит.,1983.-400 с.,ил.

    2.Берестов В. Весёлые страницы: избранные произведения/В.Берестов; худож. Л.Токмаков .-М.:Астрель: АСТ. Хранитель,2006. - 591 с..ил.-(Всемирная детская библиотека)- -ISBN 5-17-036080-0 (АСТ); ISBN 5-271-13754-6 (Астрель) ; ISBN 5-9762-0007-9 (Хранитель)

    3.Драгунский В.Ю. Девчонкам и мальчишкам /В.Драгунский ; худож. А. Лукьянов, Р.Вольский, В.Долгов.- М.,ОНИКС,2007.-183 с.,ил. -ISBN 5-488-00877-2

    4.Маршак С.Я. Дети нашего двора/ С.Маршак.-М.:Астрель:АСТ, 2008.-415 с., ил.-(Внеклассное чтение) -ISBN 978-5-17-053350-3 (АСТ) ; -ISBN 978-5-271-22283-2 (Астрель)

    5.Михалков С.В. Стихи и сказки/ С.В.Михалков.- М.,Дет.лит.,1987.-655 с.,ил.-(Золотая библиотека)

    6.Михалков С. Три поросёнка / С.Михалков- М., Малыш,1981.-25 с., ил.

    7.Носов Н.Н. Фантазёры: рассказы/ Н.Носов; рис. Г.Валька, И. Семёнова.-М., Дет.лит.,1978.- 221 с.,ил.

    III « Писатели о природе»

    1.Акимушкин И.И. В мире животных/ И.И.Акимушкин; Худож. Т.Капустина.-М.:Малыш, 1982.-88 с., ил.

    2. Акимушкин И.И. Чем кролик на зайца похож / И.И. Акимушкин; худ. С. Куприянов .-М.:Малыш,1981.-14с., ил.

    3. Акимушкин И.И. Жил-был ёжик / И.И. Акимушкин; худ. А. Келейников.-М.: Малыш, 1984.- 10 с.,ил.

    4.Бианки В.В. Лесная газета.Сказки и рассказы/ В.Бианки; худож. А.Аземша, С. Бордюг, Н. Трепенок.- М.: Астрель: АСТ, 2007 .- 415 с.,ил.- (Внеклассное чтение)- ISBN 978-5-17-038179-1(АСТ), ISBN 978-5-271-143833332-3(Астрель)

    5.Дмитриев Ю. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт/ Ю.Дмитриев- М., Малыш,1980 .- 84 с., ил.

    6.Дмитриев Ю. Тропинка в лесу/ Ю.Дмитриев; рис. В.Федотова.-М., Малыш, 1981.- 83 с., ил.

    7.Сладков Н.И. Зачем тритону хвост? Сказки и рассказы./ Н.И.Сладков; худож. С. Бордюг, С. Набутовский.- М., Стрекоза, 2008.-61 с., ил.-(Внеклассное чтение) -ISBN 978-5-89537-456-6

    8.Чаплина В. Рассказы /В.Чаплина; худож. Б.Игнатьев.- М., Искатель, 2012.-79 с.,ил.-(Библиотека школьника)- -ISBN 978-5-94743-806-2

    9.Чарушин Е.И. Кот Епифан и другие рассказы / Е.И.Чарушин; ил.Е.И.Чарушин.-М.,Правда, 1991.- 207 с., ил.- -ISBN 5-253-00346-0.

    11



    © 2010-2022