Классный час Береги свою планету

Проблема защиты населения страны в современных условиях приобретает все более широкий размах. И речь идет не только о защите населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств массового поражения, но и о возможности жить в экологически чистой среде. Поэтому одной из главных целей гражданской обороны является выполнение всех задач по защите жизни человека, обучение человека способам выживания в экстремальных условиях и предотвращение возможности гибели людей.    Данная разработка ставит перед собой цель познакомить учащихся со сложной проблемой загрязнения окружающей среды, возможными стихийными бедствиями и способами защиты от них.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема защиты населения страны в современных условиях приобретает все более широкий размах. И речь идет не только о защите населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств массового поражения, но и о возможности жить в экологически чистой среде. Поэтому одной из главных целей гражданской обороны является выполнение всех задач по защите жизни человека, обучение человека способам выживания в экстремальных условиях и предотвращение возможности гибели людей.

Данная разработка ставит перед собой цель познакомить учащихся со сложной проблемой загрязнения окружающей среды, возможными стихийными бедствиями и способами защиты от них.


КЛАССНЫЙ ЧАС

«Береги свою планету»


Подготовила

Галяс Марина Юрьевна,

классный руководитель 5к класса

МОУ СОШ № 3 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Разработка классного часа в 5 классе

Береги свою планету (правила поведения в экстремальных ситуациях)

Цель: продолжить формирование у подростков правильного отношения к окружающей среде, природе; воспитывать новое экологическое мышление, умение правильно реагировать в чрезвычайных ситуациях.

Оборудование:

Действующие лица: матушка-природа, писарь, туча, вода, земля, жаба, осетр. Бабочка, голубой и зеленый патруль.

Ход урока.

Учитель. Проблема защиты населения страны в современных условиях приобретает все более широкий размах. И речь идет не только о защите населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств массового поражения, но и о возможности жить в экологически чистой среде. Поэтому одной из главных целей гражданской обороны является выполнение всех задач по защите жизни человека, обучение человека способам выживания в экстремальных условиях и предотвращение возможности гибели людей.

Сегодня мы познакомимся со сложной проблемой загрязнения окружающей среды, возможными стихийными бедствиями и способами защиты от них.

Ведущий Дорогие друзья!

Сегодня в наш безумный век,

Хотим к тебе мы обратиться, человек,

Позволь нам у тебя спросить:

«Умеешь ты по-настоящему любить?

Любить природу, родину любить -

То, без чего нам невозможно жить?»

И как рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы, так человеку нужна Родина. Охранять и любить природу - значит и любить родину.

На сцене матушка-природа и писарь

Природа Отдохнем, мой писарь верный,

Важных было дел немало

Все мы сделали, наверно,

Что-то очень я устала.

Писарь Да, ты славно постаралась,

Только вот теперь,

Матушка, тебе осталось

Лишь принять гостей.

Природа Ну что же тут поделать?

Я прошу, зови!

Звучит музыка, на сцену выходит туча

Туча О природа, ты могуча!

Я же? Я же… просто Туча

Не пришла бы я сюда,

Если б не моя беда.

Не могу по небесному своду

Я как раньше свободно летать,

Со своими подругами, сестрами

Горы, реки, леса обнимать.

Кругом копоть, газ и гарь,

Погибает божья тварь,

Выхлопные газы,

Дым идет с завода...

Что же делать дальше?

Помоги, природа.

На сцену выходит Вода.

Вода. Я- вода, пришла сюда.

Чтоб тебя спросить:

Неужели я всегда

Буду грязной плыть?

Мои воды почернели, потемнели, помутнели

А теперь еще вперед

Наука- химия идет.

Что ж теперь всегда

Будет так грязна вода.

Жаба Выслушай, матушка- природа, и меня, старую жабу. Жили мы тихо по своим природным законам. Но пришел человек и заставил нас жить по своим беззакониям.

Нас отравляют и уничтожают, засыпают наши водоемы. А сколько бы мы пользы принесли! Мы ведь поедаем насекомых - вредителей садов и огородов. Не могу понять, за что к нам такое несправедливое отношение?

Бабочка Ох, матушка, спасения нет нам от этих людишек, которые собирают нас в баночки и коробочки - коллекционируют. А ведь и мы пользу приносим- вредителей уничтожаем. Никакой благодарности от человека.

Осетр Горе, горе, нам- рыбам. Нас истребляют из-за вкусного мяса и черной икры. Заграждают нам путь к нересту дамбами и плотинами. Гибнем мы, природа, и просим у тебя защиты.

Земля. Я-Земля,

Вращаясь в Космосе,

в плену своей орбиты,

Не год, не два,

а миллиарды лет,

Я так устала...

Плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Всё то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Учитель Сегодня мы с вами услышали стон и боль нашей родной земли. А ведь во многом виноват сам человек. Потому задача всех людей- спасти природу, дать ей возможность восстановить свои силы.

А вы знаете, ребята, что иногда и природа наказывает человека. Давайте подумаем, какие стихийные бедствия могут возникнуть в жизни человека?

А как вы думаете, что нужно делать во время стихийных бедствий, как спасаться?

УЧИТЕЛЬ:

Стихийные бедствия - это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности человека.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи

Стихийные бедствия, пожары, аварии... По разному можно встретить их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение.

Землетрясения - это специфические явления, происходящие в определенных участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и под водой. Землетрясения всегда поражали людей и своей разрушительной силой, и последствиями, выражающимися в опускании земной коры, активизации вулканической деятельности, образовании цунами и т. д.

При нахождении во время землетрясения вне квартиры (дома) или места работы, например в магазине, театре или просто на улице, не следует спешить домой, надо спокойно выслушать указание соответствующих должностных лиц по действиям в создавшейся ситуации и поступать в соответствии с таким указанием. В случае нахождения в общественном транспорте нельзя покидать его на ходу, нужно дождаться полной остановки транспорта и выходить из него спокойно, пропуская вперед детей, инвалидов, престарелых. Учащиеся старших классов школ должны помочь администрации и учителям в поддержании порядка среди школьников младших классов

Тяжелыми стихийными бедствиями являются наводнения. Основными причинами большинства наводнений являются сильные ливни, интенсивное таяние снегов, речные паводки в результате приливной волны иди изменения ветра в устье реки.

Об эвакуации на случай наводнения людей предупреждают заранее по телевидению или радио.

Если по каким-то причинам вы не успели эвакуироваться, то соблюдайте следующие правила:

-Если вы проживаете на первом этаже и на улице наблюдается подъем воды, необходимо покинуть квартиру, подняться на верхние этажи, если дом одноэтажный - занять чердачные помещения.

-Находясь в поле, при внезапном затоплении следует занять возвышенные места или деревья, использовать различного рода плавающие предметы (например, камеры шин сельскохозяйственной техники).

-При спасательных работах необходимо проявлять выдержку и самообладание, строго выполнять требования спасателей. Нельзя переполнять спасательные средства (катера, лодки, плоты и т. п.), поскольку это угрожает безопасности и спасаемых, и спасателей. Попав в воду, следует сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, отыскать поблизости плавающие или возвышающиеся над водой предметы, воспользоваться ими до получения помощи.


Селевые потоки - это потоки с гор смеси воды, песка, глины, щебня, осколков камней и даже валунов.

В селеопасных районах прямыми признаками возможного возникновения селевых потоков являются чрезмерные (ливневые) атмосферные осадки (селевые потоки в результате ливневык осадков обычно формируются после засухи), быстрое таяние снегов и ледников в горах, переполнение горных озер и водоемов, нарушения в естественном стоке вод горных рек и ручьев с изменением русел и образованием запруд. Косвенными признаками возможного селя являются повышенная эрозия почв, уничтожение травяного покрова и лесонасаждений на склонах гор.

Оползни, как и селевые потоки, чаще всего вызываются сильными дождями и эрозией почвы.

Первоначальным признаком начавшихся оползневых подвижек является появление трещин на зданиях, разрывов на дорогах, береговых укреплениях и набережных, выпучивание земли, смещение основания различных высотных конструкций и даже деревьев в нижней части относительно верхней.

При угрозе селевого потока или оползня и при наличии времени население из опасных районов эвакуируется в безопасные.

В случае оповещения населения о приближающемся селевом потоке или начавшемся оползне, а также при первых признаках их проявления нужно как можно быстрее покинуть помещение, предупредить об опасности окружающих и выйти в безопасное место. Покидая помещения, следует затушить печи, перекрыть газовые краны и выключить свет и электроприборы. Это поможет предотвратить возникновение пожаров.

Зимние проявления стихийных сил природы нередко выражаются снежными заносами в результате снегопадов и метелей.

С объявлением штормового предупреждения - предупреждения о возможных снежных заносах - необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создать дома необходимый запас продуктов, воды и топлива.

Особую опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути далеко от человеческого жилья. Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывают полное дезориентирование на местности.

При следовании на автомобиле не следует пытаться преодолеть снежные заносы, необходимо остановиться, полностью закрыть жалюзи машины, укрыть двигатель со стороны радиатора. Если есть возможность, автомобиль нужно установить двигателем в наветренную сторону. Периодически надо выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под ним. Кроме того, не занесенный снегом автомобиль - хороший ориентир для поисковой группы. Двигатель автомобиля необходимо периодически прогревать во избежание его "размораживания". При прогревании автомобиля важно не допустить затекания в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с этой целью важно следить, чтобы выхлопная труба не заваливалась снегом.

А сейчас мы посмотрим. Что же было с нашими героями дальше.

Природа Я знаю, кто поможет нам.

Тот, кто себя навек,

назвал хозяином моим

Ответчик- человек

Все человечество в ответе

За вред, нанесенный планете.

Леса буквально истребили

И атмосферу засорили.

Писарь. Прошло уже около 1 млн. лет, как появился на Земле человек. Благодаря научно- техническому прогрессу, он возомнил себя господином. И вольно или невольно стал применять к природе давний принцип всех поработителей: " Разделяй и властвуй". По вине человека многие виды растений и животных стали редкими или исчезли совсем.

Природа Все - решено: лишить людей красот природы! Пусть живут, как знают и пожинают плоды того, что сотворили своими руками.

Писарь Я согласен с тобой, матушка,

Но прошу тебя, не спеши с приговором для людей.

Давай послушаем подрастающее поколение.

Выходят зеленый и голубой патруль

1. О, матушка-земля, мы не станем оправдывать коварство людей по отношению к великому дару- природе. Мы от имени будущего нашей планеты - подрастающего поколения, имени всех людей просим дать нам ещё один шанс.


  1. Нор звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.


  1. Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете,

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Синицу в небесах,

Кувшинку на воде

И клюкву на болоте.

4. О как природа- мать

Терпима и добра,

Но, чтоб ее лихая участь не постигла,

Давайте сохраним в озерах осетра,

Синицу в небесах,

В таежных дебрях тигра.


  1. Обращаюсь ко всем живущим

Разных стран и наречий разных,

Ради жизни веков грядущих

Объявить повсеместный праздник

«ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ДЕНЬ НА ЗЕМЛЕ».


  1. Если праздник удачным будет,

Можно силы свои утроить,

Сговориться надёжно людям

И на радость людей устроить

«ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ГОД НА ЗЕМЛЕ».

7. Год без выстрела, дней спокойных,

Год без пыток ночей осторожных,

Вот тогда, позабыв о войнах,

Начинать уже будет можно

«ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ВЕК НА ЗЕМЛЕ».

Ведущий О, человек! Природа-мать

ни рек и ни морей

от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав,

ни голубых озёр.

Цени её доверие, Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

Музыка.



7

© 2010-2022