- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по внеурочной деятельности Книжная радуга
Программа по внеурочной деятельности Книжная радуга
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Худякова Н.А. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
по организации внеурочной деятельности
учащихся 2- х классов
« Книжная радуга»
Худякова Наталья Александровна
библиотекарь детского отдела
библиотеки семейного чтения с. Конёво
муниципального объединения казённых
учреждений культуры « Сполохи».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Программа «Книжная радуга» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Внеурочные занятия программы «Книжная радуга» помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание .
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Специфика организации занятий по программе «Книжная радуга» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Программа внеурочной деятельности «Книжная радуга» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели занятий:
- создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений
Задачи:
- способствовать формированию активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащать нравственно-эстетический опыт ребенка.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности «Книжная радуга» рассчитана на 1 года обучения, для обучающихся 8 лет- 2 класс. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Книжная радуга» реализуется во внеурочное время в объеме
34 часа в год в 2014-2015 учебном году.
Презентация программы была проведена на родительском собрании « Чтение- вот лучшее учение». Одним из решений родительского собрания было создание классной библиотечки, где будут находиться книжки и детские журналы, которые будут изучаться по программе « Книжная радуга».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
-
осознавать значимость чтения для личного развития;
-
формировать потребность в систематическом чтении;
-
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
-
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
-
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
-
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
-
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
-
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
-
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
-
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
-
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
-
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
-
книге и героях;
-
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
-
заданную тему;
-
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
-
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-
пользоваться аппаратом книги;
-
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
-
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка читательских умений: техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце года).
Занятия могут проводиться в различных формах:
- работа в группах,
- беседы,
- викторины,
- мини -рассказы, рисунки.
- конкурсы, и др.
«Читательская активность учащихся »
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Тематическое планирование
Дата
№
Тема занятия
Кол-во часов
Основное содержание
Примечания
I « Основы библиотечно-библиографических знаний»
1
«Великие славянские просветители»
1
Беседа с презентацией о славянских просветителях Кирилле и Мифодии.
2
«Твой друг книга»
1
1.Урок ББЗ с презентацией.
Путь книги до читателя.
Правила пользования книгой.
Поведение в библиотеке
Экскурсия в библиотеку семейного чтения.
3
« Познакомьтесь:
Книга»
1
Знакомство со строением книги.
II «Жизнь замечательных людей»
4-6
«Мастер улыбки»
2
1.Знакомство с жизнью и творчеством
Драгунского В.Ю.
2. Громкое чтение рассказа
« Где это видано, где это слыхано…»
Беседа с презентацией.
7-8
« Валентин
Берестов»
2
1.Знакомство с писателем.
2.Путешествие по стихам.
Презентация.
9-10
«Поэтесса. Писатель. Сценарист».
2
1.Знакомство с жизнью и творчеством
поэтессы Барто А.Л.
2.Путешествие по стихам поэта.
Беседа с презентацией.
Просмотр мультфильмов по стихам Барто
11-12
« Большой поэт для маленьких детей»
2
1.Литературный час о Михалкове.
2. громкое чтение сказки
« Три поросёнка»и просмотр мультфильма.
Подготовка к игре.
Чтение стихов.
13-14
« Город, который построил Маршак»
2
1.Мультимедийная беседа
о творчестве.
2. Игровая программа по стихам
Маршака
Подготовка
к игре.
Просмотр мультфильмов.
15-17
« Весёлая семейка Николая Носова»
3
1.Беседа о жизни и творчестве
Носова Н.Н.
2.Громкое чтение по рассказу
« Фантазёры».
3. Мультфильм « Бобик в гостях у
Барбоса»
Подготовка к громкому чтению.
18.
« Спасибо вам любимый автор»
1
Конкурсно - игровая программа
Заключительное занятие по теме.
III « Писатели о природе »
19-21
« Сказочник русского леса»
3
1.Беседа о творчестве писателя
Бианки В.В.
2. Громкое чтение по рассказу
« Мышонок Пик».
3. Мультфильм
« Мышонок Пик»
Подготовка к громкому чтению.
Рисунки детей по теме рассказа.
22-23
« Что? Где? Как?
И почему?»
2
1.Знакомство с писателем
Ю. Дмитриевым и его книгами о природе.
2. Творческое задание- рисунок по произведением писателя.
Пересказ
отрывков из произведений
Дмитриева
подготов-
ленные
учителем
24-25
« Загадки природы»
2
1.Путешествие по рассказам Игоря
Акимушкина.
2. Прослушивание аудиорассказов
писателя
Просмотр книжной выставки с книгами писателя.
26-27.
« Встреча с интересным человеком»
2
1.Рассказ с презентацией о писателе и
иллюстраторе своих книг
Е.И. Чарушине.
2. Громкое чтение рассказов
« Томка», « Томкины сны».
Самостоятель-ное чтение рассказов
о Томке.
28-29
« Лесное путешествие»
2
1.Знакомство с писателем
Н.Сладковым.
2. Громкое чтение
по рассказу
« Лесные тайнички»
Самостоятель-ное чтение
рассказов.
30-32
« Питомцы зоопарка»
3
1.Мультимедийная беседа о творчестве Веры Чаплиной.
2. Громкое чтение по рассказу
« обыкновенная кошка».
3. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Подготовка
к написанию рассказа.
33.
«Лесные загадки»
1
Викторина
по произведениям
писателей о природе.
Подведение итогов проекта -1 час
34
«Хвала тебе, о книгочей!»
Конкурсно- игровая программа .
Содержание программы:
-
Раздел
Количество часов
«Основы библиотечно- библиографических знаний»
3 часа
«Жизнь замечательных людей»
14 часов
« Писатели о природе»
15 часов
«Хвала тебе, о книгочей»
Итоговая конкурсно- игровая программа
1 час
ИТОГО:
34 часа
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.- М.: Либерия, 1999.
2.Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост.П.А. Николаев. - М.:
Просвещение, 1990.
3.Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред.П.А. Николаев. - М.:
Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
4.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.
Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
-
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
-
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
-
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
-
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
-
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Список художественной литературы для детей.
II Жизнь замечательных людей
1.Барто А.Л. Твои стихи/ А.Барто; рис. В.Горяев.-М.,Дет.лит.,1983.-400 с.,ил.
2.Берестов В. Весёлые страницы: избранные произведения/В.Берестов; худож. Л.Токмаков .-М.:Астрель: АСТ. Хранитель,2006. - 591 с..ил.-(Всемирная детская библиотека)- -ISBN 5-17-036080-0 (АСТ); ISBN 5-271-13754-6 (Астрель) ; ISBN 5-9762-0007-9 (Хранитель)
3.Драгунский В.Ю. Девчонкам и мальчишкам /В.Драгунский ; худож. А. Лукьянов, Р.Вольский, В.Долгов.- М.,ОНИКС,2007.-183 с.,ил. -ISBN 5-488-00877-2
4.Маршак С.Я. Дети нашего двора/ С.Маршак.-М.:Астрель:АСТ, 2008.-415 с., ил.-(Внеклассное чтение) -ISBN 978-5-17-053350-3 (АСТ) ; -ISBN 978-5-271-22283-2 (Астрель)
5.Михалков С.В. Стихи и сказки/ С.В.Михалков.- М.,Дет.лит.,1987.-655 с.,ил.-(Золотая библиотека)
6.Михалков С. Три поросёнка / С.Михалков- М., Малыш,1981.-25 с., ил.
7.Носов Н.Н. Фантазёры: рассказы/ Н.Носов; рис. Г.Валька, И. Семёнова.-М., Дет.лит.,1978.- 221 с.,ил.
III « Писатели о природе»
1.Акимушкин И.И. В мире животных/ И.И.Акимушкин; Худож. Т.Капустина.-М.:Малыш, 1982.-88 с., ил.
2. Акимушкин И.И. Чем кролик на зайца похож / И.И. Акимушкин; худ. С. Куприянов .-М.:Малыш,1981.-14с., ил.
3. Акимушкин И.И. Жил-был ёжик / И.И. Акимушкин; худ. А. Келейников.-М.: Малыш, 1984.- 10 с.,ил.
4.Бианки В.В. Лесная газета.Сказки и рассказы/ В.Бианки; худож. А.Аземша, С. Бордюг, Н. Трепенок.- М.: Астрель: АСТ, 2007 .- 415 с.,ил.- (Внеклассное чтение)- ISBN 978-5-17-038179-1(АСТ), ISBN 978-5-271-143833332-3(Астрель)
5.Дмитриев Ю. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт/ Ю.Дмитриев- М., Малыш,1980 .- 84 с., ил.
6.Дмитриев Ю. Тропинка в лесу/ Ю.Дмитриев; рис. В.Федотова.-М., Малыш, 1981.- 83 с., ил.
7.Сладков Н.И. Зачем тритону хвост? Сказки и рассказы./ Н.И.Сладков; худож. С. Бордюг, С. Набутовский.- М., Стрекоза, 2008.-61 с., ил.-(Внеклассное чтение) -ISBN 978-5-89537-456-6
8.Чаплина В. Рассказы /В.Чаплина; худож. Б.Игнатьев.- М., Искатель, 2012.-79 с.,ил.-(Библиотека школьника)- -ISBN 978-5-94743-806-2
9.Чарушин Е.И. Кот Епифан и другие рассказы / Е.И.Чарушин; ил.Е.И.Чарушин.-М.,Правда, 1991.- 207 с., ил.- -ISBN 5-253-00346-0.
11